На круги своя

Раздел: Ювелиры и компании
06 июля 2015 г.

Церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле По­доль­ское в 2017 го­ду ис­пол­нит­ся 200 лет. Мно­го хо­зя­ев бы­ло у это­го зда­ния, но вот, на­ко­нец, все воз­вра­ща­ет­ся на кру­ги своя. В се­ле По­доль­ское 14 июня со­вер­ши­лось ра­дост­ное со­бы­тие, ко­то­рое, не­со­мнен­но, оста­нет­ся в его ис­то­рии: зда­ние хра­ма бы­ло воз­вра­ще­но Ко­стром­ской епар­хии рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви.

Око­ло го­да на­зад жи­те­ли се­ла По­доль­ское на­ча­ли хло­по­тать о судь­бе хра­ма и об­ра­ти­лись к епи­ско­пу Ко­стром­ско­му и Га­лич­ско­му Фе­ра­пон­ту за со­дей­стви­ем в этом во­про­се. Вла­ды­ка бла­го­сло­вил от­ца Алек­сея (Про­ко­фье­ва) разо­брать­ся в до­ку­мен­тах. Де­ло в том, что ис­то­рия зда­ния ока­за­лась за­пу­тан­ной. Сна­ча­ла зда­ние на­хо­ди­лось в част­ных ру­ках и бы­ло кор­пу­сом юве­лир­ной фаб­ри­ки, по­том по­па­ло под арест служ­бы су­деб­ных при­ста­вов. Жи­те­ли По­доль­ско­го не по­бо­я­лись труд­но­стей и с на­деж­дой сту­ча­лись во все две­ри. Изу­чив до­ку­мен­ты, спе­ци­а­ли­сты про­чи­ли дли­тель­ные и слож­ные юри­ди­че­ские про­цес­сы, ко­то­рые зай­мут 5-6 лет. Но свер­ши­лось то, что сель­ча­не име­ну­ют не ина­че как чу­дом: про­бле­му уда­лось ре­шить все­го за год, бла­го­да­ря то­му, что с ини­ци­а­ти­вой по­мочь вы­сту­пил де­пу­тат Ко­стром­ской об­ласт­ной Ду­мы и ме­це­нат Флун Гу­ме­ров. Бы­ло ре­ше­но не хо­дить дол­гим су­деб­ным пу­тем. Флун Фа­ги­мо­вич при­об­рел зда­ние на аук­ци­о­не и без­воз­мезд­но пе­ре­дал в ве­де­ние Ко­стром­ской епар­хии.«Ко­неч­но, в Рос­сии нуж­но об­ра­щать вни­ма­ние на за­бро­шен­ные хра­мы, ко­то­рые име­ют ис­то­рию. Прак­ти­че­ски в каж­дом на­се­лен­ном пунк­те они есть. Это, на­вер­ное, да­же по­лез­нее, чем стро­ить но­вые хра­мы», - от­ме­тил Флун Гу­ме­ров. Гла­ва По­доль­ско­го сель­ско­го по­се­ле­ния Ни­ко­лай Ел­фи­мов вы­ра­зил де­пу­та­ту сло­ва глу­бо­ко­го ува­же­ния и бла­го­дар­но­сти.

Це­ре­мо­ния под­пи­са­ния бу­маг с уча­сти­ем епи­ско­па Фе­ра­пон­та и Флу­на Гу­ме­ро­ва со­сто­я­лась у стен ста­рин­но­го хра­ма с уча­сти­ем при­хо­жан се­ла По­доль­ское. С по­яв­ле­ни­ем под­пи­сей на до­ку­мен­те бы­ла вос­ста­нов­ле­на ис­то­ри­че­ская спра­вед­ли­во­сть, на­ча­лось воз­рож­де­ние хра­ма и но­вая жизнь се­ла. Вла­ды­ка Фе­ра­понт рас­ска­зал: «При­ят­но, ко­гда мы на­блю­да­ем со­ра­бот­ни­че­ство церк­ви, го­су­дар­ства и про­стых граж­дан. Флун Фа­ги­мо­вич, бу­дучи че­ло­ве­ком не пра­во­слав­ным, но в за­бо­те о жи­те­лях это­го се­ла, по­тру­дил­ся, что­бы им вер­ну­ли храм. И ко­неч­но сей­час пред­сто­ят тру­ды по его воз­рож­де­нию, но учи­ты­вая, что за 25 лет по­сле окон­ча­ния со­вет­ско­го вре­ме­ни, у нас по­яви­лось 700 мо­на­сты­рей и воз­ро­ди­лось бо­лее 10 ты­сяч хра­мов, мы ду­ма­ем, что та­кая хо­ро­шая судь­ба ожи­да­ет и этот храм».

