Российский рынок ювелирных часов: специфика, анализ спроса, тенденции. Часть 1

Раздел: Рынки
29 октября 2019 г.

Жур­нал «На­ви­га­тор юве­ли­р­ной тор­го­в­ли» про­а­на­ли­зи­ро­вал рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов и вы­явил ос­но­в­ные тен­ден­ции и осо­бен­но­сти спро­са со сто­ро­ны ко­неч­ных по­тре­би­те­лей про­дук­ции.

В ра­м­ках ис­сле­до­ва­ния бы­ли про­ве­де­ны ин­тер­вью с экс­пе­р­та­ми ча­со­во­го и юве­ли­р­но­го ры­н­ков пред­ста­ви­те­ля­ми ве­ду­щих ко­м­па­ний-­про­из­во­ди­те­лей и дис­три­бью­то­ров.

Об­щие тен­ден­ции

Ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов нель­зя рас­смат­ри­вать в от­ры­ве от ча­со­во­го ры­н­ка в це­лом, од­на из клю­че­вых тен­ден­ций ко­то­ро­го в по­след­ние го­ды – пе­ре­те­ка­ние спро­са ме­ж­ду це­но­вы­ми се­г­мен­та­ми. Это свя­за­но пре­ж­де все­го с эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей в стра­не и па­де­ни­ем по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти на­се­ле­ния. При этом экс­пе­р­ты от­ме­ча­ют, что пре­ми­ум-­се­г­мент – ча­сы пре­и­му­ще­ствен­но за­ру­бе­ж­но­го про­из­вод­ства от 500 тыс. руб. и вы­ше – пра­к­ти­че­ски не из­ме­ни­л­ся, в то вре­мя как в сред­нем и вы­со­ком це­но­вых се­г­мен­тах от­ме­ча­ет­ся за­мет­ное со­кра­ще­ние.

В ни­ж­нем це­но­вом се­г­мен­те – до 20 000 руб., на­про­тив, от­ме­ча­ет­ся рост пре­ж­де все­го за счет зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния объ­е­ма им­пор­та из Ки­тая, ко­то­рый экс­пе­р­ты свя­зы­ва­ют с из­ме­не­ни­ем та­мо­жен­но­го за­ко­но­да­тель­ства, сде­лав­ше­го ввоз ки­тай­ских ча­сов бо­лее вы­год­ным.

«Ес­ли срав­нить про­да­жи с тем, что бы­ло па­ру лет на­зад по ча­сам, ко­то­рые им­пор­ти­ру­ют­ся, и по дан­ным та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ки, се­г­мент до­ро­гих ча­сов (до­ро­же 200 000 руб­лей) упал не силь­но – на 10–20%, при этом из­ме­не­ний по брен­дам не на­б­лю­да­лось, сред­ний упал на 30%. Что ка­са­ет­ся ди­а­па­зо­на до 20 000 руб­лей, тут офи­ци­аль­но ры­нок вы­рос в не­сколь­ко раз», – от­ме­ча­ет Ми­ха­ил КАСПАРОВ, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии ProTime Rus.

Жорж КИНИ, пре­зи­дент хол­дин­га Time&Technologies, та­к­же от­ме­ча­ет су­ще­ствен­ное па­де­ние про­даж имен­но в сред­нем и вы­со­ком це­но­вых се­г­мен­тах: «На­и­бо­лее по­стра­дал сред­ний и вы­со­кий се­г­мен­ты. В первую оче­редь со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство по­ку­пок – па­де­ние про­даж в сред­нем се­г­мен­те со­ста­ви­ло ми­нус 50%. От­ме­чу, что ни­ж­ний це­но­вой се­г­мент – ча­сы сто­и­мо­стью до 20 000 руб­лей, сред­ний – от 20 000 до 150 000 руб­лей, вы­со­кий – от 150 000 до 500 000 руб­лей, а то, что вы­ше, – пре­ми­ум».

Е­ще од­но зна­ко­вое из­ме­не­ние на ча­со­вом ры­н­ке – и это не толь­ко рос­сий­ская дей­стви­тель­но­сть, а об­ще­ми­ро­вая тен­ден­ция — кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны га­д­же­тов и SmartWatch, ко­то­рая осо­бен­но за­мет­но ста­ла про­яв­лять­ся с 2015 го­да. Ес­ли ра­нь­ше для де­мон­стра­ции сво­е­го ста­ту­са лю­ди при­об­ре­та­ли ча­сы из­ве­ст­ных швей­ца­р­ских ма­рок, то те­перь по­ку­па­ют по­след­ние мо­де­ли смар­т­фо­нов и дру­гих га­д­же­тов, ко­то­рые смо­гут со­че­тать в се­бе эс­те­ти­ч­ность и со­вре­мен­ную ути­ли­тар­но­сть.

