Инструктаж и наставничество в ювелирной компании

Раздел: Повышение квалификации
26 сентября 2017 г.

Од­но из ва­ж­ней­ших на­вы­ков эф­фек­тив­но­го ме­не­д­же­ра - уме­ние мо­ти­ви­ро­вать со­труд­ни­ков. В свя­зи с этим воз­рас­та­ет роль та­ких ко­м­пе­тен­ций ру­ко­во­ди­те­ля, как ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние ра­бо­чих, дис­кус­си­он­ных со­ве­ща­ний, со­бра­ний со­труд­ни­ков. Со­вре­мен­ный ру­ко­во­ди­тель обя­зан быть уме­лым ин­струк­то­ром и на­став­ни­ком, вла­деть ко­у­чин­го­вым сти­лем управ­ле­ния.

По­ня­тие ин­струк­таж ча­ще все­го свя­зы­ва­ет­ся с во­про­са­ми охра­ны тру­да и без­о­пас­но­го вы­пол­не­ния от­дель­ных ви­дов ра­бот. В на­шем слу­чае име­ет­ся в ви­ду чет­кая пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции о том, как, на­при­мер, про­да­вец-кон­суль­тант юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на дол­жен вы­кла­ды­вать то­вар на ви­т­ри­не или о том, как на­до при­вет­ство­вать по­ку­па­те­лей.

Ин­струк­таж ис­поль­зу­ет­ся для на­по­ми­на­ния о пра­виль­но­сти вы­пол­не­ния со­труд­ни­ка­ми от­дель­ных опе­ра­ций или опре­де­лен­ных ви­дов де­я­тель­но­сти. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но за­бы­вать да­же ну­ж­ную ему ин­фор­ма­цию, по­это­му со­труд­ни­кам не­об­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски на­по­ми­нать от­дель­ные по­ло­же­ния «Стан­дар­тов об­слу­жи­ва­ния», при­ня­тых в ко­м­па­нии, пра­ви­ла мер­чан­дай­зин­га, при­е­ма и уче­та то­ва­ра, об­слу­жи­ва­ния по кре­ди­т­ным кар­там и т.д.. Ин­струк­таж ча­ще все­го про­во­дит ад­ми­ни­стра­тор юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на, ру­ко­во­ди­тель от­де­ла. Во мно­гих юве­ли­р­ных ко­м­па­ни­ях с это­го на­чи­на­ет­ся ра­бо­чий день при вы­хо­де на ра­бо­ту но­вой сме­ны.

Настав­ни­че­ство в ко­м­па­нии обы­ч­но ис­поль­зу­ет­ся для успе­ш­ной ада­п­та­ции но­во­го со­труд­ни­ка, как внут­рен­ний ре­сурс при ор­га­ни­за­ции си­сте­мы обу­че­ния и раз­ви­тия со­труд­ни­ков и как ме­тод со­хра­не­ния не­ко­то­ро­го «з­на­ния», ес­ли его труд­но фор­ма­ли­зо­вать и опи­сать.

Посколь­ку тор­го­в­ля юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми тре­бу­ет хо­ро­ше­го, про­фес­си­о­наль­но­го вла­де­ния спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­я­ми, то имен­но про­гра­м­мы на­став­ни­че­ства мо­гут по­мочь в их осво­е­нии, за­кре­п­ле­нии и раз­ви­тии.
Ру­ко­во­ди­тель лю­бо­го уро­в­ня дол­жен уметь ис­пол­нять раз­ные ро­ли, в том чис­ле учи­те­ля, тре­не­ра, ин­струк­то­ра и на­став­ни­ка.

Пор­т­рет на­став­ни­ка

Настав­ни­ком мо­жет стать со­труд­ник ор­га­ни­за­ции, ко­то­рый в свое вре­мя сам про­шел пол­ный цикл ада­п­та­ции, зна­ет всю спе­ци­фи­ку ра­бо­ты в ко­м­па­нии, вза­и­мо­о­т­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве, и, что ва­ж­но, ло­яль­ность ко­то­ро­го не вы­зы­ва­ет со­м­не­ний. Кро­ме то­го, на­став­ник дол­жен вы­зы­вать у но­во­го со­труд­ни­ка ува­же­ние и до­ве­рие.
Как по­ка­зы­ва­ет пра­к­ти­ка, в хо­ро­шем кол­лек­ти­ве та­ких лю­дей боль­ше, чем нам, по­рой, ка­жет­ся.

