Светлое прошлое

Раздел: Коллекции
11 июня 2010 г.

Ис­поль­зо­вать опре­де­ле­ние "но­во­е" по от­но­ше­нию к со­бра­нию по име­ни Golconda Vintage, в сущ­но­сти, глу­бо­ко не­пра­виль­но. Ведь Golconda Vintage — это кол­лек­ция пре­крас­ных ан­ти­квар­ных дра­го­цен­но­стей, воз­раст ко­то­рых пре­вы­ша­ет 50 лет (та­ко­во усло­вие по­па­да­ния укра­ше­ний в дан­ную ли­ни­ю). Со­бра­ни­е, ко­то­рое впер­вые бы­ло пред­ло­же­но вни­ма­нию пуб­ли­ки пол­то­ра го­да на­за­д, вме­сте с ли­ни­ей Golconda Privee (а это кол­лек­ция ре­пли­к), ре­гу­ляр­но по­пол­ня­ет­ся но­вы­ми (но ко­неч­но, ста­ры­ми по воз­рас­ту) дра­го­цен­но­стя­ми. Оче­ред­ные по­ступ­ле­ни­я, хо­тя и раз­ные по сти­лю и вре­ме­ни, все­–та­ки мож­но объ­еди­нить: все дра­го­цен­но­сти Golconda Vintage вы­пол­не­ны из пла­ти­ны и бе­лых брил­ли­ан­тов пре­иму­ще­ствен­но круг­лой и ба­гет­ной огра­но­к.

Став­ка за­ко­но­мер­но бы­ла сде­ла­на на укра­ше­ния эпо­хи ар–­де­ко, са­мой пло­до­твор­ной сти­ли­сти­че­ской эпо­хи XX ве­ка. Это в первую оче­редь гео­мет­ри­че­ские ко­стюм­ные бро­ши double clip (и­ли же транс­фор­ме­ры, ко­то­рые мож­но но­сить и как брошь, и как пряж­ку для по­я­са), а так­же брил­ли­ан­то­вые це­пи–­со­туа­ры, то есть глав­ное изоб­ре­те­ние ди­на­мич­но­го сти­ля. При этом ха­рак­тер­ной для ар–­де­ко цве­та­стой па­лит­ры "крас­ный­–­си­ний­–­зе­ле­ный" в дра­го­цен­но­стях, по­пав­ших в Golconda Vintage, не на­блю­да­ет­ся. Они од­но­тон­ны­е, и эта од­но­тон­ность вы­шла на по­верх­ность не­спро­ста. При­чи­на един­ствен­но до­пу­сти­мо­го ров­но­го бе­ло­го то­на в ар­хив­ных укра­ше­ни­ях со­бра­ния про­ста: эти ве­щи долж­ны вы­гля­деть сто­про­цент­ной тор­же­ству­ю­щей клас­си­кой, а во­все не ре­во­лю­ци­он­ны­ми, как это бы­ло не­ко­гда, пред­ме­та­ми. За от­сек ар–­де­ко в со­бра­нии от­ве­ча­ют ве­щи, сде­лан­ные в до­мах Van Cleef & Arpels, David Webb, Oscar Heymann (по­дав­ля­ю­щее их боль­шин­ство бы­ло най­де­но на те­ма­ти­че­ских аук­ци­о­на­х).

И вот уди­ви­тель­ное де­ло, как все­–та­ки вре­мя ме­ня­ет дра­го­цен­но­сти. Во–­пер­вы­х, здесь утра­че­на, как мы уже ска­за­ли вы­ше, пер­во­на­чаль­ная ре­во­лю­ци­он­но­сть, ра­ди­каль­ность этих пред­ме­то­в. Это со­вер­шен­на­я, бо­же­ствен­ная клас­си­ка, это ба­лет "Силь­фи­да", яв­лен­ный в дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­ла­х. Во–в­то­рых, со­вер­шен­но не­ожи­дан­но по при­чи­не сво­ей то­таль­ной, во­ин­ствен­но бла­го­род­ной брил­ли­ан­то­во–­пла­ти­но­вой гам­мы укра­ше­ни­я, да­ти­ро­ван­ные "в­се­го лишь" 1920–1930–­ми го­да­ми, вы­гля­дят зна­чи­тель­но стар­ше сво­их лет. Их без осо­бой на­тяж­ки мож­но от­не­сти, на­при­мер, к прин­ци­пи­аль­но бе­ло­снеж­но­му сти­лю "гир­лян­да" на­ча­ла XX ве­ка. А мож­но пой­ти и еще даль­ше, ведь и сам стиль "гир­лян­да" был не­ко­гда ско­пи­ро­ван с изящ­ных об­раз­цов ис­кус­ства Фран­ции вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка.

Кро­ме кун­штю­ков мо­гу­ще­ствен­но­го ар–­де­ко в Golconda Vintage пред­став­ле­ны и ве­щи по­сле­ду­ю­щей эпо­хи нео­клас­си­циз­ма — 1940–1950–х го­до­в, двух бур­жу­аз­ны­х, слож­ных и ма­ло­вос­тре­бо­ван­ных де­ся­ти­ле­тий, в ко­то­рых це­ни­лись мощ­ны­е, боль­ши­е, мо­гу­чие укра­ше­ни­я, сво­ей ста­ту­ар­ной ста­тью до­ка­зы­ва­ю­щие во­все не вкус, а не­оспо­ри­мую со­сто­я­тель­ность вла­де­ли­цы. Речь идет о ши­ро­ких брас­ле­тах, без­бреж­ных ко­лье и круп­ных серь­гах, ко­то­рые так ве­ли­ки, так пом­пез­ны, по­бе­до­нос­ны, что не нуж­да­ют­ся в ка­ко­м–­ли­бо спут­ни­ке, они аб­со­лют­но и ка­к–то да­же дья­воль­ски са­мо­до­ста­точ­ны. Как и ве­щи ар–­де­ко, ан­ти­квар­ные укра­ше­ния 1940–1950–х вы­пол­не­ны в бе­лой гам­ме, из бе­лых брил­ли­ан­тов и пла­ти­ны.

И здесь мы мо­жем от­ме­тить схо­жую кар­ти­ну: пред­ме­ты 1940–1950–х — в сво­ем ро­де не укра­ше­ни­я, а осо­бен­ный пуб­лич­ный ко­ше­лек, эда­кая об­на­ро­до­ван­на­я, брос­ка­я, спе­ци­аль­ная бур­жу­аз­ная ко­пил­ка — спу­стя де­ся­ти­ле­тия пред­ста­ют ве­ща­ми тон­ки­ми, изыс­кан­ны­ми, сде­лан­ны­ми с ка­ки­м–то тай­ным, ве­ли­че­ствен­ным смыс­ло­м. Этот смысл хо­чет­ся най­ти, раз­га­дать, по­нять его, и сде­лать это не­слож­но. Смысл — в бла­го­род­ной, цар­ствен­ной ста­ро­сти этих дра­го­цен­но­стей, в их эле­гант­ной па­ти­не, в их ху­до­же­ствен­ной бо­же­ствен­ной пы­ли, ко­то­рая един­ствен­ная толь­ко и спо­соб­на со­вла­дать и с твор­че­ски­ми ре­во­лю­ци­я­ми, и с из­на­чаль­ным без­вку­си­е­м.

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->