«АЛРОСА» обижает Леваева

Раздел: Ювелиры и компании
03 ноября 2004 г.

В нехватке сырья у российских гранильщиков, по их мнению, виновата «АЛРОСА», которая в ущерб внутреннему рынку поставляет сырье De Beers

Владелец одного из крупнейших производителей бриллиантов в России – компании «Руиз Даймондс» Лев Леваев заявил на днях, что подконтрольные его Leviev Group гранильные предприятия продолжают испытывать дефицит сырья. По его словам, «проблема скорее субъективная», но что это означает, г-н Леваев уточнять не стал. Опрошенные RBC daily эксперты и участники рынка видят корень зла в действиях алмазного монополиста АК «АЛРОСА», который в ущерб внутреннему рынку поставляет алмазы De Beers. В самой АК «АЛРОСА» говорят, что таковы реалии рынка: экспортировать алмазы выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке. Но действия алмазного монополиста куда дальновиднее: из простого производителя алмазов компания мечтает превратиться в вертикально интегрированный холдинг, а поэтому содержание независимых огранщиков «на голодном пайке» – это хорошая возможность включить их в свою структуру.

Россия занимает третье место в мире (после Австралии и Конго) по производству алмазов. Крупнейшим производителем алмазов в России является АК «АЛРОСА». В прошлом году выручка компании от продажи алмазов составила 54,8 млрд руб., причем на экспорт (практически единственному покупателю – De Beers) было поставлено алмазов на 27,2 млрд руб., а на внутренний рынок – на 27,6 млрд руб. Данные по физическим объемам производства (в каратах) уже почти год не являются государственной тайной, но ни компания, ни Гохран их пока так и не опубликовали. По данным U.S. Geological Survey, в прошлом году в России было произведено 11,8 млн карат алмазов (18% общемировой добычи). Сама «АЛРОСА» считает, что добывает 23% мировых алмазов.

В конце октября владелец Leviev Group Лев Леваев в очередной раз заявил, что его российские гранильные предприятия испытывают нехватку алмазного сырья. В России ему принадлежит крупнейшее ограночное предприятие после смоленского ПО «Кристалл» – «Руиз Даймондс» (Москва, оборот в 2003 г. около 150 млн долл.), а также «Кама-Кристалл» (Пермь). Известный диамантер не стал называть причин подобной ситуации, ограничившись фразой, что это «проблема скорее субъективная». Однако еще весной г-н Леваев предполагал, что нехватка сырья – проблема временная, чуть ли не сезонная, и надеялся разрешить ее в результате переговоров с АК «АЛРОСА». Как показало время, переговоры оказались безрезультатными. В московском офисе Leviev Group RBC daily отказались комментировать проблемы с сырьем, имеющиеся у гранильных предприятий группы.

Арарат Эвоян, первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов (объединяет предприятия, в совокупности обладающие 90% гранильных мощностей страны), не стал скрывать причины недовольства отраслевого сообщества. «Проблема в том, что «АЛРОСА» подписала в 2001 г. договор о поставках алмазов De Beers и теперь вынуждена его выполнять, – заявил он RBC daily. – В результате на внутренний рынок поставляется меньше сырья, чем он мог бы поглотить». По его словам, существующие мощности гранильных предприятий – участников ассоциации позволяют гранить алмазы общей стоимостью в 1,1 млрд долл., но «АЛРОСА» способна предоставить гранильщикам сырья только на 800 млн долл. «Что-то мы, конечно, закупаем у Гохрана, но это все равно не решает проблемы, – говорит г-н Эвоян. – Поэтому 10-15% мощностей гранильных предприятий не задействованы». В результате, по словам Арарата Эвояна, страдает рентабельность бизнеса, которая, несмотря на бытующее мнение, далеко не такая высокая, как хотелось бы (около 5%). «Если бы гранильные предприятия были уверены в том, что они не столкнутся с дефицитом сырья, то отрасль развивалась бы намного динамичнее, – заключает вице-президент ассоциации. – Нас еще спасает то, что соглашение между De Beers и «АЛРОСА» до сих пор не утверждено Еврокомиссией и объемы экспортных поставок меньше, чем могли бы быть».

Слова г-на Эвояна подтверждают и конкретные производители. «Проблема дефицита сырья, конечно, существует, – заявила RBC daily Надежда Горбунова, представитель компании «Алмазный мир». – Особенно не хватает алмазов весом свыше 10 карат, но также и небольших камней, весом 0,5-1,8 карата». По ее словам, средние и крупные алмазы «АЛРОСА» продает исключительно на аукционах, отдельными лотами, в которых только 30-40% сырья может быть пригодно к огранке на российских предприятиях. «Компании, конечно, могут обрабатывать и камни меньше 0,1 карата, но эта деятельность будет убыточна», – полагает г-жа Горбунова.

Представитель «АЛРОСА» напрочь отвергает любую критику компании. «Цель нашей деятельности – получение прибыли для акционеров, а не работа на благо каких-то конкретных огранщиков», – заявил RBC daily Валерий Новиков, руководитель пресс-службы алмазной монополии. Между тем цели работы «АЛРОСА» стали более или менее понятны после того, как в конце октября наблюдательный совет компании утвердил ее концепцию реализации необработанных природных алмазов на внутреннем и внешнем рынках (об этом RBC daily писала 26 октября). Из того, что стало известно общественности из этого сверхсекретного документа, следует, что «АЛРОСА» намерена превратиться в вертикально интегрированный холдинг и значительную часть добываемых алмазов обрабатывать сама. В таком случае независимым производителям не стоит рассчитывать на то, что после окончания контракта с De Beers (в 2006 г.) алмазов на внутреннем рынке станет больше. По всей видимости, их получат только те, кто будет имущественно близок к компании «АЛРОСА», которая станет не только сырьевой, но и обрабатывающей монополией. Кажется, г-н Леваев первым понял это, потому и начал переговоры с компанией, однако результатов пока не достиг. Как говорится, вот такая у нас либерализация алмазной отрасли.

Отдел компаний
Владислав Серегин

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->