Этапы волонтерства

Раздел: Общество
24 марта 2015 г.

Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы» пред­ла­га­ет се­рию ав­тор­ских пуб­ли­ка­ций «Во­лон­тер­ство для чай­ни­ков«. Мы да­ем от­ве­ты на раз­ные-раз­ные во­про­сы о во­лон­тер­стве. На­шим от­ве­там мож­но до­ве­рять! Сво­и­ми зна­ни­я­ми, раз­мыш­ле­ни­я­ми и опы­том де­лят­ся опыт­ные ра­бо­та­ю­щие се­го­дня во­лон­те­ры, ко­ор­ди­на­то­ры во­лон­тер­ских групп, спе­ци­а­ли­сты и экс­пер­ты.


Але­на Шты­ри­на — ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы в от­де­ле­нии мик­ро­хи­рур­гии Рос­сий­ской дет­ской кли­ни­че­ской боль­ни­цы. Ру­си­ст, окон­чи­ла фи­ло­ло­ги­че­ский фа­куль­тет РУДН, пре­по­да­ет рус­ский язык для ино­стран­цев. К Да­ни­лов­цам при­со­еди­ни­лась осе­нью 2009 го­да, че­рез 2 го­да воз­гла­ви­ла во­лон­тер­скую груп­пу в от­де­ле­ни­ях неф­ро­ло­гии и ги­не­ко­ло­гии в РДКБ. Доб­ро­воль­че­ство для Але­ны – ра­до­сть, дру­зья и смысл. Опыт во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти 6 лет.

Эта­пы во­лон­тер­ства

В во­лон­тер­стве все очень ин­ди­ви­ду­аль­но, по­это­му то или иное де­ле­ние во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти на эта­пы во мно­гом услов­но. Я рас­ска­жу о том слу­чае, ко­гда во­лон­тер при­хо­дит на дол­го­сроч­ный пе­ри­од.

На­чи­на­ет­ся все с со­бе­се­до­ва­ния, ко­то­рое ко­ор­ди­на­тор про­во­дит с но­вым во­лон­те­ром. И здесь важ­но не толь­ко по­зна­ко­мить­ся с че­ло­ве­ком, по­нять его мо­ти­ва­цию, но и мак­си­маль­но под­го­то­вить его к вступ­ле­нию в но­вую груп­пу, рас­ска­зать о ней, о раз­лич­ных тон­ко­стях и ню­ан­сах, о слож­но­стях, с ко­то­ры­ми он мо­жет столк­нуть­ся. Это хоть и не этап, но имен­но тут за­кла­ды­ва­ют­ся лич­ные от­но­ше­ния.

Зна­ком­ство

Пер­вый этап во­лон­те­ра — зна­ком­ство, при­смат­ри­ва­ние к во­лон­те­рам, к груп­пе, к де­тям. Это по­иск се­бя и сво­е­го ме­ста. Во­лон­тер мо­жет чув­ство­вать се­бя не­уве­рен­но, тре­вож­но. Хо­тя есть лю­ди, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в ра­бо­ту с пер­во­го по­се­ще­ния. Но ча­ще но­вый во­лон­тер на­блю­да­ет, как мы об­ща­ем­ся с детьми.

При этом я ста­ра­юсь со­здать та­кие усло­вия, что­бы но­вый во­лон­тер был вклю­чен в про­цесс. По­нят­но, что в пер­вые по­се­ще­ния он мо­жет пе­ре­жи­вать, те­рять­ся, не знать, о чем с детьми го­во­рить. Но ес­ли но­ви­чок, на­при­мер, мол­ча ле­пит или ри­су­ет с ре­бен­ком – уже хо­ро­шо. Так или ина­че по­сте­пен­но во­лон­тер вклю­ча­ет­ся, осва­и­ва­ет­ся, на­хо­дит свое ме­сто.

Мне ка­жет­ся, та­кая адап­та­ция в сред­нем длит­ся око­ло ме­ся­ца. За это вре­мя во­лон­тер успе­ва­ет по­зна­ко­мить­ся не толь­ко с детьми, но и с дру­ги­ми во­лон­те­ра­ми, он на­чи­на­ет чув­ство­вать под­держ­ку от дру­гих участ­ни­ков груп­пы. Это то­же очень важ­но, по­то­му что воз­ни­ка­ют лич­ност­ные от­но­ше­ния, и мо­ти­ва­ция в та­ком слу­чае воз­рас­та­ет.

