Дары Музеям Московского Кремля. Бриллианты «АЛРОСА» в авангардном дизайне

Раздел: Выставки
06 мая 2013 г.

Сро­ки вы­став­ки: С 11 ап­ре­ля по 26 мая 2013 г.

Ме­сто про­ве­де­ния: Па­рад­ный ве­сти­бюль Ору­жей­ной па­ла­ты Мос­ков­ско­го Крем­ля

Ор­га­ни­за­то­ры: Му­зеи Мос­ков­ско­го Крем­ля

Две­на­дцать лет на­зад круп­ней­шая ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния вы­сту­пи­ла од­ним из ини­ци­а­то­ров и не­по­сред­ствен­ным участ­ни­ком про­ек­та "Ал­ма­зы Рос­сии - XX век". То­гда впер­вые в сте­нах ста­рей­шей со­кро­вищ­ни­цы стра­ны бы­ли пред­став­ле­ны два са­мых яр­ких яв­ле­ния в юве­лир­ном ис­кус­стве Рос­сии на­ча­ла и кон­ца ушед­ше­го сто­ле­тия: клас­си­че­ское и со­вре­мен­ное. Для со­зда­ния со­вре­мен­ной ча­сти экс­по­зи­ции - "Брил­ли­ант в Рус­ском Аван­гар­де" - бы­ли предо­став­ле­ны луч­шие ал­ма­зы Рос­сии. Про­из­ве­де­ния бы­ли вы­пол­не­ны по ори­ги­наль­ным про­ек­там рос­сий­ских ху­дож­ни­ков ны­не хо­ро­шо из­вест­ной в ми­ре фир­мой "ЮТэ - Юве­лир­ный Те­ат­р".

Ком­па­ния "АЛРОСА" не толь­ко ока­за­ла со­дей­ствие в со­зда­нии кол­лек­ции, но со­хра­ни­ла еe це­лост­ность и по­за­бо­ти­лась об ис­то­ри­че­ской судь­бе со­бра­ния. От­ны­не трид­цать экс­по­на­тов кол­лек­ции "Брил­ли­ант в Рус­ском Аван­гар­де" ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью Фон­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства Му­зеев Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Вы­став­ка пред­став­ля­ет бoль­шую часть пе­ре­дан­ных в дар му­зею экс­по­на­тов. Они де­мон­стри­ру­ют ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие на­ци­о­наль­ной вер­сии аван­гар­диз­ма.

Аван­гар­ди­сты со­зда­ва­ли не­тра­ди­ци­он­ные про­из­ве­де­ния, вид и жанр ко­то­рых не под­да­вал­ся при­ня­той клас­си­фи­ка­ции. Ее за­ме­ни­ло ро­див­ше­е­ся в аван­гар­де по­ня­тие "ху­до­же­ствен­ный объ­ек­т", вы­тес­нив­шее по­ня­тия "кар­ти­на", "скульп­ту­ра", "гра­фи­че­ская ра­бо­та". В тре­уголь­ном объ­ек­те-брас­ле­те "Из­ме­ре­ни­е" Ири­ны До­ро­фе­е­вой пла­стик в срав­не­нии с брил­ли­ан­том вос­при­ни­ма­ет­ся как знак вре­мен­но­сти, рас­тво­ря­ю­щей­ся в про­стран­стве суб­стан­ции.

Ин­те­рьер­ный объ­ект "Ко­пер­ник 2000" со­здан по про­ек­ту Фе­лик­са Куз­не­цо­ва. В про­из­ве­де­нии про­де­мон­стри­ро­ва­на оче­вид­ная мысль: ис­кон­ные юве­лир­ные ма­те­ри­а­лы при­да­ют но­вое эс­те­ти­че­ское зву­ча­ние клас­си­че­ским про­ек­там, а не уста­ре­ва­ю­щая «но­виз­на» ху­до­же­ствен­ных прин­ци­пов от­кры­ва­ет но­вые воз­мож­но­сти для ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­лов.

