Фридрих Вилле

Раздел: Ювелиры и компании
27 января 2011 г.

«Ес­ли вы по­сто­ян­но но­си­те укра­ше­ние, ко­то­рое под­ни­ма­ет вам на­стро­е­ние, то и по­ве­де­ние ва­ше из­ме­нит­ся. Вы по­сте­пен­но на­учи­тесь ви­деть в жиз­ни хо­ро­шее».

имя: Фри­дрих Вил­ле
долж­но­сть: Пре­зи­дент юве­лир­но­го до­ма Frey Wille
ком­па­ния: Frey Wille

Био­гра­фия:

Фри­дрих Вил­ле ро­дил­ся в Ав­стрии в 1940 го­ду. В 1960 го­ду, по­сле окон­ча­ния юри­ди­че­ской шко­лы, док­тор Вил­ле стал фи­нан­со­вым ауди­то­ром в юве­лир­ной ком­па­нии, ос­но­ван­ной ди­зай­не­ром Ми­ха­э­лой Фрей. С 1980 го­да Фри­дрих Вил­ле – арт-ди­рек­тор ком­па­нии, с 1983-го – ге­не­раль­ный ди­рек­тор. Вме­сте с су­пру­гой, ди­зай­не­ром Си­мо­ной Грюн­бер­гер, стал ав­то­ром уни­каль­ной кон­цеп­ции, сде­лав­шей укра­ше­ния мар­ки Frey Wille лег­ко узна­ва­е­мы­ми и очень по­пу­ляр­ны­ми.

Гла­ва од­но­го из са­мых успеш­ных юве­лир­ных брен­дов пла­не­ты рас­ска­зал Га­ли­не Сто­ля­ро­войо том, как укра­ше­ния за­пад­но­го ди­зай­не­ра мо­гут спо­соб­ство­вать эман­си­па­ции жен­щин Во­сто­ка, а так­же со­ста­вил пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет жен­щи­ны, вы­би­ра­ю­щей Frey Wille.

С Фри­дри­хом Вил­ле, пре­зи­ден­том и вла­дель­цем ав­стрий­ско­го юве­лир­но­го до­ма Frey Wille, увле­ка­тель­но иг­рать в ас­со­ци­а­ции. Имя ос­но­во­по­лож­ни­ка мо­дер­на Густа­ва Клим­та для не­го со­от­вет­ству­ет на­деж­де, а гео­мет­ри­че­ские фи­гу­ры Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча про­буж­да­ют ви­таль­ные им­пуль­сы.

Назва­ние ва­шей по­след­ней кол­лек­ции – «О­да ра­до­сти жиз­ни». Как ро­ди­лась эта кол­лек­ция?

– Мы по­черп­ну­ли вдох­но­ве­ние у фран­цу­зов. Мне очень близ­ка их фи­ло­со­фия «ис­кус­ства жить» – уме­ния ра­до­вать­ся са­мым про­стым и не­за­мыс­ло­ва­тым ве­щам, та­ким как улыб­ка ре­бен­ка, по­лет ба­боч­ки, чаш­ка хо­ро­ше­го ко­фе. В этой кол­лек­ции очень ва­жен мо­тив ро­ман­ти­че­ской люб­ви, да­ю­щей че­ло­ве­ку ощу­ще­ние по­ле­та и сча­стья, од­на­ко этот мо­тив не яв­ля­ет­ся до­ми­нан­той. Мы от­да­ем се­бе от­чет в том, что да­ле­ко не все лю­ди счаст­ли­вы в люб­ви. Раз­би­тых сер­дец го­раз­до боль­ше, чем ка­жет­ся на пер­вый взгляд. Эмо­ци­о­наль­ный по­сыл кол­лек­ции «О­да ра­до­сти жиз­ни» со­сто­ит в том, что аб­со­лют­но у каж­до­го че­ло­ве­ка в лю­бой мо­мент жиз­ни есть че­му по­ра­до­вать­ся. Нуж­но толь­ко уметь это уви­деть. Еще од­на те­ма этой кол­лек­ции – рай. В на­шем по­ни­ма­нии рай­ское бла­жен­ство озна­ча­ет без­мя­теж­но­сть, от­стра­нен­ность от по­все­днев­ной су­е­ты. Спо­соб­ность об­ре­сти без­мя­теж­ное со­сто­я­ние ума се­го­дня в боль­шом де­фи­ци­те. Это уже срод­ни ис­кус­ству.

– Вы по­ла­га­е­те, что ис­кус­ство спо­соб­но по­мочь за­но­во на­учить­ся ра­до­вать­ся жиз­ни?

– Ко­неч­но! Имен­но эта мысль при­шла мне в го­ло­ву на вы­став­ке кар­тин Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча в Рус­ском му­зее. Это бы­ло во­семь лет на­зад. За­тем я по­бы­вал на вы­став­ке Ма­ле­ви­ча в Ве­не. Я по­ни­мал, ко­неч­но, что его кре­стьян со сно­па­ми се­на мы не смо­жем ис­поль­зо­вать, но идея пе­ре­дать ка­ким-то об­ра­зом ви­таль­но­сть, жиз­нен­ную энер­гию, пе­ре­пол­ня­ю­щую его кар­ти­ны, оста­лась. Во­прос ре­шил­ся сам со­бой, ко­гда я уви­дел ра­бо­ты Ма­ле­ви­ча, со­здан­ные ху­дож­ни­ком до Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Эти об­ра­зы и эта сти­ли­сти­ка гео­мет­ри­че­ских фи­гур ста­ли впо­след­ствии ос­но­вой кол­лек­ции «О­да ра­до­сти жиз­ни».

– Ка­кой цвет ас­со­ци­и­ру­ет­ся у вас с ра­до­стью?

– Крас­ный – цвет ог­ня, теп­лый, са­мый по­зи­тив­ный цвет. Ос­нов­ные цве­та этой кол­лек­ции – крас­ный, ли­ло­вый и еще жел­тый. Лю­бовь для ме­ня, кста­ти, то­же крас­но­го цве­та. Лю­бовь от­но­сит­ся к раз­ря­ду тех не­мно­гих ве­щей, ко­то­рые не­воз­мож­но ку­пить. Ес­ли че­ло­век бо­гат как Крез, ему ка­жет­ся, что весь мир у не­го в кар­ма­не. Как бы не та­к! Лю­бовь – это и есть са­мая на­сто­я­щая рос­кошь. И она не про­да­ет­ся. Лю­бовь мо­жет воз­не­сти че­ло­ве­ка на не­бе­са, но мо­жет и до­ста­вить му­че­ния. На­де­юсь, что теп­лые цве­та но­вой кол­лек­ции смо­гут ото­греть тех, кто чув­ству­ет се­бя по­ки­ну­тым.

Од­на­ж­ды мы вы­пу­сти­ли кол­лек­цию укра­ше­ний по мо­ти­вам твор­че­ства Густа­ва Клим­та. Те­мой этой кол­лек­ции бы­ла на­деж­да. На од­но­имен­ной кар­ти­не Клим­та изоб­ра­же­на жен­щи­на, ожи­да­ю­щая ре­бен­ка. Эту эмо­цию ожи­да­ния сча­стья, при­бли­же­ния ис­пол­не­ния за­вет­но­го же­ла­ния мы ре­ши­ли пе­ре­дать в се­рии на­ших укра­ше­ний. Мы хо­те­ли, что­бы в них скво­зи­ла на­деж­да, что­бы от них ис­хо­дил осо­бый свет. Имен­но так лу­чат­ся гла­за счаст­ли­вой бе­ре­мен­ной жен­щи­ны. Та­кая эмо­ция са­ма по се­бе дра­го­цен­ный по­да­рок.

