Россия вступает в ВТО: надежды и сомнения

Раздел: Рынки
28 октября 2005 г.

Правительство России заявило свою исходную позицию относительно вступления в ВТО. Но, к сожалению, позиция эта формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом, не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению и необходимой разъяснительной работой.

История создания ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою работу 1 января 1995 года. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключённого вскоре после Второй мировой войны. В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.

Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объём торговли в 1997 году превзошёл уровень 1950 года в 14 раз.

Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах, в основном, обсуждались вопросы сокращения тарифов, позднее переговоры охватили такие области, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний, так называемый Уругвайский раунд 1986—1994 годов привёл к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив её на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, будучи международной организацией фактически, формально таковой не являлась.

ВТО (информация о ВТО – на www.rgwto.com) – это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицированы парламентами всех стран-участниц.

Основополагающий принцип ВТО – недискриминационная торговля, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле товарам и услугам иностранного происхождения, отказ от использования количественных и иных ограничений, прозрачность торговой политики, разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров. Именно эта организация определяет правила поведения на мировых рынках, через её страны-участницы проходит почти 95% мировой торговли.

Трудности переговоров

На сегодняшний день Россия ещё не завершила переговоры по ВТО с одним из основных торговых партнёров – США. В ряде заявлений высокопоставленные чиновники США говорят о желании своей страны подписать договор о присоединении России к ВТО. Однако прошедшие в Вашингтоне консультации по вопросам вхождения России в ВТО в очередной раз продемонстрировали, что, несмотря на все разговоры о свободной торговле, правительство США использует механизм переговоров по ВТО для получения максимальных привилегий для американских компаний. Наиболее ярким примером являются дискуссии по проблемам сельского хозяйства.

Как известно, два года назад в Токио была достигнута договорённость, что Россия и Соединённые Штаты создают особый режим для импорта мясной продукции из США в Россию, который даёт фиксированные квоты для американской птицы, говядины и свинины. В качестве ответного шага американцы обещали ускорить получение своего согласия на вступление России в ВТО и отмену «поправки Джексона-Веника». Однако, добившись подписания этого соглашения, администрация Буша не спешит выполнять свои обещания.

Теперь в Вашингтоне утверждают, что Россия создаёт искусственные сложности в реализации механизма торговли мясной продукцией, и настаивают на выполнении российской стороной дополнительных условий для получения согласия США на вхождение РФ в ВТО. В частности, американцы требуют до конца октября 2005 года упростить механизм выдачи разрешения на экспорт мяса, разрешить ввоз в Россию американской говядины, который сейчас запрещён из-за обнаружения случаев заболевания «коровьим бешенством» на территории США, отменить ограничения на импорт свинины и упростить процедуру ввоза товаров, произведённых с помощью биотехнологий.

Кроме того, выдвигались требования для срочного решения текущих торговых проблем и, в частности, снятие запрета на транзит американской мясной продукции через Литву, несмотря на то, что российские ветеринары имеют информацию о фактах контрабанды такой продукции на территорию России.

Жёстче, чем предполагалось, оказалась переговорная позиция и других наших партнёров. Российским запросам на приём в ВТО с учётом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского законодательства, присоединения к необязательным соглашениям ВТО, широкого открытия рынка услуг, снижения объёмов аграрной защиты и т.д.

Тем не менее, Правительство России заявило свою исходную позицию относительно вступления в ВТО. Но, к сожалению, позиция эта формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом, не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению и необходимой разъяснительной работой.

Будет лучше…

Вступление России в ВТО потенциально может дать много преимуществ – открытость рынков, доступ к инвестициям, большее доверие со стороны западных стран, поскольку торговля будет вестись по определённым, общим для всех правилам, и нельзя будет менять законодательство, когда заблагорассудится. К тому же, вступление в ВТО может защитить от беззаконного передела собственности.

Условия торговли в ВТО не являются фиксированными. В ходе регулярных раундов торговых переговоров, в том числе при вступлении в ВТО, они могут видоизменяться, варьироваться, упрощаться. Предусматриваются также и исключения или переходные периоды для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот.

Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока ещё несовершенное законодательство может быть перенесён масштабный блок современного хозяйственного права. Это сделает его единым, более полным, систематизированным, предсказуемым – то есть сопоставимым с международным законодательством. Произойдёт и заметное разбюрокрачивание внешних экономических связей.

Интеграция в мировое хозяйственное пространство расширит возможности для использования мирового опыта, перехода на новейшие технологии и методики, международные стандарты и нормы обслуживания. Конкурентное давление со стороны иностранных провайдеров оживит соперничество на внутреннем рынке и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесёт непосредственную выгоду потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса отраслей, оздоровление бизнес-среды, способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата, общей модернизации экономики.

Предполагается, что после вступления в ВТО в Россию хлынет поток новых товаров. Это не совсем так. Контрабандно, минуя таможни, мы уже сегодня получаем практически всё, что производится развитыми странами. Что, естественно, не выгодно ни России, ни государствам, откуда ввозится контрабанда. После вступления в ВТО незаконный импорт утратит свои позиции и тот размах, который он ныне принял.

Несмотря на все эти преимущества, представители крупного бизнеса не хотят вступления в ВТО, поскольку оно предполагает большую открытость для прессы, для общества, в том числе и открытость налоговых отчислений. Хотя некоторые, самые крупные компании в своих интересах лоббируют вступление в эту организацию. Средний бизнес боится, что потеряет больше, чем приобретёт, потому что упадут цены.

А вот мелкий бизнес, думается, только выиграет, поскольку сократит издержки и сможет продавать товары по относительно низким ценам. Кроме того, он достаточно мобилен и способен быстро переквалифицироваться.

Но придётся потрудиться

ВТО создаёт российским предприятиям равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие рынка для иностранной конкуренции. Для этого Россия должна взаимно со странами-участницами ВТО зафиксировать ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласовать уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО должны быть перенесены в национальное законодательство и иметь над ним приоритет.

Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евро-азиатское положение, всё ещё сохраняющийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе не приведёт к взрывному росту отечественного экспорта. Вряд ли стоит ждать даже его немедленного заметного увеличения. Во-первых, ВТО стимулирует торговлю, в основном, готовыми изделиями и наукоёмкой продукцией. Основу же российского экспорта составляют пока сырьё и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности производственных мощностей промышленности и их недогрузки. Во-вторых, по мере преодоления кризиса растёт спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка, что уже привело к ряду экспортных ограничений. И, наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объёму тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.

Вступление России в ВТО потребует от предприятий всех отраслей народного хозяйства иного подхода к качеству не только товаров и услуг, но и менеджмента.

Расширенный допуск на отечественный рынок импортных товаров и услуг способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, лёгкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и, конечно же, к сельхозпродукции. О своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют лишь 10% опрошенных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав нашего производителя, что в стране пока отсутствует.

В первую очередь из-за неконкурентоспособности своей продукции пострадают все производства с устаревшими технологией и оборудованием. А это 80—90% российских предприятий. После вступления в ВТО, в результате появления более дешёвого и качественного сырья, комплектующих и оборудования, комфортнее станет компаниям, которые уже сегодня работают совместно с иностранными.

К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Нет пока чёткой и обоснованной промышленной отраслевой политики, то есть представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании. Без этого переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что приводит наших экспортёров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от всего этого остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдёт «компенсации» сокращения таможенных доходов при либерализации импорта за счёт дополнительных внутренних налогов на бизнес.

Реалистично нужно воспринимать и надежды, связанные с получением Россией в ВТО статуса страны с рыночной экономикой, так как антидемпинговые санкции, против которых мы протестуем, вполне могут налагаться на российский экспорт и по «рыночным» правилам. Не следует переоценивать и наше влияние на выработку в ВТО торгово-политических решений – Россия будет в ВТО одной из 150 стран-членов, явно уступающей по влиятельности США, Японии и странам ЕС.

