Как разрушилась еврейская алмазная монополия

Раздел: Драгоценные камни
24 июля 2015 г.

Ал­маз­ный биз­нес в Ант­вер­пе­не дол­гое вре­мя при­над­ле­жал ев­рей­ской об­щи­не, од­на­ко те­перь эта си­ту­а­ция из­ме­ни­лась.

Не­смот­ря на то что по­чти 65% ев­рей­ско­го на­се­ле­ния го­ро­да бы­ло уни­что­же­но во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, те, кто пе­ре­жил пе­ри­од фа­шиз­ма, смог­ли вос­ста­но­вить кон­троль над тор­гов­лей ал­ма­за­ми, ко­то­рая в те­че­ние мно­гих ве­ков при­над­ле­жа­ла им.

В мас­со­вом со­зна­нии ев­ро­пей­цев тор­гов­ля ал­ма­за­ми тес­но свя­за­но с ев­рей­ской об­щи­ной.

Ко­гда-то так и бы­ло. Но на се­го­дняш­ний день имен­но ин­дий­цы, а не евреи, пра­вят ал­маз­ным ми­ром.

Пер­вая вол­на ин­дий­цев за­хлест­ну­ла Ант­вер­пен в 1960-е гг. Они ра­бо­та­ли с кам­ня­ми низ­ко­го ка­че­ства, их биз­нес не при­но­сил по­на­ча­лу боль­шо­го до­хо­да, и по­это­му они не пред­став­ля­ли ни­ка­ко­го ин­те­ре­са для бо­га­тых ев­ре­ев, на­жив­ших со­сто­я­ния за счет тор­гов­ли ал­ма­за­ми.

Эти кам­ни пе­ре­сы­ла­лись чле­нам се­мьи в Ин­дии, где они под­вер­га­лись об­ра­бот­ке, так как сто­и­мость тру­да в Ин­дии бы­ла в ра­зы мень­ше, чем в Ант­вер­пе­не.

По­чти трид­цать лет ин­дий­ская об­щи­на в Ант­вер­пе­не со­сто­я­ла из 400 се­мей, боль­шая часть ко­то­рых при­е­ха­ла из го­ро­да Па­лан­пу­ра про­вин­ции Гуд­жа­рат.

Но се­го­дня ком­па­нии, ко­то­рые вы­рос­ли из не­боль­ших ла­во­чек, пре­вра­ти­лись в гло­баль­ные ком­па­нии с мно­го­мил­ли­ард­ны­ми до­хо­да­ми, на­ни­ма­ю­щие ты­ся­чи со­труд­ни­ков и име­ю­щие мно­же­ство за­во­дов и пред­ста­ви­тельств в раз­ных стра­нах ми­ра.

Есть три ос­нов­ные со­став­ля­ю­щие успе­ха ин­дий­цев: де­ше­вый труд, боль­шие се­мьи и же­ла­ние ра­бо­тать усерд­нее.

Сто­и­мость по­ли­ров­ки и об­ра­бот­ки ал­ма­зов на фаб­ри­ках в Су­ра­те – глав­ном цен­тре по об­ра­бот­ке ал­ма­зов в Ин­дии – по­чти в де­сять раз мень­ше, чем в Ев­ро­пе.

С го­да­ми ин­ду­стрия по­ли­ров­ки и об­ра­бот­ки ал­ма­зов в ев­ро­пей­ских го­ро­дах, та­ких как Ант­вер­пен, прак­ти­че­ски ушла в не­бы­тие и пе­ре­ме­сти­лась в Азию, осо­бен­но в Ин­дию.

В 1970-х гг. Ант­вер­пен мог по­хва­стать­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной ра­бо­чей си­лой в об­ла­сти об­ра­бот­ки ал­ма­зов – от 25 тыс. до 30 тыс. че­ло­век. Сей­час их чис­ло со­кра­ти­лось до ме­нее 1 тыс.

Для срав­не­ния, в Су­ра­те око­ло 450 тыс. за­ня­ты в этом биз­не­се, и бо­лее 80% не­от­шли­фо­ван­ных ал­ма­зов ми­ра в на­сто­я­щий мо­мент об­ра­ба­ты­ва­ют­ся в Ин­дии.

Для ин­дий­ских диа­ман­те­ров в Ант­вер­пе­не зна­ком­ства в Су­ра­те и дру­гих про­мыш­лен­ных цен­трах Ин­дии яв­ля­ют­ся боль­шим пре­иму­ще­ством.

Ди­лип Мех­та, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Rosy Blue в Ант­вер­пе­не, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­щей се­бя как круп­ней­ше­го в ми­ре про­из­во­ди­те­ля ал­ма­зов, рас­ска­зы­ва­ет: "У нас все­гда есть воз­мож­ность про­да­вать по все­му ми­ру, по­то­му что дво­ю­род­ный брат или пле­мян­ник, ко­то­ро­му мож­но аб­со­лют­но до­ве­рять, мо­жет по­ехать в лю­бую стра­ну и ос­но­вать там биз­нес".

