Россия на мировом рынке цветных ювелирных камней: цена вопроса

Раздел: Драгоценные камни
02 августа 2022 г.

Ру­би­ны, са­п­фи­ры и изу­мру­ды­

Со­глас­но Ука­зу Пре­зи­ден­та РФ от 30 но­яб­ря 1995 г. № 1203, свод­ные све­де­ния о рос­сий­ском экс­пор­те и им­пор­те дра­го­цен­ных ка­м­ней за ис­клю­че­ни­ем при­род­ных ал­ма­зов от­не­се­ны к го­су­дар­ствен­ной тай­не. Та­ким об­ра­зом, да­вать оцен­ку ро­ли Рос­сии на ми­ро­вом ры­н­ке цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней на ос­но­ва­нии дан­ных ФТС, Рос­ста­та или Мин­фи­на Рос­сии не пред­став­ля­ет­ся воз­мо­ж­ным. И хо­тя для дра­го­цен­ных ка­м­ней не яв­ля­ют­ся сек­рет­ны­ми дан­ные об их ба­лан­с­ных за­па­сах в нед­рах Рос­сии, объ­е­мах их до­бы­чи и про­из­вод­ства, тем не ме­нее в ос­но­ве оцен­ки до­ли Рос­сии на ми­ро­вом ры­н­ке цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней во из­бе­жа­ние ри­с­ка на­ру­ше­ния дан­но­го Ука­за луч­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся ис­клю­чи­тель­но на до­сту­п­ные дан­ные по экс­пор­ту и им­пор­ту от за­ру­бе­ж­ных ис­точ­ни­ков.

Д­ля экс­пе­р­т­ной оцен­ки вос­поль­зу­е­м­ся дан­ны­ми о ме­ж­ду­на­род­ной тор­го­в­ле ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми от Ин­тер­нет-­плат­фор­мы Observatory of Economic Complexity, OEC, под­дер­жи­ва­е­мой ко­м­па­ни­ей Datawheel.

По дан­ным OEC, объ­ем ми­ро­во­го экс­пор­та об­ра­бо­тан­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов (код HS6 ID 710391) в 2020 го­ду до­сти­гал $2,83 млрд, что со­ста­ви­ло 64,7% все­го ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней*.

Де­та­ли­зи­ро­ван­ную ди­на­ми­ку экс­пор­та и им­пор­та по дан­но­му ко­ду ре­сурс OEC поз­во­ля­ет про­сле­дить с 1998 по 2020 год, что до­ста­точ­но для яс­но­го ви­де­ния си­ту­а­ции.

До­ля Рос­сии в ме­ж­ду­на­род­ном обо­ро­те об­ра­бо­тан­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов ока­за­лась, по дан­ны­мOEC, очень не­ве­ли­ка и со­ста­ви­ла в 2020 го­ду все­го $0,468 млн экс­пор­та (0,017% ми­ро­во­го экс­пор­та в дан­ной под­груп­пе) и $3,88 млн им­пор­та (0,14% ми­ро­во­го им­пор­та в дан­ной под­груп­пе).

Про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи и об­ра­бо­т­ки ру­би­нов и са­п­фи­ров в Рос­сии нет во­об­ще, по­это­му весь экс­порт в этой по­зи­ции со­став­ля­ют огра­нен­ные изу­мру­ды. На про­тя­же­нии по­след­ней чет­вер­ти ве­ка до­бы­ча изу­мру­дов шла край­не не­рав­но­мер­но, что от­ра­жа­лось и на экс­пор­те. Не мо­г­ла Рос­сия по­хва­лить­ся и по­сто­ян­ны­ми по­ку­па­те­ля­ми на ми­ро­вом ры­н­ке. В от­дель­ные го­ды на­б­лю­дал­ся всплеск экс­пор­та изу­мру­дов:

- в 1999 г. в США ($3 млн);

- в 2011 г. в Ки­тай ($4,52 млн);

- в 2013 г. в Ве­ли­ко­бри­та­нию ($3,3 млн);

- в 2016 г. в Ки­тай ($1,73 млн);

- в 2019 г. в Швей­ца­рию ($2,43 млн).

