Выставка «Славянские мотивы в работах уральских мастеров»

Раздел: Выставки
01 апреля 2013 г.

29 мар­та 2013 в Му­зее ис­то­рии кам­не­рез­но­го и юве­лир­но­го ис­кус­ства от­кры­лась вы­став­ка «Сла­вян­ские мо­ти­вы в ра­бо­тах ураль­ских ма­сте­ров». Ос­но­вой экс­по­зи­ции ста­ла кол­лек­ция ав­тор­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства 2-ой пол. XX - нач. XXI вв. из фон­дов му­зея, ко­то­рая де­мон­стри­ру­ет ис­поль­зо­ва­ние древ­не­рус­ских мо­ти­вов в твор­че­стве ураль­ских ма­сте­ров. А так же пред­став­ле­на про­дук­ция Сверд­лов­ско­го юве­лир­но­го за­во­да 1960-х го­дов - рос­сыпь се­рег, вы­пол­нен­ных по эс­ки­зам ху­дож­ни­цы Н.А. Ста­цен­ко.

На про­тя­же­нии XX ве­ка ху­дож­ни­ки-юве­ли­ры не раз стре­ми­лись по­гру­зить­ся в мир ста­рин­ных узо­ров, об­ра­тить­ся к тра­ди­ци­он­ным ма­те­ри­а­лам (зо­ло­то, се­ребро) и тех­ни­кам (ли­тье, гра­ви­ров­ка, че­кан­ка, ска­нь, эмаль). В 1960-е гг. воз­вра­ще­ние к тра­ди­ци­ям рус­ско­го зо­ло­то­го и се­реб­ря­но­го де­ла вы­ра­зи­лось в ис­поль­зо­ва­нии древ­ней юве­лир­ной тех­ни­ки – ска­ни (фи­ли­гра­ни). В ком­по­зи­цию из­де­лий вклю­ча­ют­ся и не­ме­тал­ли­че­ские ма­те­ри­а­лы, ис­кус­но увя­зан­ные со ска­нью (э­маль, стек­ло, дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же рез­ное де­ре­во и ко­сть). На пер­вое ме­сто ча­сто вы­дви­га­ют­ся цвет­ные кам­ни (а­гат, ма­ла­хит, яш­ма, ро­до­нит и др.), а скань ис­поль­зу­ет­ся как об­рам­ле­ние. В ра­бо­тах ураль­ских юве­ли­ров скань раз­но­об­раз­на: ажур­ная и лег­кая в ра­бо­тах Л.Ф. Устьян­це­ва, на­пай­ная ска­нь, об­ра­зу­ю­щая плот­ный узор в укра­ше­ни­ях Храм­цо­ва В.М., объ­ем­ная скань у Куз­не­цо­вой Н.Д., Ко­ма­ро­ва И.П. Ху­дож­ни­ки ра­бо­та­ют в рус­ле тра­ди­ции, но при­вно­сят в про­из­ве­де­ние свое от­но­ше­ние к про­шло­му, свое ви­де­ние пла­сти­ки пред­ме­та. (Серь­ги-кол­ты "Бы­ли­на" Куз­не­цо­вой Н.Д., брас­лет "Му­ра­вуш­ка" В.М. Храм­цо­ва, гар­ни­тур "Тра­ди­ци­я" Соч­не­ва В.Н., оже­ре­лье "Русь" По­бе­дин­ской Т. и др.).

В 1990-е го­ды наи­боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла тех­ни­ка ли­тья. В этой тех­ни­ке вы­пол­нен гар­ни­тур "Пре­да­ния ста­ри­ны да­ле­кой" В.Е. Де­ни­со­ва с изоб­ра­же­ни­ем узо­ра "пле­тен­ки" и зо­оморф­ным мо­ти­вом, на­по­ми­на­ю­щим "з­ве­ри­ный" стиль.

В со­вре­мен­ном юве­лир­ном ис­кус­стве пред­став­ле­ны как дра­го­цен­ные ма­те­ри­а­лы (ка­мень, ме­талл), так и не дра­го­цен­ные, а так­же раз­лич­ные тех­ни­ки ис­пол­не­ния. Все это поз­во­ля­ет со­зда­вать ху­дож­ни­кам яр­кие об­раз­ные про­из­ве­де­ния на те­му Древ­ней Ру­си. Гар­ни­тур Глад­ко­ва Б.А. "О­бе­ре­ги" на­по­ми­на­ет, о ма­ги­че­ской ро­ли, ко­то­рую укра­ше­ния вы­пол­ня­ли в древ­но­сти. Вла­ди­мир Ши­ца­лов под­чер­ки­ва­ет ру­ко­твор­ность ра­бот, вос­про­из­во­дя сред­не­ве­ко­вую тех­ни­ку со­еди­не­ния ме­тал­ли­че­ских по­лос, со­хра­ня­ю­щих сле­ды ин­стру­мен­тов.

На вы­став­ке мож­но по­лю­бо­вать­ся ра­бо­та­ми резь­бы по ко­сти и де­ре­ву ма­сте­ра Вла­ди­ми­ра Ко­син­це­ва. Его ин­те­рьер­ные ком­по­зи­ции по­гру­жа­ют зри­те­ля в мир рус­ской бы­ли­ны, на­по­ми­на­ют пред­став­ле­ния древ­них сла­вян об устрой­стве ми­ра. Его ра­бо­ты от­ли­ча­ет ис­кус­ное ис­пол­не­ние. Зна­ко­мые мо­ти­вы ав­тор твор­че­ски ин­тер­пре­ти­ру­ет, про­яв­ляя фан­та­зию и юмор (ком­по­зи­ция "No comment"). Ве­ли­ко­леп­ные клин­ки из­вест­ных мос­ков­ских ору­жей­ни­ков яв­ля­ют­ся ча­стью не­ко­то­рых его ре­пре­зен­та­тив­ных из­де­лий.
Все­го в экс­по­зи­ции пред­став­ле­но бо­лее 70 про­из­ве­де­ний.

Вы­став­ка от­кры­та с 29 мар­та 2013 г.

г. Ека­те­рин­бург, пр. Ле­ни­на, д. 37. Тел. (343) 371-24-62, 371-00-82
вре­мя ра­бо­ты: ср. - вс. 10.00 – 18.00, чт. - 13.00 - 21.00 (кас­са за­кры­ва­ет­ся за 45 ми­нут)
вы­ход­ные — пн., вт. Сайт: www.stone-cutting.e-burg.ru; e-mail: mikji@mail.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->