Эксклюзивное интервью известного итальянского дизайнера Луки Бартолески.

Раздел: Ювелиры и компании
27 марта 2013 г.

Пе­ред сво­им при­ез­дом в Моск­ву 9-10 ап­ре­ля 2013 го­да для про­ве­де­ния се­ми­на­ра и ма­стер-клас­са по про­ек­ти­ро­ва­нию юве­лир­ных укра­ше­ний ита­льян­ский ма­эст­ро Лу­ка Бар­то­лески по­бе­се­до­вал с ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром Меж­ду­на­род­но­го Биз­нес-цен­тра «6 ка­рат» - Та­тья­ной Ши­ка­ло­вич. При­во­дим от­дель­ные ча­сти про­ве­ден­но­го ин­тер­вью.

Лу­ка, ка­кие про­цес­сы на Ваш взгляд сей­час про­ис­хо­дят на юве­лир­ном рын­ке? Нас­коль­ко про­грам­ма про­ек­та, с ко­то­рым вы при­е­ха­ли в Рос­сию, со­от­вет­ству­ет этим про­цес­сам?

Про­грам­ма се­ми­на­ра и ма­стер - клас­са, с ко­то­рой я впер­вые при­ез­жаю в Рос­сию, ос­но­ва­на на двух ос­нов­ных те­мах - юве­лир­ные укра­ше­ния вы­со­ко­го уров­ня и «эко­но­мич­ные» укра­ше­ния.

Вы­бор не слу­ча­ен. Он по­стро­ен на мно­го­лет­нем на­блю­де­нии за про­цес­са­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на юве­лир­ном рын­ке. По­нят­но, что под воз­дей­стви­ем фи­нан­со­во­го кри­зи­са, он про­сто не мог не из­ме­нить­ся. Об­щая си­ту­а­ция не­уве­рен­но­сти ха­рак­тер­ны прак­ти­че­ски для всех рын­ков, что ве­дет к об­ще­му по­ис­ку но­вых ре­ше­ний и даль­ней­ше­го раз­ви­тия.

По мо­е­му мне­нию, в по­след­ние го­ды на юве­лир­ном рын­ке про­изо­шло рез­кое раз­де­ле­ние в сек­то­ре са­мых вос­тре­бо­ван­ных укра­ше­ний. С од­ной сто­ро­ны – укра­ше­ния вы­со­ко­го и вы­со­чай­ше­го уров­ня, ко­то­рые, бла­го­да­ря узна­ва­е­мо­сти брен­да и мощ­ным сред­ствам ком­му­ни­ка­ции, про­ти­во­сто­ят си­ту­а­ции и про­дол­жа­ют хо­ро­шо про­да­вать­ся.
С дру­гой сто­ро­ны – «до­ступ­ные» укра­ше­ния, ко­то­рые в не­ко­то­рых слу­ча­ях до­сти­га­ют гло­баль­ных про­даж, и в зна­чи­тель­ных ко­ли­че­ствах.
Во вто­рую груп­пу укра­ше­ний вхо­дят до­ста­точ­но боль­шее ко­ли­че­ство ти­пов и раз­но­вид­но­стей про­дук­ции, за ко­то­ры­ми ин­те­рес­но про­сле­дить и про­ана­ли­зи­ро­вать их раз­ли­чия. Это мы и сде­ла­ем в про­цес­се се­ми­на­ра и ма­стер - клас­са.

Од­на из групп укра­ше­ний, до­стой­ных при­сталь­но­го вни­ма­ния - укра­ше­ния с не­боль­шим ко­ли­че­ством брил­ли­ан­тов. По на­блю­де­ни­ям этот вид укра­ше­ния поль­зу­ет­ся спро­сом и хо­ро­шо про­да­ет­ся.

Укра­ше­ния с брил­ли­ан­та­ми – важ­ная те­ма рас­смат­ри­ва­е­мо­го кур­са. Эти из­де­лия про­дол­жа­ют оста­вать­ся са­мы­ми вос­тре­бо­ван­ны­ми и це­ни­мы­ми по­тре­би­те­ля­ми юве­лир­ных укра­ше­ний. И мы бу­дем мно­го го­во­рить о том, как ис­поль­зу­ют­ся брил­ли­ан­ты в до­ро­гих укра­ше­ни­ях, в из­де­ли­ях с не­боль­шим ко­ли­че­ством брил­ли­ан­тов, а так­же в укра­ше­ни­ях до­ступ­ной це­но­вой ка­те­го­рии.

