В Ташкенте открылась выставка национальных женских украшений «Очарование Востока»

Раздел: Выставки
22 февраля 2015 г.

В Меж­ду­на­род­ном ка­ра­ван-са­рае куль­ту­ры Икуо Хи­ра­я­мы Ака­де­мии Ху­до­жеств Уз­бе­ки­ста­на от­кры­лась вы­став­ка на­ци­о­наль­ных эт­но­гра­фи­че­ских жен­ских юве­лир­ных укра­ше­ний "О­ча­ро­ва­ние Во­сто­ка", ор­га­ни­зо­ван­ная в рам­ках про­ек­та «Воз­рож­де­ние». В экс­по­зи­ции пред­став­ле­но не­сколь­ко де­сят­ков уни­каль­ных на­ци­о­наль­ных укра­ше­ний про­шлых ве­ков из из­вест­ной кол­лек­ции Фахрид­ди­на Аб­ду­жаб­бо­ро­ва.

Как от­ме­ча­лось на це­ре­мо­нии от­кры­тия вы­став­ки, жен­щи­ны Во­сто­ка, как и дру­гие пред­ста­ви­тель­ни­цы пре­крас­ной по­ло­ви­ны че­ло­ве­че­ства, во все вре­ме­на лю­би­ли укра­шать се­бя дра­го­цен­ны­ми из­де­ли­я­ми. Хо­тя, в преж­ние вре­ме­на, а ино­гда и в на­ши дни, эк­зо­ти­че­ские юве­лир­ные укра­ше­ния, усы­пан­ные ред­ки­ми кам­ня­ми но­си­ли, не толь­ко жен­щи­ны, но и муж­чи­ны. Их на­ши­ва­ли на по­я­са, ими укра­ша­ли ме­чи и но­жи, бо­е­вые шле­мы, сбрую. Муж­ские перст­ни с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми укра­ша­ли паль­цы вель­мож. По сло­вам по­се­ти­те­лей вы­став­ки, уни­каль­ная экс­по­зи­ция по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние. Бо­га­то пред­став­ле­ны укра­ше­ния для во­лос, серь­ги, брас­ле­ты и коль­ца, юве­лир­ные из­де­лия об­рам­ля­ю­щие ли­цо и мно­гое дру­гое. При их из­го­тов­ле­нии ис­поль­зо­ва­лись та­кие при­е­мы, как гла­зи­ров­ка, фи­ли­гра­нь, че­кан­ка, ков­ка, сквоз­ная резь­ба и тис­не­ние, ин­кру­ста­ция, а так­же та­кие спо­со­бы об­ра­бот­ки, как чер­не­ние, зо­ло­че­ние.

От­ме­тим, что юве­лир­ные из­де­лия вы­пол­ня­ли по­ми­мо про­че­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую функ­цию, слу­жа по­ка­за­те­лем иерар­хи­че­ско­го и ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка в об­ще­стве. Эсте­ти­че­ская функ­ция яв­ля­лась вы­ра­же­ни­ем ми­ро­ощу­ще­ния лю­дей, их по­ни­ма­ния гар­мо­нии и кра­со­ты, до­став­ля­ю­щей че­ло­ве­ку ра­до­сть.

Юве­лир­ное ис­кус­ство, как и каж­дый вид ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства, об­ла­да­ло сво­и­ми спе­ци­фи­че­ски­ми чер­та­ми. Все, на­чи­ная с ре­мес­ла ме­тал­ли­ста, его ма­стер­ской, ин­стру­мен­тов, пе­ре­зво­на мо­лот­ка и че­ка­на, ра­бо­ты, свя­зан­ной со "свя­щен­ны­м" ог­нем, ма­те­ри­а­лов - ме­тал­лов и кам­ней, из­вле­ка­е­мых из недр зем­ли, и за­кан­чи­вая узо­ром, фор­мой и на­зна­че­ни­ем из­де­лий - все на­де­ля­лось вол­шеб­ной са­краль­ной си­лой.

Кро­ме то­го, в про­шлом счи­та­лось, что укра­ше­ния име­ют свой­ство за­щи­щать от злых сил, охра­ня­ют от вся­ких бо­лез­ней и не­при­ят­но­стей в жиз­ни. Так, на­при­мер, стек­лян­ные бу­си­ны куз­мин­чо­ки. Их на­де­ва­ли по не­сколь­ко штук на ре­зин­ку и но­си­ли в ви­де брас­ле­та. Ес­ли куз­мин­чок рас­ка­лы­вал­ся или раз­би­вал­ся, то озна­ча­ло, что он при­нял на се­бя удар от сгла­за.

Свое­об­ра­зие юве­лир­но­го ис­кус­ства за­клю­ча­лось и в син­те­зи­ро­ван­ной мно­го­гран­но­сти воз­мож­но­стей и средств ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, опре­де­ля­е­мой не­обыч­ным бо­гат­ством ма­те­ри­а­ла и тех­ни­че­ских при­е­мов оформ­ле­ния. До­ба­вим, что юве­лир­ное ис­кус­ство в ту да­ле­кую по­ру пред­став­ля­ло свое­об­раз­ную об­ласть ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ры, свя­зан­ной со всем стро­ем ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной жиз­ни, и наи­бо­лее яр­ко рас­кры­ва­ло эс­те­ти­че­ские иде­а­лы лю­дей, их ми­ро­вос­при­я­тие и от­но­ше­ние к жиз­ни.

Озна­ко­мить­ся с пре­крас­ны­ми об­раз­ца­ми древ­них укра­ше­ний жи­те­ли и го­сти на­шей сто­ли­цы смо­гут в те­че­ние двух не­дель.

[ news.uzreport.uz ]

Полезное

Полезное

 
-->