Ювелирные мифы и легенды: о системе пробирного надзора Республики Казахстан

Раздел: Власть
03 июня 2013 г.

Цель на­сто­я­щей ста­тьи за­клю­ча­ет­ся в ин­фор­ми­ро­ва­нии всех рос­сий­ских хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность в сфе­ре до­бы­чи, про­из­вод­ства и обо­ро­та ДМДК, осо­бен­но пла­ни­ру­ю­щих осу­ществ­лять ее на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, о по­след­них из­ме­не­ни­ях в си­сте­ме про­бир­но­го над­зо­ра и ме­то­дах го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля ука­зан­ной сфе­ры де­я­тель­но­сти в Ка­зах­ста­не.

Для пол­но­ты кар­ти­ны нач­нем с ис­то­ри­че­ских ас­пек­тов раз­ви­тия си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра Ка­зах­ста­на, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся со ста­нов­ле­ния мет­ро­ло­гии и ухо­дит кор­ня­ми в два­дца­тые го­ды про­шло­го сто­ле­тия, ко­гда в Се­ми­па­ла­тин­ске от­кры­лось пер­вое на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки по­ве­роч­ное учре­жде­ние - от­де­ле­ние Ом­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов. В 1928 го­ду от­де­ле­ние пре­об­ра­зо­ва­но в Кра­е­вую па­ла­ту, де­я­тель­ность ко­то­рой бы­ла рас­про­стра­не­на на две ав­то­ном­ные рес­пуб­ли­ки – Ка­зах­скую и Кир­гиз­скую. В 1930 го­ду в свя­зи с пе­ре­но­сом сто­ли­цы рес­пуб­ли­ки в г. Ал­ма-Ату ту­да же бы­ла пе­ре­ве­де­на Кра­е­вая па­ла­та, ко­то­рая по­лу­чи­ла на­зва­ние Ка­зах­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов. В 1930 - 1936 го­дах бы­ли от­кры­ты от­де­ле­ния Ка­зах­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов в от­дель­ных ре­ги­о­нах рес­пуб­ли­ки. 1950 год зна­ме­но­вал­ся со­зда­ни­ем Рес­пуб­ли­кан­ской го­су­дар­ствен­ной ла­бо­ра­то­рии по из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ке (г. Ал­ма-Ата) и Кра­е­вых го­су­дар­ствен­ных ла­бо­ра­то­рий по из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ке (Це­ли­но­град, Ка­ра­ган­да, Ак­тю­бин­ск), ко­то­рые в 1965 го­ду пе­ре­име­но­ва­ны в Рес­пуб­ли­кан­скую ла­бо­ра­то­рию го­с­над­зо­ра за стан­дар­та­ми и из­ме­ри­тель­ной тех­ни­кой (г. Ал­ма-Ата) и Об­ласт­ные ла­бо­ра­то­рии го­с­над­зо­ра за стан­дар­та­ми и из­ме­ри­тель­ной тех­ни­кой, а в 1988 го­ду – в Цен­тры стан­дар­ти­за­ции и мет­ро­ло­гии. В 1991 го­ду По­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та Ка­зах­ской ССР от 8 ок­тяб­ря 1991 г. №887-XII "Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о го­су­дар­ствен­ном про­бир­ном над­зо­ре Ка­зах­ской ССР» учре­жде­на Го­су­дар­ствен­ная ин­спек­ция про­бир­но­го над­зо­ра. За­ра­нее от­ме­тим, что в 2000 го­ду на ба­зе Го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ции про­бир­но­го над­зо­ра бу­дет со­здан Фи­ли­ал «Про­бир­ная па­ла­та» Цен­тра экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции.

