Ювелир

Раздел: Ювелиры и компании
12 мая 2010 г.

Есть профессии, которые позволяют дать исчерпывающую характеристику явлениям, даже с ним не связанным. Например, часто употребимо выражение «взвешивать с аптекарской точностью», а когда речь идёт о тончайшей работе, говорят о ювелирном искусстве. Сегодня мы заглянем в ювелирную мастерскую и узнаем, почему так выделяется одна из древнейших профессий.

Олег ВИЛЕНКОВ, художник–ювелир. В профессии более 20 лет. По основной специальности — металлург. Второе образование получал по ювелирному делу. Мастер–универсал.

По сути дела

Вообще–то главными инструментами в ювелирном деле мастер называет собственные глаза и руки. Тем не менее без настоящих инструментов не обойтись. Один из самых популярных — ригель. Он используется для изменения размера кольца или устранения дефекта — как правило, несоответствие изделия заданному размеру распространяется именно на кольца. Для исправления дефекта меняют размер изделия в большую или меньшую сторону. Увеличить кольцо до одного размера можно путём вытяжки шинки (расколачивания на ригеле).***В ювелирной практике достаточно часто можно встретить имитации бриллианта — прозрачного искусственно огранённого алмаза. К ним относят такие бесцветные минералы, как топаз, горный хрусталь, циркон, корунд и т. д. Сейчас лучшими имитациями бриллианта являются синтетические камни, например, фианит. Для обычного потребителя форма — вопрос личных пристрастий. Наиболее популярные огранки алмазов и их имитаций: круглая, треугольник, грушевидная, овал, изумрудная и другие. Есть огранки, названия которых весьма экзотичны, например, «Маркиз» или «Принцесса». Круглая форма по существу стала стандартом ограночной индустрии: более 90% бриллиантов на рынке имеют эту форму огранки. Интересно, что если огранить бриллианты разными формами, но при этом выдержать для них одинаковую массу, то одни будут визуально больше, чем круглый, например, «Маркиз» или триллиант, другие — меньше, например, «Принцесса».***

Рабочий стол ювелира завален разнообразными инструментами и приспособлениями, причём часто специалист сам их придумывает и изготавливает. В работе пригодятся напильники, лобзики, надфили, штихеля, чеканы, лупы, паяльники, горелка, бормашина и т. д. Хотя не всё можно сделать самому, бОльшую часть инструментов всё же приходится приобретать. Открыть своё ювелирное дело — занятие весьма дорогостоящее. Цены на отдельные вещи могут доходить до нескольких тысяч. Не рублей, конечно. Притом самой затратной статьёй расходов мастера называют расходные материалы, которые приходится закупать раз в несколько дней. Например, бор для машинки стоит от 12 долларов. А на гравировку по твёрдому металлу может уйти до 5–10 штук.

СОВЕТЫ МАСТЕРА

Получить профессию ювелира можно несколькими путями: окончить художественное училище либо специализированные курсы ювелиров или выучиться делу у мастера, используя при этом ещё и специальную литературу. Ремесло требует терпения, обстоятельности, усидчивости, точности. Новичок начнёт с подготовительной работы: прокатка, протяжка. В крупных ювелирных мастерских работа узко специализирована: отдельно работают закрепщики, гравировщики, огранщики и т. п. Чем мельче предприятие, тем скорее мастеру необходимо быть универсалом.
Профессия ювелира контролируется госорганами: неважно, идёт ли речь о крупном заводе или частной мастерской. Обязательно разрешение на работу (сейчас выдаётся бессрочно). Кроме того, пробирная палата должна разрешить использование драгметаллов и камней. Расход и хранение этих материалов подотчётны.
Драгоценные изделия нужно уметь правильно носить. И выбирать в зависимости от того, будет ли это каждодневное или праздничное украшение. Если камень закреплён металлом по всей окружности (завальцован), то потерять его можно, только если он расколется от удара. Такой камень — для ежедневного ношения. А вот кольца, в которых камень держится в «лапках», не случайно называются перчаточными: раньше их надевали НА перчатки, ведь такая закрепка не столь прочна. Соответственно, и носят такие изделия не каждый день.То же касается и остальных украшений: хотите золотую цепочку для постоянной носки, отдайте предпочтение экземпляру не менее 5–7 граммов весом.
Ювелирные изделия не должны «спать» и «мыться» вместе с хозяином. Кольца, серьги и прочие драгоценности нужно чистить в мыльном растворе после каждой носки. Сильно загрязнённые изделия очищайте с помощью старой зубной щётки. Причём мочить нужно именно изделия, а не щётку. Оставьте на 15 минут в мыльном растворе, промойте. После этого драгоценность можно слегка отполировать, окунув её в спиртосодержащий раствор. Мягкие камни (янтарь, бирюза) чистить только мылом. Самыми хрупкими считаются опалы и изумруды. Самостоятельно их чистить не стоит, лучше отнесите ювелиру. В специализированных ювелирных салонах делают ультразвуковую очистку, а также используют специальные растворители, разлагающие жировой налёт.
Хранить ювелирные изделия следует в специальных футлярах подальше от отопительных приборов, и всё отдельно друг от друга. Цепочки — желательно в вытянутом виде — подвесьте на крючке или растяните в коробочке. Ни в коем случае не храните изделия в ванной комнате, поскольку там высокая влажность. Искусственно облучённые камни, например, топазы, при хранении на ярком солнечном свете выцветают. Боятся света также рубины, гранаты и бирюза, поэтому всегда убирайте их в шкатулочку. Все изделия со вставками камней необходимо предохранять от воздействия быстроменяющихся температур. К примеру, рубин от сильного нагрева может полностью потерять цвет.

 

[ gazetazp.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->