В.Б.Радашевич: антикоррупционная экспертиза

Раздел: Власть
09 мая 2011 г.

Про­ект 3 мая 2011 го­да

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

про­ек­та Ука­за Пре­зи­ден­та РФ «Об об­ра­зо­ва­нии Фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней» и по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ «О Фе­де­раль­ной служ­бе по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней».

Вы­пол­не­на в со­от­вет­ствии с пунк­том 6 Пра­вил про­ве­де­ния ан­ти­кор­руп­ци­он­ной экс­пер­ти­зы нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов и про­ек­тов нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, утвер­жден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 26 фев­ра­ля 2010 г. №96 (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 2010 № 10, ст.1084).

Ос­нов­ные нор­мы, ис­поль­зо­ван­ные при про­ве­де­нии ан­ти­кор­руп­ци­он­ной экс­пер­ти­зы:

1. С 2003 го­да дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и на них не рас­про­стра­ня­ют­ся огра­ни­че­ния и тре­бо­ва­ния Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле».

2. Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», пункт 6 ста­тьи 2: «дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, при­об­ре­тен­ные в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, мо­гут на­хо­дить­ся в соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц. Соб­ствен­ни­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней осу­ществ­ля­ют свое пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном и Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».
Граж­дан­ский ко­декс – ос­нов­ная цель субъ­ек­та пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти по­лу­че­ние при­бы­ли от сво­ей де­я­тель­но­сти и с этой це­лью мак­си­маль­ное со­кра­ще­ние сво­их рас­хо­дов (ста­тья 50 пункт 1 ГК).

3. Субъ­ек­ты рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – в ос­нов­ном част­ные пред­при­я­тия и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, юве­лир­ных пред­при­я­тий и пред­при­я­тий по огран­ке брил­ли­ан­тов с до­лей го­су­дар­ства в их соб­ствен­но­сти нет.

4. Кон­сти­ту­ция Р.Ф. Ста­тья 24, пункт 1 «Каж­дый име­ет пра­во на сво­бод­ное ис­поль­зо­ва­ние сво­е­го иму­ще­ства. Ста­тья 35 пункт 1 «пра­во част­ной соб­ствен­но­сти охра­ня­ет­ся за­ко­ном».

5. До­бы­ча, про­из­вод­ство дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­го­тов­ле­ние вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­ной про­дук­ции из них, из­го­тов­ле­ние юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней вно­сят су­ще­ствен­ный вклад в эко­но­ми­ку стра­ны, со­зда­ют ра­бо­чие ме­ста в ре­ги­о­нах, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­но зна­чи­мы­ми для их раз­ви­тия.
Го­су­дар­ство и биз­нес долж­ны быть за­ин­те­ре­со­ва­ны в уве­ли­че­нии объ­е­мов до­бы­чи и про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ро­сте огран­ки брил­ли­ан­тов из до­бы­ва­е­мо­го ал­маз­но­го сы­рья, рез­ком уве­ли­че­нии про­из­вод­ства рос­сий­ских юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Но се­го­дня го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­но толь­ко в кон­тро­ле.

6. Обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них не яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но опас­ным (вред­ным) в от­ли­чие от обо­ро­та нар­ко­ти­че­ских средств или ал­ко­голь­ной про­дук­ции.

Пунк­ты про­ек­та По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ, да­ю­щие воз­мож­ность кор­руп­ци­он­ных про­яв­ле­ний:

1.1.Пол­но­мо­чия:

5.2. осу­ществ­ля­ет пе­ри­о­ди­че­ский го­су­дар­ствен­ный кон­троль за до­бы­чей, про­из­вод­ством, пе­ре­ра­бот­кой, из­вле­че­ни­ем, ис­поль­зо­ва­ни­ем, об­ра­ще­ни­ем, хра­не­ни­ем и уче­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней во всех ор­га­ни­за­ци­ях, осу­ществ­ля­ю­щих ука­зан­ную де­я­тель­но­сть, в том чис­ле в во­ин­ских ча­стях и во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ни­ях, ор­га­ни­за­ци­ях, ску­па­ю­щих, при­ни­ма­ю­щих в за­лог юве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, тор­гу­ю­щих эти­ми из­де­ли­я­ми или ока­зы­ва­ю­щих по­сред­ни­че­ские услу­ги в тор­гов­ле ими, хра­ня­щих и экс­по­ни­ру­ю­щих из­де­лия (про­дук­цию, ма­те­ри­а­лы) из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, за­го­тав­ли­ва­ю­щих и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих лом и от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же у ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

Го­су­дар­ствен­ный кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем, об­ра­ще­ни­ем, хра­не­ни­ем и уче­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней у их соб­ствен­ни­ков, вла­де­ю­щих ими на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях, про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции РФ и да­ет воз­мож­ность для ад­ми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния и кор­руп­ци­он­ных про­яв­ле­ний.

