Лев Леваев: выросший на алмазах

Раздел: Ювелиры и компании
12 октября 2011 г.

Ка­за­лось бы, ка­кая мо­жет быть связь меж­ду Таш­кен­том и во­об­ще Сред­ней Ази­ей и ал­ма­за­ми, юве­лир­ным ис­кус­ством?

Вро­де бы Сред­няя Азия ни­ко­гда не от­но­си­лась к чис­лу ос­нов­ных по­став­щи­ков ал­ма­зов на ми­ро­вой ры­нок. Од­на­ко Лев Ле­ва­ев, один из круп­ней­ших в ми­ре тор­гов­цев ал­ма­за­ми, эту связь об­на­ру­жить су­мел. Во мно­гом бла­го­да­ря это­му он и стал мил­ли­ар­де­ром, од­ним из бо­га­тей­ших лю­дей Из­ра­и­ля.

Вер­ность тра­ди­ци­ям

Как и мно­гие жи­те­ли Го­су­дар­ства Из­ра­иль, Лев Ав­не­ро­вич Ле­ва­ев ро­дил­ся на тер­ри­то­рии Со­вет­ско­го Со­ю­за. Слу­чи­лось это 30 июля 1956 го­да в Таш­кен­те, в се­мье сто­ле­ти­я­ми жив­ших в Са­мар­кан­де бу­хар­ских ев­ре­ев.

Се­мья Ле­ва­е­ва бы­ло весь­ма ре­ли­ги­оз­ной, со­блю­да­ла ев­рей­ские тра­ди­ции, при­дер­жи­ва­лась пра­вил жиз­ни и по­ве­де­ния, вслед­ствие че­го не­ред­ко и стра­да­ла. Так, дед Ле­ва­е­ва, от­кры­то за­яв­ляв­ший о сво­ей ре­ли­ги­оз­но­сти и под­твер­ждав­ший свои за­яв­ле­ния прак­ти­че­ски­ми дей­стви­я­ми, был ре­прес­си­ро­ван и со­слан в Си­би­рь.

Отец Ль­ва, Ав­нер Ле­ва­ев, был мест­ным ре­ли­ги­оз­ным де­я­те­лем и про­све­ти­те­лем, об­ла­дав­шим боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди бу­хар­ских ев­ре­ев и вся­че­ски по­мо­гав­ший сво­им со­пле­мен­ни­кам. Сам Лев бук­валь­но с пе­ле­нок вос­пи­ты­вал­ся в ев­рей­ской ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции и, ра­зу­ме­ет­ся, был «яв­ным ев­ре­ем», ко­то­рый не­ред­ко под­вер­гал­ся на­пад­кам в шко­ле.

Во­об­ще дет­ство Ль­ва Ле­ва­е­ва бы­ло на­сы­щен­ным в пла­не от­ста­и­ва­ния сво­ей на­ци­о­наль­ной иден­тич­но­сти: он учил­ся в од­ной из цен­траль­ных школ Таш­кен­та, шко­ле № 91, где уче­ни­ки-евреи со­став­ля­ли при­мер­но пя­тую часть. В на­ча­ле се­ми­де­ся­тых ту­чи над се­мьей Ле­ва­е­вых ста­ли сгу­щать­ся: со­вет­ские пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны на­ча­ли рас­сле­до­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти Ав­не­ра Ле­ва­е­ва, ко­то­рый был за­ве­ду­ю­щим ма­га­зи­ном и па­рал­лель­но вел тор­го­вые опе­ра­ции с ан­ти­ква­ри­а­том и юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми.

Де­ло­вую де­я­тель­ность до­воль­но ра­но на­чал и сам Лев: на­при­мер, он с вы­го­дой для се­бя пе­ре­про­да­вал одеж­ду и то­му по­доб­ное. Осо­зна­вая, что вско­ре им мо­жет гро­зить тю­рем­ное за­клю­че­ние, Ле­ва­е­вы в 1971 го­ду (по дру­гим дан­ным в 1972) по­ки­ну­ли СССР, вы­ехав в Из­ра­иль по про­грам­ме ре­па­три­а­ции. Все свое иму­ще­ство в Таш­кен­те они про­да­ли, при­об­ре­тя на все день­ги брил­ли­ан­ты на при­лич­ную сум­му (по не­ко­то­рым све­де­ния, сто­и­мость со­став­лял око­ло 200 ты­сяч дол­ла­ров).

Уме­ние при­спо­со­бить­ся к со­вре­мен­но­сти

Но по при­ез­ду в Из­ра­иль вы­яс­ни­лось сра­зу не­сколь­ко не­при­ят­ных ве­щей. Пре­жде все­го, ока­за­лось, что куп­лен­ные брил­ли­ан­ты, со­став­ляв­шие все иму­ще­ство се­мьи, ока­за­лись фаль­ши­вы­ми, так что Ле­ва­е­вы оста­лись в пря­мом смыс­ле сло­ва без средств к су­ще­ство­ва­нию.

