Вопросы применения положений Федерального закона «О ломбардах»

Раздел: Ломбарды
13 марта 2014 г.

Пред­ла­га­ем озна­ко­мить­ся с ин­фор­ма­ци­ей Ли­ги лом­бар­дов по во­про­сам при­ме­не­ния по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О лом­бар­дах», всту­па­ю­щих в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. и 01 июля 2014 г., разо­слан­ной участ­ни­кам Ли­ги за исх. № б/н от 13.03.2014 г.

По­сле пуб­ли­ка­ции но­вой ре­дак­ции Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О лом­бар­дах» (да­лее — За­кон о лом­бар­дах) с из­ме­не­ни­я­ми и до­пол­не­ни­я­ми, всту­па­ю­щи­ми в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г., а так­же 01 июля 2014 г., Ли­гу лом­бар­дов бук­валь­но «за­хлест­нул» по­ток во­про­сов по но­во­му за­ко­но­да­тель­ству. Учи­ты­вая это, в на­сто­я­щей ин­фор­ма­ции да­ны от­ве­ты на наи­бо­лее ти­пич­ные во­про­сы, от­ра­жа­ю­щие по­зи­цию Ли­ги лом­бар­дов на на­сто­я­щий мо­мен­т[1].

1.Во­прос: «В­пра­ве ли лом­бард по­сле 1 июля 2014 г. вы­да­вать зай­мы под за­лог в том же по­ряд­ке, как и рань­ше?»
От­вет: 1 июля 2014 г. - да­та вступ­ле­ния в си­лу но­вой ча­сти 1.1 ста­тьи 2 За­ко­на о лом­бар­дах. Этой нор­мой уста­нов­ле­но, что «лом­бар­ды впра­ве осу­ществ­лять про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность по предо­став­ле­нию по­тре­би­тель­ских зай­мов в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­тре­би­тель­ском кре­ди­те (зай­ме)» (да­лее — За­кон о по­тре­би­тель­ском зай­ме). При этом ба­зо­вые по­ло­же­ния За­ко­на о лом­бар­дах (ча­сти 1,2,3 ста­тьи 2, ста­тьи 7, 12, 13) и Граж­дан­ско­го ко­дек­са РФ (ГК РФ) (ст. 358), ре­гу­ли­ру­ю­щие во­про­сы вы­да­чи зай­ма под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства граж­дан не из­ме­ни­лись (кро­ме огра­ни­че­ния вре­ме­ни при­е­ма в за­лог).
Та­ким об­ра­зом, с 01 июля 2014 г. лом­бард впра­ве предо­став­лять два раз­ных ви­да зай­ма: за­ем (без огра­ни­че­ния це­ли ис­поль­зо­ва­ния по­лу­чен­ных сред­ств) под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства граж­дан (в со­от­вет­ствии с вы­ше­ука­зан­ны­ми ста­тья­ми За­ко­на о лом­бар­дах и ГК РФ) и по­тре­би­тель­ский за­ем, т. е. де­неж­ные сред­ства, предо­став­лен­ные за­ем­щи­ку в це­лях, не свя­зан­ных с осу­ществ­ле­ни­ем пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном За­ко­ном о по­тре­би­тель­ском зай­ме. Иное тол­ко­ва­ние бы­ло бы обос­но­ван­ным толь­ко в слу­чае от­ме­ны ба­зо­вых норм За­ко­на о лом­бар­дах и ГК РФ. Сле­ду­ет под­черк­нуть, что де­я­тель­ность по предо­став­ле­нию по­тре­би­тель­ских зай­мов — это пра­во, а не обя­зан­ность лом­бар­дов.

2.Во­прос: «Ка­кие из­ме­не­ния в ру­ко­вод­стве лом­бар­да долж­ны быть про­ве­де­ны в свя­зи с вне­се­ни­ем в За­кон о лом­бар­де ста­тьи 2.1 «Тре­бо­ва­ния к ор­га­нам управ­ле­ния лом­бар­да?»
От­вет: Со­глас­но ука­зан­ной ста­тье с 01 ап­ре­ля 2014 г. вво­дят­ся огра­ни­че­ния уча­стия в ру­ко­вод­стве лом­бар­да лиц, име­ю­щих опре­де­лен­ные пра­во­на­ру­ше­ния, а так­же лиц, име­ю­щих не сня­тую или не­по­га­шен­ную су­ди­мость за со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ний в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и пре­ступ­ле­ний про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти[2].
Посколь­ку в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве лом­бар­дов со­вет ди­рек­то­ров и кол­ле­ги­аль­ный ис­пол­ни­тель­ный ор­ган не со­зда­ют­ся, а ру­ко­вод­ство ор­га­ни­за­ци­ей осу­ществ­ля­ет­ся еди­но­лич­ным ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном (ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром, ди­рек­то­ром и т. д.), то огра­ни­че­ния ре­аль­но в боль­шин­стве лом­бар­дов от­но­сят­ся толь­ко к ру­ко­во­ди­те­лю ор­га­ни­за­ции.
Пред­став­ля­ет­ся, что пра­во­на­ру­ши­те­лей и лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сти, сре­ди ру­ко­во­ди­те­лей лом­бар­дов прак­ти­че­ски нет. Но там, где в си­лу ст. 2.1 За­ко­на о лом­бар­дах, ру­ко­во­ди­тель не впра­ве за­ни­мать эту долж­но­сть, учре­ди­те­ли (ак­ци­о­не­ры) лом­бар­да долж­ны при­нять ре­ше­ние о за­ме­не ру­ко­во­ди­те­ля еще до 01 ап­ре­ля 2014 г. При этом на за­ме­сти­те­лей ру­ко­во­ди­те­ля огра­ни­че­ния не рас­про­стра­ня­ют­ся.

