Сенсационные шедевры Серова в Третьяковке: надо идти обязательно

Раздел: Общество
08 октября 2015 г.

В об­нов­лен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее на Крым­ском ва­лу от­кры­лась вы­став­ка к 150-ле­тию Ва­лен­ти­на Се­ро­ва. Уни­каль­ное по мас­шта­бу со­бра­ние по­ло­тен рус­ско­го ге­ния, гран­ди­оз­ная экс­по­зи­ция — чи­стый вос­торг.

Ра­бо­ты со­би­ра­ли по му­зе­ям и част­ным кол­лек­ци­ям Рос­сии, Фран­ции, Ар­ме­нии, Бе­ло­рус­сии, Да­нии, все­го око­ло 250 про­из­ве­де­ний. Сре­ди них — "Порт­рет М.Я.Ль­во­вой" из кол­лек­ции му­зея Ор­се (Па­риж), "Порт­рет Алек­сандра III" из со­бра­ния Офи­цер­ско­го фон­да Ко­ро­лев­ской лейб-г­вар­дии (Ко­пен­га­ген), "Порт­рет М.Н.Аки­мо­вой" из На­ци­о­наль­ной га­ле­реи Ар­ме­нии (Ере­ван).

Од­на из сен­са­ций — по­каз гран­ди­оз­но­го за­на­ве­са для ба­ле­та "Ше­хе­ра­за­да" Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, по­став­лен­но­го для "Рус­ских се­зо­но­в" Сер­гея Дя­ги­ле­ва, а так­же "Порт­рет Иды Ру­бин­штей­н" из Рус­ско­го му­зея (Санкт-Пе­тер­бург). И ко­неч­но — "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми" (Тре­тья­ков­ская га­ле­рея). Этой зна­ме­ни­той кар­ти­ной ху­дож­ни­ка от­кры­ва­ет­ся экс­по­зи­ци­я; все­го в ней три эта­жа — жи­во­пись, гра­фи­ка, те­ат­раль­ная жи­во­пись, — впро­чем, в не­ко­то­рых из 19 раз­де­лов есть сме­ше­ние сти­лей и тех­ник ис­пол­не­ния.

Соц­се­ти и СМИ за­дол­го до от­кры­тия вы­став­ки об­суж­да­ли ори­ги­наль­ный про­мо­ро­лик — ожив­шую кар­ти­ну, точ­нее — ге­ро­и­ню чу­дес­но­го порт­ре­та. За не­сколь­ко не­дель его по­смот­ре­ли в ин­тер­не­те сот­ни ты­сяч че­ло­век, в вос­тор­ге бы­ли и де­ти, и взрос­лые:

"В этой кар­ти­не, как нам ка­жет­ся, Се­ров во­пло­тил то, о чем дав­но меч­та­ло и гре­зи­ло рус­ское ис­кус­ство, — рас­ска­зы­ва­ет ку­ра­тор вы­став­ки, хра­ни­тель Го­су­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­реи Оль­га Атро­щен­ко, — о чем спо­ри­ли два его ве­ли­ких мэт­ра — Крам­ской и Ре­пин: как сде­лать так, что­бы рус­ское ис­кус­ство ста­ло та­ким же сво­бод­ным, чи­стым, как жи­во­пись фран­цуз­ских им­прес­си­о­ни­стов, и при этом со­хра­ни­ло свою со­дер­жа­тель­но­сть".

От де­воч­ки с пер­си­ка­ми к Иде Ру­бин­штей­н

"В ны­неш­нем ве­ке пи­шут все тя­же­лое, ни­че­го от­рад­но­го. Я хо­чу, хо­чу от­рад­но­го, и бу­ду пи­сать толь­ко от­рад­но­е", — это вы­ска­зы­ва­ние Ва­лен­ти­на Се­ро­ва лю­бят ци­ти­ро­вать.

Он и пи­сал по­на­ча­лу "толь­ко от­рад­но­е", это по­том бу­дут слож­но­со­чи­нен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские порт­ре­ты, раз­ные и по сте­пе­ни от­кро­вен­но­сти от­но­ше­ния ху­дож­ни­ка к сво­им пер­со­на­жам, и по тех­ни­ке ис­пол­не­ния. А пер­вая — зна­чи­мая, лю­би­мая с дет­ства "о­т­ра­да" — это, ко­неч­но, "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми", ко­то­рую Се­ров на­пи­сал в 22 го­да.

Ред­кий слу­чай, ко­гда од­на из пер­вых кар­тин ещe мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка ста­ла са­мым зна­ме­ни­тым его про­из­ве­де­ни­ем. "Боль­шая до­ро­га ле­жит пе­ред этим ху­дож­ни­ко­м", — уви­дев эту ра­бо­ту, ска­зал П.М. Тре­тья­ков, ме­це­нат и ос­но­ва­тель га­ле­реи (г­де, соб­ствен­но, и вы­став­ле­на "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми").