Мо­ж­но при­ве­сти спи­сок ка­че­ств, по ко­то­рым сле­ду­ет про­во­дить от­бор на­став­ни­ков:

  • вы­со­кий про­фес­си­о­на­лиз­м
  • до­с­ко­наль­ное зна­ние обя­за­н­но­стей тех со­труд­ни­ков, ко­то­рых они бу­дут обу­чать­
  • лю­бовь к сво­е­му де­лу
  • же­ла­ние пе­ре­дать свои зна­ни­я
  • уме­ние яс­но и до­сту­п­но объ­яс­нять­
  • го­то­в­ность уде­лить но­ви­ч­ку свое вре­мя
  • до­ста­точ­ная, но не чрез­мер­ная раз­ни­ца в воз­ра­сте и/и­ли опы­те ра­бо­ты­
  • кон­та­к­т­но­сть, чув­ство спра­вед­ли­во­сти, про­сто­та в об­ра­ще­ни­и
  • ини­ци­а­тив­но­сть­
  • уме­ние под­бод­рить, усло­ж­нить, трез­во оце­нить и по­пра­вить­
  • спо­соб­ность к кон­струк­тив­ной кри­ти­ке
  • же­ла­ние быть на­став­ни­ком.

О не­об­хо­ди­мо­сти под­го­то­в­ки

Ра­бо­та на­став­ни­ка очень от­вет­ствен­на. Как пра­ви­ло, это вы­со­ко­к­ва­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты, ко­то­рые хо­тят и мо­гут обу­чать дру­гих лю­дей. Од­на­ко для на­став­ни­ка од­них спо­соб­но­стей и опы­та все-та­ки не­до­ста­точ­но. Сто­ит до­пол­ни­тель­но ор­га­ни­зо­вать для них спе­ци­аль­ное обу­че­ние по про­гра­м­ме «Настав­ни­че­ство». Обы­ч­но в нее вклю­ча­ют изу­че­ние ­по­ло­же­ний о на­став­ни­че­стве, про­грамм ада­п­та­ции, осво­е­ние на­вы­ков эф­фек­тив­ной ко­м­му­ни­ка­ции и да­же ос­нов обу­че­ния взрос­лых (ан­д­ра­го­ги­ки).

Что­бы пе­ре­да­ча зна­ний и опы­та ста­ло си­сте­мой, а не эпи­зо­ди­че­ски­ми раз­го­во­ра­ми их сле­ду­ет на­у­чить рас­по­з­на­вать ра­бо­чие си­ту­а­ци­и, пред­став­ля­ю­щие со­бой бла­го­при­ят­ные воз­мо­ж­но­сти для раз­ви­тия под­чи­нен­ных. Не­об­хо­ди­мо на­у­чить и пра­виль­но «раз­би­рать» эти си­ту­а­ции. На­при­мер, при со­в­ме­ст­ном ана­ли­зе си­ту­а­ции на­став­ник дол­жен сна­ча­ла за­дать во­прос «А как бы ты по­сту­пил?», а по­том уже объ­яс­нять, по­че­му ну­ж­но бы­ло по­сту­пить так, а не ина­че.

Су­ще­ству­ют не­ко­то­рые пра­ви­ла для на­став­ни­ков:

Ес­ли но­ви­чок про­сит что-то об­су­дить, его на­став­ник дол­жен не­мед­лен­но на это от­к­ли­к­нуть­ся.
А ес­ли не про­сит – на­став­ни­ку ну­ж­но са­мо­му под­тол­к­нуть его к об­су­ж­де­нию вол­ну­ю­щих про­б­лем.


При­мер. Па­мят­ка на­став­ни­ка юве­ли­р­ной ко­м­па­нии «Аль­фа-Юве­лир»

Ре­ко­мен­да­ции «Как обу­чать в про­цес­се ра­бо­ты»

1. Пред­ва­ри­тель­ная под­го­то­в­ка:

  • про­а­на­ли­зи­руй­те бу­ду­щую ра­бо­ту но­ви­ч­ка, об­ра­ти­те вни­ма­ние на осо­бо ва­ж­ные и сло­ж­ные опе­ра­ци­и;
  • на­строй­те се­бя на обу­че­ни­е;
  • про­ду­май­те план обу­че­ния: что вы ему рас­ска­же­те, что и как по­ка­же­те? Ка­кие во­про­сы и труд­но­сти мо­гут у не­го воз­ни­к­нуть?
  • под­бе­ри­те спра­воч­ный ма­те­ри­ал и по­со­бия.
2. Ввод­ный этап:
  • объ­яс­ни­те цель обу­че­ния, рас­ска­жи­те но­ви­ч­ку ка­кие на­вы­ки пред­сто­ит осво­ить­;
  • вы­яви­те уро­вень его под­го­то­в­ки;
  • объ­яс­ни­те, по­че­му ва­ж­но вы­пол­нять эту ра­бо­ту имен­но по уста­но­в­лен­ной схе­ме, по­ста­рай­тесь его увлечь.
3. Обу­че­ние в про­цес­се:
  • по­ка­жи­те но­ви­ч­ку, как вы­пол­ня­ет­ся ра­бо­та, по­ка­зы­вай­те ра­бо­чие опе­ра­ции по од­ной­;
  • вы­де­ляй­те клю­че­вые мо­мен­ты, от­ра­ба­ты­вай­те их до­пол­ни­тель­но;
  • не пе­ре­гру­жай­те но­ви­ч­ка ин­фор­ма­ци­ей и со­об­ра­зуй­те ско­рость обу­че­ния с его спо­соб­но­стя­ми и уме­ни­ем кон­цен­три­ро­вать­ся;
  • ес­ли по­тре­бу­ет­ся, то на­ч­ни­те все сна­ча­ла.
4. Пра­к­ти­ка и оцен­ка:
  • пред­ло­жи­те но­ви­ч­ку вы­пол­нить ра­бо­ту са­мо­сто­я­тель­но;
  • вни­ма­тель­но смо­т­ри­те, как он ра­бо­та­ет. Он все пра­виль­но де­ла­ет, со­б­лю­да­ет ме­то­ди­ку? Вас устра­и­ва­ет ка­че­ство его ра­бо­ты?
  • оце­ни­те ре­зуль­тат. Объ­яс­ни­те и ис­правь­те оши­б­ки сра­зу же, не от­кла­ды­вая. Под­дер­жи­те и по­хва­ли­те.
  • по­про­си­те но­ви­ч­ка са­мо­го оце­нить свою ра­бо­ту.
5. За­кре­п­ле­ние на­вы­ков:
  • вме­сте с но­ви­ч­ком под­ве­ди­те ито­ги: че­му он на­у­чи­л­ся, ка­ко­вы его силь­ные и сла­бые сто­ро­ны­;
  • во­в­ле­ки­те в об­су­ж­де­ние и пред­ло­жи­те за­дать во­про­сы­;
  • пред­ло­жи­те по­ра­бо­тать са­мо­сто­я­тель­но, опи­ра­ясь на име­ю­щу­ю­ся схе­му;
  • сфор­му­ли­руй­те за­да­чи и со­ставь­те план для осво­е­ния но­вых фун­к­ций­;
  • дай­те но­ви­ч­ку воз­мо­ж­ность про­дол­жить обу­че­ние са­мо­му. Для это­го ука­жи­те ему ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции, пре­до­ставь­те не­об­хо­ди­мые ма­те­ри­а­лы.

Из­ве­ст­но, что пра­виль­ная об­рат­ная связь уско­ря­ет обу­че­ние, поз­во­ля­ет со­труд­ни­кам сра­зу уви­деть ре­зуль­та­ты ра­бо­ты, да­ет воз­мо­ж­ность во­вре­мя ис­пра­вить оши­б­ки, по­вы­ша­ет за­ин­те­ре­со­ван­ность лю­дей в ра­бо­те и, что очень ва­ж­но, эмо­ци­о­наль­но под­дер­жи­ва­ет и мо­ти­ви­ру­ет их. В свя­зи с этим на­став­ни­ков на­до обя­за­тель­но обу­чать уме­нию пра­виль­но пре­до­став­лять об­рат­ную связь.

