Председателю комиссии Общественной Палаты Российской Федерации Кучерене А. Г.

Раздел: Гильдия Ювелиров России
13 декабря 2007 г.

 ВР-01/185 от 13.12.07 

Председателю комиссии Общественной Палаты Российской Федерации
КУЧЕРЕНЕ А.Г.

«О проблемах обращения драгоценных  металлов, находящихся в собственности физических и юридических лиц»

УВАЖАЕМЫЙ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ!

Ювелирные предприятия, приобретающие драгоценные металлы в порядке, установленном Российским законодательством, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», являются собственниками драгоценных металлов и осуществляют свое право собственности в соответствии с гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Статья 22 вышеназванного Федерального Закона  разрешает организациям обработку (переработку) лома и отходов для вторичного использования («собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа»). Таким образом, собственник, как следует из п. 4 статьи 22 закона, может либо использовать отходы драгоценных металлов для вторичного использования, либо реализовать другим организациям для дальнейшего производства и аффинажа.

Порядок переработки отходов ювелирного производства их собственниками для дальнейшего использования в производстве ювелирных изделий определяет пункт 3.3. утвержденной Минфином

России «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 29.08.2001 г. № 68н, зарегистрированной Минюстом России, предусматривающей именно на основании статьи 22 принятого ранее Федерального Закона « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» возможность переработки отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и их возврат в производство («Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками»).

 В настоящее время органами МВД России возбужден ряд уголовных дел в отношении предприятий-производителей ювелирных изделий, которые на протяжении ряда лет  перерабатывали отходы собственного ювелирного производства с привлечением специализированных фирм  и использовали их для дальнейшего производства ювелирных изделий без сдачи на аффинаж. Предприятия-изготовители руководствовались при этом статьей 22 Федерального Закона и действующей Инструкцией Минфина России № 68н, правильность соблюдения требований которой подтверждалась Пробирной Палатой России.

Руководствуясь тем, что  Министерство Финансов Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства России  от 23 августа 2000 г. № 624, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной промышленной политики при переработке драгоценных металлов, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Минфин России с запросом: могут  ли предприятия использовать отходы собственного ювелирного производства в  дальнейшем производстве ювелирных изделий без обязательного аффинажа.

Минфин России письмом от 5 декабря 2007 года за № 11-13-04/1295 ответил, что формулировки ст. 20 и 22 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» оставляют возможность их неоднозначного толкования. Одна статья декларирует нормы обязательного аффинажа, другая позволяет использовать лом и отходы в производстве, минуя стадию аффинажа. В связи с этим Минфин России разработал проект Федерального Закона, который направлен на устранение этого противоречия.

Законопроект предусматривает внесение редакционных изменений в статьи 20 и 22 Закона, что исключает разночтения норм федерального законодательства и определяет:

- сохранение нормы обязательного аффинажа только для драгоценных металлов, полученных из минерального сырья – руд и концентратов драгоценных металлов, руд и концентратов цветных и редких металлов, а также из полупродуктов и отходов металлургического производства,

- норму Закона, регламентирующую процедуру аффинажа лома и отходов драгоценных металлов, а именно, собранные лом и отходы драгоценных металлов могут:

  • использоваться в собственном производстве;
  • передаваться для переработки и аффинажа на договорной основе сторонним организациям и затем использоваться в собственном производстве;
  • реализовываться сторонним организациям для дальнейшего аффинажа.

Таким образом, выявленные  Следственным комитетом МВД России противоречия статей 20 и 22 Закона будут устранены после внесения соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации.

При этом считаем необходимым отметить, что драгоценные металлы Федеральным Законом № 173 от 10.12.2003г. исключены из сферы действия Федерального Закона « О валютном регулировании и валютном контроле» и потому их обращение не может быть регламентировано. Более того, драгоценные металлы, законно приобретенные ювелирными предприятиями, в соответствии с действующим законодательством РФ являются собственностью этих предприятий и единственным условием их обращения как и любых ценностей может быть их учет на всех стадиях переработки с целью хозяйственного, бухгалтерского и налогового контроля. Поэтому в самой ближайшей перспективе следовало бы поправить действующее законодательство РФ в отношении обращения драгоценных металлов, исходя из положений Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ.

Учитывая изложенное, Ассоциация «Гильдия ювелиров России», просит Вас:

           а) оказать юридическое содействие в прекращении производства по возбужденным уголовным делам   в отношении ювелирных предприятий по факту переработки собственных отходов драгоценных металлов;

          б) оказать юридическую помощь и содействие в продвижении кардинальных изменений действующего законодательства РФ в отношении обращения драгоценных металлов, находящихся в собственности физических и юридических лиц при отсутствии доли государства в уставном капитале юридических лиц.

Приложение: копия письма Минфина России

                          № 11-13-04/1225 от 05.12.2007 г. на 3 листах.

                          копия письма Ассоциации «Гильдия ювелиров России»

                          ВР-01/180 от 10.12.07 на 4 листах

С уважением,

Генеральный директор

Ассоциации                                                               В.Б. РАДАШЕВИЧ

        

[ jewellerynews.ru ]

Обсуждение новости - Ваш комментарий первый

Реклама

Реклама