Платиновый бум: Ведущие ювелиры выбрали новую королеву металлов. ФОТО

Раздел: Рынки
13 июня 2012 г.

Зо­ло­то, вне вся­ко­го со­мне­ния, мно­го ве­ков по­ка­зы­ва­ет свою фи­нан­со­вую со­сто­я­тель­но­сть, од­на­ко по­сле 20-ти про­цент­но­го па­де­ния цен на этот ме­талл в кон­це 2011 го­да мно­гие ин­ве­сто­ры усо­мни­лись в аб­со­лют­ной на­дeж­но­сти этой «ти­хой га­ва­ни». В то же вре­мя по­зи­ции пла­ти­ны в по­след­ние го­ды об­ре­та­ют всe боль­шую пер­спек­тив­ность в ка­че­стве «о­по­ры», спо­соб­ной про­ти­во­сто­ять кри­зи­су. Спрос на неe лишь уве­ли­чи­ва­ет­ся, осо­бен­но в Ки­тае и Ин­дии, од­них из са­мых глав­ных по­тре­би­те­лей то­ва­ров сфе­ры рос­ко­ши се­год­ня.

В ка­че­стве дра­го­цен­но­го ме­тал­ла пла­ти­на ста­ла вы­сту­пать не так дав­но, по срав­не­нию с зо­ло­том. Еe юве­лир­ные до­сто­ин­ства бы­ли взя­ты во вни­ма­ние лишь два ве­ка на­зад. До это­го она вос­при­ни­ма­лась, как «ля­гу­ша­чье зо­ло­то», «г­ни­лое зо­ло­то», «бе­лое зо­ло­то», о чeм сви­де­тель­ству­ет ли­те­ра­ту­ра XVIII ве­ка. Своe на­зва­ние ме­талл по­лу­чил от ис­пан­ских кон­ки­ста­до­ров. Они об­на­ру­жи­ли его во вре­мя за­во­е­ва­ния Ла­тин­ской Аме­ри­ки на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ной Ко­лум­бии. На руд­ни­ках по­па­да­лось зо­ло­то с се­ры­ми кру­пи­ца­ми не­из­вест­но­го ме­тал­ла, от­де­лить ко­то­рые не уда­ва­лось по при­чи­не его вы­со­кой ту­го­плав­ко­сти, и та­кое зо­ло­то счи­та­лось гни­лым. А но­во­му ме­тал­лу, так без­на­дeж­но «пор­тив­ше­му» зо­ло­то да­ли на­зва­ние «plata» - «пла­ти­на», то есть «п­ло­хое се­ребро», «се­реб­риш­ко». Его вы­бра­сы­ва­ли в от­вал вме­сте с пу­стой по­ро­дой. В Рос­сии же этот цен­ней­ший в ми­ре ма­те­ри­ал охот­ни­ки ис­поль­зо­ва­ли вме­сто дро­би.