Ин­те­рес­ные сю­жет­ные пре­вра­ще­ния про­ис­хо­дят в по­ста­но­воч­ной ком­по­зи­ции "Ферзь" Ири­ны До­ро­фе­е­вой. Вы­то­чен­ная из ак­ри­ла шах­мат­ная ко­ро­ле­ва вос­при­ни­ма­ет­ся как эле­гант­ная кон­соль для брил­ли­ан­та. В то же вре­мя брил­ли­ант вы­гля­дит как "знак до­сто­ин­ства" фи­гу­ры, что при­да­ет ко­ро­ле­ве и ее "де­мо­кра­ти­че­ской пло­ти" из со­вре­мен­но­го син­те­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла сим­во­ли­че­скую рав­но­знач­ность с эли­тар­ным кам­нем.

Не­ожи­дан­ную роль иг­ра­ют брил­ли­ан­ты в аб­стракт­ной ро­ман­ти­че­ской ком­по­зи­ции На­та­льи Уря­до­вой "Рав­но­ве­си­е". В ней слов­но про­ти­во­по­став­ля­ют­ся две сти­хии, во­пло­щен­ные в стек­лян­ном ци­лин­дре и "ба­лан­си­ру­ю­щей" на нем брил­ли­ан­то­вой ни­ти.

Все мо­жет стать ис­кус­ством, ес­ли оно на­зва­но та­ко­вым, утвер­жда­ют ху­дож­ни­ки поп-ар­та. В ку­ло­не "Пу­стыш­ка" Хай­ка Си­мо­ня­на аран­жи­ру­ет­ся дет­ский ак­сес­су­ар. При­ем "ре­ди-мей­д", де­кла­ри­ру­ю­щий «ра­вен­ство» ис­кус­ства и не­ис­кус­ства, урав­но­ве­ши­ва­ет зна­чи­мость всех со­став­ля­ю­щих про­из­ве­де­ния.

Вы­ве­де­ние кон­струк­ции из­де­лия на уро­вень ху­до­же­ствен­ной фор­мы - ос­нов­ной прин­цип сти­ле­об­ра­зо­ва­ния, сфор­му­ли­ро­ван­ный в кон­струк­ти­виз­ме еще в на­ча­ле 20-х го­дов, стал од­ним из мощ­ных им­пуль­сов раз­ви­тия со­вре­мен­но­го ис­кус­ства. Этот при­ем про­сто и изоб­ре­та­тель­но ис­поль­зо­ван в коль­цах-транс­фор­ме­рах "Ве­ер-1" и "Ве­ер-2" Ва­лен­ти­ны Со­ро­ки­ной.

Са­мо­до­ста­точ­ны­ми эс­те­ти­че­ски­ми ка­че­ства­ми об­ла­да­ет и коль­цо "Бе­лый тре­уголь­ни­к" Ири­ны До­ро­фе­е­вой и Мак­си­ма Воз­не­сен­ско­го. Про­из­ве­де­ние ин­те­рес­но еще и тем, что в нем впер­вые в Рос­сии пла­стик был ис­поль­зо­ван в со­че­та­нии с брил­ли­ан­та­ми.

В све­де­нии мно­гих форм пред­ме­тов к гео­мет­ри­че­ской аб­страк­ции, в ни­ве­ли­ро­ва­нии объ­е­ма и средств де­ко­ра­тив­ной вы­ра­зи­тель­но­сти за­мет­но вли­я­ние ми­ни­маль-ар­та. Его так­же на­зы­ва­ют сти­лем "пер­вич­ных струк­тур", что впол­не со­от­но­сит­ся с ис­клю­чи­тель­но ла­ко­нич­ным ре­ше­ни­ем ко­лье "Ци­к­лон" Ири­ны До­ро­фе­е­вой и Мак­си­ма Воз­не­сен­ско­го.

Ди­зай­нер­ские идеи, ре­а­ли­зо­ван­ные в про­из­ве­де­ни­ях кол­лек­ции, не ли­ше­ны де­кла­ра­тив­но­го па­фо­са и ни­ги­лист­ских на­стро­е­ний. В них убе­ди­тель­но про­ил­лю­стри­ро­ва­на мысль о том, что толь­ко со­юз "но­вы­х" пла­сти­че­ских форм и "ста­рых" юве­лир­ных ма­те­ри­а­лов спо­со­бен со­хра­нить до­сто­ин­ство и зна­чи­мость брил­ли­ан­та, не­пре­хо­дя­щая кра­со­та и без­услов­ная цен­ность ко­то­ро­го не­из­беж­но де­валь­ви­ру­ют­ся вне ху­до­же­ствен­ных идей, со­звуч­ных сво­ей эпо­хе.

[ museum.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->