Налоговые манeвры

Раздел: Власть
29 ноября 2018 г.

От участ­ни­ков ры­н­ка в Ас­со­ци­а­цию «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» по­сту­па­ет мно­же­ство об­ра­ще­ний с прось­бой про­яс­нить пе­р­с­пе­к­ти­вы от­ме­ны или со­хра­не­ния в от­рас­ли спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов (УСН – для про­из­во­ди­те­лей, ЕНВД – для тор­го­в­ли). Ре­да­к­ция сай­та gjr.ru под­го­то­ви­ла ин­тер­вью с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ар­дом Ут­ки­ным, ко­то­рое по­свя­ще­но дан­но­му во­про­су.

gjr.ru: Эду­ард Юрье­вич, пе­ред тем, как мы на­ч­нeм раз­го­вор, хо­те­лось бы услы­шать па­ру слов о на­стро­е­ни­ях, ко­то­рые ца­рят на ры­н­ке. На ка­ком фо­не юве­ли­ры вос­при­ни­ма­ют но­во­сти о воз­мо­ж­ном упразд­не­нии спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов?

Э. Ут­кин: В по­след­нее вре­мя я мно­го об­ща­юсь с ру­ко­во­ди­те­ля­ми пред­при­я­тий ка­те­го­рии ми­к­ро­биз­не­са, как из про­из­вод­ствен­ной, так и из тор­го­вой сфе­ры. По­с­ле этих бе­сед по­рою со­з­даeт­ся ощу­ще­ние на­дви­га­ю­ще­го­ся кол­ла­п­са ры­н­ка. Ти­пи­ч­ные жа­ло­бы — про­да­жи не по­кры­ва­ют те­ку­щих рас­хо­дов. Ес­ли ра­нь­ше ощу­щал­ся не­до­ста­ток по­ку­па­те­лей, то сей­час фи­к­си­ру­ют от­сут­ствие по­се­ти­те­лей ма­га­зи­нов. При­лав­ки и ви­т­ри­ны за­пол­не­ны то­ва­ром под за­вяз­ку, но­вые по­сту­п­ле­ния про­дук­ции раз­ме­щать уже не­г­де. И на этом фо­не раз­го­во­ры о пла­нах Мин­фи­на вне­сти из­ме­не­ния в на­ло­го­вый ко­декс с це­лью устра­не­ния воз­мо­ж­но­сти при­ме­не­ния в юве­ли­р­ной от­рас­ли спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов — как мас­ло в огонь. Су­дя по на­стро­е­ни­ям, мно­гие «мел­ко­се­те­вые» ма­га­зи­ны в свя­зи с пе­ре­хо­дом на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния про­сто за­кро­ют свой биз­нес. Пред­ста­ви­те­ли тор­го­в­ли уже дав­но ра­бо­та­ют с ну­ле­вой рен­та­бель­но­стью. Лю­бое ухуд­ше­ние в усло­ви­ях ве­де­ния биз­не­са для них ста­нет по­след­ней ка­п­лей в ча­ше тер­пе­ния.

gjr.ru: Раз уж речь за­ш­ла о пред­ста­ви­те­лях тор­го­в­ли, как с их точ­ки зре­ния вы­г­ля­дит пе­ре­ход на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния?

Э. Ут­кин:С точ­ки зре­ния тор­го­в­ли — это не­об­хо­ди­мость пе­ре­о­цен­ки всех то­вар­ных остат­ков, это без­усло­в­ное по­вы­ше­ние цен, по­вы­ше­ние роз­ни­ч­ной на­цен­ки, ну и как ре­зуль­тат — рез­кое па­де­ние спро­са из-­за до­ро­го­виз­ны. Не­боль­шие тор­го­вые ко­м­па­нии опа­са­ют­ся, и на­до за­ме­тить — обос­но­ван­но опа­са­ют­ся, не­об­хо­ди­мо­сти ве­де­ния пол­но­мас­шта­б­но­го бух­гал­тер­ско­го и на­ло­го­во­го учeта. Для них это су­ще­ствен­ные за­тра­ты и ри­с­ки со­вер­ше­ния оши­бок. На­ло­го­вый и бух­гал­тер­ский учeт в упро­щeн­ном ви­де тре­бу­ет мень­ших за­трат и со­дер­жит мень­ше огре­хов.

gjr.ru: А что го­во­рят про­из­во­ди­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий?

