Российский ювелирный рынок и его особенности

Раздел: Рынки
15 апреля 2013 г.

Так уж сло­жи­лось, что осо­бен­но­стью рос­сий­ско­го рын­ка юве­лир­ных из­де­лий яв­ля­ет­ся не­удо­вле­тво­рен­ность по­ку­па­те­ля его ас­сор­ти­мент­ным на­пол­не­ни­ем: при ви­ди­мом изоби­лии от­сут­ству­ет долж­ное раз­но­об­ра­зие. Да и с ди­зай­ном за­ча­стую впе­ре­ди ока­зы­ва­ет­ся им­порт­ный про­из­во­ди­тель.

На раз­ви­тие юве­лир­ной от­рас­ли в Рос­сии вли­я­ют мно­гие фак­то­ры, та­кие как се­зон­ность про­даж, рас­про­стра­не­ние мас­со­вых кам­па­ний ве­ду­щих иг­ро­ков, не­со­вер­шен­ство рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства, уста­рев­шие про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти пред­при­я­тий и да­же, с не­дав­не­го вре­ме­ни, вступ­ле­ние Рос­сии в ВТО.

Ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции на юве­лир­ном рын­ке Рос­сии в 2012 го­ду за­ни­ма­ли Цен­траль­ный и Юж­ный фе­де­раль­ные окру­га, со­во­куп­ность их про­даж со­ста­ви­ла 43%. Сре­ди ком­па­ний ли­ди­ро­ва­ли «А­да­мас» и «Крас­цвет­мет», ре­а­ли­зо­вав­шие вме­сте око­ло 11% от об­ще­го объ­е­ма про­даж в год, а так же «Ал­маз-Хол­динг», «Рус­ские са­мо­цве­ты» и «Эстет».

Не­смот­ря на по­ло­жи­тель­ное, в це­лом, раз­ви­тие юве­лир­но­го рын­ка, про­шлый год озна­ме­но­вал­ся па­де­ни­ем роз­нич­ных про­даж. В те­че­ние го­да на­блю­дал­ся по­сто­ян­ный спад ин­те­ре­са к юве­лир­ным укра­ше­ни­ям со сто­ро­ны роз­нич­ных по­ку­па­те­лей. Это по­чув­ство­ва­ли и по­чти все круп­ные вы­став­ки, про­шед­шие в 2012 го­ду. По ста­ти­сти­ке Рос­ста­та, за пер­вые 9 ме­ся­цев го­да об­щий рост роз­нич­ных про­даж уве­ли­чил­ся все­го на 8%. В 2011 бы­ло в 2 ра­за боль­ше - 16%. Но­ябрь 2012-го для юве­лир­ной тор­гов­ли ока­зал­ся са­мым «мерт­вым» за по­след­нее де­ся­ти­ле­тие, и по­ло­же­ние дел не по­пра­вил да­же но­во­год­ний се­зон.

В чис­ле спо­со­бов вы­хо­да из кри­зи­са мно­гие юве­ли­ры рас­смат­ри­ва­ли экс­пан­сию на но­вые рын­ки (про­ве­рен­ный вы­бор – Цен­траль­ный ФО). Дру­гие рас­суж­да­ли о внед­ре­нии но­вых тех­но­ло­гий про­из­вод­ства и про­даж, улуч­ше­нии ди­зай­на вы­пус­ка­е­мых из­де­лий, бо­лее ча­стом об­нов­ле­нии юве­лир­ных кол­лек­ций, гра­мот­ном под­хо­де к ас­сор­ти­мен­ту и тща­тель­ном изу­че­нии по­тре­би­тель­ских пред­по­чте­ний.