На про­тя­же­нии всех 25 лет шли очень не­з­на­чи­тель­ные (от ме­нее, чем $0,1 млн до $0,9 млн) и не по­сто­ян­ные по­став­ки изу­мру­дов из Рос­сии на экс­порт та­к­же в Бель­гию, Ин­дию, Фран­цию, Япо­нию. Хо­тя за по­след­ние 10 дет по­став­ки изу­мру­дов из Рос­сии на экс­порт бо­лее-­ме­нее ста­би­ли­зи­ро­ва­лись, их объ­е­мы оста­ва­лись со­вер­шен­но не­з­на­чи­тель­ны­ми для ми­ро­во­го ры­н­ка, при­чем с по­ни­жа­тель­ной тен­ден­ци­ей.

И­м­порт в Рос­сию огра­нен­ных ру­би­нов и са­п­фи­ров и изу­мру­дов, по дан­ным ре­сур­са OEC, в сколь­ко-­ни­будь за­мет­ных раз­ме­рах на­чал­ся при­мер­но с 2004 го­да. Сна­ча­ла это бы­ли по­став­ки из Та­и­лан­да (от $0,316 млн, че­рез пи­ко­вые $5,16 млн в 2008 г. и до по­след­не­го всплес­ка в $3,26 млн в 2014 го­ду), но в по­след­ние го­ды им­порт этих ка­м­ней из Та­и­лан­да су­ще­ствен­но со­кра­ти­л­ся (до $0,466 в 2020 г.).

Во­об­ще, пи­ко­вым для Рос­сии по им­пор­ту огра­нен­ных ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов, со­глас­но дан­ным OEC, стал 2008 год, ко­г­да по­ми­мо Та­и­лан­да, ка­м­ни за­во­зи­лись из Ве­ли­ко­бри­та­нии ($2,66 млн), Гон­кон­га ($1,98 млн), Гер­ма­нии ($1,47 млн), а та­к­же, в мень­ших ко­ли­че­ствах, из Ин­дии, Ара­б­ских Эми­ра­тов, Швей­ца­рии.

Г­де-то с 2010 го­да роль ос­но­в­но­го по­став­щи­ка на рос­сий­ский ры­нок огра­нен­ных ру­би­нов и са­п­фи­ров и изу­мру­дов в свя­зи с раз­ви­ти­ем Та­мо­жен­но­го со­ю­за ЕАЭС ста­ла иг­рать Ар­ме­ния. В 2010 го­ду это бы­ло все­го $0,103, до­сти­г­нув в 2019 го­ду $10,4 млн. Впро­чем, в 2020 го­ду про­и­зо­шел спад им­пор­та этих ка­м­ней из Ар­ме­нии до $1,69 млн. В этот год на $1,54 млн ка­м­ней по­ста­ви­ла в Рос­сию Швей­ца­рия, на $0,466 – Та­и­ланд, и на $0,095 – Гер­ма­ния.

ВЫВОДЫ:

С уче­том то­го, что в це­лом до­ля Рос­сии в ми­ро­вом про­из­вод­стве юве­ли­р­ных из­де­лий все же вы­ше – око­ло 4%, а соб­ствен­ной до­бы­чи (и огран­ки) ру­би­нов и са­п­фи­ров в Рос­сии нет (т. е. все эти ка­м­ни вво­зят­ся в Рос­сию по им­пор­ту), до­ля Рос­сии в ми­ро­вом им­пор­те ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов в 0,14% яв­но не­про­пор­ци­о­наль­но ма­ла.

Объ­яс­не­ние мо­ж­но най­ти про­стое: со вре­мен СССР рос­сий­ские жен­щи­ны при­вы­к­ли поль­зо­вать­ся юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми ис­клю­чи­тель­но с де­ше­вы­ми встав­ка­ми из син­те­ти­че­ских ка­м­ней. Бес­чис­лен­ные огра­нен­ные син­те­ти­че­ские ру­би­ны огро­м­ных раз­ме­ров (до 10 кар­та и бо­лее) в со­вет­ские вре­ме­на за­по­ло­ня­ли при­лав­ки юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов. Син­те­ти­че­ских изу­мру­дов и са­п­фи­ров бы­ло го­раз­до мень­ше, и их «роль» в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях ча­сто вы­пол­ня­ли цвет­ные стра­зы. Куль­ту­ра по­треб­ле­ния цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в стра­не от­сут­ство­ва­ла пол­но­стью.