Э. Ут­кин: У про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий есть опа­се­ния, что часть мел­ких пред­при­я­тий уй­дeт в те­не­вой обо­рот. Со­о­т­вет­ствен­но, с та­ки­ми «те­не­ви­ка­ми» бу­дет сло­ж­но кон­ку­ри­ро­вать в це­не.

gjr.ru: А по­че­му во­об­ще воз­ник во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти от­ме­ны УСН и ЕНВД?

Э. Ут­кин:Эта ис­то­рия на­ча­лась с то­го, что Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов вы­сту­пи­ло с ини­ци­а­ти­вой со­з­дать в стра­не но­вый ин­ве­сти­ци­он­ный ин­стру­мент в ви­де мо­не­тар­но­го зо­ло­та. Соз­да­ние та­ко­го ин­стру­мен­та пред­по­ла­га­ет осво­бо­ж­де­ние от НДС сде­лок по про­да­же аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов фи­зи­че­ским ли­цам. В свя­зи с этим вы­яви­лись со­пут­ству­ю­щие про­б­ле­мы. Спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют юве­ли­ры, со­з­да­ют серь­eз­ную угро­зу по­терь для бюд­же­та. Вот это и по­слу­жи­ло по­во­дом для ны­не­ш­не­го об­су­ж­де­ния ва­ри­ан­тов вне­се­ния из­ме­не­ний в На­ло­го­вый ко­декс. На мо­мент на­шей бе­се­ды уже со­сто­я­лось мно­же­ство встреч. Они ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся на пло­ща­д­ках ТПП РФ, Мин­про­м­тор­га, Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов, на этих встре­чах при­сут­ству­ют пред­ста­ви­те­ли ФНС и ФСБ.

gjr.ru: По­ла­гаю, на­шим чи­та­те­лям бы­ло бы ин­те­рес­но узнать о дис­по­зи­ци­ях участ­ни­ков этих об­су­ж­де­ний. Ка­кие ар­гу­мен­ты при­во­дят сто­рон­ни­ки от­ме­ны, а ка­кие про­тив­ни­ки?

Э. Ут­кин: Вот как раз бла­го­да­ря этим об­су­ж­де­ни­ям уда­лось вы­явить по­зи­ции участ­ни­ков ры­н­ка и го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов. Сто­рон­ни­ки вне­се­ния из­ме­не­ний в на­ло­го­вый ко­декс утвер­ж­да­ют, что это поз­во­лит со­з­дать но­вый ин­ве­сти­ци­он­ный ин­стру­мент, ко­то­рый мо­жет стать аль­тер­на­ти­вой вло­же­ни­ям на­се­ле­ния в ва­лю­ту. По их мне­нию, та­кие из­ме­не­ния по­мо­гут от­чи­стить ры­нок от ис­поль­зо­ва­ния не­ле­галь­ных схем в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и со­з­да­дут рав­ные усло­вия ве­де­ния биз­не­са для всех субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ства. А вот про­тив­ни­ки из­ме­не­ний утвер­ж­да­ют, что зо­ло­то не ста­нет ин­ве­сти­ци­он­ным ин­стру­мен­том вви­ду от­сут­ствия ли­к­вид­но­сти, по­сколь­ку при­об­ретeн­ное зо­ло­то мо­ж­но лишь хра­нить, а вот ис­поль­зо­вать — нет. Един­ствен­ная воз­мо­ж­ность ре­а­ли­за­ции это­го ме­та­ла фи­зи­че­ским ли­цом — про­да­жа зо­ло­та бан­ку. От­сут­ствие НДС при этом не ста­нет пре­пят­стви­ем, но раз­ни­ца ме­ж­ду кур­сом про­да­жи и кур­сом по­ку­п­ки ме­тал­ла на­вер­ня­ка бу­дет вы­со­кой. Кро­ме то­го они счи­та­ют, что зо­ло­то не мо­жет стать аль­тер­на­ти­вой ино­стран­ной ва­лю­те, так как опе­ра­ции с дра­г­ме­тал­лом стро­го ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны го­су­дар­ством. Су­ще­ству­ет уго­ло­в­ная от­вет­ствен­ность за со­вер­ше­ние не­за­кон­ных сде­лок. И ещe ну­ж­но учи­ты­вать, что по­яв­ле­ние на ру­ках у фи­зи­че­ских лиц зо­ло­та мо­жет по­влечь кри­ми­на­ли­за­цию сфе­ры про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий — пе­ре­ток ме­тал­ла фи­зи­че­ских лиц к юри­ди­че­ским. В та­кой си­ту­а­ции кон­ку­рен­т­ное пре­и­му­ще­ство по­лу­чат «це­хо­ви­ки-­те­не­ви­ки».