По­сле то­го как пла­ти­на бы­ла при­зна­на но­вым и от­дель­ным эле­мен­том в се­ре­ди­не XVIII ве­ка, а в 1803 го­ду ан­глий­ским учe­ным хи­ми­ком Вол­ла­сто­ном бы­ла по­лу­че­на в чи­стом ви­де у неe на­ча­лась «дру­гая жиз­нь» - ко­ро­ле­вы ме­тал­лов. Имен­но пла­ти­на в си­лу еe по­ис­ти­не уди­ви­тель­ных свой­ств, а имен­но, устой­чи­во­сти к окис­ле­нию и внеш­ним воз­дей­стви­ям, ста­ла фи­зи­че­ским во­пло­ще­ни­ем ки­ло­грам­ма. Ци­линдр диа­мет­ром и вы­со­той в 39.17 мм, со­здан­ный в спла­ве, со­сто­я­щем на 90 % из пла­ти­ны и на 10 % из ири­дия (ме­тал­ла пла­ти­но­вой груп­пы) и се­го­дня яв­ля­ет­ся почeт­ным экс­по­на­том в Меж­ду­на­род­ном Бю­ро Ве­сов и Мер в Па­ри­же.
Сре­ди глав­ных по­пу­ля­ри­за­то­ров пла­ти­ны сре­ди юве­лир­ных до­мов мож­но без вся­ко­го пре­уве­ли­че­ния на­звать Cartier. Имен­но эта мар­ка со­зда­ла клас­си­че­ское со­че­та­ние - лeг­кую ажур­ную пла­ти­но­вую опра­ву, под­чeр­ки­ва­ю­щую во всей пол­но­те блеск брил­ли­ан­тов. Это был ле­ген­дар­ный стиль под на­зва­ни­ем «гир­лян­да», со­здан­ный са­мым зна­ме­ни­тым пред­ста­ви­те­лем се­мьи Кар­тье - Луи. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ли­ней­ным рас­по­ло­же­ни­ем фло­ри­сти­че­ских ком­по­зи­ций, вы­пол­нен­ных из брил­ли­ан­тов и по­ме­щен­ных в изящ­ные опра­вы, в ос­нов­ном, из пла­ти­ны. Источ­ни­ком вдох­но­ве­ния слу­жи­ли узо­ры, бан­ты, де­ко­ра­тив­ное ко­ва­ное же­ле­зо и ис­лам­ский ор­на­мент две­рей. Слож­ный де­кор нуж­дал­ся в лeг­ком ме­тал­ле, а не мас­сив­ном зо­ло­те, и вы­бор Луи ло­гич­но пал на пла­ти­ну. Укра­ше­ния в тех­ни­ке «гир­лян­да» ка­жут­ся не­ве­со­мы­ми, хруп­ки­ми и не­ве­ро­ят­но пла­стич­ны­ми.

Пла­ти­но­вые юве­лир­ные ше­дев­ры Луи Кар­тье бы­ли в боль­шом фа­во­ре у ко­ро­лев­ских се­мей, что со­слу­жи­ло боль­шую служ­бу в мо­мен­таль­ной «рас­крут­ке» это­го ме­тал­ла. Во вре­мя ко­ро­на­ции Джор­джа VI го­ло­ву его су­пру­ги Эли­за­бет вен­ча­ла пла­ти­но­вая диа­де­ма Cartier со зна­ме­ни­тым ал­ма­зом Ко­хи­нор. Скан­даль­ная па­ра гер­цо­гов Вин­дзор­ских - быв­ший ко­роль Эду­ард VIII, от­ка­зав­ший­ся от тро­на ра­ди же­нить­бы на раз­ведeн­ной аме­ри­кан­ке Уол­лис Симп­сон, - бы­ла по­ме­ша­на на укра­ше­ни­ях из пла­ти­ны от Cartier, со­брав це­лую кол­лек­цию юве­лир­ных из­де­лий.
Ес­ли в Ев­ро­пе ца­ри­ли «пла­ти­но­вые» на­стро­е­ния Cartier, у Аме­ри­ки бы­ли свои ге­рои. Ком­па­ния Tiffany & Co по­ис­ти­не уни­каль­на сво­им чуть­eм на но­вые ма­те­ри­а­лы и кам­ни, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют­ся в це­не в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии. Пла­ти­на ста­ла од­ним из та­ких «но­вых» ме­тал­лов, стре­ми­тель­но во­рвав­ших­ся в гол­ли­вуд­ский вы­со­кий свет. Ха­рак­тер­но, что в 1927 го­ду Пра­ви­тель­ство США при­зна­ло чи­сто­ту пла­ти­ны 900, уста­нов­лен­ную имен­но мар­кой Tiffany & Co, го­су­дар­ствен­ным стан­дар­том для пла­ти­ны, ис­поль­зу­е­мой в ка­че­стве дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Про­слав­лен­ная в ле­ген­дар­ном филь­ме «Зав­трак у Тиф­фа­ни», ком­па­ния и се­го­дня лю­би­ма ки­не­ма­то­гра­фи­ста­ми. Так, спе­ци­аль­но для филь­ма ав­стра­лий­ско­го ре­жис­се­ра Ба­за Лур­ма­на «Ве­ли­кий Гэтсби», сня­том по ро­ма­ну аме­ри­кан­ско­го пи­са­те­ля Фр­эн­си­са Скот­та Фиц­д­же­раль­да, этот юве­лир­ный дом со­здал дра­го­цен­ные укра­ше­ния из брил­ли­ан­тов и жем­чу­га в пла­ти­не. Пре­мье­ра это­го ки­но­филь­ма, где сни­ма­ют­ся Лео­нар­до Ди Ка­прио, Кэ­ри Мал­лиг­эн, То­би Ма­гу­ай­ер со­сто­ит­ся в де­каб­ре 2012 го­да.

