Интервью на сайте «Филантроп» с руководителем ДД Даниловцы Юрием Белановским

Раздел: Общество
02 октября 2015 г.

Рос­сия по­ка еще кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от За­па­да, где во­лон­тeрит каж­дый вто­рой. Од­на­ко лед меж­ду об­ще­ством и со­ци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми ме­то­дич­но рас­тап­ли­ва­ет­ся. О том, как «Да­ни­лов­цы» ста­ли экс­перт­ным со­об­ще­ством, о рас­ту­щей по­пу­ляр­но­сти во­лон­тeр­ства да­же в усло­ви­ях от­сут­ствия ре­кла­мы, а так­же плю­сах кри­зи­са раз­мыш­ля­ет ру­ко­во­ди­тель Доб­ро­воль­че­ско­го дви­же­ния «Да­ни­лов­цы» Юрий Бе­ла­нов­ский.

Справ­ка

Юрий Бе­ла­нов­ский ро­дил­ся в 1974 го­ду в Москве. Окон­чил Элек­тро-энер­ге­ти­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го энер­ге­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та (МЭИ), кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции Рос­сий­ской Ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­сти «Ос­но­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры», фи­ли­ал ас­пи­ран­ту­ры Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии при От­де­ле внеш­них цер­ков­ных свя­зей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. За­щи­тил вы­пуск­ную ра­бо­ту на те­му: «К во­про­су о пра­во­слав­ном под­хо­де к про­бле­мам эти­ки су­пру­же­ских от­но­ше­ний». С мая 2008 го­да по на­сто­я­щее вре­мя воз­глав­ля­ет Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы». Име­ет сем­на­дца­ти­лет­ний опыт ор­га­ни­за­ции мо­ло­деж­ных про­све­ти­тель­ских, об­ра­зо­ва­тель­ных и со­ци­аль­ных во­лон­тер­ских про­грамм. Ко­лум­нист сай­та aif.ru. Же­нат, вос­пи­ты­ва­ет тро­их сы­но­вей.
— Ка­кие тен­ден­ции на­блю­да­ют­ся в во­лон­тер­ской сфе­ре со вре­ме­ни ос­но­ва­ния это­го дви­же­ния в Рос­сии?

— Глав­ная тен­ден­ция этих лет – лед меж­ду об­ще­ством и со­ци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми сло­ман. Од­но из со­вет­ских на­сле­дий та­ко­во: об­ще­ство при­вык­ло жить так, что есть со­ци­аль­ные про­бле­мы и есть го­су­дар­ство. В со­вет­ское вре­мя у лю­дей не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­сти вли­ять на ре­ше­ние со­ци­аль­ных про­блем. В лич­ном по­ряд­ке ты мог дать де­нег со­сед­ке или по­чи­нить кран, но со­здать груп­пу лю­дей, ко­то­рая по­чи­нит кран, ты не мог по опре­де­ле­нию. И не­сколь­ко по­ко­ле­ний лю­дей вы­рос­ли с по­ни­ма­ни­ем, что со­ци­аль­ные про­бле­мы — это од­на ис­то­рия, а их жизнь – со­всем дру­гая. Этот сте­рео­тип на дан­ный мо­мент cло­ман.

Об­ще­ство осо­зна­ло, что во­лон­те­ры – ре­аль­ная си­ла

— Об­ще­ство на­ча­ло «до­ве­рять день­га­ми» бла­го­да­ря фон­ду «По­да­ри жиз­нь». Кто бы мне что ни го­во­рил, но имен­но со вре­ме­ни ос­но­ва­ния это­го фон­да лю­ди на­ча­ли не­сти в бла­го­тво­ри­тель­ность свои ко­пе­еч­ки. Этот фонд до­ка­зал, что мил­ли­о­ны руб­лей мо­гут быть по­тра­че­ны так, что вы за­хо­ди­те на сайт и ви­ди­те все до ко­пей­ки. Се­год­ня, по­сле тра­ге­дии в Крым­ске, по­сле Олим­пи­а­ды, об­ще­ство по­ня­ло, что во­лон­те­ры мо­гут вли­ять на мно­гие ве­щи. Лю­ди осо­зна­ли, что ре­зуль­тат бу­дет не толь­ко, ес­ли они да­дут де­нег, но и ес­ли они по­участ­ву­ют сво­и­ми си­ла­ми.