Россия, присоединяясь к ВТО, должна согласовать перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок, в том числе в форме коммерческого присутствия. Такие обязательства могут быть общими для всех услуг и конкретными, затрагивающими только определённые сектора. В отличие от торговли товарами, любая количественная оценка последствий присоединения к ВТО для российской индустрии услуг вряд ли может считаться корректной. Тем более, что согласовывать обязательства России приходится по десяткам видам услуг, совершенно разных по своему характеру, степени вовлечённости в систему международной конкуренции, особенностям национального контроля и регулирования.

Отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объём производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тысяч долларов в год. В США он составляет 25 тысяч, в Западной Европе и Японии – 15—16 тысяч долларов. Без ускоренного развития этой сферы создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся.

При сложившемся довольно либеральном внешнеторговом режиме возможно проникновение на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных производителей, разнообразные злоупотребления с их стороны. Наибольшие опасения вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. И, действительно, практически все российские рынки слабы по любому критерию, и опасения относительно потери контроля над ними вполне обоснованы.

В относительной безопасности чувствует себя, пожалуй, лишь зерновая отрасль агропромышленного комплекса. Здесь мы практически всё производим сами, импортируем только некоторые семена, удобрения и сельскохозяйственное оборудование – уборочные комбайны, машины. Семена покупаем, в основном, на Украине, в Белоруссии – кукурузу, некоторые сорта пшеницы, рожь, рис, в дальнем зарубежье – семена рапса и риса. Вряд ли после вступления в ВТО семена, удобрения и гербициды покупать станет выгоднее, так как это и сейчас происходит на двусторонней основе. Не подешевеет при вступлении в ВТО и западное сельхозоборудование, однако продавать его смогут в рассрочку и давать в лизинг.

Зерновая отрасль не боится возможного усиления конкуренции после вступления в ВТО – наше зерно хорошее, отвечает всем требованиям по качеству, его много и может быть ещё больше. Прямая конкуренция на отечественном рынке нам не страшна.

Но есть проблемы с другими отраслями агропромышленного комплекса. Опасение вызывает, например, то, что импорт дешёвой животноводческой продукции может увеличиться, в этом случае наше животноводство перестанет развиваться. В результате потребление зерна, которым кормят скот, сократится, девать его станет некуда, количество рабочих мест придётся сокращать.

По оценке Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), суммарные потери агропромышленного комплекса от вступления в ВТО могут составить не менее 4 миллиардов долларов, что в два раза превышает расходы на сельское хозяйство в консолидированном бюджете Российской Федерации.

Подведём итог

Российский союз товаропроизводителей провёл анкетирование более 500 предприятий. Основные проблемы, с которыми, по их мнению, столкнутся наши предприятия при вступлении России в ВТО, таковы:

  • высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий;
  • устаревшее оборудование и технологии;
  • отсутствие средств на модернизацию;
  • низкое качество комплектующих изделий;
  • наводнение рынка импортом;
  • ценовая неконкурентоспособность товаров и услуг, в том числе по качеству, дизайну и т.д.;
  • отсутствие подготовленных специалистов и средств на научные исследования;
  • сужение внутреннего рынка;
  • несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов.

Однако не всё так безнадежно: в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей. Значительная их часть обладает и потенциалом роста своей конкурентоспособности. Реализация этого потенциала зависит от решения общих проблем экономического развития России, расширения необходимой государственной поддержки, улучшения торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствования условий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов в конкретные технологии производств.

Вступление России в ВТО может иметь положительные последствия только в том случае, если условия будут выгодны для нас. Нам должна быть разрешена государственная поддержка на уровне США и стран ЕС. В США она, например, составляет 20 миллиардов, в Германии – 10 миллиардов долларов. То же касается ввозных тарифов. Пошлины должны защищать своих товаропроизводителей от экспансии чужой продукции. Сегодня при экспорте сельскохозяйственной продукции, например, в Германию, надо заплатить такие большие пошлины, что это становится невыгодным.

И, конечно, нам самим нужно определиться: какие шаги следует предпринять, чтобы российский бизнес был способен реально воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, и как избежать потерь при открытии рынка для иностранной конкуренции.

Антонина Михайловна Ватолкина

[ iamik.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->