С 1998 го­дом при­ня­то свя­зы­вать пре­об­ра­зо­ва­ние си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра Ка­зах­ста­на, что объ­яс­ня­ет­ся от­ме­ной не­ко­то­рых ак­тов, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих по­ря­док осу­ществ­ле­ния про­бир­но­го над­зо­ра го­су­дар­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми и из­ме­не­ни­ем в 2000 го­ду ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы опре­де­лен­ных го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий. Так на ос­но­ва­нии по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан от 17 июня 2000 го­да № 912 "О пе­реч­не рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий и учре­жде­ний, под­ле­жа­щих при­ва­ти­за­ции в 2000 - 2001 го­дах" и в це­лях оп­ти­ми­за­ции струк­ту­ры ор­га­нов в сфе­ре стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Пра­ви­тель­ство Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан по­ста­но­ви­ло ре­ор­га­ни­зо­вать рес­пуб­ли­кан­ские го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия Ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Ми­ни­стер­ства энер­ге­ти­ки, ин­ду­стрии и тор­гов­ли Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. Ка­зах­стан­ский центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции и Го­су­дар­ствен­ный центр об­сле­до­ва­ния про­из­во­ди­те­лей ал­ко­голь­ной про­дук­ции бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны пу­тем их пре­об­ра­зо­ва­ния в от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство "На­ци­о­наль­ный центр экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции (да­лее НаЦЭиС). Этот факт ино­гда трак­ту­ет­ся как пе­ре­да­ча пол­но­мо­чий по предо­став­ле­нию услуг экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции в так на­зы­ва­е­мую кон­ку­рент­ную сре­ду.

Но сле­ду­ет от­ме­тить тот не­ма­ло­важ­ный факт, что пре­об­ра­зо­ва­ние Рес­пуб­ли­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия в ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство за­вер­ши­лось за­креп­ле­ни­ем 100 - про­цент­но­го уча­стия го­су­дар­ства в устав­ном ка­пи­та­ле по­след­не­го.

Ис­хо­дя из су­ти из­ло­жен­но­го край­не слож­но со­гла­сить­ся с по­зи­ци­ей Пред­се­да­те­ля от­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Фе­де­раль­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва, ко­то­рый 29 ян­ва­ря 2012 го­да на за­се­да­нии Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии», по­свя­щен­но­го под­го­тов­ке встре­чи ак­ти­ва с В.В. Пу­ти­ным (ко­то­рая по­ка так и не со­сто­я­лась по не по­нят­ным при­чи­нам) по­ста­вил кон­ку­рен­то­спо­соб­ность юве­лир­но­го про­из­вод­ства в пря­мую за­ви­си­мость от ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та, ссы­ла­ясь на то, что «…Про­бир­ная па­ла­та в Ка­зах­ста­не – част­на­я…». Сле­ду­ет от­ме­тить, что са­ма по се­бе сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как при­об­ре­те­ние кон­ку­рент­но­го пре­иму­ще­ства на со­от­вет­ству­ю­щем рын­ке. И го­су­дар­ствен­ное пред­при­я­тие (в на­шем слу­чае РГП), и ком­мер­че­ские кор­по­ра­ции (в на­шем слу­чае АО) яв­ля­ют­ся ком­мер­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, де­я­тель­ность ко­то­рых на­прав­ле­на на из­вле­че­ние при­бы­ли. Кро­ме то­го, сле­ду­ет учи­ты­вать, что сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы в рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае да­же не име­ла це­лью из­ме­нить соб­ствен­ни­ка ак­ти­вов, ко­то­рым по-преж­не­му оста­ет­ся го­су­дар­ство, со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми от­сю­да по­след­стви­я­ми.

Важ­ным по­ка­за­те­лем яв­ля­ет­ся то, что в 2005 го­ду, в пе­ри­од, ко­то­рый на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом ли­бе­ра­ли­за­ции за­ко­но­да­тель­ства Ка­зах­ста­на в сфе­ре го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра, ко­гда дей­ство­вал доб­ро­воль­ный по­ря­док клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, всту­пи­ли в си­лу Пра­ви­ла внут­рен­ней тор­гов­ли, в со­от­вет­ствии с па­ра­гра­фом 7 ко­то­рых «Тре­бо­ва­ния к про­да­же из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней» из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней до по­да­чи в тор­го­вый зал про­хо­дят пред­про­даж­ную под­го­тов­ку, ко­то­рая вклю­ча­ет: осмотр и раз­бра­ков­ку из­де­лий, а так­же про­вер­ку на­ли­чия на них от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан (д­ля из­де­лий ка­зах­стан­ско­го про­из­вод­ства) и клей­ма из­го­то­ви­те­ля.

