Проект постановления Правительства РФ

Раздел: Власть
20 сентября 2012 г.

Про­ек­т

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «____ »________________ г. №___________
МОСКВА

О вне­се­нии из­ме­не­ний в по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ста­нов­ля­ет:

  1. Пунк­ты 2-6 по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 1994, № И, ст. 1291; 1998, № 49, ст. 6058; 2004, № 35, ст. 3639) при­знать утра­тив­ши­ми си­лу.
  2. Вне­сти в По­ло­же­ние о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утвер­жден­ное ука­зан­ным по­ста­нов­ле­ни­ем, сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:
а) в пунк­те 1 сло­ва «в стан­дарт­ных и мер­ных слит­ках (да­лее име­ну­ют­ся - слит­ки) ис­клю­чить»;
б) в пунк­те 2:
в аб­за­це пер­вом сло­ва «со слит­ка­ми зо­ло­та и се­ребра» ис­клю­чить­;
аб­за­цы тре­тий, чет­вер­тый и один­на­дца­тый при­знать утра­тив­ши­ми си­лу;
в) раз­дел III при­знать утра­тив­шим си­лу.

Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и

Д. Мед­ве­дев

Про­ек­т

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к про­ек­ту по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

Про­ект по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее - про­ект) под­го­тов­лен в це­лях со­вер­шен­ство­ва­ния нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зы, ре­гу­ли­ру­ю­щей опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, при­ве­де­ния ее в со­от­вет­ствие с по­ло­же­ни­я­ми фе­де­раль­ных за­ко­нов, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния в ука­зан­ной сфе­ре.

Не­об­хо­ди­мость вне­се­ния пред­ла­га­е­мых про­ек­том из­ме­не­ний обу­слов­ле­на сле­ду­ю­щим.

По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.06.1994 № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее по тек­сту - По­ста­нов­ле­ние № 756 или По­ло­же­ние) бы­ло из­да­но на на­чаль­ном эта­пе ры­ноч­ных от­но­ше­ний в сфе­ре об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов. То­гда де­таль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, осу­ществ­ля­е­мое по­сред­ством вве­де­ния огра­ни­че­ний, как по субъ­ект­но­му со­ста­ву, так и по пе­реч­ню воз­мож­ных сде­лок, бы­ло оправ­да­но с точ­ки зре­ния не­об­хо­ди­мо­сти по­вы­шен­но­го го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за «дви­же­ни­ем» от­но­си­тель­но но­во­го (спе­ци­фич­но­го) фи­нан­со­во­го ак­ти­ва.

В на­сто­я­щее вре­мя боль­шин­ство огра­ни­че­ний, уста­нов­лен­ных вы­ше­ука­зан­ным нор­ма­тив­ным пра­во­вым ак­том Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утра­ти­ли свою ак­ту­аль­но­сть, про­ти­во­ре­чат за­ко­но­да­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, их на­ли­чие не спо­соб­ству­ет раз­ви­тию но­вых ин­стру­мен­тов рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и пре­пят­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию бла­го­при­ят­ных усло­вий для раз­ви­тия бир­же­вой тор­гов­ли дан­ным фи­нан­со­вым ак­ти­вом.

В част­но­сти, пункт 2 По­ло­же­ния огра­ни­чи­ва­ет круг кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций, име­ю­щих пра­во осу­ществ­лять сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми «спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ны­ми бан­ка­ми», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся ком­мер­че­ские бан­ки, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные Бан­ком Рос­сии и Мин­фи­ном Рос­сии на со­вер­ше­ние в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми.

Ука­зан­ная нор­ма су­ще­ствен­но за­труд­ня­ет вне­се­ние из­ме­не­ний в нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ка Рос­сии, уста­нав­ли­ва­ю­щие по­ря­док ли­цен­зи­ро­ва­ния и по­ря­док про­ве­де­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. При этом дей­ству­ю­щее огра­ни­че­ние, сужая круг ак­тив­ных участ­ни­ков и по­тен­ци­аль­ных ин­ве­сто­ров за счет кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций (бан­ков и не­бан­ков­ских кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций), не име­ю­щих в на­сто­я­щий мо­мент ли­цен­зий на про­ве­де­ние опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, утра­ти­ло эко­но­ми­че­ский смысл. Вне­се­ние из­ме­не­ний в По­ло­же­ние и нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ка Рос­сии предо­ста­вит воз­мож­ность ука­зан­ным ор­га­ни­за­ци­ям при­об­ре­тать дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ин­ве­сти­ци­он­ных це­лях, про­во­дить опе­ра­ции с про­из­вод­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ин­стру­мен­та­ми, ба­зо­вым ак­ти­вом ко­то­рых яв­ля­ют­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы, от­кры­вать ме­тал­ли­че­ские сче­та в кре­дит­ных ор­га­ни­за­ци­ях, име­ю­щих со­от­вет­ству­ю­щую ли­цен­зию.

Су­ще­ству­ю­щий в нор­ма­тив­ных ак­тах за­прет на про­ве­де­ние рас­чет­ны­ми не­бан­ков­ски­ми кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми рас­чет­ных опе­ра­ций по ме­тал­ли­че­ским сче­там от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние при­вле­ка­тель­ной ин­фра­струк­ту­ры рос­сий­ско­го рын­ка и яв­ля­ет­ся од­ной из при­чин от­сут­ствия в Рос­сии бир­же­вой тор­гов­ли «о­без­ли­чен­ным ме­тал­лом» на рын­ке спот, что в свою оче­редь ме­ша­ет фор­ми­ро­ва­нию ры­ноч­ных цен на дра­го­цен­ные ме­тал­лы. В свя­зи с этим рос­сий­ский ры­нок дра­го­цен­ных ме­тал­лов вы­нуж­ден в ка­че­стве це­но­во­го ори­ен­ти­ра ру­ко­вод­ство­вать­ся офи­ци­аль­ны­ми учет­ны­ми це­на­ми Бан­ка Рос­сии на аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, уста­нав­ли­ва­е­мые для це­лей бух­гал­тер­ско­го уче­та в кре­дит­ных ор­га­ни­за­ци­ях, ко­то­рые не все­гда со­от­вет­ству­ют ры­ноч­ным трен­дам.

