Научиться помогать

Раздел: Общество
19 февраля 2015 г.

Кри­сти­на Оноп­чен­ко - http://nuzhnapomosh.ru/

Впер­вые в дет­ском до­ме в ка­че­стве во­лон­те­ра я ока­за­лась в 16 лет. До сих пор вспо­ми­наю эту по­езд­ку, как один из са­мых слож­ных дней в мо­ей жиз­ни. Толь­ко пред­ставь­те, что пе­ред ва­ми сто­ит 50 де­тей, смот­ря­щих на вас с не­до­ве­ри­ем и не по­ни­ма­ю­щих, че­го от вас ожи­дать. Что мне де­лать? Как се­бя ве­сти? Нас это­му ни­кто и ни­ко­гда не учил. Все, что мы зна­ли на­вер­ня­ка, – мы хо­тим по­мочь.

Нуж­но по­зна­ко­мить­ся с ре­бен­ком? Со­би­ра­ешь все свое му­же­ство, улы­ба­ешь­ся и про­тя­ги­ва­ешь ру­ку. Нуж­но по­иг­рать? Вс­по­ми­на­ешь весь ар­се­нал игр, в ко­то­рые иг­рал во дво­ре и во­вле­ка­ешь в иг­ру де­тей. Нуж­но что-то сма­сте­рить? За­бы­ва­ешь о том, что в шко­ле твои по­дел­ки бы­ли в чис­ле худ­ших, вклю­ча­ешь фан­та­зию и по­мо­га­ешь рас­стро­ен­но­му маль­чиш­ке ле­пить сло­ни­ка. Нуж­но по­про­щать­ся с де­воч­кой в си­нень­ком пла­тьи­це, ко­то­рая по­ры­ви­сто те­бя об­ни­ма­ет и спра­ши­ва­ет: «Ма­ма, а ты еще при­е­дешь?» Обе­ща­ешь обя­за­тель­но вер­нуть­ся и всю до­ро­гу до­мой украд­кой гло­та­ешь сле­зы, что­бы ни­кто из тво­ей во­лон­тер­ской груп­пы это­го не за­ме­тил.

Что мне де­лать? Как се­бя ве­сти? Нас это­му ни­кто и ни­ко­гда не учил.

Мы, са­ми оста­ва­ясь еще детьми, ста­ра­лись по­мочь дру­гим де­тям. Де­тям, ко­то­рые нуж­да­лись в на­шем вни­ма­нии, за­бо­те и под­держ­ке. Но как это сде­лать пра­виль­но, мы не зна­ли. И по­мочь нам бы­ло не­ко­му. Ни­кто не мог объ­яс­нить, что страх пе­ред зна­ком­ством с детьми – это нор­маль­но. Ни­кто не мог рас­ска­зать, как пра­виль­но от­ка­зать ре­бен­ку, к ко­то­ро­му ты при­вя­зан, и по­мочь спра­вить­ся с чув­ством ви­ны за то, что у те­бя все хо­ро­шо, а у этих де­тей — та­лант­ли­вых, кра­си­вых, ум­ных — жизнь не сло­жи­лась. Со все­ми эти­ми про­бле­ма­ми нам, на­чи­на­ю­щим во­лон­те­рам, при­хо­ди­лось справ­лять­ся са­мим. Для не­ко­то­рых это ста­ло не­по­силь­ной за­да­чей.

Ос­нов­ной прин­цип бла­го­тво­ри­тель­ной во­лон­тер­ской по­мо­щи со­сто­ит в том, что­бы пред­ло­жен­ная по­мощь не на­вре­ди­ла под­опеч­ным, а бы­ла во бла­го. И имен­но по­это­му важ­но, что­бы во­лон­те­ры не до­пус­ка­ли оши­бок, ко­то­рые мо­гут по­влечь за со­бой бо­лез­нен­ные, а по­рой и не­ис­пра­ви­мые по­след­ствия. Но как это­го до­сти­чь, ес­ли во­лон­те­ры по­рой не мо­гут спра­вить­ся да­же со сво­и­ми эмо­ци­я­ми? Ес­ли че­ло­век, ко­то­рый дей­стви­тель­но хо­чет по­мочь, про­сто не зна­ет, как это нуж­но сде­лать?