На­до по­ни­мать, что че­ло­век, идя в боль­ни­цу, идет на ка­кую-то свою фан­та­зию о боль­ни­це. И ре­аль­ность мо­жет ока­зать­ся не та­кой, как он ожи­дал: и ко­ор­ди­на­тор ка­кой-то не тот че­ло­век, и врач, и де­ти не те по­па­лись. По­это­му, я ду­маю, что на со­бе­се­до­ва­нии на­до ста­рать­ся мак­си­маль­но вве­сти во­лон­те­ра в курс де­ла, под­го­то­вить его к по­се­ще­нию, де­таль­но рас­ска­зать, как все про­ис­хо­дит. По­мо­гать де­тям в боль­ни­це – это зву­чит кра­си­во, это что-то очень вы­со­кое и класс­ное. Но каж­дый во­лон­тер стал­ки­ва­ет­ся и с бы­том – вот обыч­ные де­ти и ма­мы, ко­то­рые то­же мо­гут быть чем-то не­до­воль­ны. И он мо­жет разо­ча­ро­вать­ся.

Де­ти не ве­ша­ют­ся на шею, не бла­го­да­рят не­устан­но. Гру­бо го­во­ря, ни­кто крас­ную до­рож­ку пе­ред то­бой не рас­сти­ла­ет.Л­ю­ди, ко­то­рые при­шли в во­лон­тер­ство за этим, быст­ро по­ни­ма­ют, что во­лон­тер­ская жизнь да­ле­ка от ка­ких-то зо­ло­тых меч­та­ний, от то­го, че­го они ожи­да­ли. И они ухо­дят. Но та­ких ма­ло. Мо­жет быть, вспом­ню од­но­го или дво­их за все эти го­ды.

Ес­ли че­ло­век по­ни­ма­ет, что он не го­тов к во­лон­тер­ству, в этом нет ни­че­го по­стыд­но­го. Но най­ти в се­бе му­же­ство и чест­но ска­зать об этом бы­ва­ет очень слож­но. Обыч­но лю­ди пред­по­чи­та­ют го­во­рить: «Я бу­ду-бу­ду хо­дить, ты ме­ня не вы­чер­ки­вай, я при­ду по­поз­же», — и по­сте­пен­но про­па­да­ют.

Ста­биль­ность

По­сле на­чаль­но­го эта­па адап­та­ции у во­лон­те­ра, ко­то­рый участ­ву­ет в жиз­ни груп­пы по­сто­ян­но, на­сту­па­ет рас­цвет. Под­черк­ну, участ­ву­ет в жиз­ни и в ра­бо­те груп­пы. Та­кой во­лон­тер мно­го­му учит­ся и в твор­че­стве и в от­но­ше­ни­ях с детьми и во­лон­те­ра­ми, за мно­гое бе­рет­ся, ре­а­ли­зу­ет свои за­дум­ки, рас­кры­ва­ет­ся. Он ста­но­вит­ся опо­рой ко­ор­ди­на­то­ра и всей груп­пы, по­чти не про­пус­ка­ет по­се­ще­ния, на­чи­на­ет про­во­дить свои ка­кие-то идеи – в це­лом, ве­дет са­мую ак­тив­ную во­лон­тер­скую жиз­нь. По мо­е­му опы­ту, это про­дол­жа­ет­ся обыч­но до ка­ких-то се­рьез­ных из­ме­не­ний в лич­ной жиз­ни: со­зда­ния се­мьи, сме­ны ра­бо­ты, пе­ре­ез­да в дру­гой го­род… На мо­ей па­мя­ти во­лон­те­ры обыч­но ухо­ди­ли по этим при­чи­нам.

В сред­нем, этот пе­ри­од длит­ся год-два, ино­гда и боль­ше. Есть, ко­неч­но, во­лон­те­ры, ко­то­рые участ­ву­ют в жиз­ни груп­пы и доль­ше. Но ча­ще это все-та­ки год-два, по­то­му что по­том ча­сто в жиз­ни про­ис­хо­дят ка­кие-то се­рьез­ные из­ме­не­ния.

