Занять в граммах: что происходит с золотыми облигациями

Раздел: Рынки
28 августа 2025 г.

На ры­н­ке об­ли­га­ций по­яви­л­ся но­вый не­боль­шой вы­пуск так на­зы­ва­е­мых зо­ло­тых бон­дов — его раз­ме­сти­ла сеть «Мосгор­ло­м­бард». Ра­нее та­кие дол­го­вые бу­ма­ги, но­ми­ни­ро­ван­ные в гра­м­мах дра­г­ме­тал­ла, раз­ме­ща­ла толь­ко зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния «Се­ли­г­дар». Как раз­ви­ва­ет­ся се­г­мент об­ли­га­ций, при­вя­за­н­ных к зо­ло­ту, и мо­ж­но ли на них за­ра­бо­тать?

Коль­ца и брас­ле­ты­

Во вто­рой по­ло­ви­не ав­гу­ста на рос­сий­ском ры­н­ке по­яви­л­ся но­вый вы­пуск об­ли­га­ций, но­ми­нал ко­то­рых при­вя­зан к сто­и­мо­сти зо­ло­та. Их раз­ме­сти­ло ПАО «МГКЛ» — сеть мос­ко­в­ских го­род­ских ло­м­бар­дов, ра­бо­та­ю­щих под брен­дом «Мосгор­ло­м­бард». Но­ми­нал об­ли­га­ции — грамм зо­ло­та.

Объ­ем вы­пус­ка был кро­шеч­ным, те­сто­вым — на 5,5 кг и объ­е­мом в 47,3 млн руб­лей. Вы­пуск пред­на­з­на­чал­ся толь­ко для ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ин­ве­сто­ров и про­шел при ажи­о­та­ж­ном спро­се: он пре­вы­сил пред­ло­же­ние в во­семь раз. Срок об­ра­ще­ния об­ли­га­ций со­став­ля­ет три го­да, ку­пон вы­пла­чи­ва­ет­ся раз в ме­сяц, его став­ка со­ста­ви­ла 14%. Сей­час вы­пуск тор­гу­ет­ся вы­ше но­ми­на­ла — по 104,9% с до­ход­но­стью в 13% го­до­вых.

«МГКЛ» — вто­рой на ры­н­ке эми­тент зо­ло­тых бон­дов. Пер­во­про­ход­цем в этом се­г­мен­те ста­ла зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния «Се­ли­г­дар», ко­то­рая с 2023 го­да раз­ме­сти­ла три вы­пус­ка бон­дов в зо­ло­те и один — в се­ребре, об­щим объ­е­мом око­ло 19 млрд руб­лей. До­ход­ность к по­га­ше­нию по пе­р­во­му зо­ло­то­му вы­пус­ку — 11,85%, по вто­ро­му — 9,5%, по тре­тье­му — 9,9%.

Глав­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кон­суль­тант ИК «Ве­лес Ка­пи­тал» Дми­т­рий Сер­ге­ев го­во­рит, что эми­тен­тов та­ких не­о­бы­ч­ных об­ли­га­ций все­го два, но они со­вер­шен­но раз­ные. В од­ном слу­чае ин­ве­стор, об­ра­ща­ет вни­ма­ние Сер­ге­ев, име­ет де­ло с кру­п­ной зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­ни­ей, ко­то­рая са­ма про­из­во­дит зо­ло­то, а в дру­гом — с роз­ни­ч­ной се­тью ло­м­бар­дов, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся ску­п­кой и про­да­жей зо­ло­тых из­де­лий в чис­ле про­че­го. Рис­ки у та­ких за­е­м­щи­ков, го­во­рит Сер­ге­ев, раз­ные.

Ди­рек­тор по ра­бо­те с со­сто­я­тель­ны­ми кли­ен­та­ми «БКС Мир ин­ве­сти­ций» Де­нис Га­б­ду­лин та­к­же от­ме­ча­ет, что но­вый вы­пуск при­на­д­ле­жит роз­ни­ч­ной ло­м­бар­д­ной се­ти, а не кру­п­но­му зо­ло­то­до­бы­т­чи­ку, что усло­ж­ня­ет оцен­ку ри­с­ков. С дру­гой сто­ро­ны, де­я­тель­ность «МГКЛ» тес­но свя­за­на с зо­ло­том и его це­ной, по­это­му при­вя­зы­вать вы­пус­ки к ко­ти­ро­в­кам ме­тал­ла впол­не ло­ги­ч­но, уве­рен ана­ли­тик про­ек­та bitkogan Геор­гий Ак­се­нов.

Мо­мент для раз­ме­ще­ния об­ли­га­ций в зо­ло­те сей­час уда­ч­ный для эми­тен­тов из-­за вы­со­ких цен на ме­талл, го­во­рит на­чаль­ник ана­ли­ти­ки ИК «Ри­ком-Траст» Олег Абе­лев. «Д­ля ко­м­па­ний это озна­ча­ет, что при раз­ме­ще­нии они по­лу­ча­ют боль­ше руб­лей за ка­ж­дую об­ли­га­цию, что вы­год­но», — по­яс­ня­ет он. А ин­ве­сто­ры ищут все­воз­мо­ж­ные пу­ти за­ра­бо­тать на не­дав­нем рал­ли в зо­ло­те, до­бав­ля­ет Де­нис Га­б­ду­лин из БКС.

