В Киеве показывают произведения ювелирного искусства

Раздел: Выставки
18 декабря 2014 г.

Хо­лод­ным зим­ним ве­че­ром под кры­шей му­зея, в ко­то­ром жи­вет на­сто­я­щее на­род­ное ис­кус­ство, со­бра­лись про­дол­жа­те­ли ста­рин­ных тра­ди­ций юве­лир­но­го и эма­льер­но­го де­ла, ко­то­рые до­ка­за­ли, что тво­рить пре­крас­ное все­гда ак­ту­аль­но. Этот про­цесс нель­зя оста­но­вить не при ка­ких об­сто­я­тель­ствах, и до­ка­за­тель­ством это­го яв­ля­ют­ся уди­ви­тель­ные ра­бо­ты, пред­став­лен­ные на вы­став­ке с ин­три­гу­ю­щим на­зва­ни­ем «К­вад­ра — ми­ни-ме­талл. Юве­лир­ное ис­кус­ство — ми­ни-эма­ли».

Ви­та­лий Хо­мен­ко — из­вест­ный ки­ев­ский юве­лир и эма­льер и вдох­но­ви­тель это­го вы­ста­воч­но­го про­ек­та, по­яс­нил: на­зва­ние свя­за­но с тем, что раз в че­ты­ре го­да про­во­дит­ся та­кой фо­рум ма­сте­ров, хо­тя, по его мне­нию, этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни мож­но бы­ло бы со­кра­тить до двух лет.

Ро­сти­слав Шма­га­ло - док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния из Ль­во­ва, го­во­рит о том, что меж­ду пер­вой и этой вы­став­кой юве­ли­ров про­шло че­ты­ре го­да. Это на пер­вый взгляд мно­го вре­ме­ни, а ес­ли учи­ты­вать, на­сколь­ко тща­тель­но и дол­го юве­лир ра­бо­та­ет над сво­им про­из­ве­де­ни­ем, то очень ма­ло. Обыч­но лю­би­те­ли ис­кус­ства, в част­но­сти аме­ри­кан­цы, спра­ши­ва­ют: «А сколь­ко вре­ме­ни ху­дож­ник по­тра­тил на со­зда­ние сво­е­го про­из­ве­де­ния?». В дан­ном слу­чае на­до спра­ши­вать: сколь­ко лет ху­дож­ник по­тра­тил? Это бу­дет бо­лее ло­гич­ным по та­ко­му ви­ду ис­кус­ства, как юве­лир­ное, ко­то­рое от­нюдь не хо­чет впи­сы­вать­ся в со­вре­мен­ный ритм жиз­ни.В этом есть па­ра­докс: не­смот­ря на уни­фи­ка­цию со­вре­мен­но­го юве­лир­но­го ис­кус­ства, его мно­го­мил­ли­он­ное ти­ра­жи­ро­ва­ние и тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы, ко­то­ры­ми пы­та­ют­ся за­ме­нить ру­ко­твор­но­сти, все рав­но на­хо­дят­ся та­кие фа­на­тич­но на­стро­ен­ные про­фес­си­о­на­лы, для ко­то­рых юве­лир­ное ис­кус­ство — ду­шев­ный по­рыв. Они не под­да­ют­ся со­блаз­нам но­вых тех­но­ло­гий, ве­я­ни­ям но­вой эс­те­ти­ки, ко­то­рая при­хо­дит к нам вме­сте с «мон­стра­ми» юве­лир­но­го рын­ка, ра­бо­та­ю­щих на ва­ло­вой ти­раж. Они име­ют соб­ствен­ный ав­тор­ский по­черк, ко­то­рый мно­го лет оста­ет­ся не­из­мен­ным »

