Проект резолюции совещания «Создание федеральной службы отрасли ДМДК как компонент модернизации экономики России»

Раздел: Союз ДМДК
15 июня 2010 г.

ПРОЕКТ
Ре­зо­лю­ция со­ве­ща­ния
«Соз­да­ние фе­де­раль­ной служ­бы от­рас­ли ДМДК как ком­по­нент
мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки Рос­си­и»

г. Ко­стро­ма, 24 июня 2010 г

Рассмотрев и обсудив представленные доклады и сообщения, участники совещания констатируют, что ситуация, сложившаяся в отрасли ДМДК России, не в полной мере соответствует решению сегодняшней главной задачи в экономике государства – осуществлению ее модернизации.
Современное состояние отраслевого законодательства уже не отвечает актуальным требованиям развития отрасли ДМДК и отечественной ювелирной промышленности, т.к. не создает необходимых предпосылок для опережающего роста внутренней переработки сырьевых ДМДК, полновесного импортозамещения и выхода на экспортные позиции по продукции высокой степени переработки, в том числе экспорта готовой ювелирной продукции.

Действующее законодательство не позволяет осуществлять полноценную и эффективную защиту отечественных производителей ювелирной продукции от экспансии зарубежных производителей, имеющих гораздо меньшие налоговые нагрузки. Не в полной мере обеспечивает оно защиту отечественных потребителей от недобросовестных производителей и продавцов ювелирного товара на внутреннем рынке.

В значительной степени сложившаяся ситуация обязана вступлению в силу закона 294-ФЗ, запрещающего осуществлять государственный контроль розничной ювелирной продажи силами государственных учреждений, к которым относятся Пробирная палата России и Гохран.
Однако и до вступления в силу закона 294-ФЗ методы регулирования отрасли ДМДК уже не в полной мере могли решать задачи первостепенной поддержки российского производителя продукции глубокой переработки в секторе ДМДК. Существующее отраслевое законодательство не позволяет полноценно использовать потенциал перерабатывающей части отрасли ДМДК.

Сегодня совершенствование регулирования отрасли особенно актуально, т.к. Россия входит в новую экономическую реальность – Единое экономическое пространство с Республикой Беларусь и Казахстаном (Таможенный союз). Отраслевое законодательство должно создавать условия для стимулирования деловой активности на внутренних рынках ДМДК. Недопустимо, чтобы нормативно-правовое м фискальное регулированиесо стороны государства создавали невыносимые экономические и иные условия для легальной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому приведение нормативно-правовой базы в соответствие с международными нормами, либерализация рыночных отношений в сфере ДМДК, являются приоритетным требованием современности как наилучший стимул развития деловой активности.

Государство не должно уходить с рынков ДМДК, преобразовав свою роль на рынках из роли надсмотрщика в роль стратегического помощника. Когда стоит задача глобальной модернизации отечественной экономики, а в том числе – и ювелирной отрасли, то без поддержки государства сами производители вряд ли окажутся в состоянии модернизировать свои предприятия. При этом помощь государства ювелирам должна оказываться не столько финансовая, сколько нормативно-законодательная. Как и производителям всего мира, российским ювелирным предприятиям для модернизационного рывка необходимо снижение фискальных нагрузок, ослабление административного гнета.

Лишь создав бизнесу условия, равные условиям конкурентов, государство может рассчитывать на приток капитала в реальный сектор экономики. В том числе – и в ювелирную отрасль. Россия заинтересована, чтобы иностранные инвестиции шли в первую очередь не в торговлю продукцией, произведенной не у нас, а в производство внутри России. Не исключение здесь и ювелирная сфера.
Не менее важно обеспечение защиты интересов национальных производителей – это нормальная для всего мира протекционистская практика. Контрабанда не только лишает государство законных налоговых поступлений, но и создает для российских производителей неравные конкурентные условия. Профильный и специализированный орган государства должен иметь возможность бороться с контрабандой, причем там, где она появляется в уже «очищенном» виде, т.е. в розничной торговле. Не всегда такие специфические задачи способны эффективно решать правоохранительные органы (МВД и ФСБ), т.к. для их решения потребовалось бы фактически продублировать все гражданские институты работы на рынке ДМДК. Лучшее решение здесь – создание единого уполномоченного специализированного государственного органа – федеральной службы по вопросам ДМДК и изделий из них.

