Знакомьтесь - миниатюра на эмали (сувенирная продукция ОАО «Русские самоцветы» )

Раздел: Ювелиры и компании
12 ноября 2009 г.

Рус­ская ми­ни­а­тю­ра на эма­ли (и­ли фи­нифть) – од­на из наи­бо­лее ин­те­рес­ных и яр­ких ви­дов ми­ни­а­тюр­ной жи­во­пи­си. По­явив­шись в Рос­сии на ру­бе­же XVII и XVIII ве­ков, она по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Ми­ни­а­тю­ра на эма­ли слож­на и тру­до­ем­ка в ис­пол­не­нии, тре­бу­ет остро­го гла­за, вер­ной ру­ки, без­упреч­но­го вла­де­ния сек­ре­та­ми об­жи­га. Ее без­услов­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми яв­ля­ют­ся яр­ко­сть, звон­ко­сть, дол­го­веч­ность про­из­ве­де­ний, про­зрач­ность кра­сок, не под­вер­жен­ных вли­я­ни­ям све­та, воз­ду­ха, вре­ме­ни, со­хра­ня­ю­щих дол­гие го­ды свой пер­во­на­чаль­ный блеск и све­же­сть. Уже в пер­вой чет­вер­ти XVIII ве­ка она ста­ла пред­ме­том кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния, и од­но из са­мых боль­ших со­бра­ний – со­бра­ние Зим­не­го двор­ца, ве­ду­щее свое на­ча­ло со вре­мен Пет­ра I, счаст­ли­во со­хра­ни­лось до на­ших дней в Го­су­дар­ствен­ном Эр­ми­та­же.

Пре­жде все­го нуж­но упо­мя­нуть о при­клад­ном на­зна­че­нии этих ма­лень­ких про­из­ве­де­ний ис­кус­ства. В пер­вой по­ло­ви­не XVII ве­ка рус­ские эма­лье­ры ста­ли при­ме­нять де­ко­ра­тив­ную рос­пись эма­ле­вы­ми крас­ка­ми по эма­ле­во­му фо­ну не­по­сред­ствен­но на пред­ме­тах при­клад­но­го ис­кус­ства. Ми­ни­а­тюр­ные изоб­ра­же­ния, глав­ным об­ра­зом ре­ли­ги­оз­ные ком­по­зи­ции, укра­ша­ли цер­ков­ную утварь – по­ти­ры, ча­ши, па­на­гии, окла­ды икон и книг. В XVIII ве­ке та­кие изоб­ра­же­ния ста­ли при­ме­нять­ся для укра­ше­ния пред­ме­тов свет­ско­го и бы­то­во­го на­зна­че­ния – куб­ков, кру­жек, лар­цов, пресс-па­пье, да­же сер­ви­зов и ваз и, ко­неч­но, юве­лир­ных из­де­лий – ча­сов, та­ба­ке­рок, брас­ле­тов, ко­лец, яв­ля­ясь под­час чуть ли не глав­ным укра­ше­ни­ем туа­ле­тов дам и ка­ва­ле­ров. Встав­лен­ные в изящ­ные рам­ки (ме­да­льо­ны) в ка­че­стве укра­ше­ний при­клад­но­го ис­кус­ства они мог­ли пе­ре­став­лять­ся с од­но­го пред­ме­та на дру­гой по же­ла­нию за­каз­чи­ка, но вме­сте с тем мог­ли су­ще­ство­вать и от­дель­но, ни­чем не от­ли­ча­ясь от стан­ко­вой ми­ни­а­тю­ры.

При­двор­ный юве­лир Карл Фа­бер­же ис­поль­зо­вал в сво­их из­де­ли­ях и ми­ни­а­тю­ру на эма­ли. Пас­халь­ные яй­ца 1914 го­да, укра­шен­ные изящ­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми по про­зрач­ной эма­ли. Порт­ре­ты ца­ря и его близ­ких вен­ча­ли порт­си­га­ры, та­ба­кер­ки. Ми­ни­а­тю­ры в та­ких ве­щах как ков­ши, шка­тул­ки пи­са­лись с под­лин­ни­ков ма­сте­ров то­го вре­ме­ни: Вас­не­цо­ва и Ку­сто­ди­е­ва.

В 1989 го­да на ба­зе НИИ­ю­ве­лир­про­ма бы­ла сфор­ми­ро­ва­на груп­па ху­дож­ни­ков по эма­ли, ко­то­рая со­зда­ет су­ве­нир­ную, кол­лек­ци­он­ную про­дук­цию ОАО «Рус­ские са­мо­цве­ты» в луч­ших тра­ди­ци­ях рус­ских ма­сте­ров. Ши­рок диа­па­зон те­ма­ти­ки ми­ни­а­тюр на эма­ли: порт­ре­ты цар­ской фа­ми­лии, пи­са­те­лей, по­этов, на­ших со­вре­мен­ни­ков, ре­ли­ги­оз­ные ком­по­зи­ции, пей­за­жи, ви­ды Санкт-Пе­тер­бур­га и его при­го­ро­дов, вос­про­из­ве­де­ния кар­тин круп­ней­ших рус­ских и ев­ро­пей­ских ма­сте­ров ки­сти, та­ких как Руб­лев, Вас­не­цов, Бру­ни, Уша­ков, Бо­ро­ви­ков­ский, Ки­прен­ский, Рей­терн, Са­дов­ни­ков, Ре­пин, Гойя, Климт, Ра­фа­э­ль, Ват­то, Бу­ше, Энгр и т.д.

Из­де­лия, со­здан­ные ху­дож­ни­ка­ми по эма­ли, не раз от­ме­ча­лись и за­во­е­вы­ва­ли при­зо­вые ме­ста на вы­став­ках как в на­шей стра­не, так и за ру­бе­жом и поль­зу­ют­ся по­сто­ян­ным спро­сом взыс­ка­тель­ных по­ку­па­те­лей.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->