Модернизация: государство на распутье

Раздел: Рынки
12 сентября 2010 г.

По­ня­тие «мо­дер­ни­за­ци­и» обыч­но ас­со­ци­и­ру­ет­ся с та­ки­ми чи­сто тех­ни­че­ски­ми ас­пек­та­ми, как внед­ре­ние в про­мыш­лен­ной сфе­ре ин­но­ва­ций, т.е. но­вей­ших вы­со­ких тех­но­ло­гий. Од­на­ко «мо­дер­ни­за­ци­я» в бо­лее ши­ро­ком ас­пек­те – это есть про­сто усо­вер­шен­ство­ва­ние че­го - ли­бо. При­чем пу­ти та­ко­го усо­вер­шен­ство­ва­ния мо­гут быть са­мы­ми раз­ны­ми. Та­к, при­ме­ни­тель­но к эко­но­ми­ке го­су­дар­ства, это мо­жет быть как ли­бе­раль­ный пу­ть, со­вер­шен­ству­ю­щий ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы, так и путь уси­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке стра­ны. Т.е. од­ну и ту же цель – рост эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей – в прин­ци­пе и тео­ре­ти­че­ски мож­но до­стичь пря­мо про­ти­во­по­лож­ны­ми дей­стви­я­ми, бы­ли бы они про­ду­ма­ны и взве­ше­ны. Лишь бы ша­ги го­су­дар­ства бы­ли бы по­сле­до­ва­тель­ны и в од­ном и том же вы­бран­ном на­прав­ле­ни­и. В лю­бом слу­ча­е, от мо­дер­ни­за­ции спра­вед­ли­во ожи­дать ра­ди­каль­но­го или хо­тя бы су­ще­ствен­но­го ро­ста всех эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей­.

Меж­ду те­м, Про­грам­ма Пра­ви­тель­ства РФ раз­ви­тия го­су­дар­ства до 2013 го­да край­не осто­рож­но учи­ты­ва­ет по­тен­ци­ал мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки. В июне с.­г. Пра­ви­тель­ство пред­ста­ви­ло «С­це­нар­ные усло­вия функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и, ос­нов­ные па­ра­мет­ры про­гно­за со­ци­аль­но–­эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2011 год и пла­но­вый пе­ри­од 2012 и 2013 го­до­в». Ана­ли­зи­руя до­ку­мен­т, лег­ко за­ме­тить, что в нем на сле­ду­ю­щие три го­да в бюд­жет за­кла­ды­ва­ют­ся опе­ре­жа­ю­щие тем­пы ро­ста фи­зи­че­ско­го объ­е­ма им­пор­та по срав­не­нию с оте­че­ствен­ным про­из­вод­ство­м.

В ос­но­ву про­гно­за раз­ви­тия эко­но­ми­ки в пра­ви­тель­ствен­ном до­ку­мен­те в ба­зо­вом ва­ри­ан­те за­кла­ды­ва­ет­ся рост обо­ро­та роз­нич­ной тор­гов­ли в 2010 - 2013 го­дах в раз­ме­ре 4,5 - 6,3 про­цен­та еже­год­но. При этом этот рост внут­рен­не­го спро­са бу­дет опре­де­лять опе­ре­жа­ю­щий рост им­пор­та, и сред­ний темп ро­ста им­пор­та за пе­ри­од 2011 - 2013 гг. оце­ни­ва­ет­ся на уров­не 10,4 про­цен­та. А тем­пы при­ро­ста про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства в те же го­ды со­ста­вят по ба­зо­во­му ва­ри­ан­ту толь­ко от 2,7 до 4,2 про­цен­та.

В кон­сер­ва­тив­ном ва­ри­ан­те пра­ви­тель­ствен­но­го про­гно­за ос­нов­ной вклад в ди­на­ми­ку эко­но­ми­че­ско­го ро­ста бу­дет вно­сить ис­клю­чи­тель­но внут­рен­нее по­треб­ле­ни­е. При тем­пах ро­ста обо­ро­та роз­нич­ной тор­гов­ли, не­сколь­ко бо­лее низ­ких, чем для ба­зо­во­го ва­ри­ан­та, а имен­но 3,9 - 5,3 про­цен­та, так же ожи­да­ет­ся пре­вы­ше­ние ди­на­ми­ки им­пор­та над ро­стом как внут­рен­не­го про­из­вод­ства, так и экс­пор­та. При­чем тем­пы при­ро­ста про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства до 2013 го­да по кон­сер­ва­тив­но­му ва­ри­ан­ту оце­ни­ва­ют­ся на уров­не все­го лишь 2,5 - 3,2 про­цен­та.