– Ес­ли Ма­ле­вич для вас во­пло­ще­ние ра­до­сти, а Климт – са­ма на­деж­да, что вы ска­же­те о та­ком ху­ли­га­не и воз­му­ти­те­ле по­ряд­ка, как Хун­дерт­вас­сер? Кол­лек­ция, со­здан­ная по мо­ти­вам его ор­на­мен­тов, ста­ла бест­сел­ле­ром.

– Фри­ден­срайх Хун­дерт­вас­сер, один из са­мых про­ти­во­ре­чи­вых ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров со­вре­мен­но­сти, стал для нас по­во­дом по­го­во­рить о смыс­ле жиз­ни, идее ко­неч­но­сти жиз­ни и пу­ти пре­одо­ле­ния стра­ха смер­ти. В ра­бо­тах Хун­дерт­вас­се­ра про­сле­жи­ва­ет­ся об­раз спи­ра­ли. Спи­раль – один из клю­че­вых сим­во­лов в его ис­кус­стве, его лю­би­мая те­ма. Хун­дерт­вас­се­ров­ские спи­ра­ли, ко­то­рые сам ху­дож­ник рас­смат­ри­вал как сим­вол жиз­ни и смер­ти, воз­ни­ка­ют из ни­от­ку­да и ухо­дят в ни­ку­да.

Спи­раль­ную тра­ек­то­рию опи­сы­ва­ет пла­не­та Зем­ля, и че­ло­ве­че­ской жиз­ни свой­ствен­но раз­ви­вать­ся по спи­ра­ли, вот толь­ко ко­нец ее нам не­из­ве­стен. Мно­гих лю­дей тя­го­тит это ощу­ще­ние ко­неч­но­сти бы­тия, со­пря­жен­ное с не­из­вест­но­стью – че­ло­ве­че­ская жизнь под­час об­ры­ва­ет­ся в са­мый, ка­за­лось бы, не­ожи­дан­ный мо­мент. Фи­ло­со­фия Хун­дерт­вас­се­ра, срав­ни­вав­ше­го свои спи­ра­ли с рас­те­ни­я­ми и те­че­ни­ем ре­ки, учит ис­кать свой путь и к во­про­су про­дол­жи­тель­но­сти это­го пу­ти от­но­сить­ся без па­ни­ки. Из­брав путь сле­до­ва­ния при­род­ным за­ко­нам – внут­рен­не­му го­ло­су, ес­ли хо­ти­те, – мож­но из­бе­жать мно­гих оши­бок, по­ла­гал ху­дож­ник, и в этом я раз­де­ляю его точ­ку зре­ния.

– Ва­ши ам­би­ции и стра­те­гия за­во­е­ва­ния сим­па­тий по­тен­ци­аль­ных по­ку­па­те­лей со­сто­ят в том, что­бы укра­ше­ния Frey Wille ра­до­ва­ли и со­гре­ва­ли?

– Они долж­ны не­сти в се­бе по­ло­жи­тель­ный за­ряд, и то­гда по­пу­ляр­ность не за­ста­вит се­бя ждать. Мар­ка Frey Wille – си­но­ним оп­ти­миз­ма. Лю­бая по­ло­жи­тель­ная эмо­ция мо­жет стать на­ча­лом но­во­го, счаст­ли­во­го эта­па в жиз­ни, ес­ли хо­ти­те, в ка­ком-то смыс­ле вы­здо­ров­ле­ния, осво­бож­де­ния от тяж­ко­го гру­за про­шлых не­удач. Из пси­хо­ло­гии мне из­вест­но, что ес­ли на­чать об­ра­щать­ся с по­след­ним до­хо­дя­гой как с ве­зун­чи­ком, то этот че­ло­век кар­ди­наль­ным об­ра­зом из­ме­нит­ся. Ес­ли вы по­сто­ян­но но­си­те укра­ше­ние, ко­то­рое под­ни­ма­ет вам на­стро­е­ние, то и по­ве­де­ние ва­ше из­ме­нит­ся. Вы по­сте­пен­но ав­то­ма­ти­че­ски на­учи­тесь ви­деть в жиз­ни хо­ро­шее.