Про­да­жа юве­лир­ных из­де­лий, пред­ме­тов сер­ви­ров­ки сто­ла, укра­ше­ний по­ме­ще­ний и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов (зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на, пал­ла­дий и их спла­вы), из­де­лий с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чу­гом, а так­же из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов со встав­ка­ми из по­лу­дра­го­цен­ных, по­де­лоч­ных и син­те­ти­че­ских кам­ней, про­из­ве­ден­ных как в Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан, так и вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию, осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии на этих из­де­ли­ях от­тис­ков из­го­то­ви­те­лей. Про­да­жа огра­нен­ных дра­го­цен­ных при­род­ных кам­ней и жем­чу­га осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии сер­ти­фи­ка­та на каж­дый ка­мень или на на­бор про­да­ва­е­мых кам­ней. То есть, дан­ные пра­ви­ла, про­дол­жа­ю­щие дей­ство­вать и в на­сто­я­щее вре­мя, уста­но­ви­ли обя­за­тель­ный по­ря­док опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния из­де­лий и сер­ти­фи­ка­ции кам­ней. Кро­ме то­го, за на­ру­ше­ние пра­вил преду­смат­ри­ва­ет­ся от­вет­ствен­но­сть, уста­нов­лен­ная ад­ми­ни­стра­тив­ным и уго­лов­ным за­ко­но­да­тель­ством. Не­об­хо­ди­мо иметь вви­ду, что ст. 145Ко­дек­са Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в ви­де на­ка­за­ния за не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние чу­жо­го то­вар­но­го зна­ка, зна­ка об­слу­жи­ва­ния, на­име­но­ва­ния ме­ста про­ис­хож­де­ния то­ва­ра или фир­мен­но­го на­име­но­ва­ния, ес­ли эти дей­ствия не со­дер­жат при­зна­ков уго­лов­но-на­ка­зу­е­мо­го де­я­ни­я, преду­смат­ри­ва­ет штраф, ли­бо штраф с кон­фис­ка­ци­ей то­ва­ров.

В Уго­лов­ном ко­дек­се Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан так­же преду­смот­ре­на от­вет­ствен­ность за не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние то­вар­но­го зна­ка, зна­ка об­слу­жи­ва­ния, фир­мен­но­го на­име­но­ва­ния, на­име­но­ва­ния ме­ста про­ис­хож­де­ни­я то­ва­ра или сход­ных с ни­ми обо­зна­че­ний. Эти де­я­ния на­ка­зы­ва­ют­ся штра­фом, ли­бо ис­пра­ви­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до двух лет. Не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние пре­ду­пре­ди­тель­ной мар­ки­ров­ки на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом, ли­бо при­вле­че­ни­ем к об­ще­ствен­ным ра­бо­там на срок от ста два­дца­ти до ста вось­ми­де­ся­ти ча­сов, ли­бо ис­пра­ви­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до од­но­го го­да. По­ми­мо это­го преду­смот­ре­ны так­же санк­ции за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

Про­ком­мен­ти­ру­ем не­свое­вре­мен­ный и со­мни­тель­ный те­зис г-на Гу­ме­ро­ва о том, что в за­ко­но­да­тель­стве Ка­зах­ста­на о про­бир­ном над­зо­ре не преду­смот­ре­ны уго­лов­ные санк­ции за его на­ру­ше­ние. Так как по дан­ным ка­зах­ских кол­лег в на­сто­я­щий мо­мент рас­смат­ри­ва­ют­ся из­ме­не­ния в уго­лов­ное и ад­ми­ни­стра­тив­ное за­ко­но­да­тель­ство Ка­зах­ста­на, в ча­сти боль­шей кон­кре­ти­за­ции санк­ций за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ДМДК.

В 2012 го­ду, на­чал­ся но­вый этап раз­ви­тия ин­сти­ту­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля сфе­ры ДМДК в Ка­зах­ста­не. В це­лях ре­а­ли­за­ции Ука­за Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан от 21 июня 2011 го­да №120 «О ме­рах по вы­пол­не­нию Ре­ше­ния Меж­го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та (выс­ше­го ор­га­на та­мо­жен­но­го со­ю­за) Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ства «О еди­ном не­та­риф­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии та­мо­жен­но­го со­ю­за Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» Пра­ви­тель­ство Ка­зах­ста­на по­ста­но­ви­ло за­кре­пить чет­кую си­сте­му ор­га­нов и ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих кон­троль в сфе­ре ДМДК.

