Кубанский ювелир уверен, что с камнем можно «разговаривать»

Раздел: Ювелиры и компании
20 апреля 2014 г.

Юве­лир Алек­сандр Тер­зи­ев на­чи­нал свою ка­рье­ру в учи­ли­ще при ки­ев­ском за­во­де «Кри­сталл». Он учил­ся и ра­бо­тал огран­щи­ком брил­ли­ан­тов. По­сле учe­бы ему пред­ло­жи­ли пре­по­да­вать, но од­но­об­раз­ный труд Тер­зи­е­ву вско­ре на­ску­чил, он пу­стил­ся в по­ис­ки яр­кой и твор­че­ски на­пол­нен­ной де­я­тель­но­сти. Ра­бо­та-меч­та не за­ста­ви­ла се­бя дол­го ждать.

— По­том по­пал на Даль­ний Во­сток. Вот там, ко­гда уви­дел всe это мно­го­об­ра­зие цвет­но­го кам­ня, там я за­бо­лел. Это как нар­ко­тик. Ото­рвать­ся те­перь от не­го я не мо­гу. Про­сто не­воз­мож­но. Это та­кое чу­до, та­кое бла­го ра­бо­тать с кам­нем цвет­ным. Ко­гда он те­бе от­кры­ва­ет­ся, ко­гда ты с ним раз­го­ва­ри­ва­ешь, вы не пой­ми­те ме­ня не­пра­виль­но, но он от­ве­ча­ет, — ска­зал Алек­сандр Тер­зи­ев, юве­лир, кам­не­рез.

Го­во­рить с кам­нем – это уметь слы­шать его при­ро­ду. В про­цес­се ра­бо­ты важ­но не на­вре­дить ма­те­ри­а­лу, а толь­ко су­меть вер­но рас­крыть, по­ка­зать луч­шие его свой­ства. Бы­ва­ют та­кие кам­ни, ко­то­рые и во­все об­ра­ба­ты­вать ру­ка не под­ни­ма­ет­ся. Алек­сандр при­вел при­мер.

— А вот ка­мень, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся агат. Этот най­ден­ный на Са­ха­ли­не. Вот внеш­ний его вид. Ока­тыш та­кой се­рень­кий, не­взрач­ный, по­ры ка­кие-то на нeм. А ко­гда его рас­пи­ли­ли, то по­лу­чи­лось то, что при­ро­да де­ла­ет без уча­стия че­ло­ве­ка. При­вет Аза­зел­ла, я его так на­зы­ваю из «Масте­ра и Мар­га­ри­ты», — до­ба­вил ма­стер.

У Аза­зел­лы есть гла­за и рот, есть да­же ост­рый клык. Ко­неч­но, най­ти та­кой порт­рет боль­шая ред­ко­сть. Ведь шанс, что спу­стя ты­ся­чи лет не­взрач­ный бу­лыж­ник по­па­дeт в ру­ки ма­сте­ра, ни­чтож­но ма­лы. Од­на­ко ре­зать ка­мень ра­бо­та слож­ная, в этом Алек­сан­дру по­мо­га­ет его про­шлое юве­ли­ра. Впро­чем, при со­зда­нии ми­ни­а­тюр­ных скульп­тур нуж­ны и зна­ния по био­ло­гии.

— Вот сей­час из этой за­го­тов­ки бу­дет де­лать­ся ру­ка. Шли­фу­ет­ся, уби­ра­ет­ся всe лиш­нее. Нуж­но по­ка­зать стро­е­ние мышц че­ло­ве­ка, что б это бы­ло и по­хо­же, и пра­виль­но. Чтоб на го­то­вой ра­бо­те не воз­ни­ка­ло во­про­сов. Сги­бы все, дли­на ру­ки, по­во­рот, на­клон. Мыш­цы при та­ком на­кло­не ки­сти ру­ки, ка­кие мыш­цы на­пря­же­ны, ка­кие рас­слаб­ле­ны. Про­ра­ба­ты­ва­ет­ся всe де­таль­но вот та­ким об­ра­зом. Ко­гда есть ка­кие-то со­мне­ния, как пра­виль­но сде­лать, то про­сто смот­ришь на свою ру­ку, на этот сгиб и смот­ришь всe ли пра­виль­но, всe ли так, по­том де­ла­ешь, как есть, как при­ро­да со­зда­ла, — рас­ска­зал Алек­сандр Тер­зи­ев.

