Цены на золото по-прежнему угнетают малые ювелирные предприятия - не пора ли экспериментировать с новыми материалами?

Раздел: Рынки
15 октября 2012 г.

"Биз­нес все со­кра­ща­ет­ся, - при­зна­ет­ся вла­де­лец не­боль­шо­го ма­га­зи­на юве­лир­ных из­де­лий в Ита­лии. - Зо­ло­то слиш­ком до­ро­го. Я при­ве­ду при­мер: ес­ли бы вы за­хо­те­ли ку­пить эти об­ру­чаль­ные коль­ца, вы долж­ны бы­ли бы за­пла­тить на 20% боль­ше, чем в про­шлом го­ду, и по­чти на 50% боль­ше, чем три го­да на­за­д". Но в то вре­мя как об­ру­ча­ю­щи­е­ся па­ры не эко­но­мят день­ги на сим­во­лах веч­ной люб­ви, кли­ен­ты ста­но­вят­ся осто­рож­ны­ми при по­куп­ке дра­го­цен­но­стей для дру­гих слу­ча­ев.

Больной ребенок, принесенный в храм Эскулапа
Джон Уйльям Вотерхауз
1877 г.

Це­ны на зо­ло­то рас­тут уже в те­че­ние мно­гих лет, по­вы­сив­шись при­мер­но с $14 до бо­лее $55 за грамм в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие. Ко­гда ми­ро­вая эко­но­ми­ка за­мед­ли­ла свой темп, а за­тем впа­ла в гло­баль­ный кри­зис, ин­ве­сто­ры об­ра­ти­ли свое вни­ма­ние на зо­ло­то как на на­деж­ный ак­тив и, су­дя по все­му, бу­дут дер­жать­ся за не­го, по­ка не вер­нет­ся ста­биль­но­сть. В то вре­мя как все боль­ше и боль­ше зо­ло­та ста­ло скап­ли­вать­ся в сей­фах по все­му ми­ру, юве­ли­ры вдруг об­на­ру­жи­ли, что его ры­ноч­ная це­на под­ня­лась до та­ких уров­ней, что этот ме­талл стал для них эко­но­ми­че­ски не­вы­год­ным.

Ин­ве­сто­рам, мо­жет быть, удоб­но тра­тить боль­шие сум­мы на зо­ло­то, а вот кли­ен­там, по­ку­па­ю­щим юве­лир­ные из­де­лия, нет. Оже­ре­лье и серь­ги не по­ку­па­ют­ся в ка­че­стве ин­ве­сти­ций в бу­ду­ще­е; это спе­ци­аль­ные по­дар­ки, ко­то­рые при­об­ре­та­ют­ся для близ­ких или для осо­бых слу­ча­ев. Един­ствен­но, к че­му ве­дет этот гран­ди­оз­ный ин­фля­ци­он­ный про­цесс, это к от­пу­ги­ва­нию по­ку­па­те­лей.

Что­бы про­да­вать свою про­дук­цию в усло­ви­ях за­стой­но­го рын­ка, у юве­ли­ров нет ино­го вы­бо­ра, не­же­ли от­но­сить на свой счет наи­боль­шую до­лю рас­хо­дов, свя­зан­ных с зо­ло­том, и пы­тать­ся под­дер­жи­вать це­ны мак­си­маль­но устой­чи­вы­ми. В ре­зуль­та­те тор­го­вая на­цен­ка к се­бе­сто­и­мо­сти про­дук­ции упа­ла до 3-5% - уро­вень, ко­то­рый счи­та­ет­ся не­устой­чи­вым для мел­ко­се­рий­но­го про­из­вод­ства. Не­уди­ви­тель­но, что эта си­ту­а­ция не­сет с со­бой не­га­тив­ные по­след­ствия в Ита­лии.

Рас­по­ло­жен­ный на кра­си­вой со­бор­ной пло­ща­ди Пьяц­ца дель Ду­о­мо во Фло­рен­ции, юве­лир­ный ма­га­зин Torrini яв­ля­ет­ся од­ним из ста­рей­ших в ми­ре. Его ис­то­рия на­ча­лась в 1369 го­ду, ко­гда Яко­пус Ту­ри­ни (Jacopus Turini) за­ре­ги­стри­ро­вал­ся в ка­че­стве юве­ли­ра во Фло­рен­тий­ской рес­пуб­ли­ке. Не­смот­ря на свою дав­нюю тра­ди­цию со­зда­ния из­де­лий кра­си­во­го ди­зай­на и вы­со­ко­го ка­че­ства, фир­ма Torrini чуть не обанк­ро­ти­лась, ко­гда це­на на зо­ло­то раз­ру­ши­ла ее биз­нес. Пло­щадь ее роз­нич­но­го ма­га­зи­на при­шлось со­кра­тить до од­ной де­ся­той пер­во­на­чаль­но­го раз­ме­ра.