В на­сто­я­щее вре­мя струк­ту­ра кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в/­кам­ней вклю­ча­ет:
- Мин­фин, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дит та­мож­ня;
- Ми­ни­стер­ство мет­ро­ло­гии и но­вых тех­но­ло­гий, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят:
- Ко­ми­тет про­мыш­лен­но­сти, вы­да­ю­щий ак­ты го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля по сы­рье­вым то­ва­рам и дра­го­цен­ным ме­тал­лам. Он на­де­ля­ет пол­но­мо­чи­я­ми по сер­ти­фи­ка­ции сы­рье­вых то­ва­ров и дра­го­цен­ных ме­тал­лов На­ци­о­наль­ный Банк.
- Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии, ко­то­рый вы­да­ет ак­ты го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля по из­де­ли­ям из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ным кам­ням. В струк­ту­ру Ко­ми­те­та тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии вхо­дит Управ­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра, ко­то­рое име­ет пол­но­мо­чия осу­ществ­лять пла­но­вые и не­пла­но­вые про­вер­ки тор­го­вых се­тей.

Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на­де­ля­ет пол­но­мо­чи­я­ми по про­ве­де­нию экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции из­де­лий НаЦЭиС, ко­то­рый опре­де­лен упол­но­мо­чен­ной ор­га­ни­за­ци­ей по про­ве­де­нию экс­пер­ти­зы дра­го­цен­ных кам­ней, в том чис­ле не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов и юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Ком­па­ния рас­по­ла­га­ет не­об­хо­ди­мы­ми тру­до­вы­ми и тех­ни­че­ски­ми ре­сур­са­ми в 18 фи­ли­а­лах, на­хо­дя­щих­ся в круп­ных ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­трах Ка­зах­ста­на и име­ет в сво­ей струк­ту­ре ор­ган по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия (сер­ти­фи­ка­ции), служ­бы стан­дар­ти­за­ции и мет­ро­ло­ги­че­ские служ­бы. В шта­те ком­па­нии чис­лит­ся бо­лее 1 440 че­ло­век, 530 из ко­то­рых экс­пер­ты­–а­уди­то­ры по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия про­дук­ции, вклю­чая экс­пер­тов-ауди­то­ров меж­ду­на­род­но­го уров­ня, и экс­пер­тов-ауди­то­ров по опре­де­ле­нию стра­ны про­ис­хож­де­ния то­ва­ра, а так­же 315 по­ве­ри­те­лей по 17 ви­дам из­ме­ре­ний, 20 экс­пер­тов-ауди­то­ров в об­ла­сти обес­пе­че­ния един­ства из­ме­ре­ний и 34 спе­ци­а­ли­ста в об­ла­сти ре­мон­та и юс­ти­ров­ки средств из­ме­ре­ний и ис­пы­та­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Для обес­пе­че­ния эф­фек­тив­ной ра­бо­ты по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия про­дук­ции (услуг) ком­па­ния име­ет сеть ис­пы­та­тель­ных ла­бо­ра­то­рий во всех ре­ги­о­нах рес­пуб­ли­ки: 28 ак­кре­ди­то­ван­ных ла­бо­ра­то­рий по ис­пы­та­нию пи­ще­вых, элек­тро­тех­ни­че­ских, стро­и­тель­ных, про­мыш­лен­ных то­ва­ров, а так­же ла­бо­ра­то­рии не­раз­ру­ша­ю­ще­го кон­тро­ля и Про­бир­ную па­ла­ту, осу­ществ­ля­ю­щую опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий.