3.Во­прос: «Ка­ко­вы тре­бо­ва­ния к учре­ди­те­лям (у­част­ни­кам) лом­бар­да?»
От­вет: С 01 ап­ре­ля 2014 г. всту­па­ет в си­лу ста­тья 2.2 За­ко­на о лом­бар­дах «Тре­бо­ва­ния к учре­ди­те­лям (у­част­ни­кам) лом­бар­да», име­ю­щая це­лью огра­ни­чить воз­мож­но­сти лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сть, вли­ять на ре­ше­ния, при­ни­ма­е­мые об­щим со­бра­ни­ем участ­ни­ков (ак­ци­о­не­ров) лом­бар­да. Прак­ти­че­ское со­дер­жа­ние ста­тьи сво­дит­ся к двум ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям (но не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ими):

  • фи­зи­че­ские ли­ца, име­ю­щие не сня­тую или не­по­га­шен­ную су­ди­мость за пре­ступ­ле­ния в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или пре­ступ­ле­ния про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти² впра­ве рас­по­ря­жать­ся толь­ко ме­нее, чем 10% го­ло­сов, при­хо­дя­щих­ся на го­ло­су­ю­щие до­ли (ак­ции), со­став­ля­ю­щие устав­ной ка­пи­тал лом­бар­да, да­же ес­ли до­ля (у­част­ни­ка (ак­ци­о­не­ра)) учре­ди­те­ля в устав­ном ка­пи­та­ле со­став­ля­ет 10% и бо­ле­е;
  • ли­ца, вла­де­ю­щие 10 и бо­лее про­цен­та­ми ак­ций (до­лей) в устав­ном ка­пи­та­ле лом­бар­да (а та­кие участ­ни­ки име­ют­ся в боль­шин­стве ор­га­ни­за­ций) долж­ны на­прав­лять уве­дом­ле­ние в лом­бард и в Банк Рос­сии в по­ряд­ке и сро­ки, уста­нов­лен­ные нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми Бан­ка Рос­сии.

По­ка со­от­вет­ству­ю­щие нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ком Рос­сии не при­ня­ты. Од­на­ко, по­сколь­ку со­дер­жа­ние уве­дом­ле­ния уже опре­де­ле­но За­ко­ном о лом­бар­дах, пред­став­ля­ет­ся пра­виль­ным, что­бы учре­ди­те­ли (у­част­ни­ки) лом­бар­да, вла­де­ю­щие 10 и бо­лее про­цен­та­ми до­лей (ак­ций) устав­но­го ка­пи­тал с 01 ап­ре­ля 2014 г. со­от­вет­ству­ю­щее уве­дом­ле­ние в Банк Рос­сии и лом­бард на­прав­ля­ли, что­бы ис­клю­чить рис­ки. Уве­дом­ле­ние, по на­ше­му мне­нию, сле­ду­ет по­ка на­прав­лять не­по­сред­ствен­но в Банк Рос­сии, как ука­за­но в За­ко­не о лом­бар­дах, а так­же — в лом­бард.

4.Во­прос: «В ка­кое под­раз­де­ле­ние Бан­ка Рос­сии и ка­кую от­чет­ность дол­жен предо­став­лять лом­бард?»
От­вет: Ста­тья 2 За­ко­на о лом­бар­дах до­пол­не­на ча­стью 8, ко­то­рая всту­па­ет в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. и уста­нав­ли­ва­ет обя­зан­но­сти лом­бар­да вы­пол­нять пред­пи­са­ния Бан­ка Рос­сии и предо­став­лять в Банк Рос­сии до­ку­мен­ты, со­дер­жа­щие от­чет о сво­ей де­я­тель­но­сти и об ор­га­нах управ­ле­ния лом­бар­да в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Бан­ком Рос­сии. По­ка та­кой по­ря­док не уста­нов­лен. За­кон о лом­бар­дах не уста­нав­ли­ва­ет да­же об­щие тре­бо­ва­ния к со­дер­жа­нию от­че­та лом­бар­да, по­это­му, по на­ше­му мне­нию, в дан­ном слу­чае сле­ду­ет до­ждать­ся уста­нов­ле­ния Бан­ком Рос­сии со­от­вет­ству­ю­ще­го по­ряд­ка.