Го­су­дар­ствен­ный кон­троль дол­жен осу­ществ­лять­ся толь­ко за за­кон­но­стью про­ис­хож­де­ния (при­об­ре­те­ния) дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней их соб­ствен­ни­ка­ми и они долж­ны иметь пра­во ис­поль­зо­вать, хра­нить учи­ты­вать, за­кон­но при­над­ле­жа­щие им дра­го­цен­ные ме­тал­лы са­мо­сто­я­тель­но.

6. Фе­де­раль­ная служ­ба по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в це­лях ре­а­ли­за­ции пол­но­мо­чий в уста­нов­лен­ной сфе­ре ве­де­ния име­ет пра­во:

6.1. про­во­дить ре­ви­зии и про­вер­ки всех ор­га­ни­за­ций, не­за­ви­си­мо от ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы (в том чис­ле во­ин­ских ча­стей и во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний) и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей в уста­нов­лен­ной сфе­ре де­я­тель­но­сти, в хо­де ко­то­рых:

6.1.1. про­из­во­дить осмотр по­ме­ще­ний, ра­бо­чих ме­ст, транс­порт­ных сред­ств, мест по­сто­ян­но­го или вре­мен­но­го хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же опе­ча­ты­ва­ние в слу­чае вы­яв­ле­ния на­ру­ше­ний уста­нов­лен­но­го по­ряд­ка об­ра­ще­ния цен­но­стей;

Пункт пред­став­ля­ет воз­мож­ность для кор­руп­ци­он­но­го про­яв­ле­ния. Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции: «в слу­чае от­сут­ствия до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих за­кон­ность про­ис­хож­де­ния (при­об­ре­те­ния) дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

ВЫВОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Неопре­де­лен­ность и не­кон­крет­ность фор­му­ли­ро­вок кон­тро­ли­ру­ю­щих функ­ций, со­зда­ва­е­мой фе­де­раль­ной служ­бы на­ру­ша­ет пра­ва субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти и да­ет воз­мож­ность кор­руп­ци­он­но­го воз­дей­ствия на биз­нес.

В ин­те­ре­сах го­су­дар­ства и биз­не­са огра­ни­чить кон­троль­ные функ­ции и до­пол­ни­тель­но воз­ло­жить на со­зда­ва­е­мую фе­де­раль­ную служ­бу функ­ции по нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию, раз­ра­бот­ке и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щей уве­ли­че­ние до­бы­чи и про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, вы­пус­ка вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­ной про­дук­ции, зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние про­из­вод­ства и ре­а­ли­за­ции рос­сий­ских юве­лир­ных из­де­лий и их экс­порт­ную ори­ен­та­цию.

В свя­зи с этим:
- ис­клю­чить пункт 10 из про­ек­та По­ло­же­ния,
- из­ме­нить на­зва­ние со­зда­ва­е­мой фе­де­раль­ной служ­бы: «Фе­де­раль­ная служ­ба по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням», Ро­сдраг­ме­талл.
- под­чи­нить со­зда­ва­е­мую Фе­де­раль­ную служ­бу по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вне­ся со­от­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в про­ек­ты Ука­за Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Ан­ти­кор­руп­ци­он­ную экс­пер­ти­зу про­вел
Член Со­ве­та Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»,
Со­вет­ник Пре­зи­ден­та юве­лир­ной ком­па­нии «Эстет»
В.Ра­да­ше­вич.

[ Ювелирные Известия ]

  • 11 мая 2011 г.:

    Полностью присоединяюсь к результатам экспертизы, проведенной В.Б.Радашевичем.
    Если драгоценные металлы перестали быть валютной ценностью, следовательно они являются обычным товаром. И относиться к ним нужно как к товару. Это конечно так. Но сложившийся менталитет и отношение к драгметаллам наверное еще долго не позволят этого сделать.
    Попробуйте применить нижеприведенные примеры к драгметаллам. Думаю, что большинство сочтет меня сумашедшим.
    1. Почему меховщики не отчитываются о том, как они собирают отходы ценных пород меха? И почему собирая шубу из обрезков меха не нужно производить проверку качества обрезков меха на специализированной фабрике? А иная шкура может стоить подороже серебра.
    2. Почему дизайнер может пойти на помойку и из старых стульев сделать авторский светильник. а затем пойти на выставку и продать его. Не объясняя никому о законности приобретения материалов?
    И таких почему можно привести миллион. А на рынке драгоценных металлов это в норме вещей. И никто в сущности сильно не возражает.
    Если цена товара и его качество удовлетворяет потребителя, то какой контроль еще нужен?
    Основная проблема любого предпринимателя - это налоги. Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые.
    Я считаю, что задача любой государственной структуры стимулировать развитие вверенной ей отрасли.

  • 11 мая 2011 г.:

    "Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые." Совершенно верно. Но с одним маленьким условием - попробуйте сначала отменить государственную монополию на драгоценные металлы (соответственно и камни). Любая монополия предполагает ограничение прав. А если речь идет о материальных ресурсах, то и в части добычи, обращения, использования, хранения и т. д.
    А пока она есть, и я уверен что и будет - все вышеизложенное не имеет никакого смысла.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->