Ювелирное искусство Азербайджана

Раздел: Общество
01 февраля 2008 г.

Ювелирное искусство АзербайджанаНевозможно представить женщину, особенно азербайджанку, без драгоценных украшений, Для одних — это способ подчеркнуть свою красоту, для других — материальный достаток, для третьих… Вобщем, сколько женщин, столько и причин. А задумывался ли кто-нибудь об истоках азербайджанского ювелирного искусства.

Издавна азербайджанский народ проявлял непомерную тягу к украшениям. Откладывать на черный день золото и бриллианты стало своего рода национальной традицией, силу которой мы ощущаем и по сей день. Эта привычка до сих направляет наши стопы в магазины ювелирных изделий. О высоком уровне азербайджанских мастеров-зергеров древности свидетельствуют многие украшения, которые “дожили" до нашего времени. Особый расцвет приходится на XIX век, когда главными центрами ювелирного ремесла Азербайджана являлись города Баку, Гянджа, Шемаха, Шуша, Шеки и Нахичевань, а основными видами ювелирных работ были штамповка, чеканка; волочение, наращивание зерни и эмаль. Мало кто знает, что в период СССР Азербайджан являлся одним из главных производителей ювелирных изделий. Масштабы производства на Бакинском ювелирном заводе поражали – ежегодные поставки составляли свыше 4 тонн золота и 30 тысяч каратов в качестве сырья. На заводе был построен единственный в бывшем Союзе футлярный цех, оборудование которого было импортировано из Италии.

Кому что носить…

В раннем возрасте девочке прокалывали уши и продевали тонкую нитку, на которую позже нанизывали одну или две бусинки (“гез мынчыгы"), выполнявших функцию оберега от “дурного глаза" (“бэднэзэр"). Эти украшения — бусины пришивали также к плечикам одежды, к тюбетейке, вешали на шею или на руку младенцам. Еще одним непременным детским украшением были перламутровые пуговицы – "седеф". Существовали также украшения для девочек 14-15 летнего возраста и тех, кто мог вступать в брак (после 16-17 лет). В комплект украшений невесты входили кольца, серьги, нагрудные украшения, браслеты, ожерелья, несколько рядов бус, головные украшения.

Украшения состоятельных женщин, как и ныне, отличались дороговизной, использованием в них драгоценных камней и более сложной художественной конфигурацией. Ювелирные украшения имели непосредственную и органичную связь с комплектом женского костюма, они дополняли его и составляли единый ансамбль, придавали ему национальный колорит и художественную завершенность и эстетичность. Изменение одного из элементов костюма или его отсутствие неизменно вызывало изменения в отдельных видах (элементах) комплекса украшений. К богатому наряду подбирали и более дорогой набор украшений. Следует отметить, что эти два комплекта (одежда и украшения) до второй половины XIX в. были сравнительно устойчивыми и мало подвергались изменениям.

Украшения женской одежды состояли из различных затяжек, булавок, пуговиц, а также предназначенных для отделки ворота, подола, рукавов верхней одежды и рубашек, головного убора. У мужчин украшениями для одежды были только газыри и пуговицы, у зажиточных людей и феодальной знати – украшения для головного убора (чалмы и др.), одежды, пояса и обувь. По требованию заказчика зергер искусно подбирал нужные сочетания элементов и деталей. Этим объясняется большое разнообразие ювелирных украшений азербайджанцев, что свидетельствует об индивидуальном мастерстве их создателей.

Когда нельзя было носить украшения

Женщины не носили украшений в первые 40 дней после родов, потому что считалось, что это может сглазить мать и её чадо. Порицалось ношение украшений в дни религиозного обряда мехерремлик и в течение 40 дней траура по умершему. Ношение украшений, кроме эстетического назначения, символизировало торжество, радость, а в указанные периоды женщины как бы отрекались от всего радостного.

Отличались также украшения замужних молодых женщин, имеющих двух-трех и более детей, от украшений женщин 45-50 лет. Обычно в пожилом возрасте ношение различных украшений сводилось до минимума – носились только серьги, кольца; головные и нагрудные украшения исключались, волосы прятали в специальный чехол; голову покрывали повязкой чутгу или келагаи.

Украшения для одежды, шеи и головы

Одним из наиболее распространенных приемов ювелирной техники являлась штамп-чеканка, которая была трех видов: точечный (пуансон), плоскорельефный и высокорельефный. Методом штампа изготавливались различные виды украшений для одежды, браслеты, головные и шейно-нагрудные украшения, фрагменты для некоторых

фасонов мужских поясов. Штампованные бляшки (круглые, квадратные, прямоугольные, восьмигранные, в форме лепестков, рыбок, цветков и так далее) с точечным и растительным орнаментом нашивались на женскую, главным образом, свадебную одежду, и использовались для украшения различных бытовых предметов (футляров для часов, расчесок, Корана…). Шейно-нагрудные украшения, характерные для населения Нахчывано-Ордубадской области, были представлены в виде многоярусных украшений, состоящих из узких прямоугольных спаянных пластин, к которым подвешивались миндалевидные подвески в виде листочков. Между подвесками на тонкой крученой проволоке подвешивался мелкий жемчуг.

В Азербайджане и поныне широко распространены золотые полые (дутые) бусы круглой формы – пил, продолговатой формы – арпа (зерно ячменя), имеющие точечный и линейный орнамент. Их одевали отдельно или в сочетании с различными штампованными или гравированными подвесками.

Из нагрудных украшений, нашиваемых на верхнюю женскую одежду, широкое распространение получили крупных размеров дутые пуговицы в виде нераскрывшегося бутона (газа дюймя или катиби дюймя). Другой вид пуговиц, гушпара дюймя, имел форму колокольчика, в нижней части которого имелись подвески в виде листочков и коралловой бусины. Одним из уникальных многоярусных шейно-нагрудных украшений являлось богазалты, оно состояло из трапецевидных медальонов, которые имели подвески в виде рыбок и миндаля. К центральному медальону был подвешен восьмилепестковый цветок, к которому, в свою очередь, прикреплялся полумесяц и солярный знак. Полумесяц также имеет подвески – миндалевидные и в виде рыбок. Все детали соединены колечками и тонкой проволокой с нанизанным на нее мелким жемчугом. Изделия украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, помещенными в сильно выступающий каркас – юва. Наиболее используемыми камнями были рубины, изумруды и бирюза. Из головных украшений выделяется коллекция филигранных диадем – чутгу габагы, которые обычно состоят из трех частей, соединенных штифтами, где каждая из диадем изготовлена своеобразно, не повторяясь в деталях.

Серьги и браслеты

Широкое распространение получили трехъярусные серьги – шар сырга, состоящие из полумесяца с цветком в центре, к которому подвешен другой цветок, а к нему – в свою очередь, филигранный шар. Все детали имеют подвески из мел жемчуга. Другой вид филигранных серег бал сырга (миндалевидные) состоит из цветка, к которому подвешена миндалевидная деталь. Серьги украшены мелким жемчугом. Еще один вид серег, называемых уч дюймя (три пуговицы) состоит из обруча, в нижней части которого имеется деталь, к которой прикреплены три или четыре кувшинообразные подвески. Из браслетов широко распространены парные – гюль и лава в форме цветков из ромбовидных дета; соединенных колечками, а на цепочке к браслету подвешивались две прямоугольные детали, соединенные штифтом с тремя филигранными подвесками. Такие браслеты часто дополнялись налепными цветочками

Пояса

Художественно-орнаментальными особенностями отличались и пояса (кемер). Причем в каждой этнографической зоне были свои тонкости техники изготовления. Например, в Гянджа-Газахской зоне ювелиры изготовляли 4 типа поясов. В Шеки-Загатальской – различные типы серебряных и других поясов. Женские пояса украшались тремя рядами серебряных монет, к некоторым из которых при помощи коротких и тонких крючков подвешивались серебряные двугривенники. Они, свободно свисая, звенели во время ходьбы или пляски. Пояса в основном застегивались массивными пряжкам при помощи крючков (гармаг или чарпаз). Пояса являлись одним из основных предметов приданого невесты. По существующим обычаям девушки пояса не носили, но, выйдя замуж, должны были надевать их. Пояса имели не только утилитарное значение, но отражали также и социальное положение его носителей. Кроме того, они имели религиозно-магическое значение.

При изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами в 19 в. использовалась эмаль. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зеленой эмалью от светлых до самых темных тонов. Фоном служила обычно белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения покрывались либо позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.

Многовековые традиции азербайджанского ювелирного искусства передаются из поколения в поколение, совершенствуясь и наполняясь новым содержанием.

[ trendaz.com ]

Обсуждение новости - Ваш комментарий первый

Реклама

Реклама

 

Архив новостей

2020 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Архив журнала "Ювелирные Известия" (2004-2005)

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.