Ко­неч­но, этим по­ка­за­те­лям да­ле­ко до раз­ли­чия тем­пов при­ро­ста им­пор­та в Рос­сию юве­лир­ной про­дук­ции над соб­ствен­ным про­из­вод­ством в до­кри­зис­ный пе­ри­од. Од­на­ко об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние са­ма тен­ден­ция – во всех сце­на­ри­ях Пра­ви­тель­ство на бли­жай­шие три го­да за­кла­ды­ва­ет пре­вы­ше­ние тем­пов им­пор­та над тем­па­ми внут­рен­не­го про­из­вод­ства. Оче­вид­но, та­кой эко­но­ми­че­ский по­ка­за­тель – не луч­шая оцен­ка по­тен­ци­а­ла мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки, по ка­ко­му бы пу­ти она ни на­шла раз­ви­ти­я.

Мож­но, ко­неч­но, сде­лать скид­ку на глу­бо­кую кон­сер­ва­тив­ность про­гно­за, за­кла­ды­ва­ю­ще­го­ся на все воз­мож­ные не­взго­ды. Од­на­ко, в до­ку­мен­те про­ра­бо­та­ны раз­ные сце­на­ри­и, и ни по од­но­му из них внут­рен­нее про­из­вод­ство по тем­пам не опе­ре­жа­ет им­пор­т.

Из опи­сан­ной си­ту­а­ции для юве­лир­ной от­рас­ли сле­ду­ет пер­вый вы­вод: б­ли­жай­шие го­ды по­треб­ле­ние на­се­ле­ни­ем юве­лир­ной про­дук­ци­и, ско­рее все­го, бу­дет рас­ти, с тем­па­ми от 3 до 6 про­цен­тов еже­год­но, но им­пор­те­ра­м, ве­ро­ят­но, раз­ви­вать свой биз­нес бу­дет по - преж­не­му про­ще, чем про­из­во­ди­те­лям юве­лир­ных из­де­лий­.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что в пра­ви­тель­ствен­ных про­гно­зах мед­лен­ная ди­на­ми­ка вос­ста­нов­ле­ния до­хо­дов на­се­ле­ния бу­дет пре­пят­ство­вать су­ще­ствен­но­му со­кра­ще­нию бед­но­го на­се­ле­ни­я. В ре­зуль­та­те уро­вень бед­но­сти мо­жет сни­зить­ся с 13,1% в 2009 го­ду лишь до 12,2 - 11,9% в 2013 го­ду. Так что ­са­мый де­ше­вый сег­мент юве­лир­ной про­дук­ции ужи­мать в бли­жай­шие го­ды ско­рее все­го не сто­и­т.

