Все производственные и торговые предприятия в ювелирной отрасли России находятся в частной собственности. Соответственно, в частной собственности находятся драгоценные металлы и драгоценные камни, которые «оборачиваются» на этих предприятиях. А вот контроль за таким оборотом осуществляет государство. Оно же устанавливает и правила этого оборота, хранения, перевозки и предоставления отчетности по движению драгоценных металлов и драгоценных камней. Получается, что права собственников на данные виды ценностей имеют установленные законом ограничения.
Обязанность участников рынка по ведению учета, обеспечению сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий, а также предоставлению соответствующей отчетности установлена Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ФЗ-41). Полномочиями по установлению порядка учета хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий, а также полномочиями по установлению порядка отчетности, наделено Правительство Российской Федерации (ст.11 ФЗ-41).
Порядок учета драгоценных металлов и ювелирных изделий определен двумя основными документами – постановлением Правительства РФ от 28.09.2000. года № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016. года № 231-н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
В постановлении Правительства № 731 нет пункта, устанавливающего параметры учета ювелирных изделий. Пункт 7 устанавливает общие требования без детализации по видам деятельности и состоянию драгоценных металлов. В нeм используется терминология, не определенная законом или нормативным правовым актом (качество драгоценных металлов). В данном пункте говорится о том, что учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массовые доли химически чистых драгоценных металлов. Пункты 8 и 9 определяют учет изделий из драгоценных металлов, используемых в различных видах деятельности, но в этих пунктах речь не идeт о производстве и реализации ювелирных изделий.
Лом и отходы драгоценных металлов и камней, образующиеся в процессе производства и использования, учитываются организациями и индивидуальными предпринимателями по наименованию, массе, качеству, стоимостному выражению. Драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности учитываются по их наименованию и массе. Драгоценные металлы и драгоценные камни в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе и качеству.
Детально вопросы учета драгоценных металлов и ювелирных изделий изложены в «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ № 231-н от 9 декабря 2016 г.
В разделе II Инструкции общим блоком рассматриваются требования по учету:
- драгоценных металлов;
- драгоценных камней;
- изделий (продукции), содержащих драгоценные металлы, в том числе ювелирные;
- лома драгоценных металлов;
- остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемых для извлечения драгоценных металлов;
- отходов драгоценных камней, образовавшихся при их обработке.
Таким образом, в одном разделе рассматриваются многочисленные объекты учета. Такой подход требует четких определений, позволяющих соотнести норму именно с конкретным объектом учета. В Инструкции определено, что учет драгоценных металлов, драгоценных камней, а также драгоценных металлов в продуктах переработки минерального и вторичного сырья, комплектующих деталях, полуфабрикатах, изделиях, используемых в научной и производственной деятельности, в ломе драгоценных металлов, в остатках сырья, материалов, полуфабрикатов должны учитываться в том числе по массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них.Исключение составляют только ювелирные изделия.
В частности, норма учета ювелирных изделий рассматривается в подпункте в) пункта 13 данного раздела Инструкции:
«13. На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно: …
в) для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий их содержащих - наименование изделия, количество, артикул, в том числе:
для драгоценных металлов - дополнительно указывается наименование драгоценного металла, его масса и проба;
для драгоценных камней - дополнительно указывается наименование, количество, масса, характеристики драгоценных камней на основании данных из технической документации изготовителя, а также способ обработки, изменивший качественные, цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, кроме огранки».
Из текста пункта 13 следует, что для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий, их содержащих, кроме наименования изделия количества и артикула, учет должен содержать реквизиты, включающие массу драгоценного металла и его пробу.
Проба, согласно определению, данному в Статье 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», это «количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла». Следует полагать, что если речь идет о массе и пробе драгоценного металла, то подразумевается именно лигатурный сплав, а не химически-чистый драгоценный металл, у которого нет пробы, он чистый на 100%.
Также стоит отметить что унифицированная форма накладной по форме ТОРГ-12 в графе 10 предполагает указание либо количества передаваемых ювелирных изделий в штуках, либо их массу в граммах. Графа для указания массы химически чистого драгоценного металла в форме ТОРГ 12 тоже не предусмотрена.
Это логично, торговые организации оперируют общим весом изделий. Материальный, бухгалтерский и налоговый учeты построены на общем весе ювелирных изделий. Для чего тогда необходимы данные о запасах химически чистого золота на прилавках магазинов?
Следует обратить внимание на пункт 34 раздела III Инструкции «Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней»:
«34. … Инвентаризационная комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных организацией формах, которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам, отдельно по местам хранения и/или использования ценностей, и материально ответственным лицам.
Организации, осуществляющие обращение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, отражают результаты инвентаризации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по всем предусмотренным в формах реквизитам, за исключением сведений о фактическом наличии драгоценных металлов в химически чистом виде и количестве драгоценных металлов в химически чистом виде, числящимся по данным учета».
По данным учета, согласно подпункту в) пункта 13 раздела II рассматриваемой Инструкции, при учете ювелирных изделий в данных учета должны числиться сведения не о фактическом наличии драгоценных металлов в химически чистом виде, а сведения о массе и пробе драгоценных металлов. При этом наличие драгоценных металлов в химически чистом виде может быть рассчитано на основе этих данных, однако выполнение этого расчета и обособленное сохранение в учетной системе этого реквизита Инструкцией не предусмотрено.
ВЫВОДЫ: