Этапы волонтерства

Раздел: Общество
24 марта 2015 г.

Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы» пред­ла­га­ет се­рию ав­тор­ских пуб­ли­ка­ций «Во­лон­тер­ство для чай­ни­ков«. Мы да­ем от­ве­ты на раз­ные-раз­ные во­про­сы о во­лон­тер­стве. На­шим от­ве­там мож­но до­ве­рять! Сво­и­ми зна­ни­я­ми, раз­мыш­ле­ни­я­ми и опы­том де­лят­ся опыт­ные ра­бо­та­ю­щие се­го­дня во­лон­те­ры, ко­ор­ди­на­то­ры во­лон­тер­ских групп, спе­ци­а­ли­сты и экс­пер­ты.


Але­на Шты­ри­на — ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы в от­де­ле­нии мик­ро­хи­рур­гии Рос­сий­ской дет­ской кли­ни­че­ской боль­ни­цы. Ру­си­ст, окон­чи­ла фи­ло­ло­ги­че­ский фа­куль­тет РУДН, пре­по­да­ет рус­ский язык для ино­стран­цев. К Да­ни­лов­цам при­со­еди­ни­лась осе­нью 2009 го­да, че­рез 2 го­да воз­гла­ви­ла во­лон­тер­скую груп­пу в от­де­ле­ни­ях неф­ро­ло­гии и ги­не­ко­ло­гии в РДКБ. Доб­ро­воль­че­ство для Але­ны – ра­до­сть, дру­зья и смысл. Опыт во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти 6 лет.

Эта­пы во­лон­тер­ства

В во­лон­тер­стве все очень ин­ди­ви­ду­аль­но, по­это­му то или иное де­ле­ние во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти на эта­пы во мно­гом услов­но. Я рас­ска­жу о том слу­чае, ко­гда во­лон­тер при­хо­дит на дол­го­сроч­ный пе­ри­од.

На­чи­на­ет­ся все с со­бе­се­до­ва­ния, ко­то­рое ко­ор­ди­на­тор про­во­дит с но­вым во­лон­те­ром. И здесь важ­но не толь­ко по­зна­ко­мить­ся с че­ло­ве­ком, по­нять его мо­ти­ва­цию, но и мак­си­маль­но под­го­то­вить его к вступ­ле­нию в но­вую груп­пу, рас­ска­зать о ней, о раз­лич­ных тон­ко­стях и ню­ан­сах, о слож­но­стях, с ко­то­ры­ми он мо­жет столк­нуть­ся. Это хоть и не этап, но имен­но тут за­кла­ды­ва­ют­ся лич­ные от­но­ше­ния.

Зна­ком­ство

Пер­вый этап во­лон­те­ра — зна­ком­ство, при­смат­ри­ва­ние к во­лон­те­рам, к груп­пе, к де­тям. Это по­иск се­бя и сво­е­го ме­ста. Во­лон­тер мо­жет чув­ство­вать се­бя не­уве­рен­но, тре­вож­но. Хо­тя есть лю­ди, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в ра­бо­ту с пер­во­го по­се­ще­ния. Но ча­ще но­вый во­лон­тер на­блю­да­ет, как мы об­ща­ем­ся с детьми.

При этом я ста­ра­юсь со­здать та­кие усло­вия, что­бы но­вый во­лон­тер был вклю­чен в про­цесс. По­нят­но, что в пер­вые по­се­ще­ния он мо­жет пе­ре­жи­вать, те­рять­ся, не знать, о чем с детьми го­во­рить. Но ес­ли но­ви­чок, на­при­мер, мол­ча ле­пит или ри­су­ет с ре­бен­ком – уже хо­ро­шо. Так или ина­че по­сте­пен­но во­лон­тер вклю­ча­ет­ся, осва­и­ва­ет­ся, на­хо­дит свое ме­сто.

Мне ка­жет­ся, та­кая адап­та­ция в сред­нем длит­ся око­ло ме­ся­ца. За это вре­мя во­лон­тер успе­ва­ет по­зна­ко­мить­ся не толь­ко с детьми, но и с дру­ги­ми во­лон­те­ра­ми, он на­чи­на­ет чув­ство­вать под­держ­ку от дру­гих участ­ни­ков груп­пы. Это то­же очень важ­но, по­то­му что воз­ни­ка­ют лич­ност­ные от­но­ше­ния, и мо­ти­ва­ция в та­ком слу­чае воз­рас­та­ет.