При­ве­дем при­мер, что сле­ду­ет де­лать и ка­кие фра­зы не сто­ит упо­треб­лять при ра­бо­те на­став­ни­ка с но­ви­ч­ком:

Пра­виль­но де­лать сле­ду­ю­щее: Не­пра­виль­но от­де­лы­вать­ся фра­за­ми:
  • Сра­зу ин­фор­ми­ро­вать со­труд­ни­ков о ре­зуль­та­тах ра­бо­ты­
  • Все­г­да да­вать точ­ную и кон­крет­ную оцен­ку си­ту­а­ци­и
  • Не за­бы­вать го­во­рить об успе­хах – это да­ет сти­мул к ра­бо­те, - но при этом от­ме­чать, что мо­ж­но сде­лать луч­ше
  • Кри­ти­ко­вать под­чи­нен­ных с гла­зу на глаз, и кон­струк­тив­но, не уще­м­ляя их до­сто­ин­ства
  • Все­г­да вы­зы­вать со­труд­ни­ков на ди­а­ло­г
  • «Это не го­ди­т­ся, так де­лать нель­зя»
  • «Вы все де­ла­ет на­пе­ре­ко­сяк»
  • «Вам же толь­ко что объ­яс­ни­ли, как не на­до де­лать!»
  • «Я знаю, что го­во­рю. Бу­дет так, как я ска­зал»
  • «Мы это об­су­дим по­том»
  • «Не­у­же­ли так труд­но де­лать так, как на­до»
  • «В­се во­про­сы по­том, сна­ча­ла сде­лай­те все как на­до»

О­жи­да­е­мые ре­зуль­та­ты

В пе­ри­од раз­ви­тия роз­ни­ч­ной се­ти, от­кры­тия юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов, зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет по­треб­ность в при­в­ле­че­нии пе­р­со­на­ла. Тре­бу­ет­ся не толь­ко пол­но­стью уко­м­плек­то­вы­вать штат ка­ж­до­го но­во­го ма­га­зи­на, но и успе­вать обу­чать пе­р­со­нал к от­кры­тию тор­го­вых за­лов.
Ко­г­да про­цесс обу­че­ния ста­ви­т­ся на по­ток, тре­нер не мо­жет учи­ты­вать ада­п­та­ци­он­ные спо­соб­но­сти ка­ж­до­го но­во­го ра­бо­т­ни­ка. Сле­до­ва­тель­но, но­ви­ч­ки не все­г­да успе­ш­но осва­и­ва­ют­ся в ко­м­па­нии и ча­сто уволь­ня­ют­ся во вре­мя или сра­зу по­с­ле ис­пы­та­тель­но­го сро­ка. Все это при­во­дит к се­рьез­ным вре­мен­ны­м и фи­нан­со­вым за­тра­там, свя­за­н­ным с но­вым под­бо­ром и обу­че­ни­ем пе­р­со­на­ла.
В этом слу­чае для со­ци­аль­но-п­си­хо­ло­ги­че­ской и про­фес­си­о­наль­ной ада­п­та­ции пе­р­со­на­ла нет луч­шей си­сте­мы, чем на­став­ни­че­ство.

Соз­да­ние чет­ко фун­к­ци­о­ни­ру­ю­щей си­сте­мы на­став­ни­че­ства в ко­м­па­нии - про­цесс кро­по­т­ли­вый и тре­бу­ю­щий вре­ме­ни, тем не ме­нее, уси­лия пол­но­стью оправ­ды­ва­ют се­бя и при­но­сят ко­м­па­нии ощу­ти­мую вы­го­ду. Настав­ни­че­ство поз­во­ля­ет:
  • по­вы­сить ка­че­ство под­го­то­в­ки и ква­ли­фи­ка­ции пе­р­со­на­ла;
  • раз­вить у но­вых со­труд­ни­ков по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к ра­бо­те, дать им воз­мо­ж­ность быст­рее до­стичь ра­бо­чих по­ка­за­те­лей, не­об­хо­ди­мых ко­м­па­ни­и;
  • сэко­но­мить вре­мя ру­ко­во­ди­те­лей под­раз­де­ле­ния на обу­че­ние но­вых ра­бо­т­ни­ко­в;
  • пре­до­ста­вить на­став­ни­кам воз­мо­ж­ность ка­рьер­но­го ро­ста, по­о­щ­рить за хо­ро­шую ра­бо­ту, при­знать их за­слу­ги пе­ред ко­м­па­ни­ей­;
  • сни­зить те­ку­честь ка­д­ров, умень­шив ко­ли­че­ство со­труд­ни­ков, уво­лив­ших­ся во вре­мя и сра­зу по­с­ле ис­пы­та­тель­но­го сро­ка.

