Время перемен: что произошло с часовым и ювелирным рынком в России за год

Раздел: Торговля
11 апреля 2023 г.

Кар­ди­наль­но — имен­но так из­ме­ни­л­ся ча­со­вой и юве­ли­р­ный ры­нок в Рос­сии за про­шед­ший год. Пре­ж­ние фа­во­ри­ты вы­ну­ж­ден­но со­шли с ди­стан­ции, иг­ро­ки вто­ро­го и тре­тье­го эше­ло­на вы­шли на пе­ре­до­вую, а рос­сий­ские боль­шие брен­ды и не­за­ви­си­мые мар­ки по­лу­чи­ли шанс за­во­е­вать ощу­ти­мый се­г­мент ры­н­ка

Боль­шие име­на, боль­шая ре­ко­гнос­ци­ро­в­ка

Пре­ж­нее по­ло­же­ние дел на пре­ми­аль­ном ча­со­вом и юве­ли­р­ном ры­н­ке, из­ме­ни­лось все­го за не­сколь­ко ме­ся­цев 2022 го­да. За­кры­ли бу­ти­ки 11 брен­дов, вхо­дя­щих в со­став швей­ца­р­ской хол­дин­го­вой ко­м­па­нии Richemont Group: ста­рые юве­ли­р­но-­ча­со­вые до­ма Cartier, Van Cleef & Arpels и Piaget и ча­со­вые брен­ды A.Lange & Sohne, Baume & Mercier, IWC Schaffhausen, Jaeger-LeCoultre, Montblanc, Panerai, Roger Dubuis и Vacheron Constantin. Этот спи­сок по­пол­ни­ли че­ты­ре брен­да LVMH Group — Bulgari, Zenith, Hublot, TAG Heuer, а та­к­же со­з­да­ва­е­мая в Швей­ца­рии ча­со­вая про­дук­ция до­мов Louis Vuitton и Dior.

А вот с брен­да­ми, вхо­дя­щи­ми в со­став ко­м­па­нии Swatch Group, про­и­зо­ш­ла ин­те­рес­ная пе­р­тур­ба­ция: Breguet, Harry Winston, Blancpain, Omega и объ­е­ди­няв­ший все име­на муль­ти­б­рен­до­вый ма­га­зин Tourbillon в цен­т­ре Моск­вы за­кры­ты. Бу­ти­ки Jaquet Droz в Пет­ро­в­ском пас­са­же, Longines и де­мо­кра­ти­ч­ные Swatch в ГУМе, Tissot там же и на Твер­ской ули­це ра­бо­та­ют, по­сколь­ку бы­ли вы­ку­п­ле­ны пар­т­не­ром-ре­тей­ле­ром Bosco di Ciliegi. Точ­но так же от­крыт бу­тик Rado на Ни­коль­ской, но управ­ля­ет им ко­м­па­ния Conquest Watches.

О­фи­ци­аль­но не до­сту­п­ны се­го­д­ня на ло­каль­ном ры­н­ке толь­ко ча­сы (и юве­ли­р­ные укра­ше­ния) аме­ри­кан­ских до­мов Tiffany & Co. и Harry Winston, ита­льян­ско­го До­ма Bulgari и фран­цуз­ско­го Boucheron, мод­ных до­мов Dior и Louis Vuitton, да и Richard Mille — на ме­сте за­кры­то­го бу­ти­ка это­го швей­ца­р­ско­го не­за­ви­си­мо­го брен­да в цен­т­ре Моск­вы уже от­кры­л­ся ма­га­зин фран­цуз­ской мод­ной street-style мар­ки Precise Paris.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, на фо­не ны­не­ш­не­го ис­хо­да боль­шая часть пре­ми­аль­ных брен­дов не ис­чез­ла во­в­се. Про­дук­ция мно­гих из пе­ре­чис­лен­ных вы­ше имен пред­став­ле­на у мно­го­лет­них пар­т­не­ров и ре­тей­ле­ров. Сто­ит толь­ко изу­чить ас­сор­ти­мент дей­ству­ю­щих бу­ти­ков, муль­ти­б­рен­до­вых ма­га­зи­нов и при­ла­га­е­мых к ним сай­тов Sublime by Bosco, Da Vinci, Conquest Watches, «Тайм Аве­ню» и «Кон­сул». Здесь есть ин­те­рес­ные мо­де­ли та­ких брен­дов, как Audemars Piguet, Girard-Perregaux, Parmigiani и Montblanc, та­к­же при­о­ста­но­вив­ших свою де­я­тель­ность в Рос­сии.

Ча­со­вая про­дук­ция до­ма Chanel уже не­сколь­ко по­след­них лет бы­ла пред­став­ле­на у ре­тей­ле­ров Bosco di Ciliegi и Mercury, и не­ко­то­рые мо­де­ли еще оста­лись на их пло­ща­д­ках. Ча­сы TAG Heuer по-­пре­ж­не­му мо­ж­но ви­деть в ча­со­вом про­стран­стве ЦУМа и ДТЛ, а та­к­же в са­ло­нах ре­тей­ле­ра AllTime, став­ше­го осо­бо за­мет­ным иг­ро­ком за по­след­ний год.

В он­лайн-­ма­га­зи­не Mercury мо­ж­но най­ти и ча­сы Gucci (в­про­чем, как и в ас­сор­ти­мен­те AllTime) и Ulysse Nardin. А за­кры­в­ший­ся еще в мар­те сто­ли­ч­ный фла­г­ман­ский бу­тик это­го не­за­ви­си­мо­го швей­ца­р­ско­го брен­да за­ра­бо­тал вновь че­рез ме­ст­ных пар­т­не­ров, ко­м­па­нию Conquest Watches. По при­ме­ру Swatch Group и Ulysse Nardin часть ушед­ших с ры­н­ка иг­ро­ков про­да­ла свой сток мно­го­лет­ним пар­т­не­рам: ска­жем, ча­сы Daniel Wellington во­шли в ас­сор­ти­мент то­го же AllTime.

По-­пре­ж­не­му кру­п­ней­шим ре­тей­ле­ром пре­ми­аль­ных швей­ца­р­ских ча­сов оста­ет­ся ко­м­па­ния Mercury: в ее ар­се­на­ле 20 ча­со­вых ма­рок, в том чис­ле ли­де­ры ин­ду­стрии Patek Philippe, Rolex, Tudor, Chopard, Graff, Hublot и Zenith. Все бу­ти­ки на­хо­дят­ся в соб­ствен­но­сти Mercury, по­это­му ра­бо­та­ют в обы­ч­ном ре­жи­ме.

Но есть при­н­ци­пи­аль­но ва­ж­ное уточ­не­ние: но­ви­нок у дей­ству­ю­щих иг­ро­ков ис­кать не сто­ит, все они пред­став­ля­ют мо­де­ли, ко­то­рые при­шли в стра­ну до се­ре­ди­ны мар­та 2022 го­да, ко­г­да в Рос­сию за­пре­ти­ли экс­порт то­ва­ров клас­са люкс до­ро­же €300.

Со­глас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке Фе­де­ра­ции ча­со­во­го де­ла Швей­ца­рии, в ян­ва­ре 2023 го­да в Рос­сию бы­ло по­став­ле­но 0 ча­сов про­тив ци­ф­ры 27 719 в фев­ра­ле 2022 го­да. По­доб­ный спад слу­чи­л­ся впе­р­вые за все вре­мя бу­ма на до­ро­гие экс­клю­зив­ные мо­де­ли в Рос­сии.

«В про­ш­лом го­ду на рос­сий­ском ча­со­вом ры­н­ке пред­ло­же­ние силь­но со­кра­ти­лось, а спрос был не­ро­в­ным. Но­вая чет­кая кар­ти­на ры­н­ка по­ка не сфор­ми­ро­ва­лась, все на­хо­дят­ся в под­ве­шен­ном со­сто­я­нии. Год во мно­гом был пе­ре­ход­ным. Брен­ды при­о­ста­но­ви­ли ак­тив­но­сть, но лишь не­ко­то­рые из них объ­яви­ли о пре­кра­ще­нии де­я­тель­но­сти. Осталь­ные по­ка не при­ня­ли окон­ча­тель­ное ре­ше­ние по ра­бо­те в Рос­сии, так что здесь нас мо­гут ждать лю­бые но­во­сти», — счи­та­ет Вя­че­слав Мед­ве­дев, ор­га­ни­за­тор еже­год­ной вы­став­ки Moscow Watch Expo, гла­ва сай­та и youtube-ка­на­ла MyWatch-Ru.