Цер­ковь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в По­доль­ском бы­ла по­стро­е­на в 1817 го­ду по­сле оте­че­ствен­ной вой­ны с На­по­лео­ном. Храм воз­ве­ли на сред­ства при­хо­жан и кня­же­ской се­мьи. В хра­ме бы­ло три при­де­ла: Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Фе­одо­ра Освя­щен­но­го.

Во вре­мя оску­де­ния ве­ры, в ре­во­лю­ци­он­ные го­ды, как и мно­гие дру­гие хра­мы, цер­ковь бы­ла за­кры­та и пе­ре­да­на кол­хо­зу. Здесь бы­ла мель­ни­ца, а так­же зда­ние ис­поль­зо­ва­лось как хра­ни­ли­ще. В 1959 го­ду в сте­нах хра­ма раз­ме­сти­лась юве­лир­ная ма­стер­ская. В го­ды пе­ре­строй­ки зда­ние по­па­ло в част­ные ру­ки. Соб­ствен­ни­ки ча­сто ме­ня­лись, но всех вла­дель­цев ми­сти­че­ски пре­сле­до­ва­ли не­уда­чи и один за од­ним они ста­но­ви­лись банк­ро­та­ми. Обанк­ро­тил­ся и банк, ко­то­ро­му за дол­ги бы­ло пе­ре­да­но иму­ще­ство.

До сих пор внут­ри по­лу­раз­ру­шен­ной церк­ви сто­ят мно­го­тон­ные стан­ки, ко­то­рые еще со­всем не­дав­но гром­ко ра­бо­та­ли, а в ал­та­ре ви­сит дос­ка ин­фор­ма­ции. По­ду­мать толь­ко, здесь, в этих сте­нах, под гул стан­ков ра­бо­та­ли лю­ди, де­ла­ли юве­лир­ные укра­ше­ния. Ра­бо­чие, ко­неч­но, по­ни­ма­ли, где им при­хо­дит­ся тру­дить­ся: жен­щи­ны в ал­тарь не за­хо­ди­ли. Ко­гда храм был в чу­жих ру­ках, то и де­ло здесь слу­ча­лись не­сча­стья. Та­ма­ра Чес­но­ко­ва, ста­ро­ста хра­ма, вспо­ми­на­ет: «М­но­го бы­ло не­счаст­ных слу­ча­ев. Прес­со­ва­ли на стан­ках и без паль­цев оста­ва­лись. А те, кто сни­мал кре­сты с ко­ло­коль­ни, мо­ло­ды­ми умер­ли. Так что это все не про­сто, что вот взя­ли и раз­ру­ши­ли цер­ко­вь. Все в свое вре­мя вер­та­ет­ся».

Ны­не кир­пич­ное зда­ние за­бро­ше­но, толь­ко ко­ло­коль­ню об­жи­ли ла­сточ­ки и рас­ти­тель­но­сть. По­сле ра­зо­ре­ния по­след­не­го вла­дель­ца в 2012 го­ду в зда­нии про­изо­шел по­жар. Пла­мя за­ни­ма­лось не­сколь­ко раз, но по­жар­ные не ту­ши­ли огонь, по­то­му что из-за пе­ре­па­да тем­пе­ра­тур ка­мень мог про­сто лоп­нуть, а стро­е­ние рух­нуть. По­сле это­го про­ис­ше­ствия ве­ру­ю­щие и на­ча­ли бес­по­ко­ить­ся о сво­ей церк­ви.

Для ду­хов­но­го уте­ше­ния ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку ну­жен храм, по­это­му жи­те­ли по­доль­ско­го в ожи­да­нии вос­ста­нов­ле­ния Успен­ской церк­ви со­вер­ша­ют мо­лит­вы в не­боль­шой ча­со­вен­ке. Чуть мень­ше го­да они ютят­ся в стро­е­нии, в ко­то­ром в про­шлые ве­ка де­ла­ли све­чи. В мо­лель­ном до­ме хра­нят­ся уце­лев­шие ико­ны и це­ло­валь­ный кре­ст, спа­сен­ные из ра­зо­рен­ной церк­ви.

[ 104-4fm.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->