Од­на­ко экс­пе­р­ты оп­ти­ми­сти­ч­но смо­т­рят на дан­ную си­ту­а­цию с точ­ки зре­ния раз­ви­тия от­рас­ли и пред­по­ла­га­ют, что это вре­мен­ное яв­ле­ние, ко­то­рое в том чис­ле ко­м­пе­н­си­ру­ет­ся вклю­че­ни­ем ум­ных фун­к­ций в клас­си­че­ские ча­сы.

«На ча­со­вой ры­нок зна­чи­тель­но по­в­ли­я­ло по­сту­п­ле­ние но­вых тех­но­ло­гий, та­ких как фи­т­нес-­брас­ле­ты и смарт-­ча­сы. Я не рас­смат­ри­ваю как кон­ку­рен­та SmartWatch, это га­д­жет. Это вре­мен­ное яв­ле­ние, и оно, ко­неч­но, от­ра­зи­лось на крат­ко­сроч­ной пе­р­с­пе­к­ти­ве на ча­со­вом ры­н­ке. Но ско­ро бу­дет до­сти­г­нут пре­дел, и в бли­жай­шее вре­мя на­ч­нет­ся от­кат. Толь­ко пред­ставь­те, рост про­даж по­доб­ной про­дук­ции за три го­да уве­ли­чи­л­ся в 30 раз, ры­нок не мо­жет рас­ти без оста­но­в­ки!» — ре­зю­ми­ро­вал Жорж КИНИ, Time&Technologies.

А­на­ло­ги­ч­но­го мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся Ма­ри­на МАЛЮТИНА, ру­ко­во­ди­тель от­де­ла мар­ке­тин­га ко­м­па­нии TBN Time: «Ко­неч­но, есть пе­ре­се­че­ния и кон­ку­рен­ция, но од­но не за­ме­нит дру­гое. Те лю­ди, ко­то­рые по­ни­ма­ют, что та­кое ча­сы, их зна­чи­мость и не­об­хо­ди­мо­сть, ни­ко­г­да не про­ме­ня­ют это на га­д­жет».

Ес­ли го­во­рить о спе­ци­фи­ке рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных ча­сов, то ры­нок в на­шей стра­не уни­ка­лен по сво­ей струк­ту­ре: рос­сий­ские юве­ли­р­ные ча­сы обособ­ле­ны от ры­н­ка ча­сов в це­лом и на­хо­дят­ся на сты­ке юве­ли­р­но­го и ча­со­во­го ры­н­ков. Во-­пе­р­вых, это вы­з­ва­но тем, что се­г­мент рос­сий­ских юве­ли­р­ных ча­сов дол­гое вре­мя раз­ви­вал­ся пре­и­му­ще­ствен­но че­рез юве­ли­р­ную, а не ча­со­вую роз­ни­цу. Во-в­то­рых, это свя­за­но с осо­бым вос­при­я­ти­ем по­доб­ных из­де­лий по­тре­би­те­ля­ми: юве­ли­р­ные ча­сы в со­з­на­нии по­ку­па­те­лей на­де­ле­ны пре­ж­де все­го ат­ри­бу­та­ми укра­ше­ния и ста­ту­са, не­же­ли ча­со­во­го ме­ха­низ­ма.

Сто­ит от­ме­тить, что ес­ли на ча­со­вом ры­н­ке в це­лом на се­го­д­ня­ш­ний день сфор­ми­ро­ва­на им­пор­то­о­ри­ен­ти­ро­ван­ная мо­дель – объ­ем им­пор­та в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии, по дан­ным за 2018 год, пре­вы­ша­ет объ­ем внут­рен­не­го про­из­вод­ства при­мер­но в 8 раз все­го им­пор­ти­ро­ва­но бо­лее 16,5 млн ча­сов раз­ли­ч­но­го ви­да[1], то в се­г­мен­те ча­сов из зо­ло­та и се­реб­ра зна­чи­тель­но боль­шая до­ля (в шту­ках) при­хо­ди­т­ся имен­но на ча­сы оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

Так, в 2018 го­ду из Швей­ца­рии, на ко­то­рую при­хо­ди­т­ся око­ло 80% об­ще­го объ­е­ма им­пор­т­ных по­ста­вок ча­сов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в Рос­сию вве­зе­но все­го око­ло 3,7 тыс. ча­сов. При­чем эти объ­е­мы на 40–45% ни­же по­ка­за­те­лей до­кри­зис­ных 2011–2013 го­дов.[2]


Ди­а­гра­м­ма 1.
Ди­на­ми­ка им­пор­та ча­сов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов из Швей­ца­рии, тыс. шт.