— Кто из пуб­лич­ных лю­дей идeт в во­лон­тер­ство?

— Из­вест­ные лю­ди дав­но идут в фон­ды, и это очень важ­но и хо­ро­шо. Но по­ка не при­хо­дят в во­лон­тер­ские ор­га­ни­за­ции. Эта сфе­ра для них по­че­му-то не столь за­хва­ты­ва­ю­щая.

Во­лон­тер­ство все бо­лее по­пу­ляр­но да­же без ре­кла­мы­

— Я мо­гу по паль­цам пе­ре­чис­лить во­лон­тер­ские ор­га­ни­за­ции Моск­вы. Од­на из са­мых мощ­ных и струк­ту­ри­ро­ван­ных – это «Клуб во­лон­те­ров». Се­рьез­ная ор­га­ни­за­ция и «Во­лон­те­ры в по­мощь де­тям-си­ро­там» Мы с ни­ми дру­жим, все друг дру­га зна­ем. Очень боль­шой во­лон­тер­ский кор­пус – это «Ми­ло­сер­дие», а так­же «Ста­рость в ра­до­сть» — един­ствен­ная ор­га­ни­за­ция, по­мо­га­ю­щая ста­ри­кам. У нас сей­час про­цесс на­коп­ле­ния опы­та, об­ще­ство го­то­во, мы это ви­дим. В част­но­сти, у «Да­ни­лов­цев» сей­час нет ре­кла­мы, а во­лон­те­ры идут.

— Это в Москве про­ис­хо­дит или в ре­ги­о­нах?

— В круп­ных го­ро­дах. А в ре­ги­о­нах по­ка за­стой. В ев­ро­пей­ских стра­нах это­го льда не бы­ло ни­ко­гда, там во­лон­тер­ство как бы в при­ро­де. Об­ще­ствен­ные про­бле­мы – это про­бле­мы каж­до­го из них. А у нас в ре­ги­о­нах как? До­пу­стим, го­ро­док в 15 ты­сяч на­се­ле­ния. Ма­лень­кое со­об­ще­ство, ко­то­рое чув­ству­ет в се­бе си­лы что-то ме­нять. Ко­гда я про­во­жу свои тре­нин­ги, у ме­ня есть та­кое упраж­не­ние. Я го­во­рю: «На­пи­ши­те на бу­маж­ке, что вас не устра­и­ва­ет в окру­жа­ю­щей жиз­ни». Со­би­раю от­ве­ты. А по­том, «что го­то­вы сде­лать са­ми бук­валь­но зав­тра?» В ито­ге по­лу­ча­ет­ся, на­при­мер, лиф­ты гряз­ные, но ни­кто не хо­чет их мыть. Хо­тят, до­пу­стим, при­ют для со­бак сде­лать. Чем мень­ше го­род, тем яр­че не­сов­па­де­ние же­ла­ний и воз­мож­но­стей. На 15 мил­ли­о­нов на­се­ле­ния Моск­вы при­хо­дит­ся ты­сяч 15 со­ци­аль­ных во­лон­те­ров. Од­на де­ся­тая про­цен­та моск­ви­чей — ак­тив­ные в со­ци­аль­ной те­ме лю­ди. И все они хо­тят че­го-то раз­но­го.

— Что хо­те­лось бы из­ме­нить в этом го­ду по срав­не­нию с про­шлым?

— Каж­дый наш год не­про­стой преж­де все­го по ре­сур­сам, мы по­сто­ян­но с боль­шим тру­дом де­ла­ем вы­бор: тра­тить ли си­лы и сред­ства на­ших бла­го­тво­ри­те­лей и жерт­во­ва­те­лей на обес­пе­че­ние ста­биль­ной ра­бо­ты в су­ще­ству­ю­щих во­лон­тер­ских на­прав­ле­ни­ях или всe-та­ки где-то что-то от­щип­нуть и по­пы­тать­ся пе­ре­рас­пре­де­лить, что­бы вло­жить­ся в раз­ви­тие. Это на­ша из­веч­ная внут­рен­няя про­бле­ма.