Воз­вра­ща­ясь к те­ме воз­мож­но­сти ин­ва­ри­ант­но­сти пу­тей мо­дер­ни­за­ции эко­но­ми­ки, сле­ду­ет за­ме­тить, что в от­но­ше­нии юве­лир­ной, да и всей от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в це­ло­м, воз­мож­ны два со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных пу­ти ее мо­дер­ни­за­ци­и. Се­го­дняш­нее со­сто­я­ние управ­ле­ния от­рас­лью ДМДК нель­зя счи­тать ни ли­бе­раль­ны­м, ни жест­ко кон­тро­ли­ру­е­мым го­су­дар­ство­м. Ли­бе­раль­ным управ­ле­ние от­рас­лью на­звать нель­зя по­то­му, что дей­ству­ет ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» с мас­сой по­ста­нов­ле­ний и ука­зов в его ис­пол­не­ни­е, дей­ству­ют 191 и 192 ста­тьи уго­лов­но­го ко­дек­са, да­же не яс­но ко­гда и за что ка­ра­ю­щи­е, дей­ству­ет си­сте­ма обя­за­тель­но­го про­бир­но­го над­зо­ра. Но и жест­ко кон­тро­ли­ру­е­мым го­су­дар­ством ры­нок ДМДК так­же на­звать нель­зя, т.к. во мно­гом эти за­ко­но­да­тель­ные нор­мы по­про­сту не ис­пол­ня­ют­ся и на рын­ке про­цве­та­ет кон­тра­бан­да. Ни для ко­го не сек­рет, что опять же за­ко­но­да­тель­но, Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии се­го­дня ли­ше­на воз­мож­но­сти кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем ре­жи­ма обя­за­тель­но­го клей­ме­ния в роз­нич­ном обо­ро­те, а до­ля кон­тра­бан­ды юве­лир­ной про­дук­ции по ря­ду оце­нок со­став­ля­ет по­ряд­ка 70 про­цен­то­в. При­чем каж­дое из при­част­ных к рын­ку ДМДК ве­домств об этом пре­крас­но зна­ет. Та­к, все сбо­ры ФТС ввоз­ной та­мо­жен­ной по­шли­ны за вве­зен­ные брил­ли­ан­ты в 2008 го­ду со­ста­ви­ли 97 ты­сяч дол­ла­ро­в, что со­от­вет­ству­ет сум­мар­ной та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти вве­зен­ных за год брил­ли­ан­тов в раз­ме­ре ме­нее по­лу­мил­ли­о­на дол­ла­ро­в. Раз­ве кто в это мо­жет по­ве­рить­?

Т.е. се­го­дня в го­су­дар­стве нет ни ли­бе­раль­но­го от­но­ше­ния к рын­ку ДМДК, ни его эф­фек­тив­но­го кон­тро­ля в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства. Кста­ти, сле­ду­ет за­ме­тить, что ин­те­ре­сы го­су­дар­ства на рын­ке – это не толь­ко фис­каль­ны­е, по сбо­ру по­шлин и на­ло­го­в, но и со­ци­аль­ны­е. Лю­бая от­расль – это еще и ра­бо­чие ме­ста…

Се­год­ня не­ко­то­рая ли­бе­ра­ли­за­ция рын­ка ДМДК не­ук­лю­же со­че­та­ет­ся с ме­ха­низ­ма­ми его жест­ко­го го­сре­гу­ли­ро­ва­ни­я. При та­ком по­ло­же­нии дел да­же са­мые ра­зум­ные и пер­спек­тив­ные для от­рас­ли идеи по­сле их «до­ра­бот­ки» в чи­нов­ни­чьих нед­рах мо­гут пре­вра­тить­ся в их пол­ную про­ти­во­по­лож­но­сть­.

Из­вест­ная ини­ци­а­ти­ва со­зда­ния Фе­де­раль­ной служ­бы ДМДК, ес­ли все пой­дет по худ­ше­му сце­на­рию «до­ра­ба­ты­ва­ния иде­и», мо­жет при­ве­сти к по­пыт­ке про­сто­го «за­кру­чи­ва­ния га­ек» вме­сто под­держ­ки раз­ви­тия от­рас­ли со сто­ро­ны го­су­дар­ства. Вме­сто «од­но­го ок­на» об­ра­ще­ния юве­лир­но­го со­об­ще­ства к го­су­дар­ству, юве­ли­ры мо­гут по­лу­чить лишь ор­ган уси­ле­ния кон­тро­ля. И лад­но бы, этот ор­ган ра­бо­тал бы эф­фек­тив­но, дей­стви­тель­но за­щи­щая чест­но­го рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля от «се­ро­го» и «чер­но­го» им­пор­та. Но де­ло в то­м, что прак­ти­ку­ю­ща­я­ся в про­бир­ном над­зо­ре тех­но­ло­гия про­бир­но­го клей­ме­ния в прин­ци­пе не спо­соб­на обес­пе­чить та­кую за­щи­ту, ибо клей­мо не пред­став­ля­ет ни­ка­ко­го тру­да под­де­лать. Уж ес­ли и со­хра­нять си­сте­му гос­кон­тро­ля за обо­ро­том юве­лир­ных из­де­лий, то ее нуж­но са­мым ра­ди­каль­ным об­ра­зом мо­дер­ни­зи­ро­вать, с внед­ре­ни­ем но­вей­ших ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. Да­бы со­вре­мен­ный уро­вень раз­ви­тия тех­но­ло­гий уже поз­во­ля­ет это сде­лать. Как имен­но – уже из­вест­но. И то­гда бы в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства по­явил­ся ре­аль­ный кон­троль, при­чем не толь­ко за обо­ро­том юве­лир­ных из­де­лий, но и за обо­ро­том во­об­ще всех ДМДК.