Вы­ход на пе­ре­до­вую и но­вые фа­во­ри­ты­

По­ми­мо Mercury, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции на ры­н­ке за­ня­ли ре­тей­лер AllTime, дис­три­бью­тор LPI RUS и дис­три­бью­тор «ПроТайм РУС», кон­ку­рен­т­ное пре­и­му­ще­ство ко­то­рых ска­за­лось в том, что они все­г­да пред­став­ля­ли брен­ды раз­ных це­но­вых се­г­мен­тов, в том чис­ле и де­мо­кра­ти­ч­ных. По­след­ние се­го­д­ня ли­бо не по­па­да­ют под сан­к­ции, ли­бо их мо­ж­но ввез­ти в стра­ну пу­тем па­рал­лель­но­го им­пор­та. И в от­сут­ствие пре­ж­них кон­ку­рен­тов на пе­р­вый план вы­дви­га­ют­ся не­за­ме­чен­ные ра­нее не­безы­н­те­рес­ные мар­ки.

Пор­т­фо­лио ра­бо­та­ю­ще­го на ры­н­ке бо­лее 20 лет ри­тей­ле­ра AllTime на­с­чи­ты­ва­ет бо­лее 100 ма­рок швей­ца­р­ских, япон­ских, не­ме­ц­ких и рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей ча­сов (а та­к­же юве­ли­р­ных укра­ше­ний) раз­но­об­раз­но­го ран­га: от пре­ми­аль­но­го до де­мо­кра­ти­ч­но­го, где вто­рой пре­об­ла­да­ет. По­то­му ко­м­па­ния AllTime по пра­ву счи­та­лась ли­де­ром ры­н­ка за­дол­го до на­ча­ла кри­зи­са и се­го­д­ня со­хра­ни­ла этот ста­тус.

«Из­ме­не­ния в на­шей ра­бо­те за про­шед­ший год по­хо­жи на пе­ре­вер­нув­ший­ся ай­с­берг: ра­нее 75% на­ше­го ас­сор­ти­мен­та за­ку­па­лось в Рос­сии, у ме­ст­ных дис­три­бью­то­ров, и 25% — за гра­ни­цей, а те­перь на­о­бо­рот: 25% мы при­об­ре­та­ем здесь и 75% ве­зем са­ми. При этом брен­ды, с ко­то­ры­ми мы все­г­да ра­бо­та­ли на­пря­мую, от со­труд­ни­че­ства с на­ми не от­ка­за­лись. А вот ло­ги­сти­ка до­став­ки и опла­ты то­ва­ра усло­ж­ни­лась в ра­зы, но мы су­ме­ли вы­стро­ить ра­бо­чие про­цес­сы», — го­во­рит Вя­че­слав Са­ва­не­ев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор AllTime. По мне­нию Са­ва­не­е­ва, ры­нок мед­лен­но пе­ре­стра­и­ва­ет­ся и на нем на­ч­нут иг­рать су­ще­ствен­ную роль ин­те­рес­ные, ка­че­ствен­ные ча­со­вые мар­ки, ко­то­рые ра­нь­ше оста­ва­лись в те­ни: Cuervo y Sobrinos, Mazzucato, Armand Nicolet, Titoni, Norqian и L'Duchen.

В пор­т­фо­лио AllTime та­к­же мо­ж­но най­ти дер­жав­ших­ся­ся до по­след­не­го, но все же ушед­ших с рос­сий­ско­го ры­н­ка «я­пон­цев» Casio. А та­к­же Seiko, ко­то­рые вот-вот мо­гут по­сле­до­вать за кол­ле­га­ми, су­дя по кур­си­ру­ю­щим слу­хам, и ка­че­ствен­ные оте­че­ствен­ные ча­сы от про­из­во­ди­те­лей «Ни­ка», «Во­сток», «Сла­ва» и «Штур­ман­ские».

Ко­м­па­ния-­дис­три­бью­тор LPI RUS та­к­же пе­ре­смо­т­ре­ла ло­ги­сти­ку биз­не­са, вос­ста­но­ви­ла воз­мо­ж­ные на фо­не эм­бар­го по­став­ки и пред­став­ля­ет ча­сы 18 швей­ца­р­ских и ев­ро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей в ши­ро­ком це­но­вом ди­а­па­зо­не: от Raymond Weil и Silvana до Festina и Timberland. За год из сво­е­го пор­т­фе­ля она по­те­ря­ла толь­ко мар­ку MVMT, за­то при­ба­ви­ла две, Trussardi и Saint Honore, и уве­ли­чи­ла обо­рот на 20%.