Сто­ит от­ме­тить, что этот год, дей­стви­тель­но, мож­но на­звать пла­ти­но­вым бу­мом сре­ди зна­ме­ни­то­стей. На про­шед­шем в на­ча­ле го­да «Оска­ре» це­лая пле­я­да звeзд вы­бра­ла укра­ше­ния из пла­ти­ны для сво­е­го вы­хо­да на крас­ной ков­ро­вой до­рож­ке. На­та­ли Порт­ман и Шей­лен Вуд­ли бли­ста­ли в укра­ше­ни­ях Harry Winston, Джен­ни­фер Ло­пез и Кейт Бе­кин­сэйл от­да­ли пред­по­чте­ние укра­ше­ни­ям Lorraine Schwartz, Ка­ме­рон Ди­аз да­ри­ла со­брав­шим­ся хо­ро­шее на­стро­е­ние и свою улыб­ку, свер­кая в пла­ти­но­вых дра­го­цен­но­стях Tiffany & Co, а яр­кие укра­ше­ния Bulgari пе­ре­ли­ва­лись в све­те со­фи­тов на шее и изящ­ных паль­цах ак­три­сы Ти­ны Фэй.

Каж­дый брил­ли­ант, в том чис­ле и гол­ли­вуд­ские кра­са­ви­цы, нуж­да­ет­ся в опра­ве, и пла­ти­на - иде­аль­ный ма­те­ри­ал для еe из­го­тов­ле­ния. В этом ни­чуть не со­мне­ва­ет­ся круп­ней­ший иг­рок на рын­ке ал­ма­зов - ком­па­ния De Beers. Она со­зда­ла уни­каль­ное коль­цо в пла­ти­не с огром­ным брил­ли­ан­том в 9 ка­рат, це­на ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых вы­со­ких 1,83 мил­ли­о­на дол­ла­ров.

Об­ру­чаль­ные коль­ца из пла­ти­ны уже ста­ли клас­си­кой во­пло­ще­ния са­мых вы­со­ких чувств в ме­тал­ле. Да­же Эл­вис Прес­ли по­ни­мал всю цен­ность сва­деб­ных тра­ди­ций, и в 1967 го­ду на це­ре­мо­нии бра­ко­со­че­та­ния об­ме­нял­ся пла­ти­но­вы­ми об­ру­чаль­ны­ми коль­ца­ми со сво­ей не­ве­стой Прис­цил­лой Энн Бу­лье. И не толь­ко ко­роль рок-н-рол­ла вы­брал пла­ти­но­вые об­ру­чаль­ные коль­ца, укра­ше­ния из это­го ме­тал­ла пред­по­чли для сва­дьбы Брит­та­ни Мер­фи и Сай­мон Мон­джак, Принц Чарльз и Ка­мил­ла Пар­кер, Пол Мак­карт­ни и Нэн­си Ши­велл, Том Круз и Кэти Холмс. Юве­лир­ные мар­ки ра­ды ста­рать­ся для влюб­лeн­ных. Сре­ди зна­ме­ни­тых юве­лир­ных про­из­во­ди­те­лей укра­ше­ний из пла­ти­ны ком­па­нии August Gerstner, Furrer Jacot, Jacob & Co, Todd Alan, Bulgari, Neil Lane, Harry Winston.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->