В по­след­нее вре­мя мы осо­бен­но мно­го го­во­рим о зна­че­нии брен­да, тор­го­вой мар­ки юве­лир­ных укра­ше­ний. Как об­сто­ят де­ла на ми­ро­вом рын­ке?

В по­след­ние го­ды ав­то­ри­тет из­вест­ных брен­дов был все­гда ос­нов­ным эле­мен­том в утвер­жде­нии и успе­хе укра­ше­ний вы­со­ко­го уров­ня. При­сут­ствие брен­да не толь­ко на раз­ви­тых рын­ках, но и на вто­рич­ных, как и в ми­ре мо­ды, да­ет ши­ро­кие воз­мож­но­сти рас­про­стра­не­ния и уси­ле­ния по­зи­ции брен­да, его ими­джа; при­но­сит хо­ро­шую при­быль.
Не под­ле­жит со­мне­нию и тот факт, что сей­час, бла­го­да­ря сво­им огром­ным ком­му­ни­ка­тив­ным воз­мож­но­стям, брен­ды ста­ли еще в боль­шей сте­пе­ни, чем в про­шлом, ори­ен­ти­ром в юве­лир­ном сек­то­ре.

И здесь важ­но про­ана­ли­зи­ро­вать, как эти брен­ды в те­че­ние мно­гих лет смог­ли вы­стро­ить свою «и­сто­рию»; со­здать свой не­по­вто­ри­мый имидж (об­раз), про­дук­цию, ко­то­рую все­гда мож­но узнать; и как при этом дей­ство­вал их спе­ци­фи­че­ский спо­соб ком­му­ни­ка­ции.

Ори­ги­наль­но­сть­ и иден­тич­но­сть­ (не­по­вто­ри­мо­сть) – вот ас­пек­ты, ко­то­рые важ­но от­ме­тить при раз­го­во­ре о брен­дах. Эти две те­мы ле­жат в ос­но­ве успе­ха брен­да и долж­ны опре­де­лять де­я­тель­ность лю­бой фир­мы.

И мы бу­дем по­дроб­но раз­би­рать­ся, в чем за­клю­ча­ет­ся та­кая иден­тич­но­сть, что­бы по­нять, как раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся за­мы­сел и про­ек­ти­ру­ет­ся лю­бое укра­ше­ние, лю­бая кол­лек­ция.

Вы дол­гое вре­мя воз­глав­ля­ли Ди­зайн-центр в из­вест­ной ком­па­нии Bulgari. Иска­ли идеи, со­зда­ва­ли из­вест­ные узна­ва­е­мые укра­ше­ния, вли­я­ли на ас­сор­ти­мент­ную по­ли­ти­ку по­пу­ляр­ной ком­па­нии. В чем не­по­вто­ри­мость и где чер­па­ют вдох­но­ве­ние спе­ци­а­ли­сты Bulgari?

Исто­рия Bulgari на­чи­на­ет­ся в Гре­ции, от­ку­да и про­ис­хо­дит се­мья, со­здав­шая этот бренд. За­тем она пе­ре­ез­жа­ет в Неа­поль, а от­ту­да в Рим в кон­це ХIХ ве­ка.
В на­ча­ле два­дца­то­го ве­ка в Ри­ме от­кры­ва­ет­ся пер­вый ма­га­зин на ули­це Кон­дот­ти. В 30 – 40-е го­ды Bulgari ста­но­вит­ся до­ста­точ­но из­вест­ным и на­чи­на­ет про­из­во­дить ори­ги­наль­ные укра­ше­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем кам­ней – «ка­ба­шо­нов».

Стиль Bulgari от­ли­чал­ся от сти­ля фран­цуз­ских укра­ше­ний, ко­то­рый в то вре­мя имел вли­я­ние на юве­лир­ный стиль во всем ми­ре. На укра­ше­ния Bulgari это­го пе­ри­о­да силь­но вли­я­ет «мо­дер­низм» 30 го­дов. Они фор­ми­ру­ют­ся из круп­ных эле­мен­тов с боль­ши­ми зо­ло­ты­ми по­верх­но­стя­ми.
В 50-70-е го­ды бренд Bulgari за­во­е­вы­ва­ет все боль­шую из­вест­ность бла­го­да­ря раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма в Ита­лии, а так­же в свя­зи с рас­цве­том ки­но­ин­ду­стрии в Ри­ме. Там сни­ма­ет­ся мно­же­ство филь­мов, в ос­нов­ном ис­то­ри­че­ские эпо­пеи. Мно­гие меж­ду­на­род­ные ки­но­звез­ды жи­вут в Ри­ме, зна­ко­мят­ся с Bulgari и по­ку­па­ют мно­го дра­го­цен­ных укра­ше­ний.
В этот пе­ри­од стиль Bulgari при­об­ре­та­ет ори­ги­наль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