5.Во­прос: «В­пра­ве ли лом­бард вы­да­вать зай­мы круг­ло­су­точ­но?»
От­вет: Всту­па­ю­щая в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. но­вая ре­дак­ция ста­тьи 3 За­ко­на о лом­бар­дах уста­нав­ли­ва­ет, что лом­бард впра­ве с 8 ча­сов до 20 ча­сов по мест­но­му вре­ме­ни при­ни­мать в за­лог и на хра­не­ние дви­жи­мые ве­щи (дви­жи­мое иму­ще­ство) при­над­ле­жа­щие за­ем­щи­ку или по­кла­же­да­те­лю и пред­на­зна­чен­ные для лич­но­го по­треб­ле­ния, за ис­клю­че­ни­ем ве­щей, изъ­ятых из обо­ро­та, а так­же ве­щей, на обо­рот ко­то­рых за­ко­но­да­тель­ством РФ уста­нов­ле­ны со­от­вет­ству­ю­щие огра­ни­че­ния. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что в пе­ри­од по­сле 20 ча­сов и до 8 ча­сов при­ни­мать в за­лог и на хра­не­ние ве­щи нель­зя. Со­глас­но ча­сти 1 ста­тьи 7 За­ко­на о лом­бар­дах по усло­ви­ям до­го­во­ра зай­ма лом­бард пе­ре­да­ет зай­мы граж­да­ни­ну — за­ем­щи­ку, а за­ем­щик, од­но­вре­мен­но яв­ля­ю­щий­ся за­ло­го­да­те­лем, пе­ре­да­ет лом­бар­ду, яв­ля­ю­ще­е­ся пред­ме­том за­ло­га.
Та­ким об­ра­зом, зай­мы под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства, пред­на­зна­чен­но­го для лич­но­го по­треб­ле­ния лом­бард круг­ло­су­точ­но, по-ви­ди­мо­му, вы­да­вать не впра­ве[3].
Огра­ни­че­ние вре­ме­ни при­е­ма в за­лог пред­став­ля­ет­ся стран­ным, ущем­ля­ю­щим за­кон­ные ин­те­ре­сы не толь­ко лом­бар­да, но, глав­ное, ра­бо­та­ю­щих граж­дан, осо­бен­но тех, кто тра­тит зна­чи­тель­ное вре­мя на до­ро­гу от до­ма до ра­бо­ты. Те­перь эти граж­да­не вы­нуж­де­ны об­ра­щать­ся за зай­ма­ми не в лом­бард, а в не име­ю­щие огра­ни­че­ний по вре­ме­ни мик­ро­фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, где про­цент­ные став­ки го­раз­до вы­ше. Пред­став­ля­ет­ся, что лом­бар­ды долж­ны до­би­вать­ся от­ме­ны та­ко­го огра­ни­че­ния, в т.ч. че­рез де­пу­та­тов в сво­их ре­ги­о­нах.
В то же вре­мя лом­бард мо­жет вы­да­вать зай­мы в лю­бое вре­мя (круг­ло­су­точ­но), осу­ществ­ляя кре­ди­то­ва­ние в рам­ках За­ко­на о по­тре­би­тель­ском кре­ди­те (зай­ме).
Бо­лее по­дроб­но но­вые по­ло­же­ния За­ко­на о лом­бар­дах бу­дут рас­кры­ты в из­да­ва­е­мой по ини­ци­а­ти­ве Ли­ги лом­бар­дов кни­ге «Ком­мен­та­рий к Фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О лом­бар­дах» часть 2», ко­то­рую пла­ни­ру­ет­ся вы­пу­стить в кон­це мар­та-на­ча­ле ап­ре­ля 2014 г.
Ин­фор­ма­ция об усло­ви­ях по­лу­че­ния Кни­ги бу­дет до­ве­де­на до участ­ни­ков со­об­ще­ства в бли­жай­шее вре­мя.

Ли­га лом­бар­до­в


[1] По­зи­ция Ли­ги лом­бар­дов мо­жет из­ме­нить­ся, в том чис­ле при вне­се­нии по­пра­вок в за­ко­ны, из­да­нии нор­ма­тив­ных ак­тов и разъ­яс­не­ний Бан­ка Рос­сии, о ко­то­рых не­за­мед­ли­тель­но бу­дут про­ин­фор­ми­ро­ва­ны участ­ни­ки Ли­ги.

[2] Для пра­виль­но­го от­не­се­ния лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сть, к ука­зан­ным ви­дам пре­ступ­ле­ний, це­ле­со­об­раз­но изу­чить гла­вы 22 (Пре­ступ­ле­ния в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти) и раз­дел 10 (Пре­ступ­ле­ния про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти) Уго­лов­но­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

[3] Не ис­клю­че­но, что су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка за­ко­на все же до­пус­ка­ет при­ем в за­лог и, со­от­вет­ствен­но, вы­да­чу зай­ма в пе­ри­од по­сле 20 ча­сов и до 8 ча­сов, од­на­ко прак­ти­че­ское при­ме­не­ние та­ко­го вы­во­да не­сет се­рьез­ные рис­ки.

[ ligalomb.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->