Все, что блестит…

Раздел: Рынки
13 июня 2012 г.

На­ря­ду с день­га­ми, ак­ци­я­ми и слит­ка­ми еще од­ним ин­стру­мен­том вло­же­ния средств яв­ля­ют­ся го­то­вые юве­лир­ные из­де­лия. В кра­со­ту и прак­тич­ность в про­шлом го­ду в ми­ре по­тре­би­те­ли, по дан­ным ис­сле­до­ва­тель­ских агент­ств, ин­ве­сти­ро­ва­ли око­ло $ 200 млрд. До­ля Бе­ла­ру­си в этом объ­е­ме очень скром­ная, да­же не­смот­ря на то, что на­се­ле­ние ак­тив­но вкла­ды­ва­ло свои день­ги в «веч­ные цен­но­сти». Как от­ме­ча­ют ри­тей­ле­ры, в от­дель­ные, пи­ко­вые ме­ся­цы объ­ем вы­руч­ки от про­даж уве­ли­чи­вал­ся в 3—4 ра­за. Од­на­ко и без то­го спрос у на­се­ле­ния на юве­лир­ку рос прак­ти­че­ски из го­да в год — на ра­дость оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лям, на до­лю ко­то­рых при­хо­дит­ся око­ло 70 % внут­рен­не­го рын­ка.

В де­неж­ном вы­ра­же­нии объ­ем ре­а­ли­за­ции зо­ло­тых укра­ше­ний в Бе­ла­ру­си, по оцен­ке ру­ко­вод­ства юве­лир­но­го за­во­да «ZORKA», со­став­ля­ет око­ло $ 7—8 млн. в ме­сяц. В пе­ре­сче­те на вес это око­ло 100—115 ки­ло­грам­мов зо­ло­тых из­де­лий. Для срав­не­ния: этот от­но­си­тель­но не­боль­шой, да­же по мест­ным мер­кам, про­из­во­ди­тель вы­пус­ка­ет це­по­чек, ку­ло­нов и перст­ней по 35—40 ки­ло еже­ме­сяч­но. При­мер­но столь­ко про­из­во­дит Го­мель­ский за­вод «Кри­сталл».

«Так что внут­рен­ний ры­нок весь­ма огра­ни­чен, — кон­ста­ти­ру­ет его воз­мож­но­сти ге­не­раль­ный ди­рек­тор груп­пы ком­па­ний «Ziko» Алек­сей Ми­шу­то. — Меж­ду тем се­го­дня мощ­но­сти на­ше­го за­во­да поз­во­ля­ют вы­пус­кать в два, а то и бо­лее ра­за боль­ше про­дук­ции. К то­му же в про­шлом го­ду мы при­сту­пи­ли к стро­и­тель­ству в СЭЗ «Мин­ск» но­во­го за­во­да, сов­мест­но­го бе­ло­рус­ско-ита­лья­но-ли­тов­ско­го про­ек­та». Раз­ра­бот­чи­ком про­из­вод­ства стал из­вест­ный ита­льян­ский экс­перт юве­лир­но­го де­ла Джу­зеп­пе Даль До­со — «ав­тор» бо­лее де­сят­ка за­во­дов в Япо­нии, Са­у­дов­ской Ара­вии. На его сче­ту — про­из­вод­ство под мар­кой «Tiffany» в США. В «Ziko» пла­ни­ру­ют, что к кон­цу те­ку­ще­го го­да — на­ча­лу сле­ду­ю­ще­го ра­бо­ты за­вер­шат­ся.

«Но­вый за­вод бу­дет осна­щен со­вре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, все­го в про­ект пла­ни­ру­ет­ся ин­ве­сти­ро­вать око­ло $ 28 млн., $ 1,5 млн. из ко­то­рых — соб­ствен­ные сред­ства — уже вло­же­ны. В даль­ней­шем бу­дем при­вле­кать кре­дит­ные ре­сур­сы бан­ков. В ито­ге объ­е­мы вы­пус­ка из­де­лий вы­рас­тут в де­ся­ток раз», — рас­ска­зы­ва­ет ди­рек­тор за­во­да «ZORKA» Сер­гей Щедров. В ком­па­нии стро­ят ам­би­ци­оз­ные пла­ны — уве­ли­че­ние объ­е­мов про­даж в Бе­ла­ру­си че­рез соб­ствен­ную то­ва­ро­про­во­дя­щую сеть и вы­ход на меж­ду­на­род­ные рын­ки, в первую оче­редь стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за. Наи­бо­лее пер­спек­тив­ным здесь ви­дит­ся рос­сий­ский ры­нок, на ка­зах­стан­ском же по­ка бе­ло­рус­ским про­из­во­ди­те­лям вряд ли удаст­ся снис­кать по­бед — там пра­вят бал «се­рые» по­став­ки из Ки­тая и стран Ближ­не­го Во­сто­ка.