9 ян­ва­ря 2013 го­да в Ка­зах­ста­не всту­пи­ли в си­лу Пра­ви­ла ве­де­ния спе­ци­аль­но­го уче­та юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми, Пра­ви­ла клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, Пра­ви­ла вво­за на тер­ри­то­рию Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан из стран, не вхо­дя­щих в Та­мо­жен­ный со­юз, и вы­во­за из тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан в эти стра­ны дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Со­глас­но ука­зан­ным до­ку­мен­там, с ян­ва­ря 2013 го­да в Ка­зах­ста­не:
· ор­га­ни­зо­ван спе­ци­аль­ный учет, ве­де­ние ко­то­ро­го воз­ло­же­но на Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии МИиНТ;
· все юве­лир­ные из­де­лия им­пор­ти­ру­е­мые из 3-их стран (стран не вхо­дя­щих в Та­мо­жен­ный со­юз - да­лее 3-тьи стра­ны) под­ле­жат те­перь обя­за­тель­но­му опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию.

При вво­зе дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней из 3-их стран до со­вер­ше­ния та­мо­жен­ных опе­ра­ций, свя­зан­ных с та­мо­жен­ным де­кла­ри­ро­ва­ни­ем, за­яви­тель про­хо­дит про­це­ду­ру го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. В про­цес­се го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за­яви­тель про­хо­дит экс­пер­ти­зу (и­ден­ти­фи­ка­цию) то­ва­ров в упол­но­мо­чен­ной ор­га­ни­за­ции (в на­сто­я­щее вре­мя НаЦЭиС).

При этом, под го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем за дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми по­ни­ма­ет­ся кон­троль, осу­ществ­ля­е­мый упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном, вклю­ча­ю­щий в се­бя кон­троль за ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки дра­го­цен­ных кам­ней при их до­бы­че, кон­троль за пра­виль­но­стью опре­де­ле­ния клас­си­фи­ка­ци­он­ных при­зна­ков дра­го­цен­ных кам­ней, опре­де­ля­е­мых в про­цес­се экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции), учет сде­лок с не­об­ра­бо­тан­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на внут­рен­нем рын­ке, про­вер­ку про­ис­хож­де­ни­я; го­су­дар­ствен­ный кон­троль за юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – кон­троль, осу­ществ­ля­е­мый упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном, вклю­ча­ю­щий в се­бя кон­троль цен юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, уста­нов­ле­ние за­кон­но­сти сде­лок с юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней; экс­пер­ти­за (и­ден­ти­фи­ка­ция) дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – опре­де­ле­ние упол­но­мо­чен­ной­ор­га­ни­за­ци­ей ка­че­ствен­но-цве­то­вых, ко­ли­че­ствен­ных и сто­и­мост­ных ха­рак­те­ри­стик дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

По­сле по­лу­че­ния ак­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля НаЦЭиС про­ве­ря­ет со­от­вет­ствие уста­нов­лен­ной про­бы вво­зи­мых юве­лир­ных из­де­лий, Про­бир­ная па­ла­та осу­ществ­ля­ет клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий.

На из­де­лия вво­зи­мые из стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за в на­сто­я­щий мо­мент рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ствие на­ци­о­наль­но­го (в­нут­рен­не­го) ре­жи­ма клей­ме­ния, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся доб­ро­воль­ным, при том, что дей­ству­ют уже упо­мя­ну­тые ра­нее Пра­ви­ла внут­рен­ней тор­гов­ли Ка­зах­ста­на, преду­смат­ри­ва­ю­щие обя­за­тель­ное на­ли­чие клейм на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней и за на­ру­ше­ние ко­то­рых уста­нов­ле­ны до­ста­точ­но ве­со­мые штра­фы, во из­бе­жа­ние ко­то­рых все ка­зах­ские про­из­во­ди­те­ли клей­мят про­из­во­ди­мые из­де­лия в Про­бир­ной па­ла­те Ка­зах­ста­на. По све­де­ни­ям ка­зах­ских кол­ле, эта кол­ли­зия внут­рен­не­го за­ко­но­да­тель­ства Ка­зах­ста­на обя­за­тель­но бу­дет устра­не­на в бли­жай­шее вре­мя с ра­ти­фи­ка­ци­ей Со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях со­вер­ше­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го со­ю­за, про­ект ко­то­ро­го уже раз­ра­бо­тан экс­пер­та­ми трех стран. Со­гла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ный по­ря­док клей­ме­ния во всех стра­нах-участ­ни­ках с вза­им­ным при­зна­ни­ем клейм.