В про­шлом го­ду мы при­ня­ли не­про­стое внут­рен­нее ре­ше­ние: не со­зда­вать но­вые на­прав­ле­ния, а тру­дить­ся над тем, что­бы уже со­здан­ные груп­пы ра­бо­та­ли ста­биль­но и от­вет­ствен­но. Не­ко­гда мы вы­ве­ли та­кую ак­си­о­му: все­ми си­ла­ми под­дер­жи­вать те учре­жде­ния и на­ших под­опеч­ных, к ко­то­рым мы уже при­шли.

Глав­ный де­фи­цит – лю­ди, спо­соб­ные управ­лять груп­пой­

— В этом го­ду у нас со­хра­ня­ет­ся тот же при­о­ри­тет, мы не про­яв­ля­ем ак­тив­ность в по­ис­ке но­вых на­прав­ле­ний, но по­ни­ма­ем, что от­ка­зать же­ла­ю­щим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях не мо­жем. В про­шлом го­ду не по­яви­лось ни од­ной но­вой во­лон­тер­ской груп­пы, но мы смог­ли обес­пе­чить ста­биль­ную и пло­до­твор­ную ра­бо­ту 18 преж­них. В по­за­про­шлом их по­яви­лось сра­зу не­сколь­ко. За по­след­ний ме­сяц к нам по­сту­пи­ло шесть за­явок.

Ус­ло­ви­ем вы­пол­не­ния прось­бы о по­мо­щи яв­ля­ет­ся на­ли­чие от­вет­ствен­но­го ли­ца, го­то­во­го взять на се­бя труд по со­зда­нию груп­пы. Ес­ли к нам при­хо­дит жен­щи­на и го­во­рит: «У ме­ня под ок­на­ми дет­ский дом, не хо­ти­те ли вы ту­да хо­дить?» Мы от­ве­ча­ем: «Хо­тим, но не бу­дем, по­то­му что у нас не­ко­му это на­прав­ле­ние ор­га­ни­зо­вать». А на днях по­зво­ни­ла де­вуш­ка и го­во­рит, что про­хо­ди­ла учеб­ную прак­ти­ку в дет­ском до­ме-ин­тер­на­те, хо­чет стать там во­лон­те­ром и за­пу­стить во­лон­тер­скую груп­пу. Для нас эта си­ту­а­ция — ра­бо­чая, она при­дет на встре­чу, бу­дем об­суж­дать. Итак, за­да­чи это­го го­да -со­хра­нить су­ще­ству­ю­щие на­прав­ле­ния и по­ста­вить на но­ги но­вые.

«Да­ни­лов­цы» ста­ли экс­перт­ным со­об­ще­ством

— Важ­ное от­ли­чие это­го го­да со­сто­ит и в том, что мы ре­ши­ли вы­сту­пить в Мос­ков­ском ре­ги­о­не как экс­пер­ты по ор­га­ни­за­ции во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти. Все на­ши про­грам­мы и воз­мож­но­сти по этой те­ме мы объ­еди­ни­ли в один боль­шой про­ект и на­зва­ли его «Шко­ла со­ци­аль­но­го во­лон­тер­ства». Шко­ла – это не толь­ко учеб­ные се­ми­на­ры для но­вич­ков, но и все, что свя­за­но с про­фес­си­о­наль­ной экс­перт­ной де­я­тель­но­стью. Это и ме­то­ди­че­ская ра­бо­та, ко­гда лю­ди де­лят­ся опы­том, и обу­че­ние но­вич­ков и бы­ва­лых во­лон­те­ров, и пси­хо­ло­ги­че­ская под­держ­ка, и обу­че­ние со­труд­ни­ков не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций. Спектр боль­шой, мы со­зре­ли до то­го, что­бы пред­стать как экс­перт­ное со­об­ще­ство.