Но ко­м­па­нии не дол­ж­на за­бы­вать и о по­о­щ­ре­нии са­мих на­став­ни­ков. При­ме­ня­ют­ся, как ма­те­ри­аль­ное по­о­щ­ре­ние, на­при­мер, пе­р­со­наль­ная на­д­бав­ка в ви­де фи­к­си­ро­ван­ной су­м­мы или про­цен­те от за­ра­бо­т­ной пла­ты, так и вру­че­ние гра­мот, при­сво­е­ние зва­ния «Луч­ший на­став­ник», цен­ный по­да­рок и мно­гое дру­гое.

В по­след­нее вре­мя мно­го го­во­рят о ко­у­чин­ге, ко­у­чин­го­вом сти­ле управ­ле­ния. Ме­ж­ду по­ня­ти­я­ми на­став­ни­че­ства и ко­у­чин­гом су­ще­ству­ет, но до­ста­точ­но тон­кая раз­ни­ца. Прав­да этот во­прос до сих пор дис­ку­ти­ру­ет­ся в на­уч­ных и про­фес­си­о­наль­ных кру­гах спе­ци­а­ли­стов по управ­ле­нию пе­р­со­на­лом.

С­чи­та­ет­ся, что раз­ни­ца со­сто­ит в пе­ре­да­че ин­фор­ма­ции от «стар­ше­го» к «под­о­пе­ч­но­му». Так в на­став­ни­че­стве ин­фор­ма­ция пе­ре­да­ет­ся в ви­де ин­струк­та­жа и/и­ли лек­ции, по­яс­ня­ю­щих «как ну­ж­но де­лать». А в ко­у­чин­ге пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит че­рез во­про­сы и дис­кус­сии.

Ко­у­чинг рас­смат­ри­ва­ет­ся как стиль от­но­ше­ний, при­да­ю­щий си­лы и кли­ен­ту и ко­у­чу, как тех­но­ло­гия раз­ви­тия ли­ч­но­сти.

В ко­у­чин­ге при­ме­ня­ют­ся че­ты­ре глав­ных во­про­са: 1. Что ты хо­чешь? 2. Что те­бе не­об­хо­ди­мо сде­лать? или Как ты это мо­жешь по­лу­чить? 3. Как ты мо­жешь по­ме­шать се­бе? 4. Как ты узна­ешь, что до­стиг це­ли?

Гла­ва из кни­ги Га­ли­ны Ба­ра­но­вой­
«Юве­ли­р­ная тор­го­в­ля. Эф­фек­тив­ный пе­р­со­нал»
(М: из­да­тель­ский дом «6 ка­рат)

За­ка­зать кни­гу «Юве­ли­р­ная тор­го­в­ля. Эф­фек­тив­ный пе­р­со­нал»
­мо­ж­но и­ли по e-mail: 6carat@inbox.ru; info@6carat.ru

13-14 но­яб­ря

Се­ми­нар-­пра­к­ти­кум «У­прав­ле­ние юве­ли­р­ным биз­не­сом» (о­п­ти­ми­за­ция биз­нес-­про­цес­сов в юве­ли­р­ной роз­ни­це)
-У­прав­ле­ние со­труд­ни­ка­ми ко­м­па­ни­и; при­ме­ры ма­те­ри­аль­ной и не­ма­те­ри­аль­ной мо­ти­ва­ции пе­р­со­на­ла; фун­к­ции кон­тро­ля и ре­ко­мен­да­ции по при­ме­не­нию.
-Тех­но­ло­гия по­стро­е­ния биз­нес-­про­цес­со­в; кар­та про­цес­сов в се­те­вой юве­ли­р­ной роз­ни­це и ав­то­но­м­но­го ма­га­зи­на.
-Ал­го­ритм по­стро­е­ния про­цес­са то­ва­ро­дви­же­ни­я; ре­ко­мен­да­ции по со­з­да­нию ре­гла­мен­тов и ин­струк­ций; сло­ж­но­сти и их пре­о­до­ле­ние по внед­ре­нию про­цес­с­но­го управ­ле­ния в роз­ни­ч­ной ко­м­па­нии.

За­яв­ку на се­ми­нар мо­ж­но офор­мить по ссы­л­ке http://6carat.ru/ru/learn-order.html

По­лу­чить до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию ­мо­ж­но
в Ме­ж­ду­на­род­ном Биз­нес - цен­т­ре «6 ка­рат»
­по те­ле­фо­нам: +7-495-744-34-64; +7-903-751-58-58
и­ли по e-mail: 6carat@inbox.ru; info@6carat.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->