Пробы не в счет

Раздел: Власть
25 февраля 2019 г.

Субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства (МСП), ко­то­рые ра­бо­та­ют с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, мо­гут обя­зать по­сто­ян­но от­чи­ты­вать­ся в мин­фин о мас­се и ка­че­стве ма­те­ри­а­лов. Сей­час та­кую от­чет­ность ве­до­м­ство по­лу­ча­ет раз в пять лет, что не да­ет ему воз­мо­ж­ность ве­сти эф­фек­тив­ную гос­по­ли­ти­ку в этой об­ла­сти, ведь МСП - это по­чти весь юве­ли­р­ный ры­нок.

За­ко­но­про­ект о вве­де­нии си­сте­ма­ти­че­ско­го уче­та под­го­то­вил сам мин­фин, про­ект опуб­ли­ко­ван 21 фев­ра­ля на пор­та­ле regulation.gov.ru. Сей­час все ор­га­ни­за­ции, в том чис­ле Банк Рос­сии, обя­за­ны пе­ре­да­вать Рос­ста­ту по за­про­су мин­фи­на све­де­ния о до­бы­че, про­из­вод­стве, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии дра­г­ме­тал­лов и ка­м­ней, но за­кон об МСП огра­ни­чи­ва­ет пе­ри­о­ди­ч­ность от­че­тов. Кру­п­ных ко­м­па­ний это не ка­са­ет­ся, но их ма­ло на ры­н­ке: бо­лее 90 про­цен­тов - ми­к­ро-, ма­лый и сред­ний биз­нес. Од­ни толь­ко ма­лые пред­при­я­тия, по дан­ным за 2017 год, ис­поль­зо­ва­ли 11 тонн зо­ло­та и 56 тонн се­реб­ра про­тив 24 и 77 тонн у кру­п­ных и сред­них вме­сте взя­тых.

На­и­боль­шие при­ви­ле­гии по уче­ту имен­но у ма­лых ко­м­па­ний. Для них это удоб­но, но не спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию ка­че­ства го­су­че­та, счи­та­ет пар­т­нер ко­м­па­нии "НАФКО" Па­вел Ик­керт. Это фор­ми­ру­ет вы­со­кие ри­с­ки раз­ви­тия те­не­во­го обо­ро­та, экс­пор­та и им­пор­та, то есть кон­тра­бан­ды с ми­ни­маль­ны­ми ри­с­ка­ми для са­мих ко­м­па­ний, по­сколь­ку срок их "жиз­ни" мо­жет быть ме­нее пя­ти лет. В этом све­те Ик­керт на­зы­ва­ет пред­ло­же­ния мин­фи­на "в­пол­не ло­ги­ч­ны­ми и сво­е­вре­мен­ны­ми".

За­ко­но­про­ект ве­до­м­ства пред­ла­га­ет по­прав­ки лишь в про­филь­ный за­кон, без до­пол­ни­тель­ной от­вет­ствен­но­сти за не­пре­до­став­ле­ние дан­ных субъ­ек­та­ми МСП. Сей­час за на­ру­ше­ние по­ряд­ка пре­до­став­ле­ния ста­ти­сти­че­ской ин­фор­ма­ции мо­жет гро­зить штраф по ста­тье 19.7 КоАП РФ - все­го до пя­ти ты­сяч руб­лей для юр­лиц, по ста­тье 13.19 КоАП - до 70 ты­сяч (в слу­чае не­пре­до­став­ле­ния пе­р­ви­ч­ных ста­ти­сти­че­ских дан­ных).

"По­нят­но, что, учи­ты­вая спе­ци­фи­ку ры­н­ка и цен­ность учи­ты­ва­е­мых го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­кой то­ва­ров, штра­фы яв­ля­ют­ся ми­зер­ны­ми. Мо­гут ли ри­с­ки по­лу­че­ния та­ких штра­фов по­вы­сить уро­вень дис­ци­п­ли­ны ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, обя­за­н­ных пе­ре­да­вать стат­дан­ные, - во­прос, ско­рее, ри­то­ри­че­ский, - го­во­рит Па­вел Ик­керт. - Так что в це­лом, на мой взгляд, су­ще­ствен­но­го ро­ста ка­че­ства ста­ти­сти­ки в сфе­ре уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней в свя­зи с воз­мо­ж­ным при­ня­ти­ем по­пра­вок ожи­дать не сто­и­т"

Со­бе­сед­ни­ки "РГ" на юве­ли­р­ном ры­н­ке от­ча­сти со­глас­ны с юри­стом, при этом боль­шие на­де­ж­ды воз­ла­га­ют­ся не на эти по­прав­ки мин­фи­на, а на ин­те­гри­ро­ван­ную ин­фор­ма­ци­он­ную си­сте­му в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, ко­то­рую в сен­тяб­ре 2018 го­да пре­зен­то­ва­ли мин­фин, Гознак и Про­би­р­ная па­ла­та.

Си­сте­ма пред­по­ла­га­ет мар­ки­ро­в­ку дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­лов и из­де­лий из них QR-ко­да­ми, "пи­ло­т" со­сто­я­л­ся в про­ш­лом го­ду. В си­сте­му вво­дят дан­ные о про­из­вод­стве по всей це­поч­ке - от недр до при­лав­ка, то есть из­ве­ст­но про­ис­хо­ж­де­ние ка­ж­до­го из­де­лия, так как на не­го за­ве­де­на от­дель­ная кар­точ­ка. По­с­ле пол­но­цен­но­го за­пус­ка си­сте­мы (да­та по­ка не на­з­на­че­на) учет бу­дет ве­стись сам со­бой. 

[ rg.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->