На­до по­ни­мать, что че­ло­век, идя в боль­ни­цу, идет на ка­кую-то свою фан­та­зию о боль­ни­це. И ре­аль­ность мо­жет ока­зать­ся не та­кой, как он ожи­дал: и ко­ор­ди­на­тор ка­кой-то не тот че­ло­век, и врач, и де­ти не те по­па­лись. По­это­му, я ду­маю, что на со­бе­се­до­ва­нии на­до ста­рать­ся мак­си­маль­но вве­сти во­лон­те­ра в курс де­ла, под­го­то­вить его к по­се­ще­нию, де­таль­но рас­ска­зать, как все про­ис­хо­дит. По­мо­гать де­тям в боль­ни­це – это зву­чит кра­си­во, это что-то очень вы­со­кое и класс­ное. Но каж­дый во­лон­тер стал­ки­ва­ет­ся и с бы­том – вот обыч­ные де­ти и ма­мы, ко­то­рые то­же мо­гут быть чем-то не­до­воль­ны. И он мо­жет разо­ча­ро­вать­ся.

Де­ти не ве­ша­ют­ся на шею, не бла­го­да­рят не­устан­но. Гру­бо го­во­ря, ни­кто крас­ную до­рож­ку пе­ред то­бой не рас­сти­ла­ет.Л­ю­ди, ко­то­рые при­шли в во­лон­тер­ство за этим, быст­ро по­ни­ма­ют, что во­лон­тер­ская жизнь да­ле­ка от ка­ких-то зо­ло­тых меч­та­ний, от то­го, че­го они ожи­да­ли. И они ухо­дят. Но та­ких ма­ло. Мо­жет быть, вспом­ню од­но­го или дво­их за все эти го­ды.

Ес­ли че­ло­век по­ни­ма­ет, что он не го­тов к во­лон­тер­ству, в этом нет ни­че­го по­стыд­но­го. Но най­ти в се­бе му­же­ство и чест­но ска­зать об этом бы­ва­ет очень слож­но. Обыч­но лю­ди пред­по­чи­та­ют го­во­рить: «Я бу­ду-бу­ду хо­дить, ты ме­ня не вы­чер­ки­вай, я при­ду по­поз­же», — и по­сте­пен­но про­па­да­ют.

Ста­биль­ность

По­сле на­чаль­но­го эта­па адап­та­ции у во­лон­те­ра, ко­то­рый участ­ву­ет в жиз­ни груп­пы по­сто­ян­но, на­сту­па­ет рас­цвет. Под­черк­ну, участ­ву­ет в жиз­ни и в ра­бо­те груп­пы. Та­кой во­лон­тер мно­го­му учит­ся и в твор­че­стве и в от­но­ше­ни­ях с детьми и во­лон­те­ра­ми, за мно­гое бе­рет­ся, ре­а­ли­зу­ет свои за­дум­ки, рас­кры­ва­ет­ся. Он ста­но­вит­ся опо­рой ко­ор­ди­на­то­ра и всей груп­пы, по­чти не про­пус­ка­ет по­се­ще­ния, на­чи­на­ет про­во­дить свои ка­кие-то идеи – в це­лом, ве­дет са­мую ак­тив­ную во­лон­тер­скую жиз­нь. По мо­е­му опы­ту, это про­дол­жа­ет­ся обыч­но до ка­ких-то се­рьез­ных из­ме­не­ний в лич­ной жиз­ни: со­зда­ния се­мьи, сме­ны ра­бо­ты, пе­ре­ез­да в дру­гой го­род… На мо­ей па­мя­ти во­лон­те­ры обыч­но ухо­ди­ли по этим при­чи­нам.

В сред­нем, этот пе­ри­од длит­ся год-два, ино­гда и боль­ше. Есть, ко­неч­но, во­лон­те­ры, ко­то­рые участ­ву­ют в жиз­ни груп­пы и доль­ше. Но ча­ще это все-та­ки год-два, по­то­му что по­том ча­сто в жиз­ни про­ис­хо­дят ка­кие-то се­рьез­ные из­ме­не­ния.