А вот в Рос­сии силь­ны по­зи­ции и мест­ных про­из­во­ди­те­лей. Го­до­вой объ­ем рын­ка этой стра­ны, ко­то­рая в про­шлом го­ду на­хо­ди­лась на пя­том ме­сте по про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий из зо­ло­та и на две­на­дца­том — по про­из­вод­ству из­де­лий с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, бе­ло­рус­ские спе­ци­а­ли­сты оце­ни­ва­ют в $ 6 млрд. Там ре­а­ли­зу­ет­ся по­ряд­ка 5 тонн из­де­лий в ме­сяц. Но да­же при та­ком рас­кла­де бе­ло­рус­ские про­из­во­ди­те­ли на­ме­ре­ва­ют­ся от­во­е­вать у рос­си­ян 5—6 % рын­ка. Не в по­след­нюю оче­редь экс­пан­сия бу­дет про­во­дить­ся за счет фран­чай­зин­го­вых схем. Вме­сте с тем рос­сий­ские экс­пер­ты про­гно­зи­ру­ют: по­треб­ле­ние юве­лир­ных укра­ше­ний из зо­ло­та в Рос­сии мо­жет в бли­жай­шем бу­ду­щем со­ста­вить 150 тонн в год.

По­мочь бе­ло­ру­сам вый­ти на ры­нок со­сед­ней стра­ны долж­ны вы­со­кое ка­че­ство про­дук­ции и ори­ги­наль­ные ди­зай­нер­ские ре­ше­ния, ко­то­рые в Рос­сии це­нят и лю­бят. А вот в Ка­зах­ста­не пред­по­чи­та­ют круп­ные, объ­ем­ные укра­ше­ния, что пол­но­стью про­ти­во­ре­чит пред­по­чте­ни­ям бе­ло­ру­сов — на­ши мод­ни­цы боль­ше скло­ня­ют­ся к вы­бо­ру не­до­ро­гих и не­боль­ших ве­щиц. Со­глас­но ис­сле­до­ва­нию, про­ве­ден­но­му меж­ду­на­род­ной юве­лир­ной ком­па­ни­ей «Choron Diamond», по­ло­ви­на объ­е­ма ре­а­ли­за­ции юве­лир­ной от­рас­ли в Рос­сии при­хо­дит­ся на из­де­лия из драг­ме­тал­лов, еще 50 % со­став­ля­ют про­да­жи укра­ше­ний с по­лу­дра­го­цен­ны­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Тра­ди­ци­он­но са­мы­ми по­ку­па­е­мы­ми пред­ме­та­ми рос­ко­ши у жен­щин оста­ют­ся коль­ца, це­поч­ки и серь­ги. Муж­чи­ны ча­ще при­об­ре­та­ют це­поч­ки, а вот тра­ди­ци­он­но муж­ские укра­ше­ния в ви­де за­по­нок и бу­ла­вок для гал­сту­ка спро­сом прак­ти­че­ски не поль­зу­ют­ся.

Вме­сте с тем в про­шлом го­ду на апро­би­ро­ва­ние и клей­ме­ние в Го­син­спек­цию про­бир­но­го над­зо­ра Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии по­сту­пи­ло по­чти 34 млн. штук зо­ло­тых из­де­лий об­щей мас­сой 77 тонн. Часть из них, ра­зу­ме­ет­ся, ушла на экс­порт, в том чис­ле и в Бе­ла­русь. При­ме­ча­тель­но, что, по мне­нию не­ко­то­рых экс­пер­тов, объ­е­мы «те­не­во­го» рын­ка на­шей во­сточ­ной со­сед­ки со­по­ста­ви­мы с циф­ра­ми ле­галь­но­го. Из 34 млн. из­де­лий 2,06 млн. мас­сой чуть боль­ше 2 тонн со­ста­вил офи­ци­аль­ный им­порт. Сре­ди стран, от­ку­да вво­зят­ся дра­го­цен­но­сти, — Ки­тай, Ин­дия, Та­и­ланд (как пра­ви­ло, се­реж­ки и коль­ца, про­из­ве­ден­ные здесь, при­вле­ка­ют сво­ей де­ше­виз­ной) и Швей­ца­рия. Да­же ес­ли взять за ос­но­ву го­до­вой объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка в 60 тонн, то ме­ста на нем для бе­ло­рус­ских про­из­во­ди­те­лей впол­не до­ста­точ­но.

[ respublika.info ]

Полезное

Полезное

 
-->