gjr.ru: Нас­коль­ко серь­eз­но в усло­ви­ях ухуд­ше­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на­се­ле­ния го­во­рить о пе­р­с­пе­к­ти­вах зо­ло­та в ка­че­стве ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та?

Э. Ут­кин: По­ку­па­тель­ская спо­соб­ность дей­стви­тель­но сни­жа­ет­ся. К сло­ву, по это­му во­про­су я стал­ки­вал­ся с мне­ни­ем тех, ко­му близ­ки идеи со­ци­а­лиз­ма. Зву­чит это мне­ние при­мер­но так: в стра­не кри­зис, па­де­ние до­хо­дов на­се­ле­ния, рост со­ци­аль­ной на­пря­жeн­но­сти, а тут на зо­ло­то от­ме­ня­ют НДС. И для ко­го это вы­год­но в первую оче­редь? На про­дук­ты пи­та­ния, оде­ж­ду и обувь, НДС воз­рас­та­ет от 18 до 20 %, на са­мо­за­ня­тых и да­же без­ра­бо­т­ных во­дят на­лог, а вот для тол­сто­су­мов от­ме­ня­ют НДС на зо­ло­то! Кто от это­го вы­и­г­ры­ва­ет? Но пе­р­с­пе­к­ти­вы у зо­ло­та в ка­че­стве ин­ве­сти­ци­он­но­го ин­стру­мен­та без­усло­в­но есть. Весь во­прос в том, как бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны эти ин­ве­сти­ци­он­ные но­ва­ции.

gjr.ru:По ча­сти про­дук­тов пи­та­ния на пе­р­вый взгляд зву­чит спра­вед­ли­во. Нет?

Э. Ут­кин:Всe де­ло в том, что ин­ве­сти­ци­он­ный ин­стру­мент — это не пал­ка кол­ба­сы. В на­шем со­з­на­нии всe ещe си­дит этот са­краль­ный смысл сло­ва «зо­ло­то». Мы ча­сто да­же не за­ду­мы­ва­е­м­ся — а по­че­му ин­ве­сти­ци­он­ный ин­стру­мент вдруг дол­жен об­ла­гать­ся НДС? Как при та­ком под­хо­де лю­ди бу­дут от­кла­ды­вать свои сбе­ре­же­ния? Сей­час при по­пы­т­ке про­дать бан­ку сли­ток зо­ло­та че­ло­век те­ря­ет тот са­мый НДС, ко­то­рый упла­чи­вал при по­ку­п­ке. Банк не воз­ме­ща­ет его. А раз так, то ка­кой же это ин­стру­мент со­хра­не­ния сбе­ре­же­ний?

gjr.ru:Су­дя по пуб­ли­ка­ци­ям, ко­то­рые вы­хо­ди­ли на на­шем сай­те в по­след­нее вре­мя, мо­ж­но сде­лать вы­вод, что в це­лом сре­ди участ­ни­ков ры­н­ка нет со­гла­сия по по­во­ду вне­се­ния из­ме­не­ний в на­ло­го­вый ко­декс?

