Национальная Геммологическая Ассоциация проводит в Москве Международную научно-практическую конференцию «Индустрия драгоценностей сегодня и завтра». В числе главных вопросов - как ужиться вместе синтетическим и природным бриллиантам на ювелирном рынке? Исполнительный директор Ассоциации Владимир Збойков на секции по бриллиантовой тематике с докладом не выступает, но имеет свое мнение по данному вопросу, которое и выносит на суд ювелиров.
Современные технологии вкупе с предпринимательской инициативой создали новую реальность – широкомасштабное дешевое производство синтетических алмазов ювелирного качества. Маркетологи придумали новому продукту массу положительных в глазах потребителей особенностей, типа экологичности этой синтетики, называя ее таинственным термином «Lab created», который на русский, к тому же, перевели не буквально, как «лабораторно созданный», а более благозвучно - «лабораторно выращенный».
Но что такое природный алмаз? Это своеобразное и выдающееся произведение природы. Точно также, как люди восторгаются красотой природных ландшафтов, они восторгаются и красотой природных камней. К сожалению, в обществе не сформировалась культура массового украшения интерьеров помещений природными камнями, в их первозданном виде – штуфами, жеодами, кристаллами. Возможно потому, что они обычно невелики по размеру. Зато люди придумали, как из самоцветов делать украшения для себя любимого.
Эмоциональная составляющая обладания изделиями с природными камнями включает безусловное осознание того факта, что их обладатель соприкасается с этой уникальной частицей природы. Уникальной не в юридическом смысле, а в бытовом – вокруг нас бесчисленное множество разных камней, а вот такие, прозрачные, цветные и искрящиеся – просто так вокруг не валяются. Их еще нужно найти, добыть, обработать. И эта эмоциональная составляющая обладания природным самоцветом нередко отодвигает на второй план даже вопрос выгодности покупки!
А что с синтетическим камнями? Да, они красивые в украшениях. Обычно даже красивее природных, т.к. совершенствованием технологий можно многого добиться. Вот только эмоционально они совершенно «глухи» - это же не частицы природы, а производственный продукт!
По своей моральной сути, синтетические камни в ювелирной сфере – это имитация, лишь образ природных. Не важно, что того же химического состава (хотя появление или отсутствие примесей в синтетике по сравнению с природой указывает на то, что не совсем того же). Логично сравнить их сущность с копиями и даже репродукциями картин в изобразительном искусстве, написанных знаменитыми художниками. Бывает, что копия той или иной картины оказывается даже эффектнее оригинала по изобразительной силе. Но, тем не менее, это всего лишь копия…
Можно провести и другую аналогию. Есть на рынке брендовые вещи, от известных модных домов. А есть многочисленные подделки, юридически относящиеся к контрафакту. И иногда такая контрафактная продукция ничем по внешнему виду и качеству изготовления не уступает оригинальной брендовой. А в эмоциональном плане обладания этим предметом – это как, то же самое? Вряд ли.
Так что, если не лукавить, то можно синтетические камни рассматривать как «подделку» под природные аналоги. Если синтетические камни с тем же или близким химическим составом и физическими свойствами – то это «качественная подделка», а если есть лишь внешнее сходство – это просто мимикрия. Но маркетологи и геммологи поступают деликатнее, называя первые аналогами, а вторые – имитациями камней природных.
А уж если совсем юридически корректно смотреть на ювелирный рынок, то все синтетические камни должны были бы быть относиться к сфере бижутерии. Т.е. к изделиям, лишь с помощью покрытий имитирующим ювелирные изделия из полностью драгоценных металлов. Однако от такого отнесения мог бы пострадать объем рынка ювелирных изделий – не у всех покупателей ювелирных изделий найдутся средства для приобретения украшений с настоящими природными камнями, тем более – достаточно крупными и красивыми. К тому же объемы их добычи и производства не позволят обеспечить потребности всего мирового ювелирного рынка.
Что еще важно: статусность обладания бриллиантом из природного алмаза была во многом сформирована гениальным изобретением – таблицами, в которых указываются цены камня такого-то рассева, с таким-то цветом и с такой-то чистотой. Каждому кошельку – своя клеточка в своей таблице! И не важно, что свыше 99% простых потребителей никак не в состоянии понять, какой цвет и какая чистота у бриллианта в увиденном ими украшении. Но эта дифференциация очень важно для тех, кто хочет потреблять только самое лучшее. Для них таблицы Рапопорта – это численное, точное самосознание уровня своего статуса. Своего рода вектор в «пути наверх» в потреблении.
А что значат подобные «клеточки» в таблицах, когда их применяют к бриллиантам из синтетических алмазов? Уровень технологического совершенства производителя? Ну да, сегодня он такой, а завтра то, что было достижением для единиц, станет обыденным для тысяч производителей. Липа, короче…
Впрочем, уловок для продвижения синтетических камней немало. Например, в описании бриллиантов нередко пишут «HPHT бриллианты» и «CVD бриллианты», без упоминания, что камни синтетические. Типа, облагороженные этими способами.
