Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова

Раздел: Общество
23 сентября 2012 г.

Древ­не­рус­ский жен­ский юве­лир­ный го­лов­ной убор XI - XIII вв.

Ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции Оле­га Фе­до­ро­ва вы­де­ля­ют­ся на фо­не ис­то­ри­че­ских ра­бот дру­гих ху­дож­ни­ков преж­де все­го за счет до­сто­вер­но­сти мель­чай­ших де­та­лей. Ре­кон­струк­ции Фe­до­ро­ва ос­но­ва­ны на ак­ту­аль­ных ар­хео­ло­ги­че­ских и на­уч­ных дан­ных, мно­гие ра­бо­ты со­зда­ны для круп­ней­ших му­зеев в со­труд­ни­че­стве с ве­ду­щи­ми уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми. Под­бор­ка ри­сун­ков на те­му древ­не­рус­ско­го жен­ско­го юве­лир­но­го го­лов­но­го убо­ра да­ет нам воз­мож­ность уви­деть, как мог­ли вы­гля­деть на­ши пра-пра-(50 раз пра)-ба­буш­ки по­чти ты­ся­чу лет на­зад.

 

Ве­ли­кая кня­ги­ня в па­рад­ном убо­ре, кон. XII-нач. XIII вв. По ма­те­ри­а­лам кла­дов Ста­рой Ря­за­ни 1822 и 1992гг. С ис­поль­зо­ва­ни­ем на­клад­ной ко­ру­ны к ико­не Бо­го­ма­терь Бо­го­люб­ска­я

Уче­ные утвер­жда­ют, что прак­ти­че­ски каж­дый свет­ло­ко­жий жи­тель Ев­ро­пы яв­ля­ет­ся по­том­ком или род­ствен­ни­ком как ми­ни­мум од­но­го из Ев­ро­пей­ских ко­ро­лев­ских до­мов. Мож­но пред­по­ло­жить, что и прак­ти­че­ски каж­дый жи­тель ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии, Укра­и­ны или Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся по­том­ком или род­ствен­ни­ком хо­тя бы од­но­го из рус­ских кня­же­ских ро­дов. А зна­чит, впол­не воз­мож­но, что на ри­сун­ках-ре­кон­струк­ци­ях древ­не­рус­ско­го жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра мы ви­дим на­ших да­ле­ких ба­бу­шек.
 

Кня­ги­ня в эма­ле­вом убо­ре с диа­де­мой и кол­та­ми, вто­рая по­ло­ви­на XII - на­ча­ло XIII вв. По ма­те­ри­а­лам Ки­ев­ских кла­дов.


Бла­го­да­ря ра­бо­там Оле­га Фе­до­ро­ва, ге­рои древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей и бы­лин об­ре­та­ют до­сто­вер­ные ли­ца, пред­ста­вая пе­ред по­том­ка­ми ре­аль­ны­ми лю­дь­ми. И сра­зу ста­но­вит­ся по­нят­но, что не­смот­ря на раз­ни­цу в ты­ся­чу лет, по боль­шо­му сче­ту жизнь на­ших пред­ков ма­ло чем от­ли­ча­лась от на­шей. Мы оди­на­ко­во лю­бим и не­на­ви­дим, дру­жим и во­ю­ем, ве­се­лим­ся и гру­стим, вос­пи­ты­ва­ем де­тей и уми­ра­ем.
 

Жен­щи­на в убо­ре с гроз­де­вид­ны­ми на­уш­ни­ца­ми, кон­ца X - на­ча­ла XI вв. По ма­те­ри­а­лам кла­дов из Гнeз­до­во под Смо­лен­ском.

Под впе­чат­ле­ни­ем от древ­не­рус­ских жен­ских об­ра­зов ху­дож­ни­ка Фе­до­ро­ва, ста­но­вят­ся близ­ки­ми и по­нят­ны­ми ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния не­из­вест­ной влюб­лен­ной жен­щи­ны, жив­шей в Нов­го­ро­де в на­ча­ле XII ве­ка. Бе­ре­стя­ная гра­мо­та с ее пись­мом воз­люб­лен­но­му бы­ла най­де­на ар­хео­ло­га­ми при рас­коп­ках:

"Я по­сы­ла­ла к те­бе три­жды. Что за зло ты про­тив ме­ня име­ешь, что в эту не­де­лю ты ко мне не при­хо­дил? А я к те­бе от­но­си­лась как к бра­ту! Не­уже­ли я те­бя за­де­ла тем, что по­сы­ла­ла к те­бе? А те­бе, я ви­жу, не лю­бо. Ес­ли бы те­бе бы­ло лю­бо, то ты бы вы­рвал­ся из-под люд­ских глаз и при­мчал­ся... Бу­де да­же я те­бя по сво­е­му не­ра­зу­мию за­де­ла, ес­ли ты нач­нешь на­до мною на­сме­хать­ся, то су­дит те­бя Бог и моя ху­до­сть."
 