Шко­ла со­ци­аль­но­го во­лон­тер­ства — это про­ект круп­ней­ше­го в Рос­сии доб­ро­воль­че­ско­го дви­же­ния «Да­ни­лов­цы» по обу­че­нию во­лон­те­ров, ко­ор­ди­на­то­ров во­лон­тер­ских групп и во­лон­тер­ских ор­га­ни­за­ций со всей стра­ны ра­бо­те в со­ци­аль­ных учре­жде­ни­ях. «Да­ни­лов­цы» на­учи­лись при­вле­кать мо­ло­дежь в во­лон­тер­ские груп­пы, обу­чать их и под­дер­жи­вать их на­чи­на­ния. Се­год­ня «Да­ни­лов­цы» — это око­ло 4 000 под­опеч­ных, око­ло 800 во­лон­те­ров и 18 еже­не­дель­но дей­ству­ю­щих во­лон­тер­ских групп, 25 со­труд­ни­ков.

Важ­но, что­бы во­лон­те­ры не до­пус­ка­ли оши­бок, ко­то­рые мо­гут по­влечь за со­бой бо­лез­нен­ные, а по­рой и не­ис­пра­ви­мые по­след­ствия.

«Глав­ный во­прос, ко­то­рый нас вол­ну­ет, — как сде­лать во­лон­тер­ство до­ступ­ным для каж­до­го, — рас­ска­зы­ва­ет Юрий Бе­ла­нов­ский, ру­ко­во­ди­тель доб­ро­воль­че­ско­го дви­же­ния «Да­ни­лов­цы». — Во­лон­те­рам по­рой при­хо­дит­ся пре­одо­ле­вать раз­лич­ные труд­но­сти: са­мо­му при­хо­дить в боль­ни­цу, упра­ши­вать ка­ко­го-ни­будь вра­ча, что­бы те­бя пу­сти­ли, по­том до­ка­зы­вать, что ты не на­вре­дишь, что ты не ка­кой-ни­будь зло­дей. Это пу­ть, ко­то­рый мо­гут прой­ти из­бран­ные лю­ди. А есть та­кие, ко­то­рые ду­ма­ют: «У ме­ня есть два ча­са сво­бод­но­го вре­ме­ни в не­де­лю и ка­кое-то ма­лень­кое же­ла­ние, со­чув­ствие к боль­ным де­тям или си­ро­там. Мо­гу ли я, имея все­го лишь это, не боль­ше, ре­а­ли­зо­вать се­бя в во­лон­тер­стве?» Бла­го­да­ря на­шей шко­ле че­ло­век мо­жет поз­во­лить се­бе сде­лать это да­же при та­ком ма­лень­ком ре­сур­се. А зна­чит, мы де­ла­ем во­лон­тер­ство до­ступ­ным для всех».

«У нас не шко­ла в клас­си­че­ском ее по­ни­ма­нии, где в сен­тяб­ре на­би­ра­ют клас­сы, а по­том по­сле обу­че­ния по­лу­ча­ют до­ку­мент, — до­бав­ля­ет Алек­сандр Бо­же­нов, пред­се­да­тель прав­ле­ния дви­же­ния. — У нас лю­ди мо­гут прий­ти толь­ко на один се­ми­нар и боль­ше не по­явить­ся, но по­лу­чить имен­но то, что им нуж­но».