За­гра­нич­ный опыт – опыт дру­гой пла­не­ты­

— Пла­ни­ру­ем ли мы при­гла­шать ино­стран­ных экс­пер­тов в «Шко­лу со­ци­аль­но­го во­лон­тер­ства»? Чест­но го­во­ря, весь за­гра­нич­ный опыт, ко­то­рый мне зна­ком по ка­ким-то рас­ска­зам и пуб­ли­ка­ци­ям – это опыт дру­гой пла­не­ты. Его очень труд­но по­нять. В той или иной ме­ре мо­жет быть по­ле­зен опыт хри­сти­ан За­па­да. Он хоть как-то по­ня­тен, бли­зок. У нас по их при­ме­ру за­пу­сти­лась груп­па по­мо­щи без­дом­ным. По­доб­ным за­ни­ма­ет­ся из­вест­ная ита­льян­ская ка­то­ли­че­ская Об­щи­на свя­то­го Эги­дия (Comunita’ di Sant’Egidio), в ко­то­рой по­бы­ва­ли в го­стях все, на­чи­ная от, ес­ли не оши­ба­юсь, на­ше­го Пат­ри­ар­ха, ко­гда он был еще мит­ро­по­ли­том, и за­кан­чи­вая осталь­ны­ми де­я­те­ля­ми Церк­ви. Гла­ва Цер­ков­но­го от­де­ла по бла­го­тво­ри­тель­но­сти епи­скоп Пан­те­ле­и­мон бы­вал там не­сколь­ко раз. Там все очень го­сте­при­им­ны, они ра­бо­та­ют с без­дом­ны­ми, это мощ­ная ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на.

В Ев­ро­пе у лю­дей дру­гой мен­та­ли­тет. Они име­ют то, что у нас бы­ло утра­че­но за со­вет­ское вре­мя. Я не знаю лю­дей, ко­то­рые име­ли бы что-то по­доб­ное. У нас боль­ше про­из­вод­ствен­ный под­ход, а у них как-то из­нут­ри это про­из­рас­та­ет: «не мо­гу не во­лон­тeрить». Они под­хо­дят к это­му не по прин­ци­пу «пол­ча­са в не­де­лю», как у нас: там лю­ди бе­рут огром­ную от­вет­ствен­ность за це­лые не­имо­вер­ные об­ла­сти и про­ек­ты, не по­лу­чая при этом ни ко­пей­ки. Че­ло­век мо­жет быть во­лон­те­ром-ру­ко­во­ди­те­лем огром­но­го при­ю­та для ста­ри­ков.

Там че­ло­век зна­ет, что на­ста­нет вре­мя ехать ку­да-ни­будь в Мо­зам­би­к

— Я ду­маю, бо­лее вы­со­кий ма­те­ри­аль­ный уро­вень За­па­да ска­зы­ва­ет­ся, но не иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль. Уве­рен, что на­силь­ствен­ная со­вет­ская кол­лек­ти­ви­за­ция, при­о­ри­тет те­мы вклю­чен­но­сти в про­из­вод­ство про­сто уби­ли что-то важ­ное и жи­вое в лю­дях. Со­вет­ский со­юз как на­пал­мом вы­жег ка­кую-то со­став­ля­ю­щую ду­ши. Это ко­неч­но не в ма­те­ри­аль­ном смысле, а в ду­хов­ном и фи­ло­соф­ском. Один из при­ме­ров: при­ез­жа­ла ба­рыш­ня из Фран­ции, то­же из ка­то­ли­че­ской об­щи­ны. Они там, как толь­ко со­вер­шен­но­лет­ни­ми ста­но­вят­ся, ез­дят на год-два-три ку­да-ни­будь в Аф­ри­ку. И ко­гда у нее спра­ши­ва­ли: а че­го вы ту­да ез­ди­те? Она от­ве­ча­ла: «А у нас все ез­дят». То есть это не во­прос. Про­сто че­ло­век жи­вет и зна­ет, что при­дет вре­мя ехать в Мо­зам­бик. А им, на­сколь­ко я пом­ню, опла­чи­ва­ют толь­ко до­ро­гу и да­ют ка­кие-то скром­ные день­ги на пер­вое вре­мя. Да­ют яв­ки и па­ро­ли, ад­ре­са зна­ко­мых. Даль­ше че­ло­век дол­жен сам най­ти ра­бо­ту, а па­рал­лель­но устро­ить­ся в ка­кую-ни­будь боль­ни­цу или шко­лу, во что-то со­ци­аль­но зна­чи­мое. Но он дол­жен сам се­бя обес­пе­чи­вать! И он там жи­вет два го­да в этом Мо­зам­би­ке, слу­жит Бо­гу и лю­дям.