Юве­лир­но-про­из­вод­ствен­ная ста­ти­сти­ка го­во­рит о том, что брил­ли­ан­ты не пе­ре­ста­ют поль­зо­вать­ся спро­сом. В 2012 го­ду в Рос­сии про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми вы­рос­ло на 13,7% по срав­не­нию с 2011 го­дом и со­ста­ви­ло 1,7 млн штук, со­об­ща­ет Рос­стат. В де­каб­ре 2012 го­да про­из­вод­ство брил­ли­ан­то­вых укра­ше­ний уве­ли­чи­лось на 14,5% по срав­не­нию с де­кабрем 2011 го­да и умень­ши­лось на 3,6% - по срав­не­нию но­яб­рем 2012 го­да. Наи­боль­ший ин­те­рес по­ку­па­те­ли ис­пы­ты­ва­ют к коль­цам, в том чис­ле об­ру­чаль­ным. Про­из­вод­ство об­ру­чаль­ных ко­лец с ян­ва­ря по де­кабрь 2012 го­да уве­ли­чи­лось на 1,0% и со­ста­ви­ло 741 тыс. штук. В де­каб­ре 2012 го­да про­из­вод­ство об­ру­чаль­ных ко­лец уве­ли­чи­лось на 3,4% по срав­не­нию де­кабрем 2011 го­да и на 13,8% по срав­не­нию но­яб­рем 2012 го­да.

Со­че­та­ние зо­ло­та и брил­ли­ан­тов по-преж­не­му наи­бо­лее по­пу­ляр­но у рос­си­ян, со­глас­но он­лайн-опро­су, про­ве­ден­но­му ана­ли­ти­ка­ми в рам­ках ис­сле­до­ва­ния «Роз­нич­ные юве­лир­ные се­ти 2012» - прак­ти­че­ски во всех то­вар­ных ка­те­го­ри­ях на не­го при­хо­дит­ся не ме­нее 40%.

Что же ка­са­ет­ся се­ребра, то в по­след­ние два го­да объ­е­мы про­из­вод­ства се­реб­ря­ных из­де­лий зна­чи­тель­но со­кра­ти­лись вслед­ствие пе­ре­на­сы­ще­ния рын­ка. Во вре­мя кри­зи­са мно­гие пред­при­я­тия вы­жи­ли за счет уве­ли­че­ния про­из­вод­ства из­де­лий из се­ребра, ко­то­рые охот­нее по­ку­па­ли, но это вы­зва­ло об­рат­ную ре­ак­цию. Зна­чи­тель­ное пред­ло­же­ние се­реб­ра на рын­ке при­ве­ло се­го­дня к спа­ду спро­са.

В струк­ту­ре рын­ка юве­лир­ных из­де­лий се­го­дня наи­боль­шую до­лю за­ни­ма­ют из­де­лия из се­реб­ра – 45%, на зо­ло­то при­хо­дит­ся 27%, из­де­лия из пал­ла­дия на­счи­ты­ва­ют 19%, пла­ти­но­вые – 9%.

По про­гно­зам экс­пер­тов NeoAnalitics, в 2012 – 2014 го­дах сред­ние тем­пы ро­ста ем­ко­сти рын­ка зо­ло­тых укра­ше­ний бу­дут со­став­лять 5-6%, се­реб­ря­ных – 13-16%.

Ин­тер­нет-про­ект «Клуб W» про­вел опрос со­сто­я­тель­ных по­тре­би­те­лей, ко­то­рых от­но­сят к ка­те­го­рии лю­дей с боль­шим лич­ным ка­пи­та­лом (high net worth individuals, HNWI). В Ев­ро­пе это по­тре­би­те­ли с со­сто­я­ни­ем при­мер­но в 25 млн ев­ро, в США – в сред­нем 1 млн долл., а в Рос­сии – от 30 млн руб.

Так, по­чти по­ло­ви­на участ­ни­ков опро­са – 47% бо­га­тых рос­си­ян - со­вер­ша­ли по­куп­ки в Ин­тер­не­те на сум­му бо­лее 30 тыс. руб. Сред­ний чек со­ста­вил: при по­се­ще­нии ре­сто­ра­на – 3,2 тыс. руб., ма­га­зи­на одеж­ды – 16,9 тыс., юве­лир­но­го ма­га­зи­на – 57,3 тыс., на за­бо­ту о сво­ем здо­ро­вье и ку­рор­ты – 5,2 тыс. руб. Со­глас­но Euromonitor International, до­ля ин­тер­нет-тор­гов­ли юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми в Рос­сии в 2012 го­ду со­став­ля­ла 0,5%.