Ос­нов­ные те­мы, от­ку­да Бул­га­ри чер­па­ет вдох­но­ве­ние и се­год­ня:
- Пер­вая те­ма при­вя­за­на к укра­ше­ни­ям Древ­не­го Ри­ма и Гре­ции. Ко­неч­но, этот вы­бор про­дик­то­ван стра­ной про­ис­хож­де­ния се­мьи и стра­ной, где се­мья жи­вет.
- Вто­рая те­ма ос­но­ва­на на вли­я­нии ин­дий­ской те­ма­ти­ки, в ос­нов­ном это ка­са­ет­ся ис­поль­зо­ва­ния цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней. Это вли­я­ние оче­вид­но в ис­поль­зо­ва­нии «ка­ба­шо­нов». В те­че­ние мно­гих лет это бы­ло от­ли­чи­тель­ным зна­ком сти­ля Бул­га­ри.
- Тре­тья те­ма – ар­хи­тек­ту­ра. В ос­нов­ном это вли­я­ние ар­хи­тек­ту­ры Ита­льян­ско­го Воз­рож­де­ния и ра­ци­о­на­лиз­ма 30-х го­дов.

От­тал­ки­ва­ясь от этих пу­те­вод­ных ни­тей все­гда мож­но узнать сти­ли­сти­че­ские вы­бо­ры и пред­по­чте­ния, ко­то­рые опре­де­ля­ли кол­лек­ции Bulgari по­след­них де­ся­ти­ле­тий.

Лу­ка, ка­ко­вы на Ваш взгляд, от­но­ше­ния ми­ра мо­ды и ми­ра юве­лир­ных укра­ше­ний? Как эти от­но­ше­ния се­го­дня вли­я­ют на юве­лир­ный сек­тор?