При вы­во­зе из тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней из тре­тьих стран, за­яви­тель про­хо­дит про­це­ду­ры го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции). Для про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции) то­ва­ров упол­но­мо­чен­на­яор­га­ни­за­ция от­би­ра­ет про­бы за­яв­лен­ных то­ва­ров для ис­сле­до­ва­ний. Экс­пер­ти­за (и­ден­ти­фи­ка­ция) вы­во­зи­мых то­ва­ров про­во­дит­ся в те­че­ние трех ра­бо­чих дней. Дра­го­цен­ные кам­ни, за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, не мо­гут быть вы­ве­зе­ны с тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, ес­ли их кон­тракт­ная сто­и­мость бо­лее чем на 5 про­цен­тов ни­же сто­и­мо­сти, опре­де­лен­ной го­су­дар­ствен­ным кон­тро­ле­ром при про­ве­де­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Юве­лир­ные из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, не мо­гут быть вы­ве­зе­ны с тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, ес­ли их кон­тракт­ная сто­и­мо­сть, уста­нов­лен­ная во внеш­не­тор­го­вом до­го­во­ре, мень­ше об­щей сто­и­мо­сти, опре­де­ля­е­мой го­су­дар­ствен­ным кон­тро­ле­ром в про­цес­се про­хож­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля;

- ввоз и вы­воз не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов в Ка­зах­стан до­пус­ка­ют­ся толь­ко из стран-участ­ни­ков Ким­бер­лий­ско­го­про­цес­са. Го­су­дар­ствен­ный кон­троль за не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми в Ка­зах­ста­не вклю­ча­ет в се­бя кон­троль за ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов при их до­бы­че, кон­троль за пра­виль­но­стью опре­де­ле­ния клас­си­фи­ка­ци­он­ных при­зна­ков не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, опре­де­ля­е­мых в про­цес­се экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции), кон­троль обя­за­тель­но­го пред­ло­же­ния пар­тии не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, пред­на­зна­чен­ной для экс­пор­та субъ­ек­та­ми про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов, для ре­а­ли­за­ции на внут­рен­нем рын­ке в те­че­ние 10 ра­бо­чих дней, про­вер­ку про­ис­хож­де­ния не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов и за­кон­но­сти вла­де­ния ими, кон­троль за на­ли­чи­ем сер­ти­фи­ка­тов вы­во­за не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов го­су­дар­ства-экс­пор­те­ра (сер­ти­фи­кат Ким­бер­лий­ско­го про­цес­са) при вво­зе не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов в це­лях ре­а­ли­за­ции Меж­ду­на­род­ной схе­мы сер­ти­фи­ка­ции не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, учет сде­лок с не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми на внут­рен­нем рын­ке;

- де­я­тель­ность по экс­пор­ту дра­го­цен­ных кам­ней под­ле­жит ли­цен­зи­ро­ва­нию.

Об уси­ле­нии мер го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК в Ка­зах­ста­не сви­де­тель­ству­ет и то, что в на­сто­я­щее вре­мя по­ми­мо су­ще­ству­ю­щих аф­фи­наж­ных за­во­дов Каз­цинк и Ка­за­хмыс ве­дет­ся стро­и­тель­ство тре­тье­го аф­фи­наж­но­го за­во­да в г. Аста­на.

В те­че­ние по­след­них лет в Ка­зах­ста­не идут се­рьез­ные из­ме­не­ния по вос­ста­нов­ле­нию су­ще­ство­вав­шей ра­нее си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра, во мно­гом это свя­за­но с пла­ни­ру­ю­щим­ся под­пи­са­ни­ем меж­ду Пра­ви­тель­ства­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь и Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан Со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях со­вер­ше­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го со­ю­за. Це­лью Со­гла­ше­ния яв­ля­ет­ся со­зда­ние усло­вий для обес­пе­че­ния сво­бод­но­го об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, в том чис­ле про­дук­ции из них меж­ду стра­на­ми-участ­ни­ка­ми Со­гла­ше­ния.

Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов РФ
ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии»

Ве­ду­щий спе­ци­а­лист по свя­зям с меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в
Лап­те­ва А.В.

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->