Про­фес­си­о­на­ли­за­ция

Мож­но да­же ска­зать, что вот этот вто­рой этап, соб­ствен­но са­мо во­лон­тер­ство — это вре­мя про­фес­си­о­наль­но­го ро­ста во­лон­те­ра. Ча­сто на пер­вые по­се­ще­ния при­хо­дит че­ло­век, ко­то­рый не зна­ет, как вза­и­мо­дей­ство­вать в груп­пе, как об­щать­ся с детьми. А че­рез ка­кое-то вре­мя ему уже ни­че­го не нуж­но объ­яс­нять. Он не толь­ко осво­ил ка­кие-то твор­че­ские тех­ни­ки – леп­ку или ап­пли­ка­цию — но и на­учил­ся вза­и­мо­дей­ство­вать с детьми, ори­ен­ти­ро­вать­ся в раз­ных си­ту­а­ци­ях: что за ре­бе­нок, как с ним се­бя ве­сти, как ве­сти се­бя с ро­ди­те­ля­ми и т.д.

Наш прин­цип — не от тех­ни­ки (ма­стер-клас­са) – к ре­бен­ку, а на­о­бо­рот, от же­ла­ния ре­бен­ка – к его ре­а­ли­за­ции. Все за­ви­сит от ре­бен­ка. От­но­ше­ния с детьми — это са­мая важ­ная те­ма. Хо­тя об­щать­ся по­рой не­про­сто. Бы­ва­ют об­щи­тель­ные де­ти, ко­то­рые са­ми вцеп­ля­ют­ся в во­лон­те­ра, все ему рас­ска­зы­ва­ют, а бы­ва­ют и за­мкну­тые. Нуж­но най­ти под­ход к каж­до­му.

Я ду­маю, что при еже­не­дель­ных встре­чах с детьми, уже че­рез три-че­ты­ре ме­ся­ца во­лон­тер ста­но­вит­ся про­фес­си­о­на­лом. Хо­тя бы­ва­ет по-раз­но­му. Здесь очень важ­но, на­сколь­ко че­ло­век от­вет­ствен­но от­но­сит­ся к сво­им обя­зан­но­стям. А это все­гда вид­но по про­ше­ствии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни. Ко­гда ста­но­вит­ся по­нят­но, что че­ло­век при­шел на­дол­го и все­рьез, он адап­ти­ро­вал­ся, со­блю­да­ет не­об­хо­ди­мые пра­ви­ла. Я вспо­ми­наю сво­их во­лон­те­ров. Это лю­ди, ко­то­рые чув­ству­ют се­бя уве­рен­но, ком­форт­но во вре­мя по­се­ще­ний при лю­бых об­сто­я­тель­ствах. И у них очень се­рьез­ная мо­ти­ва­ция, они го­рят доб­ро­воль­че­ством.

О мо­ти­ва­ции

Рост во­лон­те­ра за­ви­сит от его мо­ти­ва­ции. К во­лон­тер­ству мож­но прий­ти по мил­ли­о­ну при­чин. Бы­ва­ет, что че­ло­век участ­ву­ет в по­се­ще­ни­ях, но с детьми ему не очень ком­форт­но. Но при этом ему хо­чет­ся быть в про­цес­се, в во­лон­тер­ской ту­сов­ке. Воз­мож­но, у не­го мо­ти­ва­ция не­сколь­ко дру­гая. Но это то­же не­пло­хо.

А лю­ди, ко­то­рые при­хо­дят про­ве­сти вре­мя имен­но с детьми, их вид­но сра­зу. Они ак­тив­но вклю­ча­ют­ся, у них на­ла­жи­ва­ет­ся лич­ный кон­такт, и это очень цен­но. они очень быст­ро рас­кры­ва­ют­ся и рас­цве­та­ют.

Во­лон­тер­ство – тон­кая ве­щь. Здесь все дер­жит­ся толь­ко на доб­ро­воль­че­стве. И ко­ор­ди­на­тор не дол­жен да­вить, не дол­жен дей­ство­вать с по­зи­ции, что во­лон­тер «дол­жен-обя­зан», по­то­му что во­лон­тер­ство, по­вто­рю, это доб­ро­воль­че­ство.

