Алмаз в слезах

Раздел: Рынки
22 декабря 2020 г.

Сред­ние ко­м­па­нии ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вой от­рас­ли мо­гут не пе­ре­жить пан­де­мию, про­г­но­зи­ру­ет рей­тин­го­вое аген­т­ство "Экс­перт РА". Ал­маз­ные ко­м­па­нии воз­ла­га­ли боль­шие на­де­ж­ды на 2020 год - от­ло­жен­ное по­треб­ле­ние дол­ж­но бы­ло ко­м­пе­н­си­ро­вать по­те­ри ко­м­па­ний. В 2019 го­ду на ал­маз­ный ры­нок по­в­ли­я­ло сра­зу не­сколь­ко не­га­тив­ных фа­к­то­ров: упал спрос в США и Ки­тае, се­рьез­но сни­зи­лось фи­нан­си­ро­ва­ние гра­ниль­ных ко­м­па­ний в Ин­дии по­с­ле ря­да рас­кры­тых По­в­ли­ял на ры­нок и рост сек­то­ра син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов. Од­на­ко пан­де­мия сби­ла пла­ны, не­га­тив­но по­в­ли­яв на все ста­дии "ал­маз­но­го пу­ти": не­ко­то­рые ме­сто­ро­ж­де­ния при­о­ста­но­ви­ли и да­же за­кон­сер­ви­ро­ва­ли до­бы­чу, ос­но­в­ной по­тре­би­тель ал­ма­зов - Ин­дия на­ло­жи­ла мо­ра­то­рий на по­ку­п­ку ал­ма­зов по­чти на два ме­ся­ца. Ло­к­да­ун и за­кры­тие офлайн-­ма­га­зи­нов при­тор­мо­зи­ли спрос на юве­ли­р­ные укра­ше­ния.

В раз­гар пан­де­мии про­да­жи упа­ли на 70%, рас­ска­за­ли в пресс-слу­ж­бе "Алро­сы", но уже с се­ре­ди­ны 2020 го­да спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия пре­вы­сил про­да­жи про­ш­ло­го го­да: "Это объ­яс­ня­ет стре­ми­тель­ный рост про­даж ал­ма­зов до­бы­ва­ю­щи­ми ко­м­па­ни­я­ми. В гра­ниль­ном сек­то­ре на­б­лю­да­ет­ся не­хват­ка ал­ма­зов в свя­зи с вос­ста­но­в­ле­ни­ем спро­са, что обу­слав­ли­ва­ет та­кую вы­со­кую по­ку­па­тель­скую ак­тив­но­сть". Боль­шую роль в вос­ста­но­в­ле­нии спро­са на юве­ли­р­ные укра­ше­ния в III квар­та­ле сыг­рал Ази­ат­ско-Ти­хо­о­ке­ан­ский ре­ги­он (Ки­тай, Юж­ная Ко­рея). "Кро­ме то­го, ка­ран­тин ока­зал по­зи­тив­ный эф­фект на раз­ви­тие ка­на­ла про­даж укра­ше­ний че­рез ин­тер­нет", - го­во­рит Ан­тон Та­бах, управ­ля­ю­щий ди­рек­тор по ма­к­ро­эко­но­ми­че­ско­му ана­ли­зу и про­г­но­зи­ро­ва­нию аген­т­ства "Экс­перт РА".

Кру­п­ные ал­ма­зо­до­бы­т­чи­ки, та­кие как "Алро­са" и De Beers, не ис­пы­та­ют се­рьез­ных фи­нан­со­вых про­б­лем, счи­та­ют в НИУ ВШЭ, но у иг­ро­ков "сред­не­го эше­ло­на" в 2020 го­ду про­ис­хо­ди­ли де­фол­ты. В от­рас­ли есть по­го­вор­ка "Ал­маз лю­бит сле­зу", ко­то­рая как бы на­ме­ка­ет, что все­г­да что-то идет не так, но в ко­неч­ном сче­те все вы­и­г­ры­ва­ют. Игорь Ку­ли­чик, член со­ве­та ди­рек­то­ров ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии "АГД Дай­мондс", на­по­ми­на­ет, что кри­зи­сы ал­маз­ной про­мы­ш­лен­но­сти бы­ли и в 2008-2009 гг., и в 2015 г.

Кру­п­ные ко­м­па­нии уже име­ют бо­лее-­ме­нее эф­фек­тив­ные от­ра­бо­тан­ные сце­на­рии. А вот сред­ние ко­м­па­нии еще не успе­ли вос­ста­но­вить­ся от 2019-­го. И все же, по мне­нию экс­пе­р­тов, юве­ли­р­ная от­расль про­хо­дит це­но­вое дно, и уже с 2021 го­да про­да­жи мо­гут на­чать вос­ста­нав­ли­вать­ся. На­б­лю­да­ет­ся рост по­ку­пок сре­ди 30-лет­них, а во вре­мя пан­де­мии воз­ник но­вый тренд - Zoom-worthy jewerly - укра­ше­ния, ко­то­рые хо­ро­шо смо­т­рят­ся на экра­не, рас­ска­за­ла Ана­ста­сия По­дру­ги­на, пре­по­да­ва­тель НИУ ВШЭ. Па­да­ют про­да­жи ко­лец и брас­ле­тов, но рас­тут про­да­жи се­ре­жек и ко­лье.

[ rg.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->