Э. Ут­кин:Это впол­не объ­яс­ни­мо. Ка­ж­дый пре­сле­ду­ет свои ин­те­ре­сы. Недро­поль­зо­ва­те­ли вы­сту­па­ют за без­усло­в­ное со­хра­не­ние став­ки НДС 0%, так как та­кой ре­жим поз­во­ля­ет предъ­яв­лять к воз­ме­ще­нию весь объ­eм упла­чен­но­го НДС по по­несeн­ным за­тра­там. Пе­ре­ра­бо­т­чи­ков при­н­ци­пи­аль­но не устра­и­ва­ет осво­бо­ж­де­ние обо­ро­тов от НДС, они та­к­же на­ста­и­ва­ют на при­ме­не­нии став­ки НДС в ноль про­цен­тов. По той же при­чи­не, что и не­дро­поль­зо­ва­те­ли. Бан­ки­ры для се­бя при­н­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы в ре­жи­ме не ви­дят, для них глав­ное, что­бы НДС от­сут­ство­вал по фа­к­ту при ре­а­ли­за­ции дра­го­цен­ных ме­тал­лов фи­зи­че­ским ли­цам. Они ожи­да­ют при­ро­ста обо­ро­та с ны­не­ш­них 3 тонн до 40-50 тонн. Со­о­т­вет­ствен­но, ос­но­в­ной за­ра­бо­ток они бу­дут по­лу­чать на раз­ни­це в кур­сах по­ку­п­ки и про­да­жи ме­тал­ла. В ста­не юве­ли­ров по во­про­су ли­к­ви­да­ции спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов не по­бо­юсь это­го сло­ва — на­сто­я­щий раз­драй. Сей­час си­ту­а­ция та­ко­ва, что уста­лость от спо­ров по­ро­ди­ла ко­м­про­мис­с­ную по­зи­цию, ко­то­рую мо­ж­но сфор­му­ли­ро­вать как «луч­ше во­об­ще ни­че­го не ме­нять». Кру­п­ные про­из­во­ди­те­ли, не име­ю­щие соб­ствен­ных се­тей сбы­та, ра­ту­ют за ли­к­ви­да­цию УСН в сфе­ре про­из­вод­ства и за обя­за­тель­ное со­хра­не­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в тор­го­в­ле. Мел­кие про­из­во­ди­те­ли — на­о­бо­рот, вы­сту­па­ют за обя­за­тель­ное со­хра­не­ние УСН. Кру­п­ные роз­ни­ч­ные се­ти, а та­к­же про­из­во­ди­те­ли, име­ю­щие соб­ствен­ные роз­ни­ч­ные се­ти, вы­сту­па­ют за ли­к­ви­да­цию всех спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов. Мел­кие се­те­вые про­дав­цы есте­ствен­но на­ста­и­ва­ют на со­хра­не­нии этих ре­жи­мов. Вот толь­ко их го­лос зву­чит ти­ше всех. Да­же на от­рас­ле­вом со­ве­ща­нии в Ко­стро­ме*, ко­то­рое бы­ло по­свя­ще­но на­ло­го­вым ре­жи­мам, при­сут­ство­ва­ли толь­ко про­из­во­ди­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий. Кста­ти, все они на этом со­ве­ща­нии вы­ска­за­лись за со­хра­не­ние льго­т­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов для роз­ни­цы. Ещe есть пред­ло­же­ние со­хра­нить спе­ци­аль­ные на­ло­го­вые ре­жи­мы в про­из­вод­стве, но убрать их в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле. Ме­ста­ми всe это на­по­ми­на­ет анек­дот про пас­ту­ха, ко­то­рый про­сил у бо­га не соб­ствен­ное ста­до уве­ли­чить, а ста­до со­се­да из­ве­сти.

gjr.ru:Ка­ко­ва по­зи­ция ми­ни­стерств и на­д­зор­ных ве­до­м­ств? У них, на­до по­ла­гать, боль­ше со­гла­сия?