Torrini - не еди­нич­ный слу­чай. Мно­гие тра­ди­ци­он­ные юве­ли­ры в Ита­лии ли­бо за­кры­ва­ют­ся, ли­бо за­мет­но умень­ша­ют свои объ­е­мы про­из­вод­ства. Но не­ко­то­рые из них, со­зна­вая, что зо­ло­тые укра­ше­ния уже боль­ше не яв­ля­ют­ся жиз­не­спо­соб­ным биз­не­сом, ре­ши­ли по­экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с аль­тер­на­тив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

Они об­ра­ти­ли свое вни­ма­ние на се­реб­ро в по­пыт­ке рас­ши­рить диа­па­зон пред­ло­же­ния. Не­смот­ря на то, что се­реб­ро на­мно­го ме­нее цен­но, чем зо­ло­то, оно поль­зу­ет­ся до­ста­точ­ным до­ве­ри­ем у кли­ен­тов. Те ком­па­нии, ко­то­рые в по­след­ние ме­ся­цы ре­ши­лись вве­сти в обо­рот кол­лек­ции из се­реб­ря­ных юве­лир­ных укра­ше­ний, не жа­ле­ют об этом: про­шлой вес­ной на вы­став­ке Vicenza Oro ита­льян­ский юве­лир Нар­дел­ли (Nardelli) пред­ста­вил дан­ные о про­да­жах сво­ей кол­лек­ции «Sunsation 925» («Солн­са­ция 925»), в ко­то­рой пред­став­ле­ны вы­пол­нен­ные в фор­ме солн­ца се­реб­ря­ные юве­лир­ные из­де­лия с не­боль­ши­ми бе­лы­ми брил­ли­ан­та­ми. Все­го за один год вы­пуск та­кой про­дук­ции до­стиг 10 000 штук, обес­пе­чив 15% об­ще­го до­хо­да фир­мы. Нар­дел­ли не оди­нок: дру­гой из­вест­ный ита­льян­ский юве­лир, Damiani, в 2011 го­ду так­же на­чал вы­пуск соб­ствен­ной кол­лек­ции из се­реб­ра и ал­ма­зов «Damianissima.925», как и мно­гие дру­гие, за­ня­тые в на­сто­я­щее вре­мя охва­том этой ча­сти рын­ка.

Се­ре­б­ро не за­щи­ще­но от ин­фля­ци­и; на­про­тив, его це­на под­ня­лась со ско­ро­стью, за­мет­но пре­вы­шав­шей зо­ло­то и пла­ти­ну (см. срав­ни­тель­ную таб­ли­цу). Но, не­смот­ря на то, что в 2012 го­ду се­реб­ро сто­ит в шесть раз до­ро­же, чем де­сять лет на­зад, его вли­я­ние на сто­и­мость дра­го­цен­но­го кам­ня по-преж­не­му ми­ни­маль­но. Один раз­го­вор­чи­вый юве­лир при­вел мне прак­ти­че­ский при­мер: "Ви­ди­те вон те про­стые серь­ги-гвоз­ди­ки из зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми? Посколь­ку они сде­ла­ны из зо­ло­та, то они, ско­рее все­го, обо­шлись из­го­то­ви­те­лю при­мер­но в 50 ев­ро. Ес­ли бы они бы­ли сде­ла­ны из се­ребра, то сто­и­мость ма­те­ри­а­ла, на­вер­ное, бы­ла бы 2 ев­ро". Ко­гда же я воз­ра­зил, что се­реб­ро все-та­ки не зо­ло­то, он от­ве­тил с улыб­кой: "Се­ре­б­ро не зо­ло­то, но брил­ли­ан­то­вые серь­ги - это брил­ли­ан­то­вые серь­ги". Ви­ди­мо, для мно­гих кли­ен­тов это то, что дей­стви­тель­но име­ет зна­че­ние.

Ес­ли вы по­ла­га­е­те, что се­реб­ро и брил­ли­ан­ты стран­ное (и­ли да­же по­роч­ное) со­че­та­ние, вам сто­ит взгля­нуть на но­вые тен­ден­ции в юве­лир­ном ди­зай­не. По дан­ным TrendVision, ита­льян­ско­го цен­тра про­гно­зи­ро­ва­ния в юве­лир­ной от­рас­ли, в бли­жай­шие го­ды мы бу­дем на­блю­дать рас­про­стра­не­ние аль­тер­на­тив­ных ма­те­ри­а­лов. Ди­зай­не­ры экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют над со­зда­ни­ем экс­тра­ва­гант­ных со­че­та­ний брил­ли­ан­тов и ме­нее бла­го­род­ных ма­те­ри­а­лов. Брон­за, сталь или да­же де­ре­во и стек­ло в на­сто­я­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся в со­че­та­нии с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми для со­зда­ния не­ожи­дан­ных ре­ше­ний.

По­ла­гать, что та­кой аван­тю­ризм в вы­бо­ре ма­те­ри­а­лов объ­яс­ня­ет­ся лишь вы­со­ки­ми це­на­ми на зо­ло­то, бы­ло бы ошиб­кой. На­про­тив, за этим про­сле­жи­ва­ет­ся чет­кая стра­те­гия мар­ке­тин­га: за­пад­ные стра­ны все боль­ше увле­ка­ют­ся прин­ци­па­ми «зе­ле­ной эко­но­ми­ки». А зе­ле­ная эко­но­ми­ка пред­ла­га­ет вер­нуть­ся к ку­стар­ным и эко­ло­ги­че­ски сба­лан­си­ро­ван­ным ма­те­ри­а­лам, ис­поль­зуя их для со­зда­ния на­прав­ле­ний в сти­ле и мо­де и от­вер­гая от­кро­вен­ное про­яв­ле­ние рос­ко­ши.

Как пред­став­ля­ет­ся, в это вре­мя боль­ших пе­ре­мен ре­ша­ю­щим по­ка­за­те­лем ка­че­ства ста­но­вят­ся не ма­те­ри­а­лы, а твор­че­ский по­иск и ди­зайн.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->