Новосибирские ученые научились «варить» несовместимые металлы для ракет и самолетов

Раздел: Инновации
15 января 2013 г.

Тех­но­ло­гию, спо­соб­ную обес­пе­чи­вать свар­ку не­со­че­та­е­мых ма­те­ри­а­лов, раз­ра­бо­та­ли уче­ные из Но­во­си­бир­ска – уни­каль­ный ме­тод мо­жет ис­поль­зо­вать­ся в ра­кет­ной, авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти и при стро­и­тель­стве атом­ных элек­тро­стан­ций. Тех­но­ло­ги­че­ская на­ход­ка при­над­ле­жит со­труд­ни­кам ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН. Суть раз­ра­бот­ки за­клю­ча­ет­ся в том, что спе­ци­аль­ный ла­зер­ный ком­плекс спо­со­бен сва­ри­вать не­со­че­та­е­мые ма­те­ри­а­лы, на­при­мер ти­тан и не­ржа­ве­ю­щую сталь.

«100 лет на­зад по мо­рям пла­ва­ли клe­пан­ные ко­раб­ли. Они из­го­тав­ли­ва­лись, по­то­му что за­клeп­ка – это очень проч­ное со­еди­не­ние. Се­год­ня все ко­раб­ли сва­ре­ны – эту за­да­чу лю­ди ре­ши­ли, тех­но­ло­гию та­кую со­зда­ли. Но, к со­жа­ле­нию, мы все ле­та­ем на са­молeтах клe­пан­ных. То есть за­да­чу свар­ных со­еди­не­ний, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ла проч­но­сть, не­об­хо­ди­мую для авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти, ре­шить по­ка не уда­лось», — от­ме­тил за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по на­у­ке ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Ана­то­лий Ори­шич.

Но­во­си­бир­ские учe­ные пер­вы­ми в ми­ре ока­за­лись на по­ро­ге боль­шо­го от­кры­тия. Ока­за­лось, что медь под дей­стви­ем ла­зе­ра со­еди­ня­ет дру­гие ме­тал­лы на мо­ле­ку­ляр­ном уров­не.

«Ес­ли сва­рить без на­ше­го ноу-хау, про­сто ти­тан с не­ржа­вей­кой, то, как мы ви­дим, об­ра­зец сра­зу раз­ва­лил­ся. При­ме­нив ма­те­ри­а­лы спе­ци­аль­ные (мы пе­ре­про­бо­ва­ли раз­ные встав­ки), мы на­шли, что медь – са­мая оп­ти­маль­ная. Она не поз­во­ля­ет свар­но­му со­еди­не­нию раз­ва­ли­вать­ся», — на­уч­ный со­труд­ник ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Алек­сандр Ма­ли­ков.

Сей­час по­лу­чен­ные об­раз­цы про­хо­дят по­след­ние ис­пы­та­ния в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском ин­сти­ту­те Ека­те­рин­бур­га. За­тем сва­рен­ные ме­тал­лы про­ве­рят на проч­ность в Си­бир­ском НИИ авиа­ции име­ни Ча­плы­ги­на. В успех экс­пе­ри­мен­та уже по­ве­ри­ли спе­ци­а­ли­сты кон­струк­тор­ско­го бю­ро Ту­по­ле­ва и со­гла­со­ва­ли с учe­ны­ми двух­лет­нюю про­грам­му, по ней для авиа­стро­и­те­лей бу­дут сва­ри­вать эле­мен­ты кор­пу­са са­молeтов.

Та­к­же тех­но­ло­гия ла­зер­ной свар­ки мог­ла бы со­вер­шить на­сто­я­щую ре­во­лю­цию в стро­и­тель­стве атом­ных стан­ций. По­сле тра­ги­че­ских со­бы­тий на Фу­ку­си­ме но­вая тех­но­ло­гия свар­ки ме­тал­лов за­ин­те­ре­со­ва­ла япон­ских, а вслед за ни­ми ки­тай­ских и ко­рей­ских энер­ге­ти­ков.

«Бо­лее ка­че­ствен­ное бу­дет со­еди­не­ние, бо­лее де­шeвое, по­то­му что это спо­соб бо­лее де­шe­вый. И в прин­ци­пе оно бу­дет бо­лее устой­чи­вым», — счи­та­ет глав­ный на­уч­ный со­труд­ник ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Ана­то­лий Че­ре­па­нов.

Учe­ные го­во­рят: внед­рить но­вую тех­но­ло­гию в рос­сий­скую про­мыш­лен­ность бу­дет не­лег­ко — ко всем ноу-хау се­го­дня предъ­яв­ля­ют са­мые жeст­кие тре­бо­ва­ния. Этот про­цесс они срав­ни­ва­ют с кли­ни­че­ски­ми ис­пы­та­ни­я­ми ле­кар­ств, ко­то­рые ино­гда за­тя­ги­ва­ют­ся на де­ся­ти­ле­тия.

[ telegrafist.org ]

Полезное

Полезное

 
-->