Кро­ме то­го, на ис­то­ри­че­ской ро­ди­не их ни­кто с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми не ждал, ни­кто мо­раль­ной или ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки не пред­ла­гал. Так что, ес­ли бы не со­ци­аль­ная про­грам­ма из­ра­иль­ско­го го­су­дар­ства по ока­за­нию фи­нан­со­вой по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным се­мьям ре­па­три­ан­тов, не­из­вест­но, чем бы все за­кон­чи­лось. Су­мев пе­ре­ждать са­мые не­бла­го­при­ят­ные вре­ме­на, Лев Ле­ва­ев устро­ил­ся уче­ни­ком ма­сте­ра по огран­ке ал­ма­зов, за­тем от­слу­жил два го­да в из­ра­иль­ской ар­мии, ос­но­вал соб­ствен­ную ма­стер­скую по огран­ке.

Сле­ду­ю­щим ка­рьер­ным эта­пом ста­ло от­кры­тие гра­ниль­но­го за­во­да, но в про­ме­жут­ке меж­ду эти­ми дву­мя со­бы­ти­я­ми про­изо­шло очень важ­ное со­бы­тие - в 1976 го­ду Лев Ле­ва­ев же­нил­ся на до­че­ри бо­га­то­го пред­при­ни­ма­те­ля, так­же ве­ду­ще­го де­ла в юве­лир­ном биз­не­се. Этот брак (ко­то­рый ока­зал­ся весь­ма креп­ким и счаст­ли­вым и при­нес су­пру­гам де­вять де­тей), не­со­мнен­но, спо­соб­ство­вал раз­ви­тию де­ло­вой де­я­тель­но­сти Ле­ва­е­ва.

В вось­ми­де­ся­тые Ле­ва­ев рас­ши­рил де­ло уже до две­на­дца­ти пред­при­я­тий, на ко­то­рых ак­тив­но ис­поль­зо­вал са­мые со­вре­мен­ные тех­но­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти для об­ра­бот­ки ал­ма­зов. В 1986 го­ду Ле­ва­ев был на­зван луч­шим пред­при­ни­ма­те­лем ал­маз­ной от­рас­ли Из­ра­и­ля, а год спу­стя на­чал со­труд­ни­че­ство с глав­ной ал­маз­ной ком­па­ни­ей ми­ра, юэно­аф­ри­кан­ской кор­по­ра­ци­ей De Beers.

То­гда же он ос­но­вал соб­ствен­ную ком­па­нию Africa Israel, ко­то­рая за­ни­ма­лась в Аф­ри­ке раз­лич­ны­ми тор­го­вы­ми опе­ра­ци­я­ми, в первую оче­редь с ал­ма­за­ми и ору­жи­ем. Так, на про­тя­же­нии не­сколь­ких лет он об­ла­дал экс­клю­зив­ным пра­вом экс­пор­та ал­ма­зов из ан­голь­ских ме­сто­рож­де­ний.

В Рос­сии Ле­ва­ев в на­ча­ле де­вя­но­стых он ку­пил Мос­ков­ский юве­лир­ный за­вод, а в 1996 го­ду в Пер­ми бы­ла за­ре­ги­стри­ро­ва­на гра­ноч­ная фир­ма «Ка­ма-Кри­сталл», на­по­ло­ви­ну при­над­ле­жав­шая из­ра­иль­ско­му биз­не­сме­ну.

С 1998 по 2005 го­ды он при­об­рел зна­чи­тель­ный па­кет на­ми­бий­ской ком­па­нии Namko, ве­ду­щей до­бы­чу ал­ма­зов на шель­фо­вых ме­сто­рож­де­ни­ях На­ми­бии и ЮАР, со­здал но­вые пред­при­я­тия в Ин­дии, Ки­тае, Ан­го­ле, На­ми­бии, Рос­сии, за­клю­чил со­гла­ше­ния о со­труд­ни­че­стве с брен­да­ми ми­ро­во­го уров­ня Bulgary и Stern.

С се­ре­ди­ны двух­ты­сяч­ных го­дов Ле­ва­ев стал ак­тив­но вкла­ды­вать сред­ства в раз­лич­ные де­ве­ло­пер­ские про­ек­ты, в осо­бен­но­сти в Рос­сии и в США. Но, ви­ди­мо, став­ка на не­дви­жи­мость ока­за­лась для Ле­ва­е­ва не­удач­ной: в мар­те 2007 го­да он был об­ла­да­те­лем 4,1 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, в мар­те 2008 - 4,5 мил­ли­ар­дов - а вот в 2010 го­ду жур­нал Forbes оце­нил со­сто­я­ние Ль­ва Ав­не­ро­ви­ча толь­ко на 1,5 мил­ли­ар­да дол­ла­ров.

[ news.rusrek.com ]

Полезное

Полезное

 
-->