Про­фес­си­о­на­ли­за­ция

Мож­но да­же ска­зать, что вот этот вто­рой этап, соб­ствен­но са­мо во­лон­тер­ство — это вре­мя про­фес­си­о­наль­но­го ро­ста во­лон­те­ра. Ча­сто на пер­вые по­се­ще­ния при­хо­дит че­ло­век, ко­то­рый не зна­ет, как вза­и­мо­дей­ство­вать в груп­пе, как об­щать­ся с детьми. А че­рез ка­кое-то вре­мя ему уже ни­че­го не нуж­но объ­яс­нять. Он не толь­ко осво­ил ка­кие-то твор­че­ские тех­ни­ки – леп­ку или ап­пли­ка­цию — но и на­учил­ся вза­и­мо­дей­ство­вать с детьми, ори­ен­ти­ро­вать­ся в раз­ных си­ту­а­ци­ях: что за ре­бе­нок, как с ним се­бя ве­сти, как ве­сти се­бя с ро­ди­те­ля­ми и т.д.

Наш прин­цип — не от тех­ни­ки (ма­стер-клас­са) – к ре­бен­ку, а на­о­бо­рот, от же­ла­ния ре­бен­ка – к его ре­а­ли­за­ции. Все за­ви­сит от ре­бен­ка. От­но­ше­ния с детьми — это са­мая важ­ная те­ма. Хо­тя об­щать­ся по­рой не­про­сто. Бы­ва­ют об­щи­тель­ные де­ти, ко­то­рые са­ми вцеп­ля­ют­ся в во­лон­те­ра, все ему рас­ска­зы­ва­ют, а бы­ва­ют и за­мкну­тые. Нуж­но най­ти под­ход к каж­до­му.

Я ду­маю, что при еже­не­дель­ных встре­чах с детьми, уже че­рез три-че­ты­ре ме­ся­ца во­лон­тер ста­но­вит­ся про­фес­си­о­на­лом. Хо­тя бы­ва­ет по-раз­но­му. Здесь очень важ­но, на­сколь­ко че­ло­век от­вет­ствен­но от­но­сит­ся к сво­им обя­зан­но­стям. А это все­гда вид­но по про­ше­ствии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни. Ко­гда ста­но­вит­ся по­нят­но, что че­ло­век при­шел на­дол­го и все­рьез, он адап­ти­ро­вал­ся, со­блю­да­ет не­об­хо­ди­мые пра­ви­ла. Я вспо­ми­наю сво­их во­лон­те­ров. Это лю­ди, ко­то­рые чув­ству­ют се­бя уве­рен­но, ком­форт­но во вре­мя по­се­ще­ний при лю­бых об­сто­я­тель­ствах. И у них очень се­рьез­ная мо­ти­ва­ция, они го­рят доб­ро­воль­че­ством.

О мо­ти­ва­ции

Рост во­лон­те­ра за­ви­сит от его мо­ти­ва­ции. К во­лон­тер­ству мож­но прий­ти по мил­ли­о­ну при­чин. Бы­ва­ет, что че­ло­век участ­ву­ет в по­се­ще­ни­ях, но с детьми ему не очень ком­форт­но. Но при этом ему хо­чет­ся быть в про­цес­се, в во­лон­тер­ской ту­сов­ке. Воз­мож­но, у не­го мо­ти­ва­ция не­сколь­ко дру­гая. Но это то­же не­пло­хо.

А лю­ди, ко­то­рые при­хо­дят про­ве­сти вре­мя имен­но с детьми, их вид­но сра­зу. Они ак­тив­но вклю­ча­ют­ся, у них на­ла­жи­ва­ет­ся лич­ный кон­такт, и это очень цен­но. они очень быст­ро рас­кры­ва­ют­ся и рас­цве­та­ют.

Во­лон­тер­ство – тон­кая ве­щь. Здесь все дер­жит­ся толь­ко на доб­ро­воль­че­стве. И ко­ор­ди­на­тор не дол­жен да­вить, не дол­жен дей­ство­вать с по­зи­ции, что во­лон­тер «дол­жен-обя­зан», по­то­му что во­лон­тер­ство, по­вто­рю, это доб­ро­воль­че­ство.