Од­ним из обе­ре­гов львов­ской юве­лир­ной тра­ди­ции на­зы­ва­ют из­вест­но­го юве­ли­ра и эма­лье­ра Ста­ни­сла­ва Воль­ско­го — при­знан­но­го мэт­ра в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го ме­тал­ла не толь­ко во Ль­во­ве, но и да­ле­ко за пре­де­ла­ми Укра­и­ны. Ху­до­же­ствен­ное ма­стер­ство и вир­ту­оз­ное ис­пол­не­ние это­го та­лант­ли­во­го ма­сте­ра, свое­об­раз­ную «че­ло­ве­ка-ор­кестр», спе­ци­а­ли­сты-ис­кус­ство­ве­ды счи­та­ют по­сле­до­ва­те­лем зна­ме­ни­то­го Фа­бер­же и вы­да­ю­ще­го­ся ки­ев­ско­го юве­ли­ра и пред­при­ни­ма­те­ля Ио­си­фа Мар­ша­ка. Он ра­бо­та­ет в жан­рах Аrt jewelry и жи­во­пи­си в эма­ли, при­ме­няя раз­лич­ные тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла, резь­ба по кам­ню, тех­ни­ку го­ря­чей эма­ли, со­че­тая в сво­их жи­во­пис­ных ра­бо­тах эмаль и гут­ное стек­ло, ко­то­рое яв­ля­ет­ся соб­ствен­ной на­ход­кой ху­дож­ни­ка. Про­из­ве­де­ния Ста­ни­сла­ва Воль­ско­го, пред­став­лен­ные на вы­став­ке, — это брас­лет, коль­цо и брошь, а так­же эма­ле­вые пан­но, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся «Май­дан».

Че­рез приз­му ав­тор­ско­го ми­ро­воз­зре­ния они от­ра­жа­ют со­бы­тия в на­шей стра­не, сви­де­тель­ствуя вы­со­кий про­фес­си­о­наль­ный уро­вень и твор­че­ский та­лант ху­дож­ни­ка. Осо­бым твор­че­ским сти­лем от­ли­ча­ют­ся укра­ше­ния до­нец­ко­го юве­ли­ра Сер­гея Ален­го­за. В твор­че­стве ху­дож­ни­ка пре­об­ла­да­ют сю­жет­ные мо­ти­вы на ми­фо­ло­ги­че­ские гре­че­ские и хри­сти­ан­ские те­мы, ведь Сер­гей Ален­гоз — грек по про­ис­хож­де­нию. На вы­став­ке пред­став­ле­но не­сколь­ко укра­ше­ний из цик­ла по гре­че­ским мо­ти­вам — под­вес­ки и гар­ни­тур «По­сле Сим­бле­гад». А его твор­че­ская ра­бо­та «Пе­гас, опа­лен­ный вой­ной», яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ным твор­че­ским от­кли­ком ху­дож­ни­ка на ны­неш­нюю вой­ну в Укра­и­не, в част­но­сти в его род­ном го­ро­де.

Брас­лет и под­вес­ки Ан­дрея Бо­лю­ха пред­став­ля­ют на вы­став­ке уни­каль­ный вид твор­че­ства — юве­лир­ное куз­неч­ное. Соз­дан­ные с по­мо­щью куз­неч­ных ин­стру­мен­тов укра­ше­ния, име­ю­щие по­ли­хром­ное зву­ча­ние бла­го­да­ря тех­ни­ке тер­мо­ок­си­ди­ро­ва­ния, яв­ля­ясь яр­ким сви­де­тель­ством то­го, что ху­дож­ни­ки в ре­а­ли­за­ции сво­ей твор­че­ской идеи не огра­ни­че­ны ни тех­но­ло­ги­че­ски, ни ху­до­же­ствен­но.

Ки­ев­ля­не за­да­ют тон

«За­ме­ча­тель­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми на вы­став­ке пред­став­ле­ны бу­ко­вин­скую и львов­скую шко­лу юве­лир­ства, — счи­та­ет док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния. — Все­гда мощ­ным ка­мер­то­ном бы­ла крым­ская шко­ла юве­ли­ров, но, к со­жа­ле­нию, они не при­ня­ли уча­стие в ны­неш­ней вы­став­ке. Обыч­но цен­тром юве­лир­но­го ис­кус­ства счи­тал­ся Ки­ев.

