«Мы делаем дело» - интервью Гумерова Ф.Ф. «Бизнес журналу Кострома»

Раздел: Ювелиры и компании
27 июня 2011 г.

Пре­зи­дент ком­па­нии «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флун Гу­ме­ров опять в до­ро­ге. Мо­биль­ный те­ле­фон – не са­мый удоб­ный спо­соб брать ин­тер­вью. Но что де­лать, ес­ли на том кон­це про­во­да че­ло­век, для ко­то­ро­го мо­биль­ность – стиль жиз­ни? По дан­ным жур­на­ла Forbes, ком­па­ния «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» вхо­дит в трой­ку ли­де­ров юве­лир­ных ком­па­ний Рос­сии. Ком­па­ния об­ла­да­ет соб­ствен­ным про­из­вод­ством юве­лир­ной про­дук­ции, име­ет мощ­ную, раз­ветв­лен­ную тор­го­вую сеть прак­ти­че­ски во всех ре­ги­о­нах Рос­сии, а так­же в стра­нах СНГ.

По дан­ным Про­бир­ной Па­ла­ты Рос­сии, «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» — ли­дер по про­из­вод­ству из­де­лий из се­реб­ра (пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет бо­лее 15 тонн в год) и вхо­дит в первую пя­тер­ку по про­из­вод­ству из­де­лий из зо­ло­та.

Кол­лек­ции ком­па­нии при­сут­ству­ют в По­да­роч­ном Фон­де Пре­зи­ден­та РФ и ад­ми­ни­стра­ци­ях мно­гих ру­ко­во­ди­те­лей субъ­ек­тов фе­де­ра­ции. «Фан­та­сти­ка!» — имен­но так оце­нил ра­бо­ту ма­сте­ров-юве­ли­ров ОАО «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» в то вре­мя пре­зи­дент Вла­ди­мир Пу­тин, а в про­шлом го­ду на Со­чин­ском эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме «так дер­жать, спа­си­бо» ска­зал пре­мьер-ми­нистр Пу­тин.

Кол­лек­ции ком­па­нии, ко­то­рые се­го­дня вы­пус­ка­ют­ся под дву­мя брен­да­ми: «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» и KRASNOE, — из­вест­ны и за ру­бе­жом: од­на треть се­реб­ря­ной про­дук­ции за­во­да «Крас­но­сель­ский Юве­лир­пром» идет на экс­порт. И за всем этим сто­ит пред­при­ни­ма­тель­ское чу­тье пре­зи­ден­та ком­па­нии Флу­на Гу­ме­ро­ва.

— Флун Фа­ги­мо­вич, что Вы счи­та­е­те сво­им ос­нов­ным до­сти­же­ни­ем в биз­не­се?
— До­сти­же­ние — это слиш­ком гром­кие сло­ва. Не мне су­дить, че­го мы до­стиг­ли. Все по во­ле и с бла­го­сло­ве­ния Все­выш­не­го. Я про­сто ра­бо­таю по прин­ци­пу «де­лай, что нуж­но де­лать». Мы де­ла­ем де­ло, а это уже до­сти­же­ние.

— Мно­гие биз­не­сме­ны аб­стра­ги­ру­ют­ся от об­ще­ствен­ной жиз­ни, ста­ра­ют­ся «не вы­со­вы­вать­ся» лиш­ний раз, а вы на­обо­рот ве­де­те ак­тив­ную об­ще­ствен­ную ра­бо­ту: пред­се­да­тель ко­ми­те­та драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней ООО «Де­ло­вая Рос­сия», пред­се­да­тель Выс­ше­го со­ве­та НП «Со­юз ДМДК». Что Вас по­дви­га­ет на это?

