Ювелирное мастерство русских умельцев

Раздел: Общество
17 апреля 2010 г.

Ювелирное мастерство русских умельцев . Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

История украшений берет начало в истоках человеческого бытия. Сначала самоцветы носили в том виде, в каком находили в природе. Потом стали облагораживать — делать простейшую обработку для усиления блеска, придавать форму. Но каждая эпоха создавала украшения с присущими только ей стилем и дизайном, поэтому сохранившиеся ювелирные изделия бесценны не только в смысле их денежной стоимости, но и по сути — в них заключена важнейшая информация о том времени, когда они были созданы.

С незапамятных времен человека пленяет и манит своей красотой золото, сверкающее подобно солнцу; голубоватое, словно отблеск лунного света, серебро; прозрачные, ярко окрашенные самоцветы; мерцающий мягким матовым блеском жемчуг или золотистый, как капли пчелиного меда, янтарь. Ни с чем не сравнима их чарующая притягательная сила, воплощенная в великолепных украшениях из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода». Красота и выразительность этих прекрасных образцов ювелирного искусства XVI-XVIII веков столь велики, что помогают нам понять эпоху и почувствовать колорит времени, в которые они создавались. Многие украшения имеют интересную историю, связанную с судьбами их владельцев, и по праву занимают свое особое место в музейном собрании.

В средневековой Руси быт людей состоятельных был насыщен предметами декоративно-прикладного искусства, среди которых изделия из золота и серебра занимали довольно значительное место. В царствование Ивана Грозного на территории Александровской слободы (как известно, столичной вотчины) находилось казнохранилище. В его особых комнатах-кладовых хранилось государево оружие, драгоценные украшения и разнообразная утварь работы мастеров «золотого и серебряного» дела. Небольшая часть тех драгоценных вещей, выполненных руками русских ювелиров XVI-XVIII веков, сохранилась до нашего времени, но и эти немногие памятники свидетельствуют о высоком качестве работы, оригинальности авторов и большом разнообразии изготовленных ими ювелирных изделий. Некоторые из них украшают сейчас главную экспозицию музея-заповедника «Государев двор в Александровской Слободе».

Дорогие изделия предназначались для великокняжеского и царского круга, церковной знати или убранства дворцов, церквей, поэтому ювелиры-умельцы использовали соответствующий особый материал — золото, серебро, драгоценные камни. В царских мастерских изготавливалась не только дорогая посуда, кубки, братины и другие изделия для проведения торжественных церемониалов, но и украшения к парадному и «повседневному одеянию» царя, его семьи и свиты, которые были необходимы им по статусу.

Одним из основных декоративных дополнений одежды того времени были пуговицы, которые имели самые разнообразные, а порой просто удивительные формы и размеры. Одни — крупные, величиной с куриное яйцо, с рельефными узорами — для широких, тяжелых шуб. Другие — маленькие, не больше горошины, в форме шарика или желудя пришивали на кафтаны, зипуны, телогреи, а также иную мужскую и женскую одежду. Есть пуговицы из золота, серебра в форме шарика или полушария, шишки, бутона, миндального ореха, груши. В зависимости от внешнего сходства и техники изготовления пуговицы в XVI-XVIII вв. носили необычные названия: «на грушевое дело», «на желудевое дело», «на кедровое дело», «на миндальное дело», «половинчатые», «прорезные», «осыпные». Нет сомнения, что они служили прекрасным украшением мужской и женской одежды, увеличивая ее ценность и подчеркивая пышность. Об их дороговизне и роскоши свидетельствуют упоминания в народном эпосе, например, в старинных былинах:
" …Скоро де Запава наряжается, надевала шубу соболиную -
Цена то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысячей …«.

Широкое использование пуговиц в средневековом бытовом обиходе подтверждает факт увлечения людей этими необходимыми элементами костюма, которые одновременно выполняли функцию богатого украшения. Поэтому их бережно хранили и перешивали с одной одежды на другую, передавали, как самое ценное, по наследству. Следует отметить, что пуговицы из собрания музея-заповедника отражают многообразие форм и затейливость орнаментов, характерных для ювелирных изделий XVI-XVIII веков. Любопытно, что к концу XVII века их все чаще начинают делать гладкими (очевидно, потому, что ими просто было удобнее пользоваться).

Пуговицы хотя и были чрезвычайно затейливыми, тем не менее, средневековые женщины не ограничивались ими в качестве украшения. Более распространенным и все-таки, пожалуй, самым излюбленным капризом у россиянок в XVI-XVIII веках были серьги, известные с древнейших времен. Англичанин Флетчер, путешествовавший по России в конце XVI века, отмечал эту деталь как неотъемлемую часть русского костюма. Он писал, что без серег из золота, серебра или другого металла не увидишь ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы. Изделия имели различную форму, орнамент, всевозможные цветовые сочетания, украшались жемчугом, бирюзой. Но на протяжении XVI-XVII веков сохраняли свой традиционный вид без особых изменений. Так, серьги в виде одного стерженька с нанизанными на него камнями и бусинами назывались «одинцы», в виде двух стерженьков — «двойчатки», а в виде трех, соответственно, — «тройчатки». Интересно, что подобные серьги сохраняли свою форму достаточно долго, вплоть до начала XVIII века.

Совершенно другой вид имели крупные серьги-"голубцы", которые по форме напоминали одну или двух птиц, обращенных друг к другу спинками. Они украшались сканым орнаментом с ложной зернью, бусинами, альмандинами, стеклами. В орнаменте великолепных серег-"голубцов" просматривается изобразительное содержание — мотив птицы, который почти теряется в завитках орнамента. Камень, помещенный в центре, сохранял целостность общего силуэта. Очевидно, в XVI веке мотивы птиц, цветов имели определенную связь с их магическим смысловым использованием еще в древнерусских украшениях. Позже, в XVII веке, это значение меняется, изображения приобретают декоративный характер. Так, в крупных серьгах-"голубцах" мотив птицы представляет основной фрагмент ювелирного изделия. Они, как и подобного типа драгоценные украшения (пуговицы, серьги-"двойчатки«, «тройчатки»), поражающие изяществом и красотой, занимают особое место в коллекции «Александровской Слободы», являясь гордостью музейного собрания.

Столетие спустя, в первой четверти XVIII века в развитии ювелирного дела стала проявляться некоторая, вполне понятная, сдержанность. Это был период грандиозных петровских реформ. Россия испытывала сильнейшее влияние со стороны европейцев на традиционный жизненный уклад. Менялись привычки, вкусы и пристрастия. Но все же русские мастера, создавая свои произведения искусства, старались сохранить национальную самобытность, использовали традиционные приемы и формы.
В собрании музея-заповедника имеется весьма интересное и единственное ювелирное украшение западноевропейской работы, датированное XVIII веком, — превосходная серебряная булавка для галстука. Ее головка украшена мелкой бирюзой и гранатами, а под прозрачным выпуклым стеклом просматривается вазон.

Булавки в тот период времени изготавливались с головками разнообразных форм, декорировались медальонами и камеями. Классический пример тому — головка серебряной булавки в виде ажурной цветочной розетки с двумя подвесками из хрусталя, в открытой оправе. Сделанное в России в XVIII веке это ювелирное украшение отличается изяществом и легкостью.

Выполненные с большим художественным вкусом и тонким знанием специальных технических приемов подобные булавки использовались при закалывании узлов мужских галстуков. Изготовленные из золота, серебра, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом, элементами декора они предназначались, конечно, для высшей знати. Но были в обиходе и недорогие серебряные булавки с поделочными камнями, а также латунные и медные со стеклянными головками — ювелирные пристрастия поскромнее, которые могли себе позволить менее состоятельные франты восемнадцатого века…
Коллекция ювелирных украшений из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода» невелика, но очень разнообразна и охватывает довольно значительный период времени: XVI-XVIII века. Эти великолепные изделия не только дают представление о традициях и вкусах наших далеких соотечественников, но главное — изумляют мастерством русских умельцев (помните знаменитого Левшу, блоху подковавшего?), создававших тончайшие ювелирные шедевры, которые и сейчас вызывают восторг, помогают видеть и чувствовать Красоту.

Лариса Сидорова, Светлана Смирнова,
сотрудники музея-заповедника «Александровская Слобода».

[ alexnews.info ]

Полезное

Полезное

 
-->