По его мне­нию, ев­ре­ям не хва­та­ло по­доб­ной се­ти род­ствен­ных свя­зей. Учи­ты­вая гло­баль­ную при­ро­ду тор­гов­ли, по­ла­га­ет он, для успеш­но­го биз­не­са не­об­хо­ди­мо иметь до­ступ к са­мым от­да­лен­ным рын­кам, от стран Аф­ри­ки, где рас­по­ло­же­ны ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов, до Ант­вер­пе­на, где идет тор­гов­ля кам­ня­ми, от Ин­дии и Ки­тая, где со­сре­до­то­чил­ся весь биз­нес по шли­фов­ке и об­ра­бот­ке ал­ма­зов, до та­ких гло­баль­ных цен­тров тор­гов­ли, как Нью-Йорк, Гон­конг и Ду­бай.

Еже­год­ные до­хо­ды Rosy Blue пре­вы­ша­ют млрд, ком­па­ния име­ет пред­ста­ви­тель­ства в 14 стра­нах, вклю­чая фаб­ри­ки в Ин­дии, Ки­тае, Та­и­лан­де, Шри-Лан­ке и Ар­ме­нии.

"Мы на­ни­ма­ем бо­лее 10 тыс. че­ло­век по все­му ми­ру, од­на­ко чле­ны се­мьи Мех­та на­хо­дят­ся во гла­ве всех опе­ра­ций", – от­ме­ча­ет он.

В 2006 г. ко­роль Бель­гии дал Ди­ли­пу Мех­те по­чет­ный ти­тул ба­ро­на за за­слу­ги пе­ред стра­ной, и он этим ти­ту­лом очень гор­дит­ся.

Его жизнь – на­сто­я­щая ис­то­рия успе­ха. Он ро­дил­ся в очень бед­ной се­мье. Оста­вив кол­ле­дж, он по­шел ра­бо­тать на фаб­ри­ку по шли­фов­ке ал­ма­зов. В 1973 г. Мех­та пе­ре­ехал в Ант­вер­пен вслед за сво­и­ми от­цом и бра­том, ко­то­рые от­кры­ли в этом го­ро­де не­боль­шой ма­га­зин­чик не­сколь­ки­ми го­да­ми ра­нее.

Они по­ку­па­ли очень де­ше­вые кам­ни низ­ко­го ка­че­ства, ко­то­рые они по­сы­ла­ли в Су­рат на об­ра­бот­ку, а за­тем про­да­ва­ли их в Ант­вер­пе­не, по­лу­чая при этом не­боль­шой до­ход.

Но имен­но тре­тья со­став­ля­ю­щая, по мне­нию Мех­ты, а имен­но стрем­ле­ние ра­бо­тать усерд­нее и доль­ше, по­мог­ла ему до­бить­ся успе­ха.

"Евреи про­сто не мог­ли вы­дер­жать кон­ку­рен­ции с на­шей сто­ро­ны, – го­во­рит он. - Мы бук­валь­но же­на­ты на на­шем биз­не­се. Мы го­то­вы ра­бо­тать но­чи на­про­лет. Мы го­то­вы ра­бо­тать в вы­ход­ные дни. Мы сде­ла­ем все что угод­но, что­бы по­лу­чить кли­ен­та. Мы го­то­вы ра­бо­тать так да­же ра­ди не­боль­шой при­бы­ли".

"Я счи­таю, что дей­стви­тель­но слож­но бы­ло, с од­ной сто­ро­ны, дер­жать­ся в сто­ро­не от бель­гий­цев, а с дру­гой, учить­ся у них и вза­и­мо­дей­ство­вать с ни­ми в дру­же­ской ат­мо­сфе­ре", – по­ла­га­ет Мех­та.

Боль­шин­ство ин­дий­цев жи­вут обособ­лен­но, от­ме­ча­ет он, так как об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое они по­лу­чи­ли у се­бя на ро­ди­не, не под­го­то­ви­ло их к вза­и­мо­дей­ствию с ев­ро­пей­ца­ми и жиз­ни сре­ди них. Они из­бе­га­ют кон­так­тов с мест­ны­ми жи­те­ля­ми, по­то­му что они чув­ству­ют се­бя не­лов­ко и бо­ят­ся по­ка­зать­ся не­веж­ли­вы­ми и не­ком­пе­тент­ны­ми.

Мех­та вы­сту­па­ет за укреп­ле­ние вза­и­мо­дей­ствия. Од­на­ко, по его мне­нию, важ­но пом­нить свое про­ис­хож­де­ние:

"Вы мо­же­те пой­ти на ве­че­рин­ку, ес­ли это не­об­хо­ди­мо для ва­ше­го биз­не­са. Но это не озна­ча­ет, что вам на­до на­пи­вать­ся. Нель­зя сты­дить­ся сво­е­го про­ис­хож­де­ни­я".

А что же вто­рое по­ко­ле­ние, ко­то­рое вы­рос­ло и учи­лось в шко­лах Ант­вер­пе­на?

Мех­та го­во­рит, что боль­шин­ство се­мей от­прав­ля­ют сво­их де­тей на уче­бу в англо­го­во­ря­щие меж­ду­на­род­ные шко­лы. При этом меж­на­ци­о­наль­ные бра­ки край­не ред­ки.

Ин­дий­цы жи­вут в Бель­гии как экс­па­ты - "од­на но­га здесь, дру­гая – в Ин­ди­и" - и по-преж­не­му чув­ству­ют, что их дом не здесь. "Бель­гия – это про­сто биз­нес", и очень при­быль­ный биз­нес.

[ vesti.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->