Во второй половине августа на российском рынке появился новый выпуск облигаций, номинал которых привязан к стоимости золота. Их разместило ПАО «МГКЛ» — сеть московских городских ломбардов, работающих под брендом «Мосгорломбард». Номинал облигации — грамм золота.
Объем выпуска был крошечным, тестовым — на 5,5 кг и объемом в 47,3 млн рублей. Выпуск предназначался только для квалифицированных инвесторов и прошел при ажиотажном спросе: он превысил предложение в восемь раз. Срок обращения облигаций составляет три года, купон выплачивается раз в месяц, его ставка составила 14%. Сейчас выпуск торгуется выше номинала — по 104,9% с доходностью в 13% годовых.
«МГКЛ» — второй на рынке эмитент золотых бондов. Первопроходцем в этом сегменте стала золотодобывающая компания «Селигдар», которая с 2023 года разместила три выпуска бондов в золоте и один — в серебре, общим объемом около 19 млрд рублей. Доходность к погашению по первому золотому выпуску — 11,85%, по второму — 9,5%, по третьему — 9,9%.
Главный инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Дмитрий Сергеев говорит, что эмитентов таких необычных облигаций всего два, но они совершенно разные. В одном случае инвестор, обращает внимание Сергеев, имеет дело с крупной золотодобывающей компанией, которая сама производит золото, а в другом — с розничной сетью ломбардов, которая занимается скупкой и продажей золотых изделий в числе прочего. Риски у таких заемщиков, говорит Сергеев, разные.
Директор по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Денис Габдулин также отмечает, что новый выпуск принадлежит розничной ломбардной сети, а не крупному золотодобытчику, что усложняет оценку рисков. С другой стороны, деятельность «МГКЛ» тесно связана с золотом и его ценой, поэтому привязывать выпуски к котировкам металла вполне логично, уверен аналитик проекта bitkogan Георгий Аксенов.
Момент для размещения облигаций в золоте сейчас удачный для эмитентов из-за высоких цен на металл, говорит начальник аналитики ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. «Для компаний это означает, что при размещении они получают больше рублей за каждую облигацию, что выгодно», — поясняет он. А инвесторы ищут всевозможные пути заработать на недавнем ралли в золоте, добавляет Денис Габдулин из БКС.
Дмитрий Сергеев из «Велес-Капитала» обращает внимание, что спрос на золотые облигации «Селигдара» уменьшался по мере того, как ЦБ поднимал ключевую ставку и рублевые инструменты становились более привлекательными для инвесторов.
Несмотря на то что первые золотые облигации появились на рынке более двух лет назад, этот сегмент рынка бондов не получил серьезного развития. По словам Сергеева, инвесторы с энтузиазмом бы встретили выпуски, например, «Полюса», но крупнейший золотодобытчик таких планов не озвучивал.
Для инвесторов эти облигации могут быть удобным способом получить доходность, привязанную к золотым котировкам, не покупая физического металла, говорит аналитик ФГ «Финам» Никита Бороданов.
Физическое золото — это традиционный защитный актив, но при этом требует затрат на хранение, которое важно для поддержания стоимости слитка, напоминает Денис Габдулин. В этом смысле у облигаций в золоте есть преимущество: инвесторам не надо тратиться на хранение. Наоборот, они получают фиксированный купон и выигрывают от движения котировок золота, говорит эксперт.
Первый выпуск облигаций в золоте был размещен в конце марта 2023-го, ставка купона по нему составляет 5,5%. В апреле 2023 года инвестор мог бы купить эту бумагу за 4961 рубль — именно столько тогда стоил грамм золота. С тех пор он бы получил 874 рубля купонных выплат. Сейчас облигации торгуются на уровне 87,5% от номинала, а грамм золота стоит уже 8650 рублей. И если бы инвестор продал облигацию сейчас, то получил бы доходность около 70% за эти два с половиной года, подсчитывает Дмитрий Сергеев из «Велес-Капитала».
Однако есть и минусы. Например, номинал золотых облигаций российских эмитентов привязан к рублевой стоимости цены драгметалла в ЦБ. Рублевая цена, в свою очередь, говорит Олег Абелев из «Риком-Траст», привязана к котировкам на Лондонской бирже и зависит от курса доллара в рублях. Укрепление рубля, которое продолжалось с начала года, таким образом может негативно отразиться на общем доходе инвестора.
«Бывают периоды, когда цена на Лондонской бирже может сильно отличаться от учетной цены золота ЦБ, которая идет в расчет доходности облигаций», — говорит Абелев. И добавляет: если цена золота к дате погашения упадет, можно получить убыток в рублях, даже несмотря на высокий купон.
К этому риску прибавляется низкая ликвидность золотых выпусков, а это значит, что продать бумаги быстро будет сложно, говорит Денис Габдулин. И, наконец, самый серьезный риск — риск самого эмитента. «Конечным плательщиком является эмитент облигации, а его возможность провести платеж зависит не только от цены золота, но и от собственного денежного потока. На это тоже надо обращать внимание», — резюмирует он.