Еврейский Челлини: в Одессе появилась мемориальная доска в честь ювелира, обманувшего Лувр

Раздел: Ювелиры и компании
23 апреля 2014 г.

В Одес­се уве­ко­ве­чи­ли па­мять об из­вест­ном юве­ли­ре и гра­ве­ре Из­ра­и­ле Ру­хо­мов­ском. Мра­мор­ная дос­ка с ба­ре­льеф­ным изоб­ра­же­ни­ем про­слав­лен­но­го одес­си­та укра­си­ла фа­сад до­ма №6 по ули­це Оси­по­ва, где ма­стер жил и ра­бо­тал с 1893 по 1896 го­ды.

На­пом­нить го­ро­жа­нам об из­вест­ном ма­сте­ре ре­шил ав­тор кни­ги «Тай­на зо­ло­той ти­а­ры» Алек­сандр Гун. По его сло­вам, зна­ме­ни­тый юве­лир жил и тру­дил­ся в квар­ти­ре №2, где и со­здал зна­ме­ни­тую зо­ло­тую «ти­а­ру скиф­ско­го ца­ря Сай­то­фе­на».



Соз­дал мра­мор­ный па­мят­ный знак из­вест­ный скуль­птор Алек­сандр Кня­зик. На ра­бо­ту он по­тра­тил око­ло трех ме­ся­цев.

Род­ствен­ни­ки юве­ли­ра, ко­то­рые сей­час жи­вут во Фран­ции, на це­ре­мо­нию от­кры­тия по­пасть не смо­гли.

«Е­го пра­внуч­ка жи­вет в Па­ри­же и ей уже 97 лет. Я был у нее в го­стях, мы пи­ли чай, она иг­ра­ла мне на ро­я­ле, пре­крас­ная жен­щи­на», — рас­ска­зы­ва­ет Алек­сандр Гун.

Ро­див­ший­ся в в 1860 го­ду в го­род­ке Мо­зырь Мин­ской гу­бер­нии юве­лир про­сла­вил­ся на весь мир, со­здав по за­ка­зу бра­тьев-афе­ри­стов Гох­ма­нов «ти­а­ру скиф­ско­го ца­ря Сай­та­фар­на» — яко­бы скиф­ский шле­мо­вид­ный го­лов­ной убор вы­со­той 18 см и мас­сой 443 г. Она обо­шлась за­каз­чи­ку в 1800 руб­лей.

В 1896-м го­ду ти­а­ру по­ка­за­ли ди­рек­то­ру Лув­ра Кемп­фе­ну, ко­то­рый в при­сут­ствии ав­то­ри­тет­ных экс­пер­тов от­де­ла ан­тич­но­го ис­кус­ства, осмот­рев ше­девр, при­шел к вы­во­ду о его под­лин­но­сти.

По ле­ген­де, при­ду­ман­ной афе­ри­ста­ми, ти­а­ру на­шли при рас­коп­ках мо­гиль­но­го кур­га­на в Кры­му. Они за­про­си­ли за нее 200 ты­сяч фран­ков.

Ле­ген­дар­ное при­об­ре­те­ние про­из­ве­ло сен­са­цию в ми­ре ис­кус­ства. 1 ап­ре­ля 1896 го­да про­фес­сор и ру­ко­во­ди­тель от­де­ла ан­тич­но­сти Эрон де Вилль­фосс пуб­лич­но объ­явил, что Лувр при­об­рел «чу­до гре­че­ско­го юве­лир­но­го ис­кус­ства». По от­зы­вам экс­пер­тов, на­ход­ка бы­ла в «пре­вос­ход­ной со­хран­но­сти» с утон­чен­ным де­ко­ром, «бо­га­тым ху­до­же­ствен­ны­ми мо­ти­ва­ми». Ти­а­ра, на­зван­ная «ис­кус­ством в сво­ем наи­бо­лее тон­ком и чи­стом ви­де», за­ня­ла по­чет­ное ме­сто в по­сто­ян­ной экс­по­зи­ции, вы­зы­вая вос­хи­ще­ние спе­ци­а­ли­стов, зна­то­ков и мно­го­чис­лен­ных по­се­ти­те­лей круп­ней­ше­го в За­пад­ной Ев­ро­пе му­зея.

Вско­ре, од­на­ко, в на­уч­ном ми­ре по­яви­лись со­мне­ва­ю­щи­е­ся. Пер­вы­ми за­яви­ли о воз­мож­но­сти под­дел­ки рус­ские ар­хео­ло­ги Ве­се­лов­ский и фон Штерн. Фран­цуз­ское пра­ви­тель­ство сфор­ми­ро­ва­ло спе­ци­аль­ную ко­мис­сию, что­бы про­ве­рить их вер­сию. В 1903 го­ду Ру­хо­мов­ский при­е­хал в Па­риж и при­вез ри­сун­ки и фор­мы ти­а­ры. Кро­ме то­го он со­гла­шал­ся в па­мя­ти по­вто­рить лю­бой фраг­мент ти­а­ры. К от­вет­ствен­но­сти он не был при­влечeн, так как не про­да­вал эту ти­а­ру в му­зей и, бо­лее то­го, его на­гра­ди­ли зо­ло­той ме­да­лью «Са­ло­на де­ко­ра­тив­ных ис­кус­ств».

Са­мая зна­ме­ни­тая ар­хео­ло­ги­че­ская под­дел­ка в ис­то­рии и по сей день хра­нит­ся в Лувре.

Вто­рым из­вест­ным про­из­ве­де­ни­ем Ру­хо­мов­ско­го яв­ля­ет­ся «Сар­ко­фаг» — зо­ло­той ске­лет с по­движ­ны­ми су­ста­ва­ми в сар­ко­фа­ге из по­зо­ло­чен­но­го се­ребра. Не­дав­но на аук­ци­о­не Sotheby’s фи­гур­ку про­да­ли по­чти за 400 ты­сяч дол­ла­ров.

[ dumskaya.net ]

Полезное

Полезное

 
-->