© РИА Но­во­сти. РИА Но­во­сти | Ку­пить ил­лю­стра­ци­ю

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны "Де­воч­ка с пер­си­ка­ми"

Вер­нув­шись из по­езд­ки по Ита­лии в лю­би­мое Аб­рам­це­во, мо­ло­дой, влюб­лен­ный, пол­ный све­жих сил, свет­лых эмо­ций, он по­про­сил по­зи­ро­вать ему 12-лет­нюю доч­ку ме­це­на­та Сав­вы Ма­мон­то­ва — Ве­ру. И порт­рет по­лу­чил­ся — свет­лый, доб­рый, лег­кий и — очень про­ду­ман­ный. Со­вер­шен­ная по­за, буд­то во­шла и при­се­ла не­на­дол­го (хо­тя Ве­ра по­зи­ро­ва­ла ему бо­лее 10 раз), си­я­ю­щий фон — слов­но пле­нэр­ная жи­во­пись (а не при­выч­ное "свет­лое ли­цо на тeм­ном фо­не"), ком­по­зи­ци­он­ная за­вер­шен­но­сть, спо­кой­ствие и чи­сто­та, гар­мо­ния цве­та, све­та и те­ни, порт­ре­та, пей­за­жа и на­тюр­мор­та.

"Мою Ве­руш­ку и порт­ре­том как-то не на­зо­вeшь", — го­во­рил Се­ров про "Де­воч­ку с пер­си­ка­ми".

© РИА Но­во­сти. РИА Но­во­сти | Ку­пить ил­лю­стра­ци­ю

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны В.Се­ро­ва "Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­цем. Порт­рет М.Я.Си­мо­но­ви­ч"

Еще од­на ран­няя "о­т­ра­да", жи­во­пис­ная ал­ле­го­рия, уже не дет­ство, а мо­ло­дость — "Де­вуш­ка, осве­щен­ная солн­це­м". И сно­ва сю­жет­ная кар­ти­на, пле­нэр­ная жи­во­пись, свет и вос­торг, и на этот раз — все от­тен­ки зе­ле­но­го. Но на­пи­са­на со­всем по-ино­му, ско­рее, в тра­ди­ци­ях пост­им­прес­си­о­низ­ма: "И са­мо­му мне чуд­но, что я это сде­лал, то­гда я вро­де, как с ума спя­тил. На­до это вре­ме­на­ми: нет-нет да ма­лость спя­тишь". Ва­лен­тин Се­ров лю­бил эту кар­ти­ну, счи­тая ее чуть ли не луч­шей.

По­том бу­дут и пси­хо­ло­ги­че­ские порт­ре­ты в Ре­пин­ской тра­ди­ции, и порт­ре­ты в сти­ле мо­дерн, жен­ские (Труб­ни­ко­вой, Юсу­по­вой, Ер­мо­ло­вой, Ор­ло­вой, Гир­шман, Го­ли­цы­ной и дру­гие), дру­же­ские, "за­каз­ны­е", ис­то­ри­че­ские, цар­ские, до­маш­ние, свет­ские, офи­ци­аль­ные, гра­фи­ка, пей­за­жи (рос­сий­ские, ита­льян­ские, гре­че­ские), ан­тич­ные сю­же­ты, те­ат­раль­ная жи­во­пись, сли­я­ние, вза­и­мо­дей­ствие сти­лей. Не­ко­то­рые порт­ре­ты Ва­лен­тин Се­ров пи­сал ме­ся­ца­ми, да­же го­да­ми, го­то­вя де­сят­ки эс­ки­зов и во вре­мя каж­дой но­вой встре­чи с ге­ро­ем пы­та­ясь уло­вить чер­ты ха­рак­те­ра, эмо­ции, чув­ства, о ко­то­рых, быть мо­жет, пер­со­наж и не по­до­зре­вал.

На вы­став­ке мож­но про­сле­дить весь путь ху­дож­ни­ка, уди­ви­тель­ные ме­та­мор­фо­зы. И это ди­на­ми­ка раз­ви­тия не от мо­ло­до­сти к опы­ту, это дви­же­ние к но­во­му, дру­го­му, еще бо­лее ак­ту­аль­но­му, про­грес­сив­но­му, не все­гда по­нят­но­му и при­ни­ма­е­мо­му со­вре­мен­ни­ка­ми.

"Он вы­хо­дил на со­вер­шен­но иные уров­ни, на­щу­пы­вал воз­мож­но­сти со­вер­шен­но ино­го ху­до­же­ствен­но­го язы­ка, чем тот, ко­то­рым при­вык­ли все го­во­рить", — счи­та­ет ген­ди­рек­тор Тре­тья­ков­ской га­ле­реи Зель­фи­ра Тре­гу­ло­ва.