— Ко­неч­но, есть по­ни­ма­ние ос­нов­ных «за­ко­нов» биз­не­са: «день­ги лю­бят ти­ши­ну», «мол­ча­ние — зо­ло­то». Тем бо­лее что имею де­ло с зо­ло­том. Но биз­нес — это не ма­ши­на для за­ра­ба­ты­ва­ния де­нег. Биз­нес — это со­ци­аль­ное яв­ле­ние. И ес­ли биз­нес, как про­цесс, ор­га­нич­но не впи­сы­ва­ет­ся в об­ще­ство, от­да­ча от не­го бу­дет не та­кой эф­фек­тив­ной. По­это­му мы с кол­ле­га­ми ак­тив­но ра­бо­та­ем над со­зда­ни­ем нор­маль­ных усло­вий для ве­де­ния биз­не­са. Но не для то­го, что­бы по­лу­чить ка­кие-то льго­ты, а что­бы со­здать рав­ные усло­вия ве­де­ния биз­не­са как внут­ри Рос­сии, так и со сво­и­ми кол­ле­га­ми из Ближ­не­го и Даль­не­го За­ру­бе­жья. Кон­ку­рен­ция долж­на ид­ти не по ли­нии, у ко­го ка­кой ад­ми­ни­стра­тив­ный ре­сурс, а по ли­нии, кто пред­при­им­чи­вее, тру­до­лю­би­вее, кре­а­тив­нее, даль­но­вид­нее.

Мы счи­та­ем, что ос­нов­ная за­да­ча вла­сти — опре­де­лить чет­кие, по­нят­ные пра­ви­ла иг­ры и сле­дить, что­бы эти пра­ви­ла со­дей­ство­ва­ли раз­ви­тию от­рас­ли, а не ско­вы­ва­ли ее де­я­тель­но­сть. Мое глу­бо­кое убеж­де­ние: власть, преж­де все­го, долж­на со­здать усло­вия для раз­ви­тия чест­ной, от­кры­той кон­ку­рен­ции, что­бы мы мог­ли на рав­ных кон­ку­ри­ро­вать с им­пор­том, с те­ми, кто ра­бо­та­ет на се­ром сы­рье. Кон­ку­рент­ная борь­ба са­ма за­ста­вит про­из­во­ди­те­лей ис­кать ин­но­ва­ции, мо­дер­ни­зи­ро­вать про­из­вод­ства. Ина­че «мо­дер­ни­за­ция», «ин­но­ва­ции» так и оста­нут­ся все­го лишь кра­си­вы­ми сло­ва­ми.

— А ка­кие за­да­чи для раз­ви­тия рав­ной кон­ку­рен­ции не­об­хо­ди­мо ре­шить?

— Во-пер­вых, при­ве­сти рос­сий­скую за­ко­но­да­тель­ную ба­зу в со­от­вет­ствие с за­ко­но­да­тель­ной ба­зой кон­ку­рен­тов. По­то­му что кон­ку­рен­ция идет не меж­ду пред­при­я­ти­я­ми, а меж­ду стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми.

Во-вто­рых, при­ве­сти в со­от­вет­ствие рос­сий­ские фис­каль­ную и на­ло­го­вую на­груз­ки тем усло­ви­ям, при ко­то­рых ра­бо­та­ют на­ши за­ру­беж­ные кол­ле­ги. Про­стой при­мер. На­ши кол­ле­ги в Ита­лии и Тур­ции по­ку­па­ют зо­ло­то без НДС, то есть у них на 18% боль­ше обо­рот­ных сред­ств. Со­от­вет­ствен­но, они из­на­чаль­но име­ют кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство пе­ред рос­сий­ски­ми про­из­во­ди­те­ля­ми. В том же Ка­зах­ста­не на­ло­го­вые усло­вия ве­де­ния биз­не­са прак­ти­че­ски офф­шор­ные — на­груз­ка в 1,5-2 ра­за мень­ше, чем в Рос­сии. Ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что не­ко­то­рые из рос­сий­ских юве­лир­ных ком­па­ний уже рас­смат­ри­ва­ют воз­мож­ность вы­во­да ча­сти сво­их про­из­водств за ру­беж. И од­ни­ми ло­зун­га­ми этот про­цесс не оста­но­вить.

В-тре­тьих, сни­зить ад­ми­ни­стра­тив­ную на­груз­ку на биз­нес. Мы счи­та­ем, что про­из­вод­ствен­ные функ­ции, та­кие как клей­ме­ние, не­об­хо­ди­мо пе­ре­дать про­из­во­ди­те­лям. А уси­лия Про­бир­ной Па­ла­ты на­пра­вить на тор­гов­лю, ку­да в ко­неч­ном ито­ге сте­ка­ет­ся вся кон­тра­банд­ная и кон­тра­факт­ная юве­лир­ная про­дук­ция.