Е­ще од­на про­бле­ма для юве­лир­но­го со­об­ще­ства - Та­мо­жен­ный со­юз и Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли. От­сут­ствие эф­фек­тив­но­го вли­я­ния юве­лир­но­го биз­нес - со­об­ще­ства на про­цесс со­зда­ния за­ко­но­да­тель­ной ба­зы Та­мо­жен­но­го со­ю­за и Зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли мо­жет при­ве­сти к гу­би­тель­ным для от­рас­ли по­след­стви­я­м. Но при по­ис­ке пу­тей та­ко­го воз­дей­ствия на при­ни­ма­ю­щие ре­ше­ния власт­ные струк­ту­ры не­об­хо­ди­ма аб­со­лют­ная кон­со­ли­да­ция все­го юве­лир­но­го биз­нес - со­об­ще­ства на рын­ке ДМДК. А это­го по­ка нет – груп­по­вые ин­те­ре­сы, а то и про­сто лич­ные ам­би­ции и за­нос­чи­вость не­ко­то­рых ру­ко­во­ди­те­лей, ме­ша­ют вы­ра­бот­ке та­кой кон­со­ли­ди­ро­ван­ной по­зи­ци­и.

Вы­вод вто­рой для юве­лир­но­го со­об­ще­ства: ­не­об­хо­ди­ма кон­со­ли­да­ция и сроч­ное до­сти­же­ние эф­фек­тив­но­го вли­я­ния биз­нес - со­об­ще­ства ДМДК как на про­цесс со­зда­ния от­рас­ле­вой фе­де­раль­ной служ­бы, так и на фор­ми­ро­ва­ние от­рас­ле­вой за­ко­но­да­тель­ной ба­зы Та­мо­жен­но­го со­ю­за и Зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли стран СНГ.

И, на­ко­не­ц, тре­тий вы­вод: ­в­сем участ­ни­кам рын­ка ДМДК не­об­хо­ди­мо быть в рав­ной сте­пе­ни го­то­вым как к ли­бе­ра­ли­за­ции рын­ка ДМДК, так и к про­ти­во­по­лож­но­му ей сце­на­рию мо­дер­ни­за­ции управ­ле­ния рын­ком ДМДК по пу­ти уси­ле­ния гос­кон­тро­ля. Хо­тя, к со­жа­ле­ни­ю, воз­мо­жен и тре­тий, худ­ший ва­ри­ан­т: все оста­нет­ся, как есть – ими­та­ция жест­ко­го гос­кон­тро­ля при раз­гу­ле кон­тра­бан­ды­.

Ди­на­ми­ка внеш­не­го и внут­рен­не­го спро­са (ва­ри­ант 2b)
% к преды­ду­ще­му го­ду


 
20092010Про­гноз
201120122013
Внут­рен­ний спрос*)- 14,16,85,95,05,6
Им­пор­т- 30,418,811,78,58,3
Внут­рен­нее про­из­вод­ство- 8,93,44,24,04,9
Экс­пор­т- 4,85,41,31,81,9

*) в це­нах преды­ду­ще­го го­да

Ди­на­ми­ка ос­нов­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей­
(2008 г. - 100%)


 
20092013
2c2b1b1a
Про­мыш­лен­но­сть­89,2103,0101,698,897,2
Обо­рот роз­нич­ной тор­гов­ли95,1117,8115,6112,4108,9
Экс­пор­т*96,7105,0104,1102,699,7
Им­пор­т*66,2116,2107,798,388,2

*ин­декс фи­зи­че­ско­го объ­е­ма

Вла­ди­мир Збой­ко­в

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->