Вместе с тем участники конференции отмечают, что государству бессмысленно и вредно для российской обрабатывающей промышленности иметь ввозные пошлины на драгоценные и прочие ювелирные камни. Во-первых потому, что ювелирные камни – это необходимое сырье для ювелирной промышленности, добыча которого внутри страны по номенклатуре никак не обеспечивает ее потребности. А во-вторых потому, что в силу технических причин практически нет возможности эффективного администрирования собираемости этих ввозных пошлин. В то же время, нелегально ввезенная продукция и в дальнейшем свой оборот продолжает осуществлять «в тени», формируя последующий незаконный оборот, лишающий государство возможных налоговых поступлений.

Учитывая вышеизложенное, участники совещания отмечают главные задачи, которые стоят сегодня перед государственными органами регулирования в целях оказания поддержки отечественных производителей в сфере ДМДК:

  • содействие созданию таких законодательных и нормативно-правовых условий хозяйствования в сфере ДМДК в России, при полном соблюдении которых  уровень рентабельности российских ювелирных и гранильных производств оказался бы не ниже, чем у аналогичных производств основных стран-конкурентов (Индия, Китай и др.);
  • борьба с контрабандным ввозом ювелирной продукции и ее реализацией после криминальной «очистки»;
  • содействие защиты отечественного производителя путем выявления и пресечения ведения «теневого» бизнеса импортеров на рынке ДМДК, включая работу по «серым» схемам (выявление и пресечение в сфере оборота ДМДК «теневых» и «серых» схем хозяйствования, фактически эквивалентных контрабанде);
  • борьба с оборотом контрафактной ювелирной продукции;
  • защита потребителей и участников рынков ДМДК от мошенничества с учетом специфики технического регулирования оборота этих товаров, участие в разработке и контроле за соблюдением технических регламентов, требуемых рынку ДМДК.

 В свою очередь, ювелирный и прочий бизнес на рынке ДМДК должен стать гораздо более открытым («транспарентным»), взять на себя такую социальную ответственность, которая соответствовала бы требованиям времени.

Создание федеральной службы отрасли ДМДК могло бы способствовать ускорению всех перечисленных процессов. Однако крайне важно, какие цели и задачи поставит государство перед вновь создаваемой структурой. Если это будут задачи модернизации отрасли и внедрение в нее инноваций, разбюрокрачивания отрасли ДМДК, смены ориентации ее деятельности в сторону оказания поддержки отечественным производителям (как это делается во всем мире) – то успех будет обеспечен.

В связи с перечисленным, участники совещания обращаются в Правительство  Российской Федерации со следующими предложениями:

  1. Поддержать идею создания в России специализированной федеральной службы отрасли ДМДК.
  2. Поставить перед федеральной службой отрасли ДМДК задачи модернизации отрасли за счет более глубокой переработки драгоценного сырья внутри страны, путем нормативно-законодательной и административной поддержки отечественного производителя.
  3. Инициировать разработку законопроектов (либо поддержать соответствующие  законопроекты, разработанные депутатами Госдумы РФ) по дальнейшей либерализации отраслевого законодательства, снятия неоправданного зарегулирования отрасли.
  4. Комиссии Правительства РФ по тарифному и нетарифному регулированию и Комиссии Таможенного союза рассмотреть возможность принятия нулевых ставок на ввоз всех драгоценных и полудрагоценных камней, а также возможность введения вывозных пошлин на сырьевые ресурсы.
  5. Рассмотреть возможность принятия нулевых ставок НДС на оборот драгоценных камней и золота.
Отмечая определенную результативность общественных дискуссий по данной проблематике, прошедших в последние годы, участники совещания считают необходимым продолжить в дальнейшем обсуждение поднятых вопросов.

При­ня­то участ­ни­ка­ми со­ве­ща­ни­я
«Соз­да­ние фе­де­раль­ной служ­бы от­рас­ли ДМДК как ком­по­нент мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки Рос­си­и»
(г. Ко­стро­ма, 24 июня 2010 го­да)

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->