В со­вет­ское вре­мя бы­ли свои огра­ни­че­ния — не всем поз­во­ля­ли ра­бо­тать с цен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Для та­ко­го ви­да де­я­тель­но­сти нуж­ны бы­ли спе­ци­аль­ные раз­ре­ше­ния. Нель­зя бы­ло вы­хо­дить за рам­ки, уста­нов­лен­ные стан­дар­та­ми юве­лир­ных за­во­дов, ко­то­рые ра­бо­та­ли на тер­ри­то­рии стра­ны. Вме­сте с тем, экс­пе­ри­мен­таль­ные твор­че­ские груп­пы 1970-х го­дов во гла­ве с Ви­та­ли­ем Хо­мен­ко, ко­то­рые со­зда­ва­лись то­гда в Ки­е­ве, пы­та­лись со­вер­шить про­рыв в ав­тор­ском ис­кус­стве юве­ли­ров, они и сей­час за­да­ют тон ». «Укра­и­на — это мно­го­на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство.У нас жи­вут и тур­ки, и га­гау­зы, и ар­мя­не. Бы­ло бы очень ин­те­рес­но про­ве­сти со­вре­мен­ную вы­став­ку юве­ли­ров стра­ны с укло­ном на на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции », — за­ме­ча­ет из­вест­ный ки­ев­ский юве­лир Ви­та­лий Хо­мен­ко

Воз­рож­де­ние древ­них тра­ди­ций

Свое­об­раз­ный про­рыв в ав­тор­ском ис­кус­стве сде­ла­ли и укра­ин­ские ма­сте­ра-эма­лье­ры. Ведь бы­ли вре­ме­на, ко­гда из-за вой­ны и ре­во­лю­ции эма­льер­ное де­ло, что име­ет дав­ние тра­ди­ции в Укра­и­не, бы­ло в упад­ке, но с по­след­ней чет­вер­ти XX ве­ка на­ча­лось его воз­рож­де­ние. «И­мен­но бла­го­да­ря твор­че­ской де­я­тель­но­сти та­ких ве­ду­щих со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков, как Алек­сандр Бо­ро­дай, Ви­та­лий Хо­мен­ко, Алек­сандр Ми­ха­льянц, Ста­ни­слав Воль­ский в ху­до­же­ствен­ном про­стран­стве Укра­и­ны по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние тех­ни­ка го­ря­чих эма­лей — так на­зы­ва­е­мая жи­во­пис­ная эмаль, ко­то­рая бе­рет свое на­ча­ло с из­вест­но­го фран­цуз­ско­го го­ро­да Ли­мож эпо­хи Воз­рож­де­ния, — рас­ска­зы­ва­ет ху­дож­ник-эма­льер Та­тья­на Ильи­на, од­на из ку­ра­то­ров вы­став­ки. — Ра­бо­ты, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке жи­во­пис­ной эма­ли, — очень вы­ра­зи­тель­ные и не­по­вто­ри­мые, трех - тель­ный про­цесс их со­зда­ния тре­бу­ет от ху­дож­ни­ка не толь­ко осве­дом­лен­но­сти с ком­по­зи­ци­он­ны­ми, ху­до­же­ствен­но-сти­ле­вы­ми ас­пек­та­ми ра­бо­ты, со­вер­шен­но­го зна­ния свойств ма­те­ри­а­ла и на­вы­ков ра­бо­ты с ним, но еще и опе­ра­тив­ной го­тов­но­сти «со­труд­ни­чать» с эма­ля­ми.

Ме­сто: На­ци­о­наль­ный му­зей укра­ин­ско­го на­род­но­го де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства (ул. Лавр­ская, 9, корп. 2)

Вы­став­ка про­длит­ся до 25 ян­ва­ря 2015 го­да.

[ creativpodiya.com ]

Полезное

Полезное

 
-->