На мой взгляд, до кон­ца 80-х го­дов гра­ни­ца меж­ду ми­ром мо­ды и ми­ром юве­лир­ных укра­ше­ний бы­ла очень чет­кая.
На­чи­ная с 90-х го­дов, про­ис­хо­дит ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние мод­ных брен­дов в мир юве­лир­ных укра­ше­ний.
Это втор­же­ние при­ве­ло к не­из­беж­ным из­ме­не­ни­ям в из­вест­ных юве­лир­ных брен­дах. Они, в свою оче­редь, всту­пи­ли в от­но­ше­ния с ми­ром мо­ды и ста­ли про­из­во­дить не толь­ко юве­лир­ную про­дук­цию. Са­мый близ­кий сек­тор – это ак­сес­су­а­ры из ко­жи, а так­же ду­хи и оч­ки.
Это сме­ше­ние жан­ров и иг­ро­ков спро­во­ци­ро­ва­ло из­ме­не­ние вос­при­я­тия укра­ше­ния, от­но­ше­ния к не­му. От юве­лир­но­го укра­ше­ния, из­го­тов­лен­но­го с уче­том сло­жив­ших­ся тра­ди­ций и клас­си­че­ских ка­но­нов, мы пе­ре­шли к про­ек­ти­ро­ва­нию юве­лир­ных укра­ше­ний, к ко­то­рым предъ­яв­ля­ют­ся дру­гие тре­бо­ва­ния, про­дик­то­ван­ные мо­дой и сти­лем жиз­ни.
Ста­ла за­бы­вать­ся ре­аль­ная цен­ность укра­ше­ния. При этом все боль­шее зна­че­ние име­ет сти­ли­сти­че­ская при­вяз­ка, ко­то­рая пред­став­ля­ет че­ло­ве­ка, со­об­ща­ет о его вку­сах.
Этот ме­ха­низм ми­ра мо­ды со­здал не­ко­то­рую не­раз­бе­ри­ху в ми­ре укра­ше­ний. Дей­стви­тель­но, ста­но­вит­ся все труд­нее по­нять гра­ни­цу – что яв­ля­ет­ся, а что не яв­ля­ет­ся юве­лир­ным укра­ше­ни­ем.
Ос­нов­ное раз­ли­чие, ко­неч­но же, ос­но­ва­но на ис­поль­зо­ва­нии дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­лов. И это оста­ет­ся не­со­мнен­ным для вы­со­ких укра­ше­ний и зо­ло­тых из­де­лий. Но ти­по­ло­гия укра­ше­ний, все же, пре­тер­пе­ла глу­бо­кие из­ме­не­ния: сей­час воз­мож­ны со­че­та­ния са­мых раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов по сво­ей дра­го­цен­но­сти и ти­пу об­ра­бот­ки.
На­при­мер, при со­зда­нии вы­со­ких юве­лир­ных укра­ше­ний все ча­ще ис­поль­зу­ют, на­рав­не с дра­го­цен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, аль­тер­на­тив­ные ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые при­да­ют из­де­лию ори­ги­наль­но­сть.
В ка­че­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти не­дав­нюю кол­лек­цию укра­ше­ний Louis Vuitton. Они вы­пол­не­ны из бе­ло­го зо­ло­та, с брил­ли­ан­та­ми и сап­фи­ра­ми… и с го­лу­бой по цве­ту ке­ра­ми­кой. Еще не­сколь­ко лет на­зад та­кой вы­бор был бы не­при­ем­лем. А сей­час, на­про­тив, это про­из­во­дит впе­чат­ле­ние.
При­сут­ствие «ло­го­ти­па» брен­да на укра­ше­нии – это то­же яр­кий при­мер про­изо­шед­ших из­ме­не­ний.
Про­де­мон­стри­ро­вав этот при­мер вы­со­ко­го уров­ня, мож­но пе­рей­ти к мно­го­чис­лен­ным из­де­ли­ям, где грань меж­ду укра­ше­ни­ем и укра­ше­ни­ем-ак­сес­су­а­ром все бо­лее и бо­лее раз­мы­та.
Не­со­мнен­но, что мно­гие мод­ные брен­ды «о­тыг­ры­ва­ют­ся», ис­поль­зуя укра­ше­ния на пре­зен­та­ци­ях кол­лек­ций и с це­лью ком­му­ни­ка­ции. Не­по­вто­ри­мость этих из­де­лий, вы­пол­нен­ных не из дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­лов, за­клю­ча­ет­ся в том, что они пред­став­ле­ны имен­но как кол­лек­ции юве­лир­ных укра­ше­ний. Это и есть при­мер то­го фак­та, что гра­ни­цы по­ня­тия «ю­ве­лир­ное укра­ше­ние» все бо­лее раз­мы­ты.

И это ин­те­рес­ное яв­ле­ние, ко­гда про­ис­хо­дит из­ме­не­ние вос­при­я­тия укра­ше­ния, в ко­то­ром по­яв­ля­ют­ся не все­гда дра­го­цен­ные эле­мен­ты. Но та­кое укра­ше­ние, все же, оста­ет­ся ори­ги­наль­ны­м! Укра­ше­ни­ем с уни­каль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми!
Об этом мы то­же бу­дем по­дроб­но го­во­рить, рас­смат­ри­вая огром­ное мно­го­об­ра­зие не­тра­ди­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые сей­час ис­поль­зу­ют­ся в ми­ре юве­лир­ных укра­ше­ний. Мы бу­дем рас­смат­ри­вать и не­тра­ди­ци­он­ное ис­поль­зо­ва­ние об­ра­бот­ки ме­тал­лов, со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии и спе­ци­аль­ные при­е­мы.

 

Лу­ка Бар­то­лески - ита­льян­ский ди­зай­нер, име­ет две­на­дца­ти­лет­ний опыт ру­ко­вод­ства Ди­зайн-цен­тром ком­па­нии Бул­га­ри, вла­де­ет соб­ствен­ной юве­лир­ной ком­па­ни­ей, пре­по­да­ва­тель ев­ро­пей­ско­го Ин­сти­ту­та ди­зай­на в Ри­ме.

По­лу­чить до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию и за­пи­сать­ся на се­ми­нар и ма­стер-класс мож­но по те­ле­фо­нам: (495)744-34-64; 232-22-60; 232-33-79 или на сай­те: www.6carat.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->