Ра­бо­ты это­го умель­ца не раз за­воe­вы­ва­ли пре­стиж­ные на­гра­ды. Масте­ра удо­сто­и­ли ор­де­ном Фа­бер­же. Алек­сан­дру Тер­зи­е­ву да­же до­ве­лось де­лить­ся сво­им опы­том с ино­стран­ны­ми кол­ле­га­ми. По­сле од­ной из вы­ста­вок его при­гла­си­ли про­чи­тать лек­ции в Эр­ми­та­же. В ра­бо­тах Тер­зи­е­ва зна­то­ки от­ме­ча­ют ди­на­ми­ку, гра­цию и пла­сти­ку, а у лю­дей сто­рон­них в го­ло­ве не укла­ды­ва­ет­ся, как из кам­ней, пусть и дра­го­цен­ных, по­лу­ча­ют­ся та­кие ше­дев­ры.

— Это при­род­ный ка­мень. Мно­гие спра­ши­ва­ют, а чем кра­сишь? Я не при­ме­няю ни­ка­ких кра­си­те­лей. Это чи­стый при­род­ный цвет. По­это­му он и на­зы­ва­ет­ся цвет­ной ка­мень. Про­сто его нуж­но най­ти. В при­ро­де есть лю­бой цвет, как в крас­ках ху­до­же­ствен­ных, так и в кам­нях, — до­ба­вил ма­стер.

Для то­го, что бы скре­пить ми­ни­а­тюр­ные де­та­ли друг с дру­гом, кам­не­рез про­свер­ли­ва­ет в них еле за­мет­ные от­вер­стия, а за­тем по­ме­ща­ет ме­тал­ли­че­ский штифт.

В ма­стер­ской на сто­ле мы за­ме­ти­ли за­бав­ную фи­гур­ку. По­ка она вы­пол­не­на толь­ко в пла­сти­ли­не, но еe яр­кий ха­рак­тер уже за­ме­тен.

— Это со­би­ра­тель­ный об­раз жен­щи­ны за рулeм, ко­гда она вы­еха­ла и едет, что нуж­но де­лать, ко­гда ты за рулeм? Это же жен­щи­на, по­это­му пер­вым де­лом зер­каль­це ря­дом, по­это­му под­кра­сить на­до, пле­чом она за­жи­ма­ет те­ле­фон, раз­го­ва­ри­ва­ет в это вре­мя ещe по те­ле­фо­ну. У неe под лок­тем со­бач­ка, с ко­то­рой она не мо­жет рас­стать­ся ни на ми­ну­ту. А с бо­ку сум­ка, из ко­то­рой вся­кий хлам жен­ский вы­ва­ли­ва­ет­ся, — рас­ска­зал Алек­сандр Тер­зи­ев.

Свои ра­бо­ты Алек­сандр Тер­зи­ев де­лит на два ти­па: шу­точ­ные — про охо­ту, ры­бал­ку и до­маш­них жи­вот­ных и фи­ло­соф­ские.

— Соз­да­ны жер­но­ва судь­бы. Вме­сто зер­на, для ко­то­ро­го они пред­на­зна­че­ны, они пе­ре­ти­ра­ют лю­дей, ко­то­рые здесь изоб­ра­же­ны. Вот они в сво­ей жиз­ни ле­зут друг по дру­гу. И так он идeт по жиз­ни, скло­ня­ет­ся че­ло­век на про­тя­же­нии жиз­ни, без­воль­но идeт по ней, она его мнeт, мнeт и в кон­це он без­воль­но в эти жер­но­ва сам и ле­тит, — ска­зал ма­стер.

Над этой ком­по­зи­ци­ей ма­стер тру­дил­ся три ме­ся­ца. Гор­ный хру­сталь здесь оли­це­тво­ря­ет луч­шие че­ло­ве­че­ские ка­че­ства, ко­то­рые спо­соб­ны по­бе­дить рок и рас­ко­лоть жер­но­ва судь­бы.

Так, с ве­рой в доб­ро и лю­бо­вью к кам­ню идeт по жиз­ни юве­лир-кам­не­рез Алек­сандр Тер­зи­ев, че­ре­дуя юмор и раз­мыш­ле­ния о веч­ном. У не­го и сей­час мас­са за­ду­мок, но он не при­вык спе­шить и ре­зать ка­мень сго­ря­ча.

[ kubantv.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->