«Во­про­сы ло­ги­сти­ки бы­ли очень не­про­сты­ми, но мы смо­г­ли най­ти их ре­ше­ние и ре­гу­ляр­но по­лу­ча­ем воз­мо­ж­ные в ны­не­ш­них усло­ви­ях по­став­ки ча­сов, что поз­во­ля­ет обес­пе­чи­вать ими на­ших пар­т­не­ров-ре­тей­ле­ров. Нам уда­лось при­влечь к со­в­ме­ст­ной ра­бо­те боль­шое ко­ли­че­ство но­вых пар­т­не­ров в ре­ги­о­нах. Толь­ко у од­но­го брен­да Festina от­кры­лось бо­лее 35 но­вых то­чек про­даж — на эту мар­ку слу­чи­л­ся на­сто­я­щий бум. Уме­ние во­вре­мя най­ти аль­тер­на­ти­ву ушед­шим брен­дам се­го­д­ня ока­за­лось од­ним из ва­ж­ней­ших, и те, кто это­го не сде­лал, бы­ли вы­ну­ж­де­ны за­крыть тор­го­вые точ­ки», — рас­ска­зы­ва­ет Ибра­гим Уль­ба­шев, ге­не­раль­ный ди­рек­тор LPI RUS.

«О­бо­рот на­шей ко­м­па­нии уве­ли­чи­л­ся на 20%, и в част­но­сти мы кон­ста­ти­ру­ем рост та­ко­го ва­ж­но­го ко­ли­че­ствен­но­го по­ка­за­те­ля, как про­да­жи в шту­ках. Точ­но так же на­б­лю­да­ем и рост по­тре­би­тель­ско­го спро­са в ма­га­зи­нах и он­лайн-­п­ло­ща­д­ках на­ших пар­т­не­ров. Но, ко­неч­но, рос­сий­ский фи­наль­ный по­тре­би­тель ис­ку­шен и при­вык ви­деть на пол­ках ма­га­зи­нов боль­шой ас­сор­ти­мент. По­это­му в от­сут­ствии ча­сов боль­ших ме­ж­ду­на­род­ных брен­дов, вла­дель­цы ма­га­зи­нов дол­ж­ны опе­ра­тив­но ис­кать им аль­тер­на­ти­ву, и мы ра­бо­та­ем над этим», —до­бав­ля­ет Уль­ба­шев.

За­мет­ным со­бы­ти­ем для ко­м­па­нии ста­ло от­кры­тие в Москве сер­вис­но­го цен­т­ра LPI Watch Club. Про­ект го­то­ви­л­ся не­сколь­ко лет, по­это­му со­вре­мен­ное швей­ца­р­ское обо­ру­до­ва­ние, ин­стру­мен­ты и за­п­ча­сти для ча­сов успе­ли до­ста­вить до вве­де­ния эм­бар­го. Свои мо­щ­но­сти LPI RUS уси­ли­ла и за счет при­об­ре­те­ния сер­вис­но­го цен­т­ра ушед­ше­го с ры­н­ка брен­да Breitling.

Год на­зад 70% от обо­ро­та еще од­но­го кру­п­но­го дис­три­бью­то­ра ко­м­па­нии — «ПроТайм РУС» — со­став­ля­ли че­ты­ре брен­да сред­не­вы­со­ко­го це­но­во­го ди­а­па­зо­на — Maurice Lacroix, Frederique Constant, Baume et Mercier и Oris. Се­год­ня их ча­сы по­па­ли под сан­к­ции, и «ПроТайм» опе­ри­ру­ет толь­ко сто­ком, а на пе­р­вый план вы­дви­ну­лись бюд­жет­ные мар­ки, ко­то­рые про­дол­жа­ют по­став­ки в Рос­сию: Jaguar, Candino и Swiss Alpine Military, Beverly Hills Polo Club и Lee Cooper.

«М­но­го лет рос­сий­ский ча­со­вой ры­нок на­хо­ди­л­ся под дав­ле­ни­ем боль­ших швей­ца­р­ских групп, ко­то­рые «по пра­ву силь­но­го» при­тес­ня­ли кон­ку­рен­тов. Сей­час у не­за­ви­си­мых иг­ро­ков по­яви­л­ся шанс за­нять до­стой­ное ме­сто на ры­н­ке, а у нас — укре­пить по­зи­ции сре­ди те­перь не­м­но­го­чис­лен­ных им­пор­те­ров ча­сов», — рас­ска­зы­ва­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор «ПроТайм РУС» Ми­ха­ил Кас­па­ров. «В усло­ви­ях де­фи­ци­та ча­сов нам уда­лось су­ще­ствен­но уве­ли­чить по обо­ро­ты как раз по ма­лень­ким мар­кам. Хо­тя в це­лом по ры­н­ку в 2023 го­ду мы до­пус­ка­ем не­боль­шое, на 10-20%, па­де­ние про­даж в шту­ках, но ожи­да­ем уве­ли­че­ние вы­руч­ки из-­за ро­ста остав­ших­ся на ры­н­ке брен­дов и за счет за­пус­ка но­вых про­ек­тов.»