Со­глас­но Опре­де­ле­нию Вер­хов­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 26.09.2000 № КАС 00-386 аб­зац вто­рой пунк­та 11 и пункт 12 По­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие субъ­ект­ный со­став и ви­ды сде­лок со слит­ка­ми, при­зна­ны не­за­кон­ны­ми* и не под­ле­жа­щи­ми при­ме­не­нию со дня вве­де­ния в дей­ствие Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26.03.1996 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» (да­лее - Фе­де­раль­ный за­кон № 41-ФЗ). Дан­ный факт яв­ля­ет­ся еще од­ним не­оспо­ри­мым ар­гу­мен­том в поль­зу су­ще­ствен­ной кор­рек­ти­ров­ки ука­зан­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та.

Нор­мы пунк­тов 13-18 По­ло­же­ния яв­ля­ют­ся из­бы­точ­ны­ми, по­сколь­ку ре­гу­ли­ру­е­мые ими пра­во­от­но­ше­ния под­чи­ня­ют­ся об­щим тре­бо­ва­ни­ям Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 41-ФЗ, Граж­дан­ско­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­ко­но­да­тель­ства о бан­ках и бан­ков­ской де­я­тель­но­сти.

Пункт 19 По­ло­же­ния, за­креп­ля­ю­щий пра­во Бан­ка Рос­сии осу­ществ­лять лю­бые опе­ра­ции со слит­ка­ми зо­ло­та и се­ребра, не за­пре­щен­ные за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, так­же из­бы­то­чен. Банк Рос­сии осу­ществ­ля­ет свою де­я­тель­ность в со­от­вет­ствии с пол­но­мо­чи­я­ми, предо­став­лен­ны­ми ему Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (Бан­ке Рос­сии). Ука­зан­ный фе­де­раль­ный за­кон (ста­тья 46) уста­нав­ли­ва­ет пе­ре­чень опе­ра­ций и сде­лок, со­вер­ша­е­мых Бан­ком Рос­сии для це­лей сво­ей де­я­тель­но­сти, а так­же опре­де­ля­ет круг субъ­ек­тов, с ко­то­ры­ми эти опе­ра­ции и сдел­ки мо­гут осу­ществ­лять­ся.

Пункт 20 По­ло­же­ния не­обос­но­ван­но сужа­ет пе­ре­чень опе­ра­ций, ко­то­рые мо­гут со­вер­шать бан­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­ность вы­бо­ра контр­аген­тов по та­ким опе­ра­ци­ям. Дей­ству­ю­щий под­ход не со­от­вет­ству­ет об­щим по­ло­же­ни­ям Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 41-ФЗ (часть 6 ста­тьи 2, ча­сти 3 и 5 ста­тьи 20) и Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 02.12.1990 № 395-1 «О бан­ках и бан­ков­ской де­я­тель­но­сти» (ста­тья 5).

При­ня­тие пред­ла­га­е­мо­го про­ек­та поз­во­лить устра­нить все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные пра­во­вые про­бе­лы, со­здав пред­по­сыл­ки для даль­ней­ше­го со­вер­шен­ство­ва­ния ин­стру­мен­та­рия рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ак­ти­ви­за­ции бир­же­вой тор­гов­ли ука­зан­ным фи­нан­со­вым ак­ти­вом.

При­ем экс­перт­ных за­клю­че­ний

Про­ект по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «О вне­се­нии из­ме­не­ний в по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30 июня 1994 го­да № 756 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о со­вер­ше­нии сде­лок с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» раз­ме­щен в со­от­вет­ствии с пунк­том 8 Пра­вил про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы про­ек­тов нор­ма­тив­ных пра­во­вых и иных до­ку­мен­тов в це­лях вы­яв­ле­ния в них по­ло­же­ний, спо­соб­ству­ю­щих со­зда­нию усло­вий для про­яв­ле­ния кор­руп­ции, утвер­жден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 5 мар­та 2009 г. № 195 «Об утвер­жде­нии Пра­вил про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы про­ек­тов нор­ма­тив­ных ак­тов и иных до­ку­мен­тов в це­лях вы­яв­ле­ния в них по­ло­же­ний, спо­соб­ству­ю­щих со­зда­нию усло­вий для про­яв­ле­ния кор­руп­ции».

При­ем экс­перт­ных за­клю­че­ний:

На­ча­ло при­е­ма за­клю­че­ний 20.09.2012 г.
Окон­ча­ние при­е­ма за­клю­че­ний: 27.09.2012 г.

От­вет­ствен­ные ли­ца:

Ве­ду­щий спе­ци­а­лист - экс­перт Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та

Мар­га­ри­тов Ни­ко­лай Алек­се­е­ви­ч
тел.: (495) 646-40-24
ад­рес эл. по­чты: Nikolay.Margaritov@minfin.ru


На­чаль­ник от­де­ла Ад­ми­ни­стра­тив­но­го де­пар­та­мен­та
Са­му­нен­ков Ро­ман Вла­ди­ми­ро­ви­ч
тел.: (495) 646-40-29
ад­рес эл. по­чты: Roman.Samunenkov@minfin.ru

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->