Сна­ча­ла в шко­лу при­хо­дит но­ви­чок, с ним зна­ко­мят­ся, про­во­дят со­бе­се­до­ва­ние. Здесь са­мое глав­ное – мо­ти­ва­ция. Вся энер­гия во­лон­те­ра — в его ре­ше­нии. «Я хо­чу, я по­мо­гаю». По­сле со­бе­се­до­ва­ния он сра­зу по­па­да­ет в во­лон­тер­скую груп­пу, учит­ся че­му-то, хо­дит на ма­стер-клас­сы. «Но со вре­ме­нем во­лон­тер при­хо­дит к то­му, что все эти по­дел­ки и иг­ры от­хо­дят на вто­рой план, — объ­яс­ня­ет Юрий. — На пер­вый план вы­хо­дят про­бле­мы лич­ные, про­бле­мы об­ще­ния с под­опеч­ны­ми. И то­гда воз­ни­ка­ют те­мы го­раз­до бо­лее глу­бо­кие, но со сто­ро­ны не все­гда по­нят­ные. На­при­мер, как от­ка­зать ре­бен­ку? Или что де­лать с чув­ством ви­ны? Или, на­при­мер, во­про­сы груп­по­вые: как за­ста­вить груп­пу де­лать что-то со­об­ща? И это сле­ду­ю­щий этап. Тре­нин­ги, ко­то­рые про­хо­дят на та­кие уз­кие те­мы. На та­ких тре­нин­гах и об­суж­да­ют­ся очень лич­ные те­мы, об от­но­ше­ни­ях с детьми, об от­но­ше­ни­ях друг с дру­гом. И вот ко­гда во­лон­тер че­рез все это про­хо­дит, он ста­но­вит­ся про­фес­си­о­на­лом. То­гда он мо­жет стать ко­ор­ди­на­то­ром груп­пы. И это­му мы так­же учим. Та­к­же мы предо­став­ля­ем воз­мож­ность от­крыть свое соб­ствен­ное на­прав­ле­ние. В год мы за­пус­ка­ет при­мер­но по две груп­пы».

Ко­неч­но, у лю­дей ча­сто воз­ни­ка­ет во­прос, ес­ли во­лон­тер­ство – та­кое слож­ное за­ня­тие, от­ни­ма­ю­щее огром­ное ко­ли­че­ство сил, нуж­но ли оно? Сто­ит ли тра­тить свои си­лы на то, что мо­жет быть аб­со­лют­но бес­по­лез­ным? Де­ти от это­го не из­ле­чат­ся, си­ро­ты не най­дут ро­ди­те­лей, ве­те­ра­ны не ста­нут мо­ло­же и креп­че. Но во­лон­тер­ская де­я­тель­ность име­ет огром­ную си­лу. Но это ре­аль­ная по­мо­щь.

Во­лон­тер­ская де­я­тель­ность — это ре­аль­ная по­мо­щь.

Пред­ставь­те ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый на­хо­дит­ся в боль­ни­це. Он как ма­лень­кий ежик, он на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном стрес­се. Он уже зна­ет, что утром при­дет врач с боль­ши­ми ру­ка­ми и сно­ва сде­ла­ет укол, по­сле ко­то­ро­го бу­дет тош­нить, и нель­зя бу­дет встать с кро­ва­ти не­сколь­ко ча­сов. Он зна­ет, что ско­ро у не­го бу­дет тя­же­лая опе­ра­ция. Он на­хо­дит­ся вда­ли от сво­их дру­зей и род­ных, по­сто­ян­но в че­ты­рех сте­нах боль­ни­цы.

А ес­ли ре­бе­нок ле­жит в от­де­ле­нии без ма­мы? Ма­лень­кий че­ло­ве­чек жи­вет в по­сто­ян­ной тре­во­ге, в по­сто­ян­ном ожи­да­нии че­го-то пло­хо­го. И ко­гда на ка­ких-ни­будь два ча­са в не­де­лю при­хо­дят во­лон­те­ры, ре­бе­нок мо­жет про эту тре­во­гу за­быть: с ним иг­ра­ют, на не­го об­ра­ща­ют вни­ма­ние. И эти лич­ные от­но­ше­ния в боль­ни­це для де­тей ста­но­вят­ся ле­кар­ством.

Шко­ла со­ци­аль­но­го во­лон­тер­ства дей­стви­тель­но по­мо­га­ет доб­ро­воль­че­ско­му дви­же­нию раз­ви­вать­ся. Но ей, как и лю­бой шко­ле, нуж­ны сред­ства для су­ще­ство­ва­ния. Лю­бая шко­ла се­го­дня — это преж­де все­го пе­да­го­ги­че­ский со­став, про­грам­ма обу­че­ния и под­держ­ки, ин­тер­нет-сайт и, ко­неч­но, ауди­то­рии, где про­хо­дят за­ня­тия. У «Да­ни­лов­цев» есть мно­гое. Про­фес­си­о­наль­ная ко­ман­да спе­ци­а­ли­стов по ра­бо­те с во­лон­те­ра­ми и парт­нер­ские от­но­ше­ния с наи­бо­лее из­вест­ны­ми во­лон­тер­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, про­грам­ма ра­бо­ты, по­ме­ще­ния, со­от­вет­ству­ю­щее обо­ру­до­ва­ние и сред­ства на кан­це­ля­рию. Но не­об­хо­ди­мы день­ги на опла­ту тру­да пре­по­да­ва­те­лей, на сто­рон­них спе­ци­а­ли­стов и экс­пер­тов. Для раз­ви­тия это­го про­ек­та в ин­тер­не­те не­об­хо­ди­ма опла­та тру­да мо­де­ра­то­ра сай­та, рас­шиф­ров­щи­ка ауди­о­за­пи­сей и ви­део-опе­ра­то­ра.

Для су­ще­ство­ва­ния про­ек­та хо­тя бы до июля 2015 го­да тре­бу­ет­ся бо­лее 776 тыс. руб­лей.

Для су­ще­ство­ва­ния про­ек­та хо­тя бы до июля 2015 го­да тре­бу­ет­ся бо­лее 776 тыс. руб­лей. Сум­ма боль­шая, да. Но вме­сте мы смо­жем ее со­брать. Для это­го ведь все­го лишь нуж­но, что­бы 1 000 че­ло­век по­жерт­во­ва­ли все­го 780 руб­лей. Или 2 000 че­ло­век пе­ре­ве­ли по 390 руб­лей. И то­гда до­сти­же­ние це­ли ста­но­вит­ся со­всем ре­аль­ны­м! И то­гда око­ло 500 но­вич­ков по­лу­чат опыт пра­виль­но­го во­лон­тер­ства, по­про­бу­ют се­бя во­лон­те­ра­ми в Москве, на опы­те узна­ют, что та­кое обу­че­ние и под­держ­ка. То­гда бо­лее 700 дей­ству­ю­щих во­лон­те­ров смо­гут прой­ти обу­че­ние и по­лу­чить важ­ные для них зна­ния и на­вы­ки. То­гда око­ло 100 от­вет­ствен­ных за во­лон­тер­скую ра­бо­ту или во­лон­тер­ские груп­пы в бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях по­вы­сят свою ква­ли­фи­ка­цию, смо­гут об­ме­нять­ся опы­том, по­лу­чат спе­ци­а­ли­стов и по­мощь про­фес­си­о­наль­ных экс­пер­тов.

А са­мое глав­ное, око­ло 10 000 под­опеч­ных — си­рот, боль­ных де­тей, ста­ри­ков, без­дом­ных — бу­дут без­мер­но бла­го­дар­ны во­лон­те­рам за ока­зан­ную по­мо­щь.

Мы ведь не оста­нем­ся в сто­ро­не?

Cо­бра­но 112 194

Не­об­хо­ди­мо 776 534

[ nuzhnapomosh.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->