Тем бо­лее что и пре­зи­дент, и пре­мьер-ми­нистр обес­по­ко­е­ны уси­ле­ни­ем уча­стия го­су­дар­ства в управ­ле­нии биз­не­сом. Я при­ве­ду сло­ва гу­бер­на­то­ра Перм­ской об­ла­сти Оле­га Чир­ку­но­ва, ко­то­рый го­во­рил: «Борь­ба с кор­руп­ци­ей — это огра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ных функ­ций. Чем боль­ше услуг бу­дет по­ку­пать­ся на сво­бод­ном кон­ку­рент­ном рын­ке, чем боль­ше этот вы­бор бу­дет за­ви­сеть от ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля, тем мень­ше бу­дет ос­нов для кор­руп­ции. К со­жа­ле­нию, по­ка мы идем в пря­мо про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, к рас­ши­ре­нию функ­ций го­су­дар­ства». Но мы этот путь уже про­хо­ди­ли и зна­ем, что он при­во­дит в ту­пик. Лишь чест­ная от­кры­тая кон­ку­рен­ция поз­во­лит пред­ло­жить по­ку­па­те­лю — ос­нов­но­му ин­ве­сто­ру лю­бой от­рас­ли, в том чис­ле и юве­лир­ной, — про­дук­цию, ко­то­рая по ка­че­ству и по це­не бу­дет при­вле­ка­тель­нее им­порт­ной. Ес­ли у нас бу­дут по­ку­пать из­де­лия, мы бу­дем мо­дер­ни­зи­ро­вать эко­но­ми­ку и раз­ви­вать ее. Ес­ли по­ку­па­тель от­даст пред­по­чте­ние им­пор­ту, — стра­на бу­дет те­рять об­ра­ба­ты­ва­ю­щую про­мыш­лен­но­сть, сда­вать свои по­зи­ции. Это край­не важ­но.

Я счи­таю, что мы ошиб­лись, ко­гда сде­ла­ли упор на эко­но­ми­ку по­треб­ле­ния, вкла­ды­вая в эко­но­ми­ку сред­ства, за­ра­бо­тан­ные на экс­пор­те неф­те­про­дук­тов, и счи­та­ли, что эти день­ги со­зда­дут спрос на оте­че­ствен­ные то­ва­ры и услу­ги и бу­дут раз­ви­вать оте­че­ствен­ную про­мыш­лен­но­сть. А день­ги шли на им­порт­ную про­дук­цию. По­это­му не­об­хо­ди­мо де­лать упор не на эко­но­ми­ку спро­са, а на эко­но­ми­ку пред­ло­же­ния. Мы долж­ны со­здать та­кие усло­вия сво­им про­из­во­ди­те­лям, что­бы они мог­ли пред­ло­жить ка­че­ствен­ную про­дук­цию и ка­че­ствен­ные услу­ги де­шев­ле, чем им­порт­ные.

— Как это сде­лать?

— Пол­но­стью по­ме­нять фи­ло­со­фию. По­нять и осо­знать, что при гло­баль­ной эко­но­ми­ке нет про­стых ре­ше­ний. Сна­ча­ла не­об­хо­ди­мо вы­ве­сти на ры­нок кон­ку­рен­то­спо­соб­ные оте­че­ствен­ные то­ва­ры и услу­ги, а уже по­том вве­сти в эко­но­ми­ку до­пол­ни­тель­ные день­ги, что­бы на эти то­ва­ры и услу­ги был спрос. Все долж­но быть сба­лан­си­ро­ва­но. Мы по­сто­ян­но ку­да-то то­ро­пим­ся, и ре­ше­ния по­лу­ча­ют­ся по­верх­ност­но-пра­виль­ные. Но при глу­бо­ком изу­че­нии они ока­зы­ва­ют­ся оши­боч­ны­ми. Как, на­при­мер, по­вы­ше­ние со­ци­аль­ных на­ло­гов на за­ра­бот­ную пла­ту в этом го­ду.

— Юве­лир­ная от­расль по­стра­да­ла от кри­зи­са?