ИМПОРТ И ЭКСПОРТ

Рос­сия яв­ля­ет­ся чи­стым им­пор­те­ром юве­лир­ных из­де­лий. Им­порт пре­вы­шал экс­порт в 7 раз в 2007-2011 го­дах, го­во­рит­ся в ис­сле­до­ва­нии BusinesStat «А­на­лиз рын­ка юве­лир­ных из­де­лий в Рос­сии в 2007-2011 гг., про­гноз на 2012-2016 гг.». Из­ме­не­ния этой тен­ден­ции в бли­жай­шие пять лет не ожи­да­ет­ся. На се­го­дняш­ний день Рос­сия яв­ля­ет­ся круп­ным им­пор­те­ром юве­лир­ных вста­вок из дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. В на­сто­я­щее вре­мя ос­нов­ной по­ток им­порт­ных из­де­лий стал со­став­лять пря­мую кон­ку­рен­цию оте­че­ствен­ной юве­лир­ной про­дук­ции в це­но­вом сег­мен­те «масс-мар­кет». Ро­сту им­пор­та спо­соб­ству­ют вы­со­кие на­ло­ги и по­шли­ны, ко­то­ры­ми об­ла­га­ет­ся в Рос­сии дра­го­цен­ное сы­рье и обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ства юве­лир­ной про­дук­ции. Это ав­то­ма­ти­че­ски уве­ли­чи­ва­ют се­бе­сто­и­мость про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных укра­ше­ний на 38%. Вслед­ствие че­го они не­ми­ну­е­мо про­иг­ры­ва­ют це­но­вую кон­ку­рен­цию с им­порт­ны­ми из­де­ли­я­ми. Экс­порт юве­лир­ных укра­ше­ний из Рос­сии в 2013-2016 го­ды, по про­гно­зу BusinesStat, со­ста­вит 168,99; 195,23; 221,21; 253,12 млн дол­ла­ров со­от­вет­ствен­но.

В мар­те 2013 го­да агент­ство Discovery Research Group за­вер­ши­ло ис­сле­до­ва­ние юве­лир­но­го рын­ка Рос­сии. Со­глас­но под­сче­там, его объ­ем в 2012 го­ду со­ста­вил 193,3 млн штук в на­ту­раль­ном и 257,9 млрд руб. в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии, что пре­вы­ша­ет по­ка­за­те­ли по про­шло­му го­ду на 7,9% и 23,4% со­от­вет­ствен­но. По про­гно­зу DRG, до 2017 го­да ры­нок бу­дет уве­ли­чи­вать­ся на 4,6% в на­ту­раль­ном и на 6,7% в сто­и­мост­ном вы­ра­же­нии еже­год­но.

Со вступ­ле­ни­ем Рос­сии в ВТО в ав­гу­сте 2012 го­да и не­дав­ним (в фев­ра­ле 2013 го­да) по­ступ­ле­ни­ем в Го­с­ду­му за­ко­но­про­ек­та (о ли­бе­ра­ли­за­ции юве­лир­ной от­рас­ли) с по­прав­ка­ми в за­кон о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и кам­нях у участ­ни­ков рын­ка име­ет­ся «ва­гон и ма­лень­кая те­леж­ка» во­про­сов и тем для раз­го­во­ров, ко­то­рые они об­суж­да­ли за­дол­го до этих со­бы­тий и не пе­ре­ста­ют об­суж­дать по­сле. Ка­кие не­при­ят­но­сти при­не­сет од­но? Ка­кие плю­сы - дру­гое? Все во­круг од­но­го, са­мо­го глав­но­го во­про­са – ка­кое бу­ду­щее ожи­да­ет рос­сий­скую юве­лир­ную от­расль, и бу­дет ли она хоть не­мно­го на­по­ми­нать ту, ко­то­рую каж­дый из них хоть раз пред­став­лял в са­мых сво­их не­обуз­дан­ных фан­та­зи­ях…

По­ка оче­вид­но од­но: юве­лир­ный ры­нок в Рос­сии име­ет очень ши­ро­кие пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия и ро­ста бла­го­да­ря и сы­рье­вой ба­зе Рос­сии, и ве­ко­вым тра­ди­ци­ям юве­лир­но­го де­ла, ко­то­рые без пре­уве­ли­че­ния зна­ют и по­чи­та­ют во всем ми­ре. Де­ло толь­ко «за ма­лым» – разо­брать­ся в мно­го­чис­лен­ных за­пу­тан­ных ла­зей­ках пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->