Жен­щи­на в убо­ре с ко­ло­ко­вид­ны­ми под­вес­ка­ми и сет­кой-под­ни­зью. По ма­те­ри­а­лам кла­дов Ста­рой Ря­за­ни и Нов­го­род­ской зем­ли, в. п. XII в.


Олег Вла­ди­ми­ро­вич Фe­до­ров ро­дил­ся в го­ро­де Ом­ске в 1964 го­ду. В 1988 го­ду окон­чил Все­со­юз­ный Го­су­дар­ствен­ный Ин­сти­тут Ки­не­ма­то­гра­фии (ВГИК). Ра­бо­тал на ки­но­сту­дии им. Горь­ко­го, пре­по­да­вал жи­во­пись и ри­су­нок в Шко­ле-Сту­дии МХАТ.
 

Жен­щи­на в убо­ре с кол­та­ми на ряс­нах и оче­льем, вто­рая по­ло­ви­на XII ве­ка.


С на­ча­ла 1990-х го­дов увлек­ся ис­то­ри­ей. Стал за­ни­мать­ся ре­кон­струк­ци­ей одеж­ды, во­ору­же­ния, бы­та рус­ских и степ­ных во­и­нов сред­не­ве­ко­вья (9-17ве­ка). С 1996 го­да ра­бо­ты Фe­до­ро­ва ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся в раз­лич­ных жур­на­лах, на­уч­ных и на­уч­но-по­пу­ляр­ных кни­гах рос­сий­ских и за­ру­беж­ных из­да­тель­ств.
 

Жен­щи­на в убо­ре с кол­та­ми и трех­бу­син­ны­ми коль­ца­ми, XII век. По ма­те­ри­а­лам кла­да из Ста­рой Ря­за­ни 1970 го­да.


В 1996 го­ду участ­во­вал с ри­сун­ка­ми-ре­кон­струк­ци­я­ми в вы­став­ке «Из ва­ряг в гре­ки» Го­су­дар­ствен­но­го Исто­ри­че­ско­го му­зея (ГИМ). С это­го вре­ме­ни стал по­сто­ян­но со­труд­ни­чать с му­зей­ны­ми и на­уч­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, ар­хео­ло­га­ми, ис­то­ри­ка­ми. Ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции Фe­до­ро­ва ос­но­ва­ны на до­сто­вер­ных ар­хео­ло­ги­че­ских и на­уч­ных дан­ных, мно­гие ра­бо­ты бы­ли со­зда­ны в со­труд­ни­че­стве с ве­ду­щи­ми уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми. По­след­ние наи­бо­лее из­вест­ные ри­сун­ки-ре­кон­струк­ции вы­пол­не­ны для но­вой экс­по­зи­ции Го­су­дар­ствен­но­го Во­ен­но-исто­ри­че­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка «Ку­ли­ко­во по­ле», а так­же для от­де­ла Охран­ных рас­ко­пок Ин­сти­ту­та Ар­хео­ло­гии РАН и Яро­слав­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка.
 

Жен­щи­на вя­ти­чей в лен­точ­ном убо­ре с ви­соч­ны­ми коль­ца­ми. По ма­те­ри­а­лам кур­га­нов вя­ти­чей из Под­мос­ко­втя, ко­нец XI ве­ка - XII век.

 

Ре­кон­струк­ция ко­стю­ма и укра­ше­ний мо­ло­дой жен­щи­ны из Дмит­ро­ва, ко­нец XII ве­ка - на­ча­ло XIII ве­ка.
 

Ре­кон­струк­ция ко­стю­ма и укра­ше­ний де­вуш­ки из Яро­слав­ля, ко­нец XII - на­ча­ло XIII вв. По ма­те­ри­а­лам От­де­ла охран­ных рас­ко­пок Ин­сти­ту­та ар­хео­ло­гии РАН.

 

Де­вуш­ка вя­ти­чей в убо­ре, с ви­соч­ны­ми коль­ца­ми и шей­ной грив­ной. По ма­те­ри­а­лам кур­га­нов вя­ти­чей, кон­ца XI - XII вв.


Ра­бо­ты Оле­га Фe­до­ро­ва хра­нят­ся во мно­гих част­ных кол­лек­ци­ях Рос­сии и за­ру­бе­жья, на­хо­дят­ся в экс­по­зи­ци­ях му­зеев Рос­сии и Укра­и­ны. Ка­лен­дарь с ре­про­дук­ци­я­ми ри­сун­ков-ре­кон­струк­ций древ­не­рус­ско­го жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра мож­но за­ка­зать по элек­трон­ной по­чте az1974@gmail.com, сто­и­мость ка­лен­да­ря 300 руб­лей.

[ kulturologia.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->