На мой взгляд, эта­пы во­лон­тер­ства и мо­ти­ва­ция че­ло­ве­ка тес­но свя­за­ны. По­то­му что те во­лон­те­ры, ко­то­рые при­хо­дят имен­но к де­тям, ча­сто ста­но­вят­ся опо­рой груп­пы и ко­ор­ди­на­то­ра­ми.

Имен­но те, кто при­хо­дят к де­тям, хо­дят дол­го, часто, с эн­ту­зи­аз­мом, они по­лу­ча­ют боль­шое удо­воль­ствие и ра­дость от са­мо­го про­цес­са об­ще­ния и со­твор­че­ства с детьми. А вот те, кто име­ют иную мо­ти­ва­цию, быст­ро пе­ре­го­ра­ют. Хо­тя не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что из­ме­не­ние мо­ти­ва­ции в про­цес­се во­лон­тер­ских по­се­ще­ний – то­же не­ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся яв­ле­ние.

Пе­ри­од спа­да ак­тив­но­сти силь­но за­ви­сит от мо­ти­ва­ции. Сла­бая мо­ти­ва­ция по от­но­ше­нию к де­тям вид­на сра­зу, и она яв­ля­ет­ся при­чи­ной, ска­жем так, не очень от­вет­ствен­но­го по­ве­де­ния, ред­ких по­се­ще­ний, ко­гда че­ло­век то хо­дит, то нет.

А ес­ли у во­лон­те­ра силь­ная мо­ти­ва­ция, то он ак­тив­но вклю­ча­ет­ся в жизнь груп­пы, ста­ра­ет­ся не про­пус­кать по­се­ще­ния, и толь­ко из­ме­не­ние жиз­нен­ных об­сто­я­тельств мо­жет вы­ну­дить его по­ки­нуть груп­пу.

Спад и уход

Да­же у опыт­но­го во­лон­те­ра мо­жет на­чать­ся спад ак­тив­но­сти. Ко­гда че­ло­век уста­ет, вы­го­ра­ет. Но по мо­е­му опы­ту, обыч­но уход из во­лон­тер­ства про­ис­хо­дит из-за ка­ких-то внеш­них об­сто­я­тель­ств: слиш­ком мно­го энер­гии и вре­ме­ни на­чи­на­ет за­ни­мать дру­гая де­я­тель­но­сть:уче­ба/­ра­бо­та/­лич­ная жиз­нь, сме­ща­ет­ся ак­цент. Но ни­че­го пло­хо­го в этом нет.

Еще од­на из при­чин ухо­да из доб­ро­воль­че­ства – буд­нич­ность еже­не­дель­ной во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти, ко­гда «во­лон­тер­ская лод­ка раз­би­лась о быт». С те­че­ни­ем вре­ме­ни ча­сто про­хо­дит тот азарт, ад­ре­на­лин, ко­то­рый при­сут­ство­вал вна­ча­ле. Од­но де­ло – по­хо­дить «к де­тям в боль­ни­цу» не­сколь­ко раз, ощу­тить но­вые эмо­ции и т.п., и со­всем дру­гое – го­да­ми вы­кра­и­вать пол­дня в не­де­лю (а это очень мно­го), от­кла­ды­вая дру­гие де­ла, вклю­чить во­лон­тер­ство в свой гра­фик жиз­ни.

От во­лон­тер­ства к ко­ор­ди­на­тор­ству

Есть еще один этап, вер­нее, воз­мож­но­сть. Опыт­ный во­лон­тер мо­жет стать ко­ор­ди­на­то­ром во­лон­тер­ской груп­пы. И что­бы стать ко­ор­ди­на­то­ром, он дол­жен быть го­тов взять на се­бя го­раз­до боль­ше от­вет­ствен­но­сти, а так­же ад­ми­ни­стра­тив­ные функ­ции. Ко­ор­ди­на­тор­ство – это не все­гда про де­тей, по­то­му что ты не на­хо­дишь­ся уже на том уров­не бли­зо­сти с детьми, на ко­то­ром ты на­хо­дил­ся, ко­гда был про­сто во­лон­те­ром. Это не­кое ад­ми­ни­стра­тив­ное на­прав­ле­ние, и не все к это­му го­то­вы.

