«Русская огранка» - это серьезный бренд

Раздел: Ювелиры и компании
23 сентября 2009 г.

«Русская огранка» - это серьезный брендЗаместитель генерального директора – директор по маркетингу и сбыту ОАО «Производственное объединение «Кристалл» (г. Смоленск) Николай Валерьевич Афанасьев ответил на вопросы корреспондента агентства Rough&Polished:

Как обстоят дела с продажами продукции «Кристалла» в этом году?

Самый низкий спрос на готовую продукцию наблюдался в период с декабря 2008 года по февраль 2009 года. В то время мы продавали около 10% от наших стандартных объемов продаж. Начиная с марта 2009 года, продажи росли каждый месяц и к лету мы вышли на 50% уровень продаж от докризисного периода. Рынок восстанавливается, положительная динамика, безусловно, есть. Но рост довольно медленный и о полном восстановлении еще очень рано говорить.

Какая сейчас доля Гохрана среди покупателей продукции «Кристалла»?

В настоящий момент чуть менее половины всей реализованной продукции пришлось на Гохран.

АЛРОСА вернулась на рынок – как это сказалось на структуре ваших источников сырья?

В нормальных условиях мы покупали у АЛРОСА около 60% необходимого нам сырья. Но в этом году АЛРОСА в первом полугодии просто прекратила продажи, а мы не могли себе позволить прекращать производство, поэтому покупали сырье на свободном рынке, в том числе и в DTC.  В тяжелых финансовых условиях мы были вынуждены перейти на мелкое и дешевое сырье, которое не гранили уже лет 20. В этот период на заводе не выплачивались премии, были сокращены все возможные расходы, но мы не останавливались ни на один день, что позволило нам сохранить работоспособность.   Сейчас ситуация меняется, мы возобновили закупки у АЛРОСА и стараемся приобретать в первую очередь российское сырье. На эти закупки идут все средства, полученные от продаж нашей продукции в Гохран.

Снабжение «Кристалла» российским сырьем, наверное, не прерывалось, если бы ваше предприятие и АЛРОСА были бы слиты в единый холдинг – в свое время такая перспектива оживленно дискутировалась в прессе. Может быть, к этой идее стоит вернуться в кризисные времена?

Я не думаю, что формальное слияние сегодня является главным вопросом. Гораздо важнее – выработка идеологии, позволяющей двум российским государственным компаниям поддерживать друг друга и совместными усилиями продвигать свою продукцию на рынке. Этот процесс сейчас конструктивно развивается на уровне руководителей наших компаний.

Ваша компания является лидером Ассоциации "Смоленские бриллианты". Что происходит с этим объединением в условиях кризиса?

Сегодня большая часть предприятий, входящих в ассоциацию, приостановила свою деятельность. Всем рабочим и квалифицированному персоналу этих предприятий была предложена работа на «Кристалле». Для сохранения кадров и интеллектуальной собственности ассоциации мы сделали все, что было необходимо.

«Русская огранка» - всемирно известный бренд смоленских производителей бриллиантов. Какими вы видите его перспективы?

«Русская огранка» - это серьезный бренд. Но это бренд внутриотраслевой. Ювелирные компании, покупающие бриллианты, знают, что «русская огранка» - это отличный товар, сделанный из качественного российского сырья. Но до конечного потребителя этот бренд не доходит, ни одна ювелирная компания мирового уровня не говорит, что в ее изделиях используются камни из России. Необходимо формировать бренд на уровне конечного потребителя – ювелирный бренд, который непосредственно будет продвигать российские бриллианты. Это долгий путь и большие инвестиции. Но это – стратегическая задача, которую необходимо решать российским государственным компаниям, работающим на алмазно-бриллиантовом рынке.

Хотя российский рынок изделий с бриллиантами традиционно находится на периферии мирового, российским предприятиям нельзя не обращать внимания на его потенциал?

С 1-го октября мы запускаем собственный ювелирный проект, рассчитанный на внутренний рынок. Разработана специальная классическая  коллекция, которая будет продаваться под брендом «Кристалл» через интернет. В прошлом году через наш сайт мы продали неоправленных камней почти на миллион долларов. Покупатели – частные лица и небольшие ювелирные фирмы. Средний чек – около $1000 за камень, средняя размерность – 0,4 карата. Эти данные в принципе позволяли до кризиса оценить емкость внутреннего рынка ювелирных изделий с нашими камнями примерно в $10 млн. Сейчас, конечно, этот прогноз должен быть серьезно скорректирован, но полагаю, что на $2-$3 млн. рассчитывать можно.

Сколько времени может занять восстановление рынков изделий с бриллиантами в странах – основных потребителях?

Если в США и Еврозоне за два года рынки выйдут на 70% к докризисному уровню – это будет большой успех. В Китае и Индии сейчас наблюдается рост внутреннего спроса, но не следует забывать, что экономики этих стран экспортно ориентированные, а основным импортером их товаров являются США, где безработица продолжает расти, а потребление падает. Японию сегодня уже практически можно вычеркнуть из списка стран – основных потребителей изделий с бриллиантами.

При таком падении рынков насколько велика угроза замещения бриллиантов другими символами престижа и роскоши?

Все, кто работает на рынке бриллиантов, на самом деле продолжают пользоваться маркетинговым наследием De Beers. Но этот капитал не бесконечен. Отказ от картельного управления индустрией привел к тому, что никто не заботится о стимуляции конечного потребителя к покупке бриллиантов. Ни одна ювелирная компания, владеющая мировыми брендами, не продает бриллианты – все продают ювелирные изделия. Нет никого, кто инвестировал бы деньги в маркетинг именно бриллиантов, сегодня механизм продвижения нашего товара практически выключен, все благие намерения в этой области не выходят за рамки деклараций. На этом фоне обостряется конкуренция с другими предметами роскоши и кризис эту конкуренцию резко усиливает. Люди вообще могут забыть, что это такое – бриллианты. И это очень большая угроза для рынка.

Как вы оцениваете летний всплеск цен на сырье?

Это спекулятивная волна, вызванная, прежде всего, накачкой средств в индийские компании под госгарантии. Мы, в отличие от наших индийских конкурентов, в кризис ни на секунду не прекращали производство и продажи, и нам с трудом удалось поднять цены на готовую продукцию в среднем на 8 - 10%.  Вот эта динамика отражает реальное состояние рынка бриллиантов. И взлет цен на некоторые категории сырья на 25 - 30% относительно минимальных уровней я могу объяснить только игрой спекулянтов,   поэтому не могу исключать коррекции цен на сырье в ближайшее время, которая может быть весьма жесткая.

Как вы относитесь к идее инвестиционных бриллиантов?

Бриллианты нужны для того, чтобы их носить и получать наслаждение. Что может сравниться с удовольствием, когда ты даришь любимой женщине кольцо с бриллиантом?  А инвестировать стоит в образование детей.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->