Ес­ли го­во­рить про­фес­си­о­наль­но, в Рос­сии не раз­ви­то ни­че­го

— Мои оцен­ки субъ­ек­тив­ны, и мно­гие со мной спо­рят, но я счи­таю, что у нас в се­рьез­ном смысле, ес­ли го­во­рить про­фес­си­о­наль­но, не раз­ви­то ни­че­го. Со­вре­мен­ное со­ци­аль­ное во­лон­тер­ство в Рос­сии — это да­же не кап­ля в мо­ре. Как мож­но срав­нить опыт стран, где во­лон­тер­ство в боль­ни­цах – это мно­го­лет­няя ис­то­рия? Боль­ни­цы там не бы­ва­ют без во­лон­те­ров. Во­лон­тер – это та­кой же рав­но­прав­ный участ­ник ме­ди­цин­ско­го про­цес­са, как и лю­бой дру­гой че­ло­век — в об­ла­сти сво­ей ком­пе­тен­ции, ко­неч­но. Про­сто он не по­лу­ча­ет за это день­ги. В Рос­сии это по­ка еще чуть ли не ра­зо­вые по­пыт­ки прий­ти в боль­ни­цу по­мочь пер­со­на­лу. Или бо­лее по­пу­ляр­ные у мо­ло­де­жи иг­ры с детьми. Это важ­ная ста­дия раз­ви­тия доб­ро­воль­че­ства — на­коп­ле­ние опы­та, про­фес­си­о­на­ли­за­ция. Но это толь­ко на­ча­ло пу­ти.

Кри­зис на во­лон­тер­ство мо­жет по­вли­ять по­ло­жи­тель­но

— Для мно­гих зна­чи­мо де­лать что-то доб­рое, да­же ес­ли уро­вень жиз­ни не­мно­го упал. Ко­ли­че­ство по­жерт­во­ва­ний то­же па­да­ет, но для из­вест­ных фон­дов это не­зна­чи­тель­но. Со­ци­аль­ная ак­тив­ность по­вы­ша­ет­ся. На во­лон­тер­стве кри­зис по­ка по­чти не ска­зал­ся, но мож­но пред­по­ло­жить, что ска­жет­ся по­ло­жи­тель­но. На­при­мер, в си­лу со­кра­ще­ния лю­ди при­об­ре­та­ют сво­бод­ное вре­мя, го­то­вы по­мо­гать. А в си­лу кри­зи­са (это очень яр­кая тен­ден­ция) от го­су­дар­ства идет за­прос к гос­учре­жде­ни­ям на то, что­бы эко­но­мить бюд­жет и при­вле­кать во­лон­те­ров. Эта те­ма где-то по­пу­ля­ри­зи­ру­ет­ся, где-то про­воз­гла­ша­ет­ся, ста­но­вит­ся ин­те­рес­ной — идет в мас­сы.

Справ­ка

Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы» – это об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая с 2008 го­да не­пре­рыв­но ор­га­ни­зу­ет дол­го­сроч­ную и ре­гу­ляр­ную ра­бо­ту во­лон­тер­ских групп в боль­ни­цах и си­рот­ских учре­жде­ни­ях, ра­бо­ту с ин­ва­ли­да­ми, мно­го­дет­ны­ми се­мья­ми, ста­ри­ка­ми, без­дом­ны­ми, за­клю­чен­ны­ми. «Да­ни­лов­цы» — это еже­год­ная по­мощь бо­лее чем 4000 под­опеч­ным, 18 по­сто­ян­но дей­ству­ю­щих во­лон­тер­ских групп, по­чти ты­ся­ча доб­ро­воль­цев.

[ danilovcy.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->