Из 60 ма­га­зи­нов Frey Wille во всем ми­ре 17 на­хо­дят­ся в Рос­сии. Мо­же­те ли вы на­звать на­шу стра­ну рын­ком но­мер один?

– Да, это так. Мы так­же пла­ни­ру­ем уси­лить на­ше при­сут­ствие в Се­вер­ной Аме­ри­ке и стра­нах Ла­тин­ской Аме­ри­ки. Ин­те­рес­ным для нас яв­ля­ет­ся и Ближ­ний Во­сток. У нас уже есть бу­ти­ки в Бей­ру­те (Ли­ван) и Джид­де (Са­у­дов­ская Ара­вия), на под­хо­де от­кры­тие ма­га­зи­нов в До­хе и Абу-Да­би, и мы го­то­вы вый­ти на рын­ки Ира­на, Си­рии, Па­ки­ста­на, Иор­да­нии.

– Ва­ши укра­ше­ния поль­зу­ют­ся боль­шим успе­хом как в Рос­сии, так и на Ближ­нем Во­сто­ке, не­смот­ря на ко­рен­ные раз­ли­чия в мен­та­ли­те­те, тра­ди­ци­ях и об­ра­зе жиз­ни. Чем вы это для се­бя объ­яс­ня­е­те?

– Дей­стви­тель­но, на­ши по­ку­па­тель­ни­цы из Рос­сии и За­пад­ной Ев­ро­пы – не­за­ви­си­мые, со­ци­аль­но ак­тив­ные – ка­жут­ся ан­ти­по­да­ми крот­ких кли­ен­ток из стран Ближ­не­го Во­сто­ка. Для нас очень ва­жен пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет на­ших тра­ди­ци­он­ных по­ку­па­тель­ниц, и мы по­сто­ян­но про­во­дим ис­сле­до­ва­ния в этой об­ла­сти. И вот что мы об­на­ру­жи­ли: вне за­ви­си­мо­сти от стра­ны про­жи­ва­ния и на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти жен­щи­ны, ко­то­рые но­сят Frey Wille, име­ют мас­су об­щих черт, и это не толь­ко хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и ком­пе­тент­ность в во­про­сах жи­во­пи­си и ди­зай­на. В первую оче­редь все они – уве­рен­ные в се­бе и уме­ю­щие се­бя по­дать лич­но­сти с усто­яв­шим­ся вку­сом, ко­то­рый они охот­но де­мон­стри­ру­ют, вы­би­рая брос­кие, ори­ги­наль­ные укра­ше­ния. Эти жен­щи­ны стре­мят­ся при­влечь к се­бе вни­ма­ние, слов­но бы го­во­ря: «Вот мой лю­би­мый цвет» или «М­не нра­вят­ся крас­ные ром­бы».

Так в чем же раз­ли­чие?

Все де­ло в том, что ев­ро­пей­ские жен­щи­ны стре­мят­ся к ре­а­ли­за­ции в об­ще­стве на­пря­мую, в то вре­мя как на Ближ­нем Во­сто­ке жен­щи­ны ли­ше­ны та­кой воз­мож­но­сти и по­то­му вли­я­ют на об­ще­ство опо­сре­до­ван­но, че­рез сво­их му­жей. Толь­ко по­верх­ност­но­му взгля­ду ка­жет­ся, что в стра­нах Ближ­не­го Во­сто­ка всем за­прав­ля­ют муж­чи­ны. С фор­маль­ной точ­ки зре­ния дей­стви­тель­но ру­ко­во­дя­щие по­сты там от­да­ны пред­ста­ви­те­лям силь­но­го по­ла, но, уве­ряю вас, жен­ский го­лос все рав­но очень си­лен.