На мой взгляд, эта­пы во­лон­тер­ства и мо­ти­ва­ция че­ло­ве­ка тес­но свя­за­ны. По­то­му что те во­лон­те­ры, ко­то­рые при­хо­дят имен­но к де­тям, ча­сто ста­но­вят­ся опо­рой груп­пы и ко­ор­ди­на­то­ра­ми.

Имен­но те, кто при­хо­дят к де­тям, хо­дят дол­го, часто, с эн­ту­зи­аз­мом, они по­лу­ча­ют боль­шое удо­воль­ствие и ра­дость от са­мо­го про­цес­са об­ще­ния и со­твор­че­ства с детьми. А вот те, кто име­ют иную мо­ти­ва­цию, быст­ро пе­ре­го­ра­ют. Хо­тя не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что из­ме­не­ние мо­ти­ва­ции в про­цес­се во­лон­тер­ских по­се­ще­ний – то­же не­ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся яв­ле­ние.

Пе­ри­од спа­да ак­тив­но­сти силь­но за­ви­сит от мо­ти­ва­ции. Сла­бая мо­ти­ва­ция по от­но­ше­нию к де­тям вид­на сра­зу, и она яв­ля­ет­ся при­чи­ной, ска­жем так, не очень от­вет­ствен­но­го по­ве­де­ния, ред­ких по­се­ще­ний, ко­гда че­ло­век то хо­дит, то нет.

А ес­ли у во­лон­те­ра силь­ная мо­ти­ва­ция, то он ак­тив­но вклю­ча­ет­ся в жизнь груп­пы, ста­ра­ет­ся не про­пус­кать по­се­ще­ния, и толь­ко из­ме­не­ние жиз­нен­ных об­сто­я­тельств мо­жет вы­ну­дить его по­ки­нуть груп­пу.

Спад и уход

Да­же у опыт­но­го во­лон­те­ра мо­жет на­чать­ся спад ак­тив­но­сти. Ко­гда че­ло­век уста­ет, вы­го­ра­ет. Но по мо­е­му опы­ту, обыч­но уход из во­лон­тер­ства про­ис­хо­дит из-за ка­ких-то внеш­них об­сто­я­тель­ств: слиш­ком мно­го энер­гии и вре­ме­ни на­чи­на­ет за­ни­мать дру­гая де­я­тель­но­сть:уче­ба/­ра­бо­та/­лич­ная жиз­нь, сме­ща­ет­ся ак­цент. Но ни­че­го пло­хо­го в этом нет.

Еще од­на из при­чин ухо­да из доб­ро­воль­че­ства – буд­нич­ность еже­не­дель­ной во­лон­тер­ской де­я­тель­но­сти, ко­гда «во­лон­тер­ская лод­ка раз­би­лась о быт». С те­че­ни­ем вре­ме­ни ча­сто про­хо­дит тот азарт, ад­ре­на­лин, ко­то­рый при­сут­ство­вал вна­ча­ле. Од­но де­ло – по­хо­дить «к де­тям в боль­ни­цу» не­сколь­ко раз, ощу­тить но­вые эмо­ции и т.п., и со­всем дру­гое – го­да­ми вы­кра­и­вать пол­дня в не­де­лю (а это очень мно­го), от­кла­ды­вая дру­гие де­ла, вклю­чить во­лон­тер­ство в свой гра­фик жиз­ни.

От во­лон­тер­ства к ко­ор­ди­на­тор­ству

Есть еще один этап, вер­нее, воз­мож­но­сть. Опыт­ный во­лон­тер мо­жет стать ко­ор­ди­на­то­ром во­лон­тер­ской груп­пы. И что­бы стать ко­ор­ди­на­то­ром, он дол­жен быть го­тов взять на се­бя го­раз­до боль­ше от­вет­ствен­но­сти, а так­же ад­ми­ни­стра­тив­ные функ­ции. Ко­ор­ди­на­тор­ство – это не все­гда про де­тей, по­то­му что ты не на­хо­дишь­ся уже на том уров­не бли­зо­сти с детьми, на ко­то­ром ты на­хо­дил­ся, ко­гда был про­сто во­лон­те­ром. Это не­кое ад­ми­ни­стра­тив­ное на­прав­ле­ние, и не все к это­му го­то­вы.