Э. Ут­кин:По­зи­ция Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой слу­ж­бы впол­не пред­ска­зу­е­ма. Они за еди­но­об­ра­зие на­ло­го­вой си­сте­мы, за лe­г­кость и низ­ко­за­трат­ность ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния на­ло­гов. Но окон­ча­тель­ное ре­ше­ние ФНС остав­ля­ет за Мин­фи­ном. По­зи­ция пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов до­воль­но жeст­кая. Они вы­сту­па­ют про­тив став­ки НДС рав­ной ну­лю, но до­пус­ка­ют при­ме­не­ние став­ки без НДС. Обя­за­тель­ным усло­ви­ем счи­та­ют не­об­хо­ди­мость ли­к­ви­да­ции всех на­ло­го­вых льгот и спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов в от­рас­ли. Мин­про­м­торг вы­сту­па­ет в ро­ли ар­би­т­ра. Имен­но это ми­ни­стер­ство пы­та­ет­ся ре­гу­ли­ро­вать спо­ры участ­ни­ков ры­н­ка и ве­до­м­ств. В са­мой сло­ж­ной си­ту­а­ции на­хо­ди­т­ся Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов. Им при­дeт­ся ма­нев­ри­ро­вать. Сто­ит за­да­ча под­го­то­вить та­кой ва­ри­ант про­ек­та за­ко­на, что­бы мо­ж­но бы­ло его про­ве­сти ме­ж­ду Сци­л­лой и Ха­рибдой. Ну­ж­но не толь­ко пра­виль­но смо­де­ли­ро­вать по­след­ствия, но и учесть все ри­с­ки, пре­ду­смо­т­реть ме­ха­низм их ку­пи­ро­ва­ния. И бу­дет до­воль­но сло­ж­но най­ти ба­ланс в раз­но­век­тор­ных ин­те­ре­сах участ­ни­ков ры­н­ка и го­су­дар­ства. Но глав­ное — в хо­де та­ко­го ма­нев­ри­ро­ва­ния Мин­фи­ну при­дeт­ся не за­быть че­го ра­ди всe это за­те­ва­лось, как го­во­рят в та­ких слу­ча­ях — су­меть не вы­плес­нуть вме­сте с во­дой ребeн­ка. Не умень­шить ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность зо­ло­та. Обра­ти­те вни­ма­ние, за­кон не толь­ко не внесeн Го­су­дар­ствен­ную Ду­му, но ещe да­же и не раз­ра­бо­тан. Тем не ме­нее, сто­рон­ни­ки и про­тив­ни­ки уже ло­ма­ют ко­пья.

gjr.ru: Ре­ше­ние, ко­то­рое пол­но­стью ис­клю­чит все ри­с­ки воз­мо­ж­но?

Э. Ут­кин: Вряд ли. Но мо­ж­но по­пы­тать­ся най­ти та­кое ре­ше­ние, ко­то­рое поз­во­лит их ми­ни­ми­зи­ро­вать, за­ра­нее про­с­чи­тать, в ко­неч­ном счe­те — поз­во­лит управ­лять эти­ми ри­с­ка­ми. В Мин­фи­не ра­бо­та­ют муд­рые лю­ди. Я уве­рен, они най­дут ре­ше­ние. Ры­нок, есте­ствен­но, при­с­по­со­би­т­ся к лю­бым но­вым пра­ви­лам. Из­ме­ни­т­ся, тран­с­фор­ми­ру­ет­ся, отре­флек­си­ру­ет. Всe-та­ки биз­нес — это жи­вой ор­га­низм. Дру­гое де­ло, что при­с­по­са­б­ли­вать­ся мо­жет то, что ещe не пе­ре­ста­ло ды­шать. Хо­чет­ся, что­бы доб­ро­со­ве­ст­но­му оте­че­ствен­но­му юве­ли­р­но­му биз­не­су в ре­зуль­та­те не пе­ре­кры­ли кис­ло­род.