Однако благодаря ряду особенностей, отличить бриллиант из синтетического алмаза от бриллианта, изготовленного из алмаза природного, практически невозможно без инструментальных проверок. Уже сегодня невозможно. А завтра, вполне вероятно, и инструментальные исследования не смогут давать гарантированного результата. Т.е. для конечного потребителя ювелирных изделий бриллианты из синтетических алмазов – это такие замечательные копии, распознать которые не в состоянии никто из просто обозревающих украшения. Значит, что имея бриллиант из синтетического алмаза, можно смело рассказывать своим друзьям и знакомым, что обладаете реальной драгоценностью - ювелирным изделием с бриллиантом из природного алмаза! Причем достаточно крупным. Вполне статусно и безопасно в смысле возможного разоблачения…
Возникает простая потребительская логика: зачем платить намного дороже и покупать ювелирные изделия с бриллиантами из природных камней, когда можно сильно сэкономить с тем же потребительским успехом?
Ну, хорошо, а что означает поступление на ювелирные рынки относительно дешевых синтетических алмазов с финансовой точки зрения? Что касается их себестоимости, тут все понятно – себестоимость производства синтетических камней падает и будет дальше падать далее. Любых! Т.к. на то и направлены исследования – сделать качество товара выше при снижении себестоимости его производства. По понятным причинам, точные данные о себестоимости производства синтетических алмазов у разных производителей найти не удается. Но нет сомнений в том, что маржинальность их производства очень и очень велика. Иначе не было бы того бума развития их производства, что имеем.
Но вот что интересно: для ювелирного рынка дешевые синтетические алмазы – это, своего рода, «троянский конь». Особенно велик соблазн приобретать и использовать в производимых (или импортируемых) ювелирных изделиях синтетические алмазы, выдавая их с соответствующим ценником за природные. Да даже не выдавая за «природу», все равно может оказаться очень выгодно использовать синтетику – больше изделий купят по менее высокой цене.
Чек за изделия с бриллиантами при использовании синтетических камней снижается. Пока разница в чеках не столь велика – покупать синтетические камни можно уже дешево, а изделия с ними продавать дешевле украшений с «природой» лишь не на много. Однако конкуренция на этом рынке со временем будет только возрастать, и чек готовых изделий с синтетикой точно будет сильно двигаться вниз.
А ведь маржинальность оборота изделий с бриллиантами на ювелирном рынке была всегда самой высокой. Изделия с бриллиантами из природных алмазов сегодня еще составляют львиную долю рынка украшений по стоимости. Вопрос: а сможет ли рост объема продаж изделий с бриллиантами из синтетических алмазов компенсировать снижение маржинальности оборота из-за такого перехода? Если благосостояние населения, т.е. покупателей украшений, будет расти, их будут покупать многие – то, возможно, и сможет. Но в нынешних российских условиях – вряд ли.
Однако для сегодняшних состоятельных покупателей ювелирных изделий с бриллиантами из природных алмазов статусность обладания ими будет постепенно снижаться, т.к. массовый приход замечательных синтетических аналогов сделает совсем сложным возможность убеждения окружающих в том, что камни в их украшениях – «самые настоящие».
Есть риски и регуляторной политики. Очевидно, государству не нравится, что такие относительно дорогие камни во все возрастающем объеме ввозятся в Россию и обращаются вне контроля со стороны ГИИС ДМДК. Из-за того, что они не являются драгоценными. Так что нельзя исключать, что рано или поздно «драгоценными» их сделают, с вытекающей отсюда необходимостью специального учета в ФПП участников их оборота, применением ГИИС ДМДК и так далее. На то указывает прошлогодняя попытка законодательно перенести перечень драгоценных камней из Федерального закона 41-ФЗ в некий акт Правительства РФ. Что совсем плохо – это может потянуть за собой распространение такого же статуса «драгоценных» на все ныне свободные в обороте полудрагоценные камни. С их неизбежным подорожанием.
Может ли не самый большой в мире ювелирный рынок «сопротивляться прогрессу»? И должен ли это делать? Даже если не учитывать интересы государства, связанные с АЛРОСА, то, как было отмечено выше, в этом противодействии есть заинтересованность ювелирной сферы, прежде всего - ювелирной торговли. И именно поэтому государство может и должно содействовать тому, чтобы у бриллиантов из синтетических алмазов было свое, а не чужое место.
Первое: объяснять покупателям, что «лабораторно выращенные» алмазы – это такие же синтетические, т.е. искусственные алмазы, какими являются дешевые синтетические корунды, изумруды, александриты и все прочие искусственные камни. Просто у каждого камня своя технология производства, и у синтетических алмазов их сегодня две (HPHT и CVD). И произвести их можно столько, сколько захочет рынок, т.е. неограниченно много.
Объяснять покупателям, что какая-то особая экологичность и этичность этих синтетических алмазов – это миф, придуманный маркетологами для их продвижения.
Второе: доходчиво донести до потребителя ювелирных изделий, что обладание синтетическим камнем – это не обладание «уникальной частицей природы», это просто владение обычным промышленным предметом, без какого-либо эмоционального аспекта. Просто владение вещью. И статусности обладания украшениями с бриллиантами из синтетических алмазов никакой нет.
Третье: необходимо обсудить с участниками ювелирного рынка целесообразность законодательного введения в правила торговли следующих норм:
Понимаю, что многие участники ювелирного рынка не согласятся с приведенными выше предложениями – нужно все обсуждать. Возможно, автор этих строк категорически не прав, и синтетические камни спасут российский ювелирный рынок от спада. Но ведь речь идет о том, что, выиграв в моменте от роста потребительского спроса на менее дорогие изделия с синтетическими алмазами (про возможную подмену природных камней синтетическим не говорю, это уже из области уголовного преследования), участники рынка сильно потеряют из-за этого маржинальность ведения бизнеса в будущем. Которое, увы, наступит очень скоро.