Та­кой ас­ке­тизм по­треб­ле­ния цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней с успе­хом под­дер­жи­вал­ся все го­ды и в но­вой Рос­сии. В ос­но­в­ном – бла­го­да­ря на­ци­о­наль­но­му за­ко­но­да­тель­ству, с уди­ви­тель­ным упор­ством за­пре­ща­ю­ще­му гра­ж­да­нам под стра­хом уго­ло­в­но­го пре­сле­до­ва­ния не толь­ко со­вер­шать сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, но да­же про­сто хра­нить их вне со­ста­ва юве­ли­р­ных из­де­лий.

От­сут­ствие по-­на­сто­я­ще­му сво­бод­но­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней в со­вре­мен­ной Рос­сии при­ве­ло как к де­гра­да­ции гра­ниль­ной от­рас­ли, так и к от­сут­ствию ко­м­мер­че­ско­го про­дви­же­ния в пред­став­ле­нии на­се­ле­ния са­мой идеи цен­но­сти об­ла­да­ния при­род­ны­ми ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми.

Ма­ло кто из рос­си­ян се­го­д­ня не толь­ко по­ни­ма­ет ре­аль­ную цен­ность цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней хо­ро­ше­го ка­че­ства, но и во­об­ще ис­пы­ты­ва­ет к ним пра­к­ти­че­ский ин­те­рес. Бри­л­ли­ан­ты – это рос­си­я­нам по­нят­но, но все осталь­ные, т.е. цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни в пред­став­ле­нии на­ших со­о­те­че­ствен­ни­ков цен­но­сти име­ют ма­ло… И толь­ко не­з­на­чи­тель­ная часть по­ку­па­те­лей в ка­кой-то сте­пе­ни зна­ко­ма с су­ще­ство­ва­ни­ем гра­да­ций цен в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ствен­ных ха­ра­к­те­ри­стик цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Бе­з­усло­в­но, из лю­бо­го пра­ви­ла есть ис­клю­че­ния. Ка­кая-то часть со­сто­я­тель­ных рос­си­ян при­об­ре­та­ла юве­ли­р­ные из­де­лия с ка­че­ствен­ны­ми цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми во вре­мя на­хо­ж­де­ния за ру­бе­жом. Кто-то по­ку­пал юве­ли­р­ные из­де­лия с хо­ро­ши­ми ру­би­на­ми, са­п­фи­ра­ми и изу­мру­да­ми и внут­ри Рос­сии, как пра­ви­ло – у ху­до­ж­ни­ков-­ю­ве­ли­ров, про­из­во­дя­щих та­кие экс­клю­зив­ные из­де­лия в штуч­ном по­ряд­ке. Но до ми­ро­вых мас­шта­бов мас­со­во­го про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми в Рос­сии де­ло не до­ш­ло.

Кро­ме фа­к­то­ра низ­ко­го спро­са на цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, на рос­сий­ском ры­н­ке ра­бо­та­ет и дру­гой фа­к­тор, сни­жа­ю­щий обо­ро­ты им­пор­та ру­би­нов, са­п­фи­ров и изу­мру­дов – от­но­си­тель­ная бед­ность на­и­боль­шей ча­сти на­се­ле­ния и на­ив­ное стре­м­ле­ние со­сто­я­тель­ных по­ку­па­те­лей что-то до­ро­гое при­об­ре­сти де­ше­во. По­это­му те цвет­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые все же за­во­зят­ся в Рос­сию, обы­ч­но очень не­вы­со­ких ка­че­ствен­ных ха­ра­к­те­ри­стик и не­боль­шо­го раз­ме­ра. А та­к­же не­вы­со­ко­го ка­че­ства огран­ки.

А, кро­ме то­го, та­кие ка­м­ни, с ве­ро­ят­но­стью в 99%, еще и глу­бо­ко об­ла­го­ро­же­ны. Как при­мер: ес­ли это ру­би­ны, то сверх вся­кой ме­ры со­дер­жа­щие стек­ло, ес­ли это са­п­фи­ры – то на­вер­ня­ка с ди­ф­фу­зи­он­ной окрас­кой (а не тер­ми­че­ски об­ра­бо­тан­ные), ес­ли изу­мру­ды – то не­ща­д­но про­пи­тан­ные, и хо­ро­шо еще, ес­ли бес­цвет­ны­ми ве­ще­ства­ми. По­че­му они и де­ше­вые.

У­вы, на та­ком ры­н­ке внут­рен­няя ре­а­ли­за­ция до­ро­гих, не об­ла­го­ро­жен­ных ураль­ских изу­мру­дов – за­ня­тие бес­пе­р­с­пе­к­тив­ное – спро­са на них по­чти нет. Как ми­ни­мум, нет мас­со­во­го спро­са.