Жен­щи­ны Во­сто­ка мо­гут сто­ять пе­ред ва­ми, по­ту­пив взор, од­на­ко это го­во­рит лишь о том, что дей­ство­вать на­хра­пом они не ста­нут, до­би­ва­ясь сво­их це­лей дру­ги­ми ме­то­да­ми. Боль­шин­ство ди­пло­мов о выс­шем об­ра­зо­ва­нии во мно­гих стра­нах Ближ­не­го Во­сто­ка по­лу­ча­ют имен­но жен­щи­ны, и пусть в не­ко­то­рых го­су­дар­ствах им не раз­ре­ше­но да­же са­дить­ся за руль – они возь­мут свое в до­маш­нем кру­гу. О та­ком вли­я­нии на муж­чин, ко­то­рым мо­гут по­хва­стать­ся во­сточ­ные жен­щи­ны, ев­ро­пей­ки в боль­шин­стве сво­ем мо­гут толь­ко меч­тать.

– Раз­де­ля­ет ли ва­ши взгля­ды ва­ша су­пру­га, Си­мо­на Грюн­бер­гер, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой ди­зай­на укра­ше­ний?

– Моя су­пру­га – убеж­ден­ная фе­ми­нист­ка. Ко­гда она узна­ла о мо­ем на­ме­ре­нии най­ти дис­три­бью­то­ров в Са­у­дов­ской Ара­вии и Па­ки­ста­не, в на­шем до­ме раз­ра­зил­ся скан­дал. Как ты мо­жешь, пе­ня­ла она мне, да­же ду­мать о том, что­бы иметь ка­кие-ли­бо де­ла с го­су­дар­ства­ми, где жен­щи­ны со­вер­шен­но бес­прав­ны? Од­на­ко я от­сто­ял свою точ­ку зре­ния: на­ши укра­ше­ния мо­гут по­мочь жен­щи­нам по­вы­сить са­мо­оцен­ку и уве­рен­ность в се­бе. В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле – счи­таю, что, ес­ли мы бу­дем бой­ко­ти­ро­вать стра­ны, тра­ди­ции или ре­ли­гия ко­то­рых нам не нра­вят­ся, мы оста­вим лю­дей в изо­ля­ции и не по­лу­чим воз­мож­но­сти предо­ста­вить им бо­лее ши­ро­кий жиз­нен­ный вы­бор. Я не поз­во­ляю се­бе огуль­но кри­ти­ко­вать ка­кое-ли­бо об­ще­ство. У ме­ня нет на это мо­раль­но­го пра­ва.

– Что об­ще­го име­ют се­го­дняш­ние юве­лир­ные из­де­лия Frey Wille с ра­бо­та­ми ди­зай­не­ра Ми­ха­э­лы Фрай, ос­но­вав­шей ма­стер­скую 60 лет на­зад?

– Свя­зи прак­ти­че­ски ни­ка­кой. Мы и не стре­ми­лись к сти­ли­сти­че­ской пре­ем­ствен­но­сти. Свои ра­бо­ты Ми­ха­э­ла со­зда­ва­ла со­вер­шен­но в дру­гой эс­те­ти­ке. Это бы­ли ис­клю­чи­тель­но чер­но-бе­лые, пре­иму­ще­ствен­но фу­ту­ри­сти­че­ские укра­ше­ния, ко­то­рые, к сло­ву ска­зать, не­важ­но про­да­ва­лись, по­сколь­ку бы­ли до­воль­но не­слож­ны­ми как с точ­ки зре­ния тех­ни­ки ис­пол­не­ния, так и в от­но­ше­нии соб­ствен­но ор­на­мен­тов. На­ши тех­но­ло­гии по ра­бо­те с эма­лью сей­час од­ни из са­мых тру­до­ем­ких в ми­ре, а с ви­зу­аль­ной точ­ки зре­ния все, что вы ви­ди­те сей­час на при­лав­ках, при­ду­ма­ла моя же­на и ее кол­ле­ги. Един­ствен­ным мо­сти­ком меж­ду на­ми слу­жит, соб­ствен­но, тот факт, что мы ра­бо­та­ем с эма­лью.

[ euromag.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->