Так бы­ло с порт­ре­том об­на­жен­ной Иды Ру­бин­штейн, экс­тра­ва­гант­ной тан­цов­щи­цы и свет­ской льви­цы. Кар­ти­на экс­по­ни­ро­ва­лась на вы­став­ке "Ми­ра ис­кус­ств" и на меж­ду­на­род­ной вы­став­ке в Ри­ме в 1911 го­ду, пуб­ли­ка при­ня­ла еe пло­хо (Это пла­кат! Зе­ле­ная ля­гуш­ка! Ске­лет! Куз­не­чи­к! Гри­ма­са ге­ни­я!), Су­ри­ков на­звал "без­об­ра­зи­е­м", а учи­тель Се­ро­ва — Ре­пин — "галь­ва­ни­зи­ро­ван­ным тру­по­м".

Ше­девр Ва­лен­ти­на Се­ро­ва вновь опе­ре­дил вре­мя, но сам ху­дож­ник не за­стал вос­хи­ще­ния этой сво­ей ра­бо­той. В воз­расте со­ро­ка се­ми лет он не­ожи­дан­но умер от "груд­ной жа­бы" (при­сту­па сте­но­кар­дии). На из­лe­те.

Но­вые тех­но­ло­гии для ак­ту­аль­но­го Се­ро­ва

Бес­по­лез­но пы­тать­ся рас­ска­зать в этом ма­те­ри­а­ле обо всех ше­дев­рах Ва­лен­ти­на Се­ро­ва, его жиз­ни и твор­че­стве — об этом на­пи­са­ны очер­ки, кни­ги, трак­та­ты. Мо­гу лишь по­де­лить­ся эмо­ци­я­ми (их мно­го), вос­хи­ще­ни­ем, вос­тор­гом — и та­ких лю­дей, за­ми­ра­ю­щих у его по­ло­тен, на вы­став­ке бы­ло мно­го. И бу­дет еще боль­ше.

Тем, ко­му пред­сто­ит от­крыть для се­бя ра­бо­ты Се­ро­ва (и­ли пе­ре­смот­реть их) в по­мощь бу­дет но­вый ка­та­лог его ше­дев­ров, из­дан­ный спе­ци­аль­но к юби­лей­ной вы­став­ке.

"Мы не ча­сто бы­ва­ем до­воль­ны ре­зуль­та­том, но нам ка­жет­ся, что эта кни­га уда­лась — и по со­дер­жа­нию, и по ис­пол­не­нию, — рас­ска­за­ла за­ме­сти­тель ген­ди­рек­то­ра по про­све­ти­тель­ской и из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти Ма­ри­на Эль­зес­сер. — Мы ду­ма­ем, что это про­сто бес­цен­ный ма­те­ри­ал, ко­то­рый до­пол­нит впе­чат­ле­ние о вы­став­ке".

На этой не­де­ле бы­ло опуб­ли­ко­ва­но и мо­биль­ное при­ло­же­ние (толь­ко для план­ше­тов), ана­ло­гов ко­то­ро­го нет в на­шей стра­не — "К­ни­ги Тре­тья­ков­ской га­ле­ре­и" с по­дроб­ным ка­та­ло­гом "Ва­лен­тин Се­ро­в". В при­ло­же­нии — не про­сто тек­сты или стра­ни­цы в PDF, в нем есть воз­мож­ность уве­ли­чи­вать изоб­ра­же­ния, рас­смот­реть всe в по­дроб­но­стях, мож­но ме­нять раз­мер шриф­та и яр­кость экра­на. При­ло­же­ние раз­ра­бо­та­но и для iOS, и для Android.

У вы­став­ки есть от­дель­ный сайт, а для ма­лы­шей спе­ци­аль­но к юби­лею вы­пу­ще­на кни­га "Де­тям о Ва­лен­ти­не Се­ро­ве" с ин­тер­ак­тив­ным ма­те­ри­а­лом о жиз­ни ху­дож­ни­ка, его дру­зьях и увле­че­ни­ях. В ма­га­зи­не га­ле­реи мож­но бу­дет най­ти и кни­гу "Исто­рия од­но­го ше­девра" (о "Де­воч­ке с пер­си­ка­ми"), а так­же раз­лич­ные те­ма­ти­че­ские су­ве­ни­ры.

Об­нов­лен­ное про­стран­ство, Wi-Fi, ка­фе, но­вые кас­сы, ве­сти­бюль и гар­де­роб, — га­ле­рея тща­тель­но под­го­то­ви­лась к юби­лей­ной вы­став­ке.

"В­се, че­го я до­би­вал­ся, — это све­же­сти, той осо­бен­ной све­же­сти, ко­то­рую все­гда чув­ству­ешь в на­ту­ре и не ви­дишь в кар­ти­на­х", — как ху­дож­ни­ку уда­лось это­го до­бить­ся, мож­но уви­деть в Го­су­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее на Крым­ском ва­лу. На­до ид­ти — обя­за­тель­но.

[ ria.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->