— Ко­неч­но, по­стра­да­ла. Юве­лир­ные из­де­лия не яв­ля­ют­ся пред­ме­та­ми пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти.
— И что поз­во­ли­ло удер­жать биз­нес на пла­ву?

— Толь­ко то, что мно­гие пред­при­я­тия уже сто­я­ли твер­до на но­гах, име­ли свою ис­то­рию, сво­их по­ку­па­те­лей и, глав­ное, обо­рот­ные сред­ства.

— Ка­кие уро­ки вы­нес­ли для се­бя из кри­зи­са?

— Пер­вый — что этот кри­зис не пер­вый и не по­след­ний. Ос­но­ва­те­ли марк­сиз­ма бы­ли пра­вы: ры­ноч­ная эко­но­ми­ка — это эко­но­ми­ка с пе­ри­о­да­ми кри­зи­са. По­это­му преж­де все­го из­ме­ни­ли под­ход к биз­не­су — на­учи­лись бо­лее на­уч­но под­хо­дить к ра­бо­те с за­ем­ны­ми и соб­ствен­ны­ми сред­ства­ми.

Вто­рой урок, что при ро­сте кон­ку­рен­ции и в кри­зис­ной си­ту­а­ции ос­нов­ную роль иг­ра­ют не на­ли­чие ос­нов­ных и обо­рот­ных сред­ств, а фак­тор управ­ле­ния, при­ня­тие пра­виль­ных стра­те­ги­че­ских ре­ше­ний. Воз­рос­ла сто­и­мость оши­бок. Ес­ли рань­ше при ро­сте рын­ка мож­но бы­ло вы­пус­кать лю­бой ас­сор­ти­мент, ра­но или позд­но по­ку­па­тель на не­го на­шел­ся бы. То се­го­дня мы бо­лее де­таль­но изу­ча­ем ры­нок, по­то­му что по­ку­па­те­ли ста­ли при­дир­чи­вее.

Се­год­ня при ро­сте кон­ку­рен­ции биз­нес на­по­ми­на­ет за­тор на до­ро­ге. Важ­но, не на ка­кой ма­ши­не ты едешь, а ка­кой марш­рут вы­брал и от уме­ния управ­лять, об­хо­дить пре­пят­ствия.

— Ко­гда от­расль мо­жет вер­нуть­ся на до­кри­зис­ные ру­бе­жи?

— Она прак­ти­че­ски вер­ну­лась. Что та­кое кри­зис? Это не­хват­ка де­нег. Но день­ги ни­ку­да не де­лись, они оста­лись в эко­но­ми­ке. Про­сто их обо­рот за­мед­лил­ся: бан­ки бо­ят­ся да­вать кре­ди­ты, по­ку­па­тель — по­ку­пать то­вар, склад за­то­ва­ри­ва­ет­ся. Кри­зис в го­ло­ве. Се­год­ня при­шло по­ни­ма­ние, что по­ку­пать опять мож­но. В де­неж­ном вы­ра­же­нии мы вер­ну­лись к до­кри­зис­но­му уров­ню. В фи­зи­че­ском объ­е­ме — нет. Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что, на­чи­ная с ав­гу­ста про­шло­го го­да, се­реб­ро по­до­ро­жа­ло на 250%.

— Ка­ких ос­нов­ных прин­ци­пов ве­де­ния биз­не­са вы при­дер­жи­ва­е­тесь?

— Ни­че­го но­во­го я не ска­жу. Мы име­ем де­ло с бла­го­род­ны­ми ме­тал­ла­ми, укра­ша­ем жизнь лю­дей. Но нель­зя укра­шать жизнь лю­дей, вво­зя фаль­ши­вую про­дук­цию. Бла­го­род­ные ме­тал­лы пред­по­ла­га­ют бла­го­род­ное от­но­ше­ние к биз­не­су — к сво­им по­ку­па­те­лям, к сво­е­му кол­лек­ти­ву. От­но­ше­ния с вла­стью долж­ны быть про­зрач­ны­ми и от­кры­ты­ми. Мы ча­сто го­во­рим вла­сти не­при­ят­ные ве­щи, но мы на­де­ем­ся, что власть по­ни­ма­ет, что опи­рать­ся мож­но толь­ко на то, что со­про­тив­ля­ет­ся. Мы го­во­рим не для то­го, что­бы по­кри­ти­ко­вать, а для де­ла.

