ежедневная газета для профессионалов
http://www.j-izvestia.ru
Можно ли старинные бриллианты оценивать с помощью новых сертификатов огранки или для них требуются особые критерии для оценки качества огранки, задается вопросом Эттагейл Блауер (Ettagale Blauer) на портале Rapaport.
Предположим, вы пригнали свой прекрасно отполированный, отлично отрегулированный старинный двухместный открытый автомобиль на автомобильный аукцион только для того, чтобы вам сказали, что он не отвечает сегодняшним требованиям по пробегу и что на нем следует установить ремни безопасности? То же чувство испытывают дилеры бриллиантов старинной огранки в отношении получении сертификатов Геммологического института Америки (Gemological Institute of America, GIA), которые дают «низкую» оценку их бриллиантам со старинной европейской огранкой. По мнению многих дилеров, это не честная борьба. Эти камни прошли огранку задолго до того, как диамантеров – и потребителей – научили искать камни с «идеальной» огранкой качества Triple Х, что включает в себя огранку, полировку и симметричность.
В этом заключается дилемма, которую GIA пытается разрешить с помощью комитета отраслевых экспертов. Это будет не просто. В 2006 году GIA ввел оценку огранки для бриллиантов с 58 гранями. Лаборатории потребовалось десятилетие на то, чтобы предложить стандарты для обычных бриллиантов круглой огранки. Применение этих стандартов для старинных европейских огранок, бриллиантов круглой огранки других времен, окажется и труднодостижимым, и спорным.
Как измерить очарование и красоту? Это как раз те качества, которые ценят продавцы бриллиантов со старинной огранкой и их клиенты. В настоящее время GIA принимает решение, получит ли вообще камень со старинной европейской огранкой оценку качества огранки на основании того, отвечает ли она трем из четырех специальных критериев: размера площадки, глубины граней павильона, глубины граней короны и размера каллеты. Если огранка отвечает требованиям трех из этих критериев, то она определяется как «старая европейская», и ей не присваивается класс качества огранки. В сертификатах просто указывается категория его цвета и чистоты. И дилеры рады таким сертификатам. Это их дело, в конце концов, продемонстрировать клиенту тонкую красоту и уникальные характеристики бриллианта. Но если камень не отвечает трем из этих четырех критериев, то он всe же получает класс огранки, но часто присваивается «низкая» или «удовлетворительная» оценка качеству огранки, потому что он оценивается по тем же стандартам, что и современные камни типа Толковски (Tolkowsky) с 58 гранями.
Ли Сигельсон (Lee Siegelson), ювелирный дилер из Нью-Йорка, известый редкими и прекрасными драгоценными камнями, ювелирными украшениями и предметами, говорит: «Удовлетворительное» качество огранки означает, что она не идеально симметрична. Но делает ли это его лучше или прекраснее? Это вопрос дилера, в то время как лаборатория присваивает класс в соответствии со своими стандартами». Кроме цвета и чистоты, говорит он, оценка других характеристик старинного камня «делает его уже товаром». Эти камни по своей природе не одинаковые. Иногда камень, имеющий «низкую» оценку качества, оказывается лучше» при обнаружении не бросающейся в глаза красоты материала. Идеальное качество огранки – это оценка, которая присуждается современным огранкам в 58 граней, которые под увеличительным стеклом показывают симметричность сердечек и стрелок, говорит Сигельсон, но «это лишь цифры». По мнению Сигельсона, что касается других дилеров старинных бриллиантов, то «все зависит от мнения того, кто смотрит. И это мне нравится в бриллианте. По этим причинам я считаю, что он прекрасен. С эстетической точки зрения, это то, что мне в нем нравится».
Классификация этих камней в соответствии с современными критериями не нравится не только дилерам, это также занятие не из числа любимых и для GIA. Джон Кинг (John King), главный руководитель по качеству этой лаборатории, говорит, что проблема «вызвана разными определениями того, что считать старинной огранкой». Кроме того, он открыто признается: «Были несоответствия и с нашей стороны». Имея штат по всему миру, практически невозможно быть уверенным, что оценщики дадут совпадающие мнения при оценке старинных камней.
Но проблема, по словам Кинга, «также заключается в определении того, как описывать бриллианты, которые подпадают в категорию «промежуточных» (transitional), которые являются модификациями старинных европейских огранок». В настоящее время это остается на усмотрение лаборатории, называть ли бриллиант камнем круглой бриллиантовой огранки и оценивать его по современным стандартам, или назвать его камнями старой европейской огранки и просто указывать цвет и чистоту.