В це­лом, по сло­вам экс­пе­р­тов, при­няв­ших уча­стие в ис­сле­до­ва­нии, ры­нок юве­ли­р­ных ча­сов про­дол­жа­ет под­вер­гать­ся из­ме­не­ни­ям, ха­ра­к­тер­ным для ры­н­ка ча­сов из недра­го­цен­ных ме­тал­лов с 2014 го­да от­ме­ча­ет­ся за­мет­ная тен­ден­ция суже­ния (со­кра­ще­ния об­щих объ­е­мов про­даж в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии) и пе­ре­те­ка­ния спро­са в бо­лее низ­кие се­г­мен­ты.

На­при­мер, по­ку­па­те­ли, ко­то­рые не рас­смат­ри­ва­ют укра­ше­ние как ин­ве­сти­цию, при­об­ре­та­ют его как ак­сес­су­ар и об­ра­ща­ют боль­ше вни­ма­ния на се­реб­ря­ные из­де­лия. Иг­ро­ки ры­н­ка за­яв­ля­ют, что ас­сор­ти­мент и раз­но­об­ра­зие се­реб­ря­ных ча­сов в пе­ри­од сни­же­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

«На се­го­д­ня­ш­ний день в це­лом на юве­ли­р­ном ры­н­ке рас­тет по­пу­ляр­ность се­ре­бра. До 2014 го­да все бы­ли со­сре­до­то­че­ны на зо­ло­тых укра­ше­ни­ях сред­не­го и вы­со­ко­го се­г­мен­тов. В боль­шин­стве слу­ча­ев пред­по­чте­ние при по­ку­п­ке от­да­ва­лось из­де­ли­ям из зо­ло­та и пла­ти­ны. Сей­час се­реб­ро за­ня­ло свое гла­вен­ству­ю­щее ме­сто на юве­ли­р­ном ры­н­ке и ры­н­ке юве­ли­р­ных ча­сов. Ес­ли до 2014 го­да бы­ли бо­лее вос­тре­бо­ва­ны зо­ло­тые ча­сы, то в пе­ри­од кри­зи­са по­тре­би­те­ли все боль­ше и боль­ше пе­ре­клю­ча­ют­ся на бо­лее де­ше­вые се­реб­ря­ные ча­сы. Это об­щая тен­ден­ция, и она бу­дет про­дол­жать­ся, ес­ли не из­ме­ни­т­ся эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция в стра­не и ми­ре», — рас­ска­за­ла о трен­дах А­на­ста­сия ДЕДОВА, ко­м­мер­че­ский ди­рек­тор ча­со­во­го на­прав­ле­ния ко­м­па­нии Sokolov.

Ос­но­в­ной объ­ем спро­са на юве­ли­р­ные ча­сы рос­сий­ско­го про­из­вод­ства при­хо­ди­т­ся на из­де­лия сто­и­мо­стью до 60 тыс. руб­лей. При этом спрос на бо­лее до­ро­гие мо­де­ли со­кра­ти­л­ся, од­на­ко не ис­чез пол­но­стью, по­это­му пол­но­стью из­бав­лять­ся от вы­со­ко­це­но­во­го ас­сор­ти­мен­та экс­пе­р­ты роз­ни­ч­ным точ­кам не ре­ко­мен­ду­ют.

Та­б­ли­ца 1. Струк­ту­ра про­даж в тор­го­вых точ­ках рос­сий­ских юве­ли­р­ных ча­сов раз­ли­ч­ных це­но­вых се­г­мен­тов в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии

Се­г­мен­т Про­да­жи в тор­го­вых точ­ках в шту­ках
1-­низ­кий (до 30 тыс. руб.) 47%
2-­сред­ний (30-60 тыс. руб.) 38%
3-­до­ро­гой (60-100 тыс. руб.) 10%
4-­пре­ми­ум (от 100 тыс. руб.) 5%
ИТОГО 100%

По дан­ным ко­м­па­нии Sokolov

Про­дол­же­ние сле­ду­ет.

[1] Источ­ни­ки: ФТС, ЕМИСС

[2] Источ­ник: ФТС

[ njt.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->