Дми­т­рий Сер­ге­ев из «Ве­лес-Ка­пи­та­ла» об­ра­ща­ет вни­ма­ние, что спрос на зо­ло­тые об­ли­га­ции «Се­ли­г­да­ра» умень­шал­ся по ме­ре то­го, как ЦБ под­ни­мал клю­че­вую став­ку и руб­ле­вые ин­стру­мен­ты ста­но­ви­лись бо­лее при­в­ле­ка­тель­ны­ми для ин­ве­сто­ров.

Це­на зо­ло­та и ку­по­ны­

Не­смо­т­ря на то что пе­р­вые зо­ло­тые об­ли­га­ции по­яви­лись на ры­н­ке бо­лее двух лет на­зад, этот се­г­мент ры­н­ка бон­дов не по­лу­чил се­рьез­но­го раз­ви­тия. По сло­вам Сер­ге­е­ва, ин­ве­сто­ры с эн­ту­зи­аз­мом бы встре­ти­ли вы­пус­ки, на­при­мер, «По­лю­са», но кру­п­ней­ший зо­ло­то­до­бы­т­чик та­ких пла­нов не озву­чи­вал.

Для ин­ве­сто­ров эти об­ли­га­ции мо­гут быть удоб­ным спо­со­бом по­лу­чить до­ход­но­сть, при­вя­за­н­ную к зо­ло­тым ко­ти­ро­в­кам, не по­ку­пая фи­зи­че­ско­го ме­тал­ла, го­во­рит ана­ли­тик ФГ «Фи­нам» Ни­ки­та Бо­ро­да­нов.

Фи­зи­че­ское зо­ло­то — это тра­ди­ци­он­ный за­щи­т­ный ак­тив, но при этом тре­бу­ет за­трат на хра­не­ние, ко­то­рое ва­ж­но для под­дер­жа­ния сто­и­мо­сти сли­т­ка, на­по­ми­на­ет Де­нис Га­б­ду­лин. В этом смыс­ле у об­ли­га­ций в зо­ло­те есть пре­и­му­ще­ство: ин­ве­сто­рам не на­до тра­тить­ся на хра­не­ние. На­о­бо­рот, они по­лу­ча­ют фи­к­си­ро­ван­ный ку­пон и вы­и­г­ры­ва­ют от дви­же­ния ко­ти­ро­вок зо­ло­та, го­во­рит экс­перт.

Пер­вый вы­пуск об­ли­га­ций в зо­ло­те был раз­ме­щен в кон­це мар­та 2023-­го, став­ка ку­по­на по не­му со­став­ля­ет 5,5%. В ап­ре­ле 2023 го­да ин­ве­стор мог бы ку­пить эту бу­ма­гу за 4961 рубль — имен­но столь­ко то­г­да сто­ил грамм зо­ло­та. С тех пор он бы по­лу­чил 874 руб­ля ку­пон­ных вы­плат. Сей­час об­ли­га­ции тор­гу­ют­ся на уро­в­не 87,5% от но­ми­на­ла, а грамм зо­ло­та сто­ит уже 8650 руб­лей. И ес­ли бы ин­ве­стор про­дал об­ли­га­цию сей­час, то по­лу­чил бы до­ход­ность око­ло 70% за эти два с по­ло­ви­ной го­да, под­с­чи­ты­ва­ет Дми­т­рий Сер­ге­ев из «Ве­лес-Ка­пи­та­ла».

Од­на­ко есть и ми­ну­сы. На­при­мер, но­ми­нал зо­ло­тых об­ли­га­ций рос­сий­ских эми­тен­тов при­вя­зан к руб­ле­вой сто­и­мо­сти це­ны дра­г­ме­тал­ла в ЦБ. Руб­ле­вая це­на, в свою оче­редь, го­во­рит Олег Абе­лев из «Ри­ком-Траст», при­вя­за­на к ко­ти­ро­в­кам на Лон­дон­ской би­р­же и за­ви­сит от кур­са дол­ла­ра в руб­лях. Укре­п­ле­ние руб­ля, ко­то­рое про­дол­жа­лось с на­ча­ла го­да, та­ким об­ра­зом мо­жет не­га­тив­но от­ра­зить­ся на об­щем до­хо­де ин­ве­сто­ра.

«Бы­ва­ют пе­ри­о­ды, ко­г­да це­на на Лон­дон­ской би­р­же мо­жет силь­но от­ли­чать­ся от учет­ной це­ны зо­ло­та ЦБ, ко­то­рая идет в рас­чет до­ход­но­сти об­ли­га­ций», — го­во­рит Абе­лев. И до­бав­ля­ет: ес­ли це­на зо­ло­та к да­те по­га­ше­ния упа­дет, мо­ж­но по­лу­чить убы­ток в руб­лях, да­же не­смо­т­ря на вы­со­кий ку­пон.

К это­му ри­с­ку при­бав­ля­ет­ся низ­кая ли­к­вид­ность зо­ло­тых вы­пус­ков, а это зна­чит, что про­дать бу­ма­ги быст­ро бу­дет сло­ж­но, го­во­рит Де­нис Га­б­ду­лин. И, на­ко­нец, са­мый се­рьез­ный риск — риск са­мо­го эми­тен­та. «Ко­неч­ным пла­тель­щи­ком яв­ля­ет­ся эми­тент об­ли­га­ции, а его воз­мо­ж­ность про­ве­сти пла­теж за­ви­сит не толь­ко от це­ны зо­ло­та, но и от соб­ствен­но­го де­не­ж­но­го по­то­ка. На это то­же на­до об­ра­щать вни­ма­ние», — ре­зю­ми­ру­ет он.

[ forbes.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->