Здесь важ­но, го­тов ли че­ло­век взять на се­бя до­пол­ни­тель­ную от­вет­ствен­но­сть, име­ет ли ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти, хо­чет ли он во­об­ще быть ко­ор­ди­на­то­ром. Ведь во­лон­тер­ство для лю­дей, ко­то­рые в этом за­ин­те­ре­со­ва­ны, — это чи­стая ра­до­сть. А в ко­ор­ди­на­тор­стве боль­ше обя­зан­но­стей и от­вет­ствен­но­сти.

Ес­ли бы я не про­шла свой на­чаль­ный путь во­лон­тер­ства в «Да­ни­лов­цах», в на­шем Дви­же­нии, я не ре­ши­лась бы стать ко­ор­ди­на­то­ром. Имен­но дви­же­ние да­ет ко­лос­саль­ную под­держ­ку. Я пом­ню, до то­го, как прий­ти в дви­же­ние в 2009 го­ду, мно­го слы­ша­ла о доб­ро­воль­че­стве: что во­лон­те­ры хо­дят в боль­ни­цы, дет­ские до­ма. И я ду­ма­ла: «Жи­вут же лю­ди, а я тут зря вре­мя про­во­жу». Бы­ли та­кие мыс­ли. И од­на­жды на лек­то­рии я услы­ша­ла объ­яв­ле­ние от «Да­ни­лов­цев». И то­же при­шла.

Дви­же­ние по­мо­га­ет ре­а­ли­зо­вы­вать на­ше же­ла­ние де­лать доб­ро. И ес­ли брать на­ше дви­же­ние («Да­ни­лов­цы»), то здесь со­зда­ны все усло­вия, всe очень чет­ко про­стро­е­но. От че­ло­ве­ка тре­бу­ет­ся толь­ко же­ла­ние. Все про­бле­мы по­мо­га­ют ре­шить.

На­ше дви­же­ние – это бо­лее 800 участ­ни­ков и око­ло 4000 под­опеч­ных де­тей и взрос­лых в год.

Уже 6 лет «Да­ни­лов­цы» ор­га­ни­зу­ют твор­че­ские, учеб­ные и иг­ро­вые встре­чи, про­гул­ки и по­езд­ки для де­тей в боль­ни­цах и при­ю­тах; кор­мят без­дом­ных у Па­ве­лец­ко­го вок­за­ла; де­ла­ют бла­го­тво­ри­тель­ные ре­мон­ты нуж­да­ю­щим­ся; пе­ре­пи­сы­ва­ют­ся с за­клю­чен­ны­ми.

Сре­ди учре­жде­ний, где «Да­ни­лов­цы» смог­ли ре­а­ли­зо­вать во­лон­тер­ские ини­ци­а­ти­вы:

  • Рос­сий­ская дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца 3 от­де­ле­ния (г.Москва),
  • ФНКЦ дет­ской ге­ма­то­ло­гии, он­ко­ло­гии и им­му­но­ло­гии (г.Москва)
  • НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко (г.Москва),
  • Дет­ский дом-ин­тер­нат для ум­ствен­но-от­ста­лых де­тей N15 и №24 (г.Москва)
  • Дет­ский нар­ко­ло­ги­че­ский дис­пан­сер (г.Москва),
  • Ко­ло­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков (МО, г.Мо­жай­ск),
  • Со­ци­аль­ный при­ют (МО, г.Сту­пи­но)

Мы бу­дем очень при­зна­тель­ны за под­держ­ку на­ше­го дви­же­ния. «Да­ни­лов­цы» ве­дут свою де­я­тель­ность ис­клю­чи­тель­но за счeт част­ных по­жерт­во­ва­ний и средств от про­да­жи на бла­го­тво­ри­тель­ных яр­мар­ках то­ва­ров, сде­лан­ных ру­ка­ми на­ших во­лон­те­ров. Мы ищем спон­со­ра, го­то­во­го под­дер­жать на­ше Дви­же­ние и вме­сте с на­ми по­мо­гать ты­ся­чам лю­дей.

www.danilovcy.ru

[ danilovcy.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->