Здесь важ­но, го­тов ли че­ло­век взять на се­бя до­пол­ни­тель­ную от­вет­ствен­но­сть, име­ет ли ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти, хо­чет ли он во­об­ще быть ко­ор­ди­на­то­ром. Ведь во­лон­тер­ство для лю­дей, ко­то­рые в этом за­ин­те­ре­со­ва­ны, — это чи­стая ра­до­сть. А в ко­ор­ди­на­тор­стве боль­ше обя­зан­но­стей и от­вет­ствен­но­сти.

Ес­ли бы я не про­шла свой на­чаль­ный путь во­лон­тер­ства в «Да­ни­лов­цах», в на­шем Дви­же­нии, я не ре­ши­лась бы стать ко­ор­ди­на­то­ром. Имен­но дви­же­ние да­ет ко­лос­саль­ную под­держ­ку. Я пом­ню, до то­го, как прий­ти в дви­же­ние в 2009 го­ду, мно­го слы­ша­ла о доб­ро­воль­че­стве: что во­лон­те­ры хо­дят в боль­ни­цы, дет­ские до­ма. И я ду­ма­ла: «Жи­вут же лю­ди, а я тут зря вре­мя про­во­жу». Бы­ли та­кие мыс­ли. И од­на­жды на лек­то­рии я услы­ша­ла объ­яв­ле­ние от «Да­ни­лов­цев». И то­же при­шла.

Дви­же­ние по­мо­га­ет ре­а­ли­зо­вы­вать на­ше же­ла­ние де­лать доб­ро. И ес­ли брать на­ше дви­же­ние («Да­ни­лов­цы»), то здесь со­зда­ны все усло­вия, всe очень чет­ко про­стро­е­но. От че­ло­ве­ка тре­бу­ет­ся толь­ко же­ла­ние. Все про­бле­мы по­мо­га­ют ре­шить.

На­ше дви­же­ние – это бо­лее 800 участ­ни­ков и око­ло 4000 под­опеч­ных де­тей и взрос­лых в год.

Уже 6 лет «Да­ни­лов­цы» ор­га­ни­зу­ют твор­че­ские, учеб­ные и иг­ро­вые встре­чи, про­гул­ки и по­езд­ки для де­тей в боль­ни­цах и при­ю­тах; кор­мят без­дом­ных у Па­ве­лец­ко­го вок­за­ла; де­ла­ют бла­го­тво­ри­тель­ные ре­мон­ты нуж­да­ю­щим­ся; пе­ре­пи­сы­ва­ют­ся с за­клю­чен­ны­ми.

Сре­ди учре­жде­ний, где «Да­ни­лов­цы» смог­ли ре­а­ли­зо­вать во­лон­тер­ские ини­ци­а­ти­вы:

  • Рос­сий­ская дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца 3 от­де­ле­ния (г.Москва),
  • ФНКЦ дет­ской ге­ма­то­ло­гии, он­ко­ло­гии и им­му­но­ло­гии (г.Москва)
  • НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко (г.Москва),
  • Дет­ский дом-ин­тер­нат для ум­ствен­но-от­ста­лых де­тей N15 и №24 (г.Москва)
  • Дет­ский нар­ко­ло­ги­че­ский дис­пан­сер (г.Москва),
  • Ко­ло­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков (МО, г.Мо­жай­ск),
  • Со­ци­аль­ный при­ют (МО, г.Сту­пи­но)

Мы бу­дем очень при­зна­тель­ны за под­держ­ку на­ше­го дви­же­ния. «Да­ни­лов­цы» ве­дут свою де­я­тель­ность ис­клю­чи­тель­но за счeт част­ных по­жерт­во­ва­ний и средств от про­да­жи на бла­го­тво­ри­тель­ных яр­мар­ках то­ва­ров, сде­лан­ных ру­ка­ми на­ших во­лон­те­ров. Мы ищем спон­со­ра, го­то­во­го под­дер­жать на­ше Дви­же­ние и вме­сте с на­ми по­мо­гать ты­ся­чам лю­дей.

www.danilovcy.ru

[ danilovcy.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2026 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->