Сейчас лаборатория рассматривает возможность введения третьей категории, к которой будут относиться бриллианты, не имеющие строго старинную европейскую огранку, но и не имеющие огранку, отвечающую современным критериям круглой бриллиантовой огранки. Для этого GIA уже встречались с участниками отрасли. Вопрос заключается в следующем: «Можем ли мы определить характеристики этих традиционных огранок, которые позволят нам описывать их иначе»? в то же время Кинг хочет избежать непреднамеренного вывода: «Мы не хотим, чтобы проходили камни с современной низкокачественной бриллиантовой огранкой без присвоения оценки качества огранки. Мы пытались найти аспекты пропорций, чтобы мы могли правильно обращаться с этими очаровательными старыми огранками». В конце марта 2013 года, говорит Кинг, он встречался с членами торговой группы. «Мы с ними рассматриваем потенциальные параметры пропорции, а также определяем условные обозначения для этих аспектов огранки».
Это вопросы, которые вызывают значительное беспокойство дилеров камней со старинными огранками. Дуг Либман (Doug Liebman), активно занимающийся дилерством старинных бриллиантов в Скоттсдейле, штат Аризона, говорит: «Критерии GIA – то есть, если камень отвечает трем требованиям из четырех показателей, то это старинная европейская огранка - касаются 90 процентов моих бриллиантов», и они не получают оценки качества огранки. Либман приводит недавний пример того, на что идут дилеры, чтобы защитить и репутацию торговли, и объем продаж. «У меня было кольцо Tiffany с маркировкой 1888 внутри, с граненым камнем. Я продал его «как есть», не изменяя бриллиант, чтобы не нарушить историю и источник происхождения».
Рик Шац (Rick Shatz), дилер из Нью-Йорка, работающий со старинными бриллиантами, говорит: «Некоторые люди придают большое значение оценкам качества огранки. Для современной огранки это может иметь важное значение». Но, по его мнению, это не важно, когда дело касается камней стариной европейской огранки. «Эти камни обладают большей харизмой, и они уникальны. Вид камня имеет более важное значение, - говорит он, - чем оценка качества огранки».
Сьюзан Мартинес (Suzanne Martinez), из компании Lang Antiques, Сан-Франциско, эксперт в этой области, которая ведет очень информативный сайт, Университет старинного ювелирного искусства (Antique Jewelry University), говорит, что основной проблемой является присвоение оценки «низкая» качеству старинной европейской огранки камней. «Многие были огранены так, чтобы сохранить вес», - отмечает она. Когда она показывает прекрасный старинный бриллиант покупателю, который хочет посмотреть сертификат, а в этом сертификате огранка определена как «низкого» качества, ей приходится долго объяснять, что к чему. Все же покупатели хотят иметь сертификаты; отрасль приучила их, чтобы они были.
Ричард Буономо (Richard Buonomo), дилер бриллиантов старинной огранки и старинных ювелирных изделий из Нью-Йорка, помогал GIA заниматься этими вопросами в качестве члена торгового комитета. «Как геммологическая лаборатория она должна разработать твердые критерии для всего, чем занимается. Очень трудно, чтобы эти категории отражали вид и ощущение камней старинной огранки. Я считаю, GIA смогла подойти намного ближе. Основная проблема заключается в привязке к четырем критериям. Если камень не отвечает этим критериям, на него распространяются современные стандарты».
Представляя эти трехкомпонентные варианты по оценке качества огранки старинных камней, Буономо обобщает их таким образом: «Разве они не могут ничего сделать? Это неприемлемо. Могут ли они изменить определение старинных европейских огранок так, чтобы оно подходило для большего числа камней? И выдвигают ли они третью категорию, которая будет подходить как промежуточная?» Эти «промежуточные» камни, как их называют, - говорит он, - это камни, которые отражают некую историю. Не ставится цель иметь идеальные показатели камня. Вот над этим сейчас работает комитет. Изменим ли мы определение старинных европейских огранок или создадим третью категорию, к которой они будут относиться?»
Буономо придерживается варианта с введением третьей категории, с «более гибким, широким определением старинной европейской огранки, которая будет отвечать требованиям торговли». Она сможет охватить больше камней и даст дилерам возможность иметь первоклассные сертификаты GIA, которые им нужны, без отрицательных оценок качества, которые заставляли их уступать своим покупателям. Он подводит итог работе, которую необходимо сделать, используя медицинский девиз: «Главное - не навреди».