— Вы, как юве­лир, чув­ству­е­те се­бя ос­но­вой ко­стром­ской эко­но­ми­ки?

— По­тен­ци­ал у юве­лир­ной от­рас­ли ре­ги­о­на огром­ный, и об этом не раз го­во­рил гу­бер­на­тор Игорь Ни­ко­ла­е­вич Слю­ня­ев. Ко­неч­но, он еще не до кон­ца ис­поль­зо­ван. Де­ло не толь­ко в на­ло­го­вых от­чис­ле­ни­ях, но и в том, что юве­лир­ная от­расль ре­ги­о­на по ко­ли­че­ству за­ня­тых за­ни­ма­ет пер­вое ме­сто в об­ла­сти. Толь­ко в Крас­ном-на-Вол­ге бо­лее ты­ся­чи ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Да­же 10-30 ра­бо­та­ю­щих у од­но­го ИП — это огром­ный вклад от­рас­ли в за­ня­тость на­се­ле­ния. А каж­дый за­ня­тый — это ми­ни­мум еще 2-3 чле­на се­мьи. Ко­неч­но, я пре­крас­но по­ни­маю, что об­ласть ждет от от­рас­ли се­рьез­ную по­мощь в ча­сти по­пол­не­ния бюд­же­тов раз­ных уров­ней. На­вер­ное, здесь то­же есть ре­зер­вы, и их на­до ис­кать. Но на­хо­дясь в диа­ло­ге с биз­не­сом, а не по­ла­га­ясь ис­клю­чи­тель­но на ад­ми­ни­стра­тив­ное дав­ле­ние. К со­жа­ле­нию, ска­зать, что власть в му­ни­ци­па­ли­те­тах на­хо­дит­ся в кон­струк­тив­ном диа­ло­ге с биз­не­сом, я не мо­гу.

— Вы по­мог­ли вос­ста­но­вить ча­сов­ню в се­ле Си­до­ров­ское. Как Вы ду­ма­е­те, по­че­му ко­стром­ские биз­не­сме­ны не ча­сто за­ни­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью?

— Эта ин­фор­ма­ция про­со­чи­лась в СМИ толь­ко по­то­му, что там при­сут­ство­вал Игорь Ни­ко­ла­е­вич. Бла­го­тво­ри­тель­ность идет от ду­ши, по­это­му мно­гие про­сто не афи­ши­ру­ют сво­их дел. С дру­гой сто­ро­ны, еже­днев­но на пред­при­я­тие при­хо­дит мас­са пи­сем с прось­бой о по­мо­щи. По­мочь всем мы про­сто не в со­сто­я­нии. И к то­му же не сто­ит за­бы­вать, что часть этих пи­сем — обык­но­вен­ное жуль­ни­че­ство.

— Ка­кие ка­че­ства в че­ло­ве­ке Вы це­ни­те и ка­кие не при­ем­ле­те?

— Це­ню чест­ность и по­ря­доч­но­сть. Не смо­гу про­стить пре­да­тель­ство.

— О чем Вы меч­та­е­те?

— Хо­чу, что­бы Рос­сия ста­ла луч­шей стра­ной для жиз­ни лю­дей, на­ших де­тей и вну­ков. Что­бы каж­дая рос­сий­ская се­мья име­ла воз­мож­ность сер­ви­ро­вать свой стол сто­ло­вы­ми при­бо­ра­ми, сде­лан­ны­ми из бла­го­род­ных ме­тал­лов. Что­бы каж­дый жи­тель Рос­сии мог по­ку­пать се­бе и сво­им близ­ким укра­ше­ния. Мир ва­ше­му до­му!

Ев­ге­ния Ха­ри­то­но­ва
Биз­нес жур­нал Ко­стро­ма

[ Биз­нес-жур­нал Ко­стро­ма ]

  • 29 июня 2011 г.:

    Интересно - все вокруг делают дело...а когда же начнут делать продукцию?

  • Полезное

    Полезное

     
    -->