На фо­не опи­сан­ных со­бы­тий за по­след­ний год в Рос­сии ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся се­рый ры­нок, это при­з­на­ют­в­се офи­ци­аль­ные ди­ле­ры. И ес­ли все­г­да су­ще­ство­вав­шие ло­м­бар­ды им не кон­ку­рен­ты, по­сколь­ку за­ни­ма­ют­ся в первую оче­редь пе­ре­про­да­жей ча­сов се­г­мен­та haute horlogerie, то по­ток под­де­лок и кон­тра­фа­к­та мо­жет силь­но усло­ж­нить для них си­ту­а­цию.

«От­сут­ствие кон­тро­ля це­поч­ки по­ста­вок со сто­ро­ны го­су­дар­ства и со сто­ро­ны ушед­ших брен­дов при­ве­дет к огро­м­но­му ко­ли­че­ству под­де­лок на ры­н­ке. Уже сей­час ин­тер­нет на­вод­ни­ли ко­пии ча­сов, вы­да­ва­е­мых за ори­ги­нал и про­да­ва­е­мых на кру­п­ней­ших мар­кет­плей­сах, — рас­ска­зы­ва­ет Са­ва­не­ев. — По­ни­мая, что нет ни­ка­ких га­ран­тий, что он при­об­ре­та­ет ори­ги­нал, по­ку­па­тель во­об­ще бу­дет от­ка­зы­вать­ся от по­ку­п­ки. Или бу­дет ис­хо­дить из про­ти­во­по­ло­ж­ной не­вер­ной по­зи­ции: ес­ли раз­ни­цы нет, за­чем пла­тить боль­ше? За­да­ча AllTime и про­чих иг­ро­ков — пред­став­лять в Рос­сии ори­ги­наль­ный про­дукт, ина­че по­ток под­де­лок уто­пит еще толь­ко-толь­ко обос­но­вав­шу­ю­ся в стра­не куль­ту­ру но­ше­ния ча­сов». С Са­ва­не­е­вым со­глас­ны и его кол­ле­ги из ко­м­па­ний ПроТайм РУС и LPI Rus.

«Се­рый ры­нок су­ще­ство­вал все­г­да, од­на­ко не все по­ни­ма­ют, что по­ку­п­ка не у офи­ци­аль­но­го ав­то­ри­зо­ван­но­го про­дав­ца со­пря­же­на с мно­ги­ми ри­с­ка­ми. Где и кем ку­п­ле­ны ча­сы? Как бы­ли вве­зе­ны в стра­ну? Ау­тен­ти­ч­ные ли они? Не кра­де­ные ли? Где га­ран­тия чи­сто­ты ис­то­рии? Это все под­вод­ные ка­м­ни, ко­то­рые, как ми­ни­мум, мо­гут ис­пор­тить впе­чат­ле­ние от по­ку­п­ки», — уве­рен Ибра­гим Уль­ба­шев.

«В по­след­нее вре­мя за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись кон­тра­бан­ди­сты — по ры­н­ку кур­си­ру­ют ци­ф­ры ро­ста до­ли не­ле­галь­но­го вво­за ча­сов от 6-8% до 30-35%. Ви­ди­мо, не­ко­то­рые за­бы­ли, что по­доб­ный ввоз то­ва­ра без упла­ты та­мо­жен­ных по­шлин и НДС яв­ля­ет­ся не толь­ко ад­ми­ни­стра­тив­но, но и уго­ло­в­но на­ка­зу­е­мым. И да­же в этом не­ле­галь­ном по­то­ке встре­ча­ют­ся под­дел­ки — а они те­перь не­п­ло­хо­го уро­в­ня. В се­ре­ди­не «ну­ле­вых» вла­стям уда­лось пра­к­ти­че­ски пол­но­стью по­бе­дить кон­тра­бан­ду ча­сов, бу­дут ли пред­при­ня­ты ме­ры сей­час — уви­дим в бли­жай­шее вре­мя. Нам, че­ст­ным иг­ро­кам, ко­неч­но, не­про­сто кон­ку­ри­ро­вать с кон­тра­бан­ди­ста­ми. Но эта про­б­ле­ма, ве­ро­ят­но, бу­дет со­про­во­ж­дать на­шу ра­бо­ту ка­кое-то вре­мя», — рас­су­ж­да­ет Ми­ха­ил Кас­па­ров.

[ forbes.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->