gjr.ru: В за­вер­ше­нии — ка­ков ваш про­г­ноз, что про­и­зой­дeт, ес­ли ис­клю­че­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов всe же про­и­зой­дeт? С ка­ки­ми имен­но ри­с­ка­ми стол­к­нут­ся юве­ли­ры?

Э. Ут­кин:В своe вре­мя за­си­лье кон­тра­бан­ды на ры­н­ке по­ро­ди­ло за­e­м­ные схе­мы при­об­ре­те­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Эти схе­мы, пред­по­ла­га­ю­щие укло­не­ние от упла­ты НДС, со вре­ме­нем уда­лось ли­к­ви­ди­ро­вать. И то­г­да юве­ли­ры пе­ре­шли на ис­поль­зо­ва­ние ло­мов, ко­то­рые не об­ла­га­ют­ся НДС. Ис­клю­че­ние спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов раз­де­лит пред­ста­ви­те­лей ма­ло­го биз­не­са на три ча­сти. Од­ни уй­дут в «пар­ти­за­ны», вто­рые уй­дут с ры­н­ка, а тре­тьи бу­дут вы­ну­ж­де­ны как-то при­с­по­са­б­ли­вать­ся к но­вым усло­ви­ям. Что ка­са­ет­ся ри­с­ков, то их мо­ж­но раз­де­лить на три ка­те­го­рии. Пер­вая — в слу­чае ес­ли от НДС бу­дет осво­бо­ж­дeн толь­ко тот ме­талл, ко­то­рый по­ку­па­ют фи­зи­че­ские ли­ца, то мы мо­жем стол­к­нуть­ся с пе­ре­то­ком это­го ме­тал­ла в про­из­вод­ствен­ную сфе­ру. Но вряд ли он ве­лик, так су­ще­ству­ет 191 ста­тья УК РФ, ко­то­рая ка­ра­ет за по­доб­ные не­за­кон­ные опе­ра­ции. Вто­рая ка­те­го­рия — в слу­чае ес­ли от НДС бу­дет осво­бо­ж­дeн ме­талл, про­да­ва­е­мый и фи­зи­че­ским и юри­ди­че­ским ли­цам, то воз­ни­к­нет угро­за дроб­ле­ния кру­п­но­го биз­не­са с це­лью по­лу­че­ния не­о­бос­но­ван­ных на­ло­го­вых вы­год от при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов. Этот риск то­же не очень ве­лик, так как аф­фи­ли­ро­ван­ность ко­м­па­ний ле­г­ко про­сле­жи­ва­ет ФНС. Что ка­са­ет­ся тре­тей ка­те­го­рии, риска, то она свя­за­н­на с воз­мо­ж­ной от­ме­ной спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов. У ча­сти пред­при­я­тий воз­ни­к­нет со­блазн пе­ре­хо­да в те­не­вой сек­тор, так как ра­бо­та на об­щей си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния сде­ла­ет их биз­нес не­кон­ку­рен­то­с­по­соб­ным, а ни­че­го дру­го­го, кро­ме из­го­то­в­ле­ния юве­ли­р­ных из­де­лий они де­лать не уме­ют. По мо­ей оцен­ке этот риск сло­ж­но кон­тро­ли­ро­вать, так как не­об­хо­ди­мо бу­дет вы­лав­ли­вать не­ле­га­лов по под­ва­лам и ле­сам.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->