Есть еще не­сколь­ко фа­к­то­ров, сни­жа­ю­щих ем­кость рос­сий­ско­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. Но эти фа­к­то­ры дей­ству­ют не толь­ко в от­но­ше­ние имен­но этой под­груп­пы, а рас­про­стра­ня­ют­ся на им­порт всех дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, юве­ли­р­ных из­де­лий и т.д. Это, пре­ж­де все­го, сло­ж­ность и за­трат­ность для биз­не­са ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния про­це­ду­ры им­пор­та. В Рос­сии по­ми­мо та­мо­жен­но­го кон­тро­ля, при вво­зе дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней дей­ству­ет есть еще и дру­гой, так на­зы­ва­е­мый го­су­дар­ствен­ный кон­троль. И за­во­зить эти цен­но­сти мо­ж­но толь­ко че­рез спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные та­мо­жен­ные по­сты, об­ла­да­ю­щие не­об­хо­ди­мой ко­м­пе­тен­ци­ей. При­чем с упла­той та­мо­жен­ных по­шлин.

Не­ма­ло­ва­ж­но, что лю­бой вид биз­не­са, свя­за­н­но­го с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, очень же­ст­ко кон­тро­ли­ру­ет­ся в Рос­сии в со­о­т­вет­ствии с дей­ству­ю­щим от­рас­ле­вым за­ко­но­да­тель­ством Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­той. Та­кой кон­троль ве­дет к из­дер­ж­кам биз­не­са, сни­же­нию его мар­жи­наль­но­сти, и, в ко­неч­ном ито­ге, сни­же­нию при­в­ле­ка­тель­но­сти. А с вве­де­ни­ем в дей­ствие го­су­дар­ствен­ной ин­те­гри­ро­ван­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы в сфе­ре кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них на всех эта­пах это­го обо­ро­та (ГИИС ДМДК) сло­ж­ность и за­трат­ность ве­де­ния биз­не­са, свя­за­н­но­го с дра­го­цен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, еще бо­лее воз­рос­ла.

Мо­ж­но ли улуч­шить си­ту­а­цию на внут­рен­нем ры­н­ке цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, под­няв его по­тен­ци­аль­ную ем­ко­сть? Бе­з­усло­в­но, мо­ж­но, т.к. ис­то­ри­че­ски рос­си­я­не са­мо­цве­ты все­г­да лю­би­ли. Не ви­на на­се­ле­ния, что при­у­че­но оно ока­за­лось не к на­сто­я­ще­му про­дук­ту, а его де­ше­вым син­те­ти­че­ским за­ме­ни­те­лям. Нет про­дви­же­ния, ре­кла­мы то­ва­ра – не бу­дет и спро­са, а без не­го – не бу­дет и пред­ло­же­ния. Но ни­ка­кой ры­нок не мо­жет жить без сво­бо­ды.

В­се, что ну­ж­но сде­лать для раз­ви­тия здо­ро­во­го внут­рен­не­го ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, по­вы­ше­ния спро­са на них – это сде­лать ры­нок цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней со­вер­шен­но сво­бод­ным, ли­к­ви­ди­ро­вав упо­ми­на­ние о цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­нях в ста­тьях 191 и 192 УК РФ и из­ме­нив нор­мы Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях», пе­ре­и­ме­но­вав его в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и ал­ма­зах». Т.е. о тех объ­ек­тах ре­гу­ли­ро­ва­ния, ко­то­рые, дей­стви­тель­но, име­ют ва­ж­ность для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства.

А даль­ше част­ная ини­ци­а­ти­ва ры­нок под­ни­мет ры­нок цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, ко­то­рые, впро­чем, пусть луч­ше бу­дет на­зы­вать не дра­го­цен­ны­ми, а юве­ли­р­ны­ми ка­м­ня­ми. Не сра­зу, но с го­да­ми, их рос­сий­ский ры­нок ста­нет ем­ки­м!

* - дру­гие до­ли ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней со­став­ля­ют груп­пы по ко­ду HS6 ID 710399 «Ка­м­ни дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные, об­ра­бо­тан­ные» ($1,13 млрд, или 25,9% все­го ры­н­ка цвет­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней) и по ко­ду HS6 ID 710310 «Ка­м­ни дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные, не­об­ра­бо­тан­ные или ча­сти­ч­но